Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Родина моя - Башкортостан»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Борис Ирина Петровна

Формирование у детей представления о России, о Республике Башкортостан, о селе Бижбуляк, как о малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_rodina_moya-bashkortostan.docx37.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Пчелки»

Тема: «Родина моя - Башкортостан»

МБДОУ детский сад «Журавушка» с. Бижбуляк

                                                                                                               

                                                                     Воспитатель:  Борис И. П.

                                                                              Дата проведения: 10 октября  2018 г.                                                      

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Родина моя - Башкортостан»

Программное содержание.

Образовательные задачи.  Формировать у детей представление о России, о Республике Башкортостан, о селе Бижбуляк, как о малой Родине.

Развивающие задачи. Учить детей сравнивать пять предметов по величине , раскладывать их в убывающей последовательности: большая, поменьше, еще меньше, еще меньше и самая маленькая. Учить осуществлять выбор величин по слову- названию предметов.  Закреплять знания детей своего домашнего адреса, названия улицы, на которой находится детский сад, закреплять умение детей составлять целое из частей. Прививать желание читать стихи, обогащать словарь детей. Формировать представления о русской, башкирской, татарской, чувашской, мордовской матрешке. Развивать у детей конструктивные навыки, мелкую моторику рук, логическое мышление, зрительное и творческое воображение. Продолжать учить работать с соленым тестом; раскатать соленое тесто между ладонями; аккуратно работать.

Воспитательные задачи. Воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.   Воспитывать у детей чувство любви и уважения к народам разных национальностей. Прививать интерес к национальной кухне.                                                                                                                             

Активизация словаря.  Тюбетейка, чак-чак, названия улиц села.

Методические приемы.

  1. Звучание башкирской мелодии.
  2. Художественное слово.
  3. Беседа, вопросы детям.
  4. Игры настольные.
  5. Физминутка.
  6. Рассматривание карты России, Республики Башкортостан, с. Бижбуляк.
  7. Сюрпризный момент - игрушечные матрешки .
  8. Внесение чак-чака.
  9. Пальчиковая гимнастика.
  10. Лепка чак-чака.

Материалы к занятию: аудиозапись мелодии, исполняемой на курае; карты России, Республики Башкортостан, с. Бижбуляк, указка, 5 объемных матрешек, игра «Собери матрешку», соленое тесто, дошечки, влажные салфетки, чак-чак на блюдце, тюбетейка.

 

Ход занятия:  

                                                                                                                               1.Организационный момент.

Создание положительного эмоционального настроя.                                          Звучит башкирская мелодия. Дети становятся в круг.

Воспитатель.

- Ребята, поздороваемся с гостями!

-Посмотрите, какой сегодня замечательный день! Давайте все вместе порадуемся новому дню.

(дети сидят в кругу):

Утром солнышко встает выше, выше, выше !

(сидят на корточках, тихонько встают , поднимают ладошки вверх)

К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже.

обратно тихонько садятся )

Хорошо, хорошо, солнышко смеется!

встают, хлопают в ладоши)

А под солнышком нам весело живется !

кружатся, подняв руки вверх) 

Игра-энергизатор «Хорошо» 

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (
изображают ветер) Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (
шагают) Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (
обнимают себя) Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (
изображают дом) Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (
разводят руки в стороны) Хорошо! (выставляют большие пальцы)

2.Основная часть.  ( Дети садятся).

Воспитатель: Ребята, хорошо живется нам в нашей стране? Скажите, а как называется наша большая страна ?

Дети. – Россия ( показ карты России)

Воспитатель.- Наша страна Россия очень большая. А в большой стране у каждого человека есть своя малая Родина – это наша Республика. Скажите, как называется наша Республика?

Дети. - Башкортостан.( показ карты Башкортостана)

Воспитатель:

 «Я у карты Родины стою,

  Узнаю Башкирию свою.

   Мне она напоминает руку,

  А вернее крепкую ладонь,

  Искренне, протянутую  другу,

  За друзей готовую в огонь.» (М. Карим)

- В эти дни наш народ отмечает большой праздник - День Республики. Башкортостан празднует свой день рождения. Праздник Дня республики справляется осенью. В то время, когда земля дает урожай овощей, фруктов, когда лес полон грибов, ягод. И мы очень рады этому празднику.

 Воспитатель. –Но и в Республике Башкортостан есть самая малая наша Родина – это наше село. Скажите, как называется наше село?

Дети. - Бижбуляк.

