Дополнительная образовательная программа "Тештине"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Обмайкина Марина Ивановна

формирование у ребенка интереса к национальной культуре. Знакомство детей с мордовским этносом и обучение их мордовскому языку, в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Дети получают много  информации о культуре народа, родном крае, о традициях и истории мордовского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа63.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Общие положения

Направленность образовательной программы: культорологическая.

         Программа подготовлена для детей, не владеющих эрзянским языком, которым предстоит изучить язык. Данная программа предназначена для детей 5-6 лет и направлена на пробуждение  у ребенка интереса и стремления к общению на одном из мордовских языков. Общение организуется  в играх, игровых ситуациях, в которых  дети получают информацию об игрушках, о себе, о товарищах по группе, о сказочных персонажах, о действиях в различных играх.

     Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка интереса к национальной культуре. Знакомство детей с мордовским этносом и обучение их мордовскому языку, в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Дети получают много  информации о культуре народа, родном крае, о традициях и истории мордовского народа.

Цель программы:

        - пробудить у детей интерес и стремление к общению на мордовском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;

        - воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, истории и культуре;

        - узнавать слова и понимать их значение;

        - узнавать и различать грамматические формы (нумоло – нумолот, налкси – налксить) и предложения с ними.

Задачи программы:

  1. Обучающие. Учить воспринимать мордовскую речь на слух, понимать смысл и функции различных конструкций, вступать в общении друг с другом на мордовском языке.
  2. Развивающие. Формировать у детей правильное произношение всех звуков. Знакомить детей с мордовскими ловами, объединяя их в группы по смысловому признаку, раскрывать значение слов.
  3. Воспитательные. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за малую родину, за мордовский народ.

Отличительные особенности программы

Отличительные особенности данной программы состоит в том, что она составлена с учетом образовательных областей.

  1. « Познавательное развитие»- дети знакомятся с культурой, историей, бытом, традициями мордовского народа.
  2. « Социально -коммуникативное развитие»- используются произведения мордовских писателей, поэтов знакомство с устным народным творчеством.
  3.  «Физическое развитие» , проводятся подвижные игры.
  4. « Художественно  – эстетическое развитие»-   используются произведения живописи о природе, знакомство с талантливыми людьми.

  1. « Речевое развитие» -  знакомство с мордовскими словами, объединяя их в группы по смысловому признаку, раскрывают значение новых слов, используют в речи речевые образцы на мордовском языке.

Адресат программыдети 5-6 года.

Название учреждения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 124комбинированного вида

Адрес

Республика Мордовия,

Заведующий МДОУ

Савина Елена Геннадьевна

Тип

Дошкольное образовательное учреждение

Вид

Детский сад комбинированного вида

Категория

вторая

Функционирует

С 1988 г.

Количество групп

8 групп:

Приоритетное направления

культорологическая

Педагог ДО

Обмайкина Марина Ивановна

Объем программы:36 занятий.

Формы обучения и виды занятий.

Распространенными формами обучения являются теоретические, практические, проектная деятельность, фронтальные, рассказ, беседа, практикум.Обучение проводится в устной форме на занятиях, в процессе общения детьми вне занятий в процессе и при организации развлечений

Срок освоения программы:1 года

Режим занятий

Организация занятий: проводятся 1 раза в неделю во второй половине дня.

Длительность занятия – 25 мин.  Предполагаемая наполняемость групп16 человек.

        

Планируемые результаты и способы определения их результативности

Личностные результаты

Личностными результатами изучения предмета «Мордовский язык»

являются следующие умения:

1.осознавать роль языка и речи в жизни людей;

2.эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

3. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

4.высказывать своѐ отношение к героям прочитанных

 произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов тексты литературных произведений.

Метапредметные результаты

Метапредметными  результатами изучения  курса  «Мордовский язык»

является:

  1.  формирование универсальных учебных действий (УУД).

определять и формулировать цель деятельности  на  уроке  с  помощью

учителя.

  1. проговаривать последовательность действий на уроке;
  2. учиться высказывать своѐ предположение(версию) на основе работы с

материалом учебника;

учиться работать по предложенному педагогом плану.

  1. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

делать выводы в результате совместной работы детей и педагога.

5. пересказывать небольшие тексты.

      6. слушать ипониматьречь других.

 7. учиться работать в паре, группе;

Предметные результаты

  1. Усвоить словарь, предназначенный для определенного возраста.
  2. Уметь отвечать на вопросы одним или двумя словами.
  3. Называть свое имя и спрашивать имена других, понимать обращенную к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала.
  4. Давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность.
  5. Рассказы о себе (как зовут, сколько лет, кто у него в семье).
  6. Уметь считать до 5.
  7. Уметь вести небольшой диалог, используя активный и пассивный словарь программного материала.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

 Проведение различных праздников и развлечений с привлечением материала на мордовском (эрзя) языке является форма закрепления и как бы итоговым  занятием по контролю: за языковым речевым материалом, пройденным за определенный период на занятиях, демонстрацией успехов детей перед родителями и детьми из других групп детского сада.

Учебный план

Название разделов

Кол-во занятий

Кол-во часов

Количество часов

Теория

Практика

1

Контроль подготовленности

1

25 мин

15 мин

10 мин

2

Основная часть

34

14ч 5 мин

7ч. 20 мин

6ч 45 мин

3

Контрольные испытания

1

25 мин

15 мин

10 мин

Итого часов

36

14ч. 55 мин

7ч.50 мин

7ч. 5 мин

Учебно-тематический план.

Разделы

Количество часов

Теория

Практика

1.

Контроль подготовленности

15 мин

10 мин

1.1

Выполнение тестовых заданий

15мин

1.2

Дидакт. игра

10мин

2.

Основная часть

7ч. 20 мин

6ч 45 мин

2.1

Тема №1 «Приветствие»

15 мин

10 мин

2.2

Тема№2 «Мы знакомимся»

15 мин

10 мин

2.3

Тема№3 «Знакомство с предложениями – приветствие»

15 мин

10 мин

2.4

Тема№4 «Знакомство с предложениями – мы знакомимся»

15 мин

10 мин

2.5

Тема№5 «Семья»

15 мин

10 мин

2.6

Тема№6 «Цвет»

15 мин

10 мин

2.7

Тема№7 «Фрукты»

15 мин

10 мин

2.8

Тема№8 «Овощи»

15 мин

10 мин

2.9

Тема№9 «Знакомство с предложениями – фрукты»

10 мин

15 мин

2.10

Тема№10 «Знакомство с предложениями – овощи»

10 мин

15 мин

2.11

Тема№11 «Части тела»

15 мин

10 мин

2.12

Тема№12 «Знакомство с предложениями – цвета»

10 мин

15 мин

2.13

Тема№13 «Знакомство с предложениями – части тела»

10 мин

15мин

2.14

Тема№14 «Домашние животные»

15 мин

10 мин

2.15

Тема№15 «Домашние птицы»

15 мин

10 мин

2.16

Тема№16 «Дикие животные»

15 мин

10 мин

2.17

Тема№17 «Зима»

15 мин

10 мин

2.18

Тема№18 «Посуда»

15 мин

10 мин

2.19

Тема№19 «Знакомство с предложениями – зима»

10 мин

15 мин

2.20

Тема№20 «Знакомство с предложениями – посуда»

10 мин

15 мин

2.21

Тема№21 «Одежда»

15 мин

10 мин

2.22

Тема№22 «Обувь»

15 мин

10 мин

2.23

Тема№23 «Весна»

15 мин

10 мин

2.24

Тема№24 «Знакомство с предложениями – одежда и обувь»

10 мин

15 мин

2.25

Тема№25 «Знакомство с предложениями – весна»

10 мин

15 мин

2.26

Тема№26 «Родной город»

15 мин

10 мин

2.27

Тема№27 «Счет от 1 до 5»

15 мин

10 мин

2.28

Тема№28 «Знакомство с предложениями – родной город»

10 мин

15 мин

2.29

Тема№29 «Знакомство с предложениями – с цифрой 1»