( Показ карты с. Бижбуляк и панно с фотографиями села Бижбуляк)                            И сердцу моему милей,                                                                                                                                 Тот уголок прекрасный                                                                                                                              Что называю Родиной своей.                                                                                                                         Здесь есть поля, луга.                                                                                                                                   Вам будет рад тут всяк.                                                                                                                                              И этот уголок чудесный                                                                                                                                    Зовут все Бижбуляк!

 Воспитатель.  - Посмотрите, какое наше село очень красивое, ухоженное, чистое. Улицы благоустроены. Чтобы село стало таким уютным, постарались и ваши родители, дедушки и бабушки. А мы с вами можем сделать что - нибудь для того, чтобы наше село стало еще краше? (ответы детей: не ломать деревья, кусты; не топтать клумбы и газоны; не срывать цветы; посадить деревья, чтобы в селе был чистый воздух,  не стрелять из рогатки в лампочку уличного фонаря, не портить сооружения, подкармливать птиц и не мусорить).

Воспитатель: Правильно, ребята. Я знаю, что вы любите и бережете родную землю. Красота, которую дарит нам природа, бесценна и мы должны ее беречь. Если мы будем себя вести, как настоящие граждане, любящие свое село, оно станет еще краше.

 Воспитатель – А в нашем прекрасном селе Бижбуляк у каждого из нас есть своя улица.

Игра «Умная тюбетейка» (в кругу)

-Назовите, на какой улице вы живете. ( дети называют улицы села.)

-Но есть улица, которая всем знакома, конечно же это улица, на которой расположен наш детский сад. Как наз-ся улица? (Советская)

Воспитатель. – А на каждой улице есть дом, где вы живете. Кто знает номер своего дома? (дети садятся)

- Воспитатель. (Показ людей в национальном костюме).

- Наш край очень богат и красив. Здесь можно увидеть горы, леса, озера и реки. Но главное богатство - это наши люди разных национальностей, которые проживают на территории нашей республики. И все они живут дружно, мирно, не ссорятся.
«Здесь и русский, и мари
И татарин, и башкир
Мы для счастья родились
Дружно вместе всем нам жить»
 

- Скажите, кто вы по национальности?(5-6 детей)

Воспитатель. – Посмотрите, дети, мы говорим с вами о нашей Родине и получается так, что она похожа на одну игрушку, а какая, вы мне скажете, послушав мою загадку.

«Ростом разные подружки,

А похожи друг на дружку!

Но они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка»

Дети: Матрешка!

Воспитатель.- Правильно, это матрешка. 

«Дуйте в дудки,              
Бейте в ложки!

В гости к нам 
Пришли матрешки!
  

Не простые матрешки, а башкирские». (Показ.)

Воспитатель: Ребята, наша страна какая по величине? Самая большая.

( ставит самую большую матрешку). Республика Башкортостан какая по величине?

Поменьше (ставит поменьше матрешку). Село Бижбуляк какое по величине: больше или меньше Республики Башкортостан ? Правильно, меньше

ставит еще меньше матрешку). Эта матрешка - ваша улица - еще меньше. А ваш дом, где вы живете, какой по величине: самый маленький.

-Вот, посмотрите – что получилось:

  1. Наша страна Россия - какая матрешка? (индивидуальные ответы) Самая большая.
  2. Республика Башкортостан – поменьше матрешка.
  3. Село Бижбуляк – еще меньше матрешка.
  4. Ваша улица? - еще меньше матрешка.
  5. Дом, где вы живете? – самая маленькая матрешка.

-И так,  мы живем в своем доме, наш дом находится на нашей улице, наша улица находится в селе Бижбуляк, село наше находится в республике Башкортостан, а республика Башкортостан находится в России.

Воспитатель.–Дети , хотите стать матрешками? Тогда вставайте в круг – весело потанцуем.

Физминутка «Матрешки»

Покружились, покружились и в матрешек превратились.

Мы - матрешки, вот такие крошки.( приседают, головой качают)

Вот у нас, вот у нас - веселые ладошки.( хлопают в ладошки)

Мы – матрешки, вот такие крошки. ( приседают)

Вот у нас, вот у нас яркие платочки. ( как бы машут платочками)

Мы – матрешки, вот такие крошки. ( приседают)

Вот у нас, вот у нас красные сапожки. ( показывают попеременно ножки)

Мы - матрешки, вот такие крошки ( приседают)

Побежали, побежали по одной дорожке.( бегут друг за другом).

(Дети садятся)

Воспитатель. – Дети, а теперь, сейчас мы поиграем, соберем из частей в одно целое матрешек : башкирку, татарку, чувашку, русскую .