10 мин

15 мин

2.30

Тема№30 «Знакомство с предложениями – с цифрой 5»

10 мин

15 мин

2.31

Тема№31 «Мебель»

15 мин

10 мин

2.32

Тема№32 «Сервировка стола»

15 мин

10 мин

2.33

Тема№33 «Знакомство с предложениями – мебель»

10 мин

15 мин

2.34

Тема№34 «Знакомство с предложениями – сервировка стола»

10 мин

15 мин

3

Контрольные испытания

15мин

10 мин

3.1

Итоговое занятие «Путешествие по достопримечательностям Мордовии»

15 мин

10 мин

СОДЕРЖАНИЕ

ОКТЯБРЬ

Занятие№1Приветствие. Разучить с  детьми слова - приветствия на эрзянском языке. Формировать правильное произношение слов.

Занятие№2Мы знакомимся.        Познакомить детей с местоимениями: « Мон, тон,сон». Формировать правильное произношение слов.

Занятие№ Знакомство с предложениями – приветствие. Учить составлять предложения с  детьми слова - приветствия на эрзянском языке. Формировать правильное произношение слов.

Занятие№4 Знакомство с предложениями – мы знакомимся. Учить составлять предложения с местоимениями: «Мон, тон,сон». Формировать правильное произношение слов.

НОЯБРЬ

Занятие№5Семья.Познакомить с новыми эрзянскими словами: ава, тетя, сазор, ялакс, покштя. Воспитывать любовь к своей семье.

Занятие№6Цвет.        Познакомить детей с названиями цветов. Формирование правильного произношения слов. Продолжать изучать речевые образцы « Кодамоумаресь? - Умаресьякстере.»

Занятие№7Фрукты. Обобщить слова на тему: « фрукты». Учить понимать эрзянскую речь с использованием этих слов, развивать сенсорные способности

Занятие№8 Овощи. Обобщить слова на тему: « овощи». Учить понимать эрзянскую речь с использованием этих слов, развивать сенсорные способности

ДЕКАБРЬ

Занятие№ 9Знакомство с предложениями – овощи. Учить составлять предложения на тему: « овощи». Учить понимать эрзянскую речь с использованием этих слов, развивать сенсорные способности

Занятие№10Части тела.        Изучение новых слов на эрзянском языке : пря, кедь, пильге, чама, сельме,  курго, судо. Заучивание речевого образца « Те мезе?». Побудить интерес к изучению мордовского языка.

Занятие№11 Знакомство с предложениями – цвета.        Учить составлять предложения с названиями цветов. Формирование правильного произношения слов. Продолжать изучать речевые образцы « Кодамоумаресь? - Умаресьякстере.»

Занятие№12 Знакомство с предложениями – части тела. Учить составлять предложения с новыми словами на эрзянском языке : пря, кедь, пильге, чама, сельме,  курго, судо. Заучивание речевого образца « Те мезе?». Побудить

ЯНВАРЬ

Занятие№13Домашние животные        .Изучение новых слов на эрзянском языке: киска, скал, ваз, алаша,. Изучение речевого образца « Нетькить?» в использовании слов. Учить разговаривать на эрзянском языке, понимать содержание вопроса и отвечать односложно.

Занятие№14Домашние птицы.        Изучение новых слов на эрзянском языке: атякш, сараз,гала,сувозей. Изучение речевого образца « Нетькить?» в использовании слов. Учить разговаривать на эрзянском языке, понимать содержание вопроса и отвечать односложно.

Занятие№15Дикие животные.        Вызвать интерес у детей к эрзянскому языку, желание научиться говорить и понимать его. Обогащать представления детей о домашних животных. Отмечать характерные признаки представителей диких животных. Развивать  у детей  интерес к живой природе.

ФЕВРАЛЬ

Занятие№16Зима.        Углубить знания детей о зиме, о ее признаках, учить различать признаки времен года. Развивать связную речь, умение говорить правильно, логическое мышление.

Занятие№17Посуда.        Учить детей называть новые слова, воспитывать интерес к изучению эрзянского языка. Расширить словарный запас детей речевыми образцами « Темезе?» , « Кодамо?».

Занятие№18 Знакомство с предложениями - зима        .Учить составлять предложения о зиме, о ее признаках, учить различать признаки времен года. Развивать связную речь, умение говорить правильно, логическое мышление.

Занятие№19 Знакомство с предложениями – посуда.        Учить детей составлять предложения, называть новые слова, воспитывать интерес к изучению эрзянского языка. Расширить словарный запас детей речевыми образцами « Темезе?» , « Кодамо?».

МАРТ

Занятие№20Одежда.        Изучение новых слов на эрзянском языке :Платия, паця, варьга, носка, ковта,  куртка, шапка. Заучивание речевого образца « Те мезе?». Побудить интерес к изучению мордовского языка..  Беседа, дидактическая игра « Одень куклу».

Занятие№21Обувь.        Изучение новых слов на эрзянском языке : кем, кота, тапочка. Заучивание речевого образца « Те мезе?». Побудить интерес к изучению мордовского языка..  Беседа, дидактическая игра « Одень куклу».

Занятие№22Весна.        Познакомить детей с новыми словами на тему « Весна». Научить правильно произносить слова, формировать положительное отношение к мордовскому языку.

Занятие№23 Знакомство с предложениями – одежда и обувь.        Учить детей составлять предложения  с мордовским национальным костюмом, воспитывать интерес к языковой культуре и искусству мордовского народа, вызвать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образцов.                       Методические приемы. Приветствие. Беседа, сюрпризный момент, дидактическая игра « Разложи узор».

АПРЕЛЬ

Занятие№24Родной город.        Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, формировать знания о его достопримечательностях, чувство патриотизма, обогащать детей новыми знаниями о знаменитых людях родного города.                                                                              

Занятие№25Счет от 1 до 5.        Познакомить детей с новыми словами. Обратить внимание на произношение  окончаний. Изучить речевые образцы « Вейке, кавто, колмо, ниле, вете .»

Занятие№26 Знакомство с предложениями – родной город.        Составление предложений – родной город. Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, формировать знания о его достопримечательностях, чувство патриотизма, обогащать детей новыми знаниями о знаменитых людях родного города.                                                      

Занятие№27 Знакомство с предложениями – с цифрой 1.        Учить детей составлять предложения  с цифрой 1. Обратить внимание на произношение  окончаний. Изучить речевой образец « Вейке.»

МАЙ

Занятие№28Мебель.        Учить детей называть новые слова, расширить словарный запас детей речевыми образцами «Те мезе?,Кодамо?».

Занятие№29Сервировка стола.        Учить детей называть новые слова, расширить словарный запас детей речевыми образцами «Те мезекс?,Кодамо?».

Занятие№30 Знакомство с предложениями – мебель.        Учить составлять предложения на тему мебель. Правильно произносить звуки в словах, расширить словарный запас детей. Закрепить речевые образцы по теме «Мебель». Воспитать уважение к мордовскому языку и его народу .

Занятие№31Итоговое занятие «Путешествие по достопримечательностям Мордовии»

Методическое обеспечение образовательной программы.

Вишнякова М.К., Костина Т. Г.Азбука2007 г.Саранск: Мордовское книжное издательство.

Вишнякова М.К., Костина Т. Г. Морафтомась и сёрмадомась2007 г.Саранск: Мордовское книжное издательство.

Вишнякова М.К., Костина Т. Г. Прописсь № 1,№ 22007 г.Саранск: Мордовское книжное издательство.

Имяреков М.Г.Родной вал 2001 г.Саранск: Мордовское книжное издательство.

Исайкина А.И., Малькина М.И Мокшень кяль2001 г.Саранск: Мордовское книжное издательство.

Келина А.М., КелинМ.А.Родной вал 2002 г.Саранск: Мордовское книжное издательство.

Баранова Н.А.Мокшень кяль2004 г.Саранск: Мордовское книжное издательство.

Баранова Н.А  Родной вал 2008 г.Саранск: Мордовское книжное издательство

Поляков О. Е.Мокшень кяль2004 г.Саранск: Мордовское книжное издательство.