 Дидактическая игра «Собери матрешку» (За столами. Раздаточный материал)

Воспитатель. - Посмотрите, ребята, что держит в руках самая большая матрешка?

-Правильно. Это чак-чак. Башкирское национальное блюдо. (Дети повторяют хором и инд-но)

Ребенок читает: (София Л.)

"Чак – чак».

«Мама из командировки

Привозила не обновки,

А чак – чак башкирский – блюдо,

Что всегда я помнить буду.

За столом мы собирались

Солнцу в блюдце улыбались,

Проходила сразу грусть,

Только слышалось: хрусть…хрусть…» Клим Чугункин.

Лепка «Чак-чак» (под курай)

-А сейчас давайте напечём с вами это угощение. Вот я уже замесило тесто. Посмотрите как выглядит это блюдо «Чак-чак»(рассматривание угощения на тарелочке). На что похож «Чак – чак»?

Дети: - на палочки.

-Воспитатель: А еще палочки похожи на «колбаски».

-А теперь я вам покажу как мы будем из соленого теста лепить чак-чак. Но сначала я вам напомню, что тесто нельзя брать в рот. Оно очень соленое и пальцами не тереть глаза. (Напомнить детям о технике безопасности при лепке с соленым тестом)                                                                                                                                  -- Берем тесто, отщипываем небольшой комочек,  кладем на ладошку и начинаем аккуратно скатывать из теста шар, а затем из шара раскатывать небольшую "колбаску". Вот какая "колбаска" или палочка получилась у меня. Затем  положим их также красиво горочкой на тарелку.

-А сейчас разомнем наши пальцы:

Пальчиковая гимнастика                                                                                                 Вот так, вот так                                                                                                                                                                  Тесто разминаем. (мнут)                                                                                                                                             Вот так, вот так                                                                                                                                                          Тесто раскатаем. (раскатывающие движения между ладошками)                                                                                                                                                Вот такой, вот такой                                                                                                                                                   Чак-чак вышел золотой. (ладошки верх)                                                                                                                              Смажем медом, помешаем,(мешают ладошками)                                                                                                                               Сложим горкой на поднос,     (показ «горки»)                                                                                                                             Угощайтесь, наши гости,(руки вперед)                                                                                                                               Вкусно очень? Не вопрос!(гладят живот, указательным пальцем машут перед собой)                          

-А сейчас сели правильно: спины выпрямили, ноги подружились.  (Дети лепят)

Воспитатель:- Вот сколько палочек получилось, давайте положим их также красиво горочкой на тарелку и у нас получится башкирское угощение «Чак – чак» (дети приносят воспитателю свои палочки)

Воспитатель: Давайте все вместе повторим «Чак – чак» (хором и индивидуально)

Воспитатель: Посмотрите, какое красивое башкирское блюдо у нас получилось!

Ребенок с тарелкой чак-чака читает стих. ( Дамир)                                                                         « На руках чак-чак лежит,                                                                                                                           Лучшим мёдом он облит.                                                                                                                               Слаще блюда не найти,                                                                                                                                    Хоть пол мира обойди!»                                                                                                                   3. Итог занятия.                                                                                                               Рефлексивно-оценочная часть.                                                                                   Воспитатель. – Молодцы! Сегодня мы с вами говорили о нашей Родине. Что же такое Родина ? Правильно , это наша огромная страна – Россия, наша Республика Башкортостан, наше село Бижбуляк, улицы и дома нашего села. Что мы делали  на занятии? (Смотрели карты, играли в игру «Умная тюбетейка», собирали  из частей разных матрешек)  Мне очень понравилось, как вы лепили чак-чак. Молодцы ! А в заключение,  хочу вас угостить башкирским национальным блюдом - чак-чак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России».

Конспект занятия по  нравственно-патриотическому воспитанию детей  старшей группы на  тему:  «Животный мир  средней  полосы России» расширяет  представлен...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Родина — родная сторона».

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Родина — родная сторона»....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в 1 младшей группе «Родина моя».

В данной разработке показано как привить ребёнку любовь и гордость к родной стране и её символике. Также представлена методика обучения нетрадиционным способам рисования, а именно "Рисование цветной с...

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе "Башкортостан-моя родная родина"

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе "Башкортостан-моя родная родина"...

Проект по патриотическому воспитанию в средней группе "Родина начинается с семьи"

Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и поле...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в 2 младшей группе «Родина моя».

Формировать нравственно-патриотические чувства у детей младшего дошкольного возраста. Познакомить детей с флагом России. Дать представление о российском триколоре....

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Родина моя - Югра»

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитаниюв подготовительной группе«Родина моя - Югра»...