        Программа содержит примерный объем знаний за три года: (Средняя, старшая, подготовительная   группы обучения и в соответствии с этим поделена на три части. В средней группе включены следующие темы: «Мы знакомимся», «Игрушки», «Семья», «Овощи и фрукты», «Цвет»,         «Посуда», «Домашние животные», «Дикие животные и птицы». В старшей группе  темы: « Детский сад», « В столовой», « Зима». В подготовительной рассматриваются темы: «Профессии», «Дни недели»,  «Звери и птицы»,                      «Времена года».Обучение проводится в устной форме на занятиях, в процессе общения детьми вне занятий ( режимные моменты), в процессе и при организации развлечений. Программа рассчитана на проведение занятий с октября по май. Проведение различных праздников и развлечений с привлечением материала на мордовском (эрзя) языке является форма закрепления и как бы итоговым  занятием по контролю: за языковым речевым материалом, пройденным за определенный период на занятиях, демонстрацией успехов детей перед родителями и детьми из других групп детского сада. В процессе проведения занятий следует применять технические средства и наглядность.

Перечень оборудования

Кукла – мордовочка.

Игрушка зайчик.

Аудиокассеты с записями диалогов знакомств.

Игрушка ёжик.

Картина « Кошка с котятами», фотографии семьи.

Изображение дома, фигуры взрослых и детей.

корзина, муляжи фруктов и овощей.

картина с изображением фруктов и овощей.

Разноцветные круги, коробка.

Картина « Моя семья», « Строение человека».

Набор игрушек, картинки с частями тела, дидактическая кукла,

разноцветные флажки.

Игрушка кошка в национальной рубашке, маски, картины животных и птиц.  

Предметные и сюжетные картинки. Домик из картона, мышка.

Картинки с изображением  животных.

Картины с изображением времен года.

  Магнитная доска, картинки с изображением снега, солнца, ветра.

картинки с изображением посуды.

стол с угощениями.

Кукла, телефон, кукольная одежда.

платье с мордовским узором, ложки деревянные.

Картинки с изображением солнца, дождя, зонта.

картинки с изображением птиц, зверей, цветы.

Картинки с изображением достопримечательностей города.

Иллюстрации с изображением города,  Книга « Мой Саранск».

Счетные палочки, мячи, кубики, разноцветные круги.

Иллюстрации, атрибуты.

Теремок, игрушки – животные.    

, картинки с изображением мебели.

Игрушка медведь, стол с угощениями.                                                            

Список использованных источников

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
    План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).
  3. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17.12.2010.№1897 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России01.02.2011 г., рег № 19644).
  6. Профессиональный стандарт педагога /Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н.
  7. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к "образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
  8. СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”.
  9. Вишнякова М.К., Костина Т. Г. Прописсь № 1,№ 22012г.Саранск: Мордовское книжное издательство.
  10. Имяреков М.Г.Родной вал 2011 г.Саранск: Мордовское книжное издательство.
  11. Исайкина А.И., Малькина М.И Мокшень кяль2011 г.Саранск: Мордовское книжное издательство.
  12. Келина А.М., КелинМ.А.Родной вал 2012 г.Саранск: Мордовское книжное издательство.
  13. Баранова Н.А.Мокшень кяль2014 г.Саранск: Мордовское книжное издательство.

Интернет-ресурсы:

1. http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];

2. http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];

3. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

4. http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];

5. http://www.uchportal.ru [Учительский портал];

6. http://www.методкабинет.рф  [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];

7. http://indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];

8. http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];

9. http://pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];

10. http://www.drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»];

11. http://www.fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];

12. http://easyen.ru [Современный учительский портал];

13. http://www.openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];

14. http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];

15. http://www.moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»].

16. http://bankprogramm-dod.ru [Интернет ресурс «Программы дополнительного образования детей» ]

17. http://dopedu.ru/ [информационно методический портал Образование]

Перспективно- тематическое планирование

месяц

Тема

Программное содержание

октябрь

1

Приветствие.

.

Разучить с  детьми слова - приветствия на эрзянском языке. Формировать правильное произношение слов.

2

Мы знакомимся.        

Познакомить детей с местоимениями: « Мон, тон,сон». Формировать правильное произношение слов.

3

Знакомство с предложениями – приветствие.

Учить составлять предложения с  детьми слова - приветствия на эрзянском языке. Формировать правильное произношение слов.

4

Знакомство с предложениями – мы знакомимся.

Учить составлять предложения с местоимениями: «Мон, тон,сон». Формировать правильное произношение слов.

ноябрь

5

Семья.

Познакомить с новыми эрзянскими словами: ава, тетя, сазор, ялакс, покштя. Воспитывать любовь к своей семье.

6

Цвет.        

         

Познакомить детей с названиями цветов. Формирование правильного произношения слов. Продолжать изучать речевые образцы « Кодамоумаресь? - Умаресьякстере.»

7

Фрукты.

Обобщить слова на тему: « фрукты». Учить понимать эрзянскую речь с использованием этих слов, развивать сенсорные способности.

8

Овощи.

Обобщить слова на тему: « овощи». Учить понимать эрзянскую речь с использованием этих слов, развивать сенсорные способности

декабрь

9

Знакомство с предложениями – овощи.

Учить составлять предложения на тему: « овощи». Учить понимать эрзянскую речь с использованием этих слов, развивать сенсорные способности.

10

Части тела.        

Изучение новых слов на эрзянском языке : пря, кедь, пильге, чама, сельме,  курго, судо. Заучивание речевого образца « Те мезе?». Побудить интерес к изучению мордовского языка.

11

Знакомство с предложениями – цвета.        

Учить составлять предложения с названиями цветов. Формирование правильного произношения слов. Продолжать изучать речевые образцы « Кодамоумаресь? - Умаресьякстере.»

12

Знакомство с предложениями – части тела.

Учить составлять предложения с новыми словами на эрзянском языке : пря, кедь, пильге, чама, сельме,  курго, судо. Заучивание речевого образца « Те мезе?». Побудить

январь

13

Домашние животные        .

Изучение новых слов на эрзянском языке: киска, скал, ваз, алаша,. Изучение речевого образца « Нетькить?» в использовании слов. Учить разговаривать на эрзянском языке, понимать содержание вопроса и отвечать односложно.

14

Домашние птицы.        

Изучение новых слов на эрзянском языке: атякш, сараз,гала,сувозей. Изучение речевого образца « Нетькить?» в использовании слов. Учить разговаривать на эрзянском языке, понимать содержание вопроса и отвечать односложно.

15

Дикие животные.        

Вызвать интерес у детей к эрзянскому языку, желание научиться говорить и понимать его. Обогащать представления детей о домашних животных. Отмечать характерные признаки представителей диких животных. Развивать  у детей  интерес к живой природе.

февраль

16

Зима.        

Углубить знания детей о зиме, о ее признаках, учить различать признаки времен года. Развивать связную речь, умение говорить правильно, логическое мышление.

17

Посуда.        

Учить детей называть новые слова, воспитывать интерес к изучению эрзянского языка. Расширить словарный запас детей речевыми образцами « Темезе?» , « Кодамо?».

18

Знакомство с предложениями - зима        .

Учить составлять предложения о зиме, о ее признаках, учить различать признаки времен года. Развивать связную речь, умение говорить правильно, логическое мышление.

19

Знакомство с предложениями – посуда.        

Учить детей составлять предложения, называть новые слова, воспитывать интерес к изучению эрзянского языка. Расширить словарный запас детей речевыми образцами « Темезе?» , « Кодамо?».

март

20

Одежда.        

Изучение новых слов на эрзянском языке :Платия, паця, варьга, носка, ковта,  куртка, шапка. Заучивание речевого образца « Те мезе?». Побудить интерес к изучению мордовского языка..  Беседа, дидактическая игра « Одень куклу».

21

Обувь.        

Изучение новых слов на эрзянском языке : кем, кота, тапочка. Заучивание речевого образца « Те мезе?». Побудить интерес к изучению мордовского языка..  Беседа, дидактическая игра « Одень куклу».

22

Весна.        

Познакомить детей с новыми словами на тему « Весна». Научить правильно произносить слова, формировать положительное отношение к мордовскому языку.

23

Знакомство с предложениями – одежда и обувь.        

Учить детей составлять предложения  с мордовским национальным костюмом, воспитывать интерес к языковой культуре и искусству мордовского народа, вызвать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образцов.                       Методические приемы. Приветствие. Беседа, сюрпризный момент, дидактическая игра « Разложи узор».

апрель

24

Родной город.                                                                                      

Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, формировать знания о его достопримечательностях, чувство патриотизма, обогащать детей новыми знаниями о знаменитых людях родного города.

25

Счет от 1 до 5.        

Познакомить детей с новыми словами. Обратить внимание на произношение  окончаний. Изучить речевые образцы « Вейке, кавто, колмо, ниле, вете .»

26

Знакомство с предложениями – родной город.        .                                                      

Составление предложений – родной город. Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, формировать знания о его достопримечательностях, чувство патриотизма, обогащать детей новыми знаниями о знаменитых людях родного города

27

Знакомство с предложениями – с цифрой 1.        

Учить детей составлять предложения  с цифрой 1. Обратить внимание на произношение  окончаний. Изучить речевой образец « Вейке.»

май

28

Мебель.        

Учить детей называть новые слова, расширить словарный запас детей речевыми образцами «Те мезе?,Кодамо?».

29

Сервировка стола.        

Учить детей называть новые слова, расширить словарный запас детей речевыми образцами «Те мезекс?,Кодамо?».

30

Знакомство с предложениями – мебель.        языку и его народу .

Учить составлять предложения на тему мебель. Правильно произносить звуки в словах, расширить словарный запас детей. Закрепить речевые образцы по теме «Мебель». Воспитать уважение к мордовскому

31

Итоговое занятие «Путешествие по достопримечательностям Мордовии»

Календарное планирование

Дата

Тема

Программное содержание

Приветствие.

.

Разучить с  детьми слова - приветствия на эрзянском языке. Формировать правильное произношение слов.

Мы знакомимся.        

Познакомить детей с местоимениями: « Мон, тон,сон». Формировать правильное произношение слов.

Знакомство с предложениями – приветствие.

Учить составлять предложения с  детьми слова - приветствия на эрзянском языке. Формировать правильное произношение слов.

Знакомство с предложениями – мы знакомимся.

Учить составлять предложения с местоимениями: «Мон, тон,сон». Формировать правильное произношение слов.

Семья.

Познакомить с новыми эрзянскими словами: ава, тетя, сазор, ялакс, покштя. Воспитывать любовь к своей семье.

Цвет.        

Познакомить детей с названиями цветов. Формирование правильного произношения слов. Продолжать изучать речевые образцы « Кодамоумаресь? - Умаресьякстере.»

Фрукты.

Обобщить слова на тему: « фрукты». Учить понимать эрзянскую речь с использованием этих слов, развивать сенсорные способности.

Овощи.          

Обобщить слова на тему: « овощи». Учить понимать эрзянскую речь с использованием этих слов, развивать сенсорные способности.

Знакомство с предложениями  – овощи.

Учить составлять предложения на тему: « овощи». Учить понимать эрзянскую речь с использованием этих слов, развивать сенсорные способности.

Части тела.        

Изучение новых слов на эрзянском языке : пря, кедь, пильге, чама, сельме,  курго, судо. Заучивание речевого образца « Те мезе?». Побудить интерес к изучению мордовского языка.

Знакомство с предложениями – цвета.        

Учить составлять предложения с названиями цветов. Формирование правильного произношения слов. Продолжать изучать речевые образцы « Кодамоумаресь? - Умаресьякстере.»

Знакомство с предложениями – части тела.

Учить составлять предложения с новыми словами на эрзянском языке : пря, кедь, пильге, чама, сельме,  курго, судо. Заучивание речевого образца « Те мезе?». Побудить

Домашние животные        .

Изучение новых слов на эрзянском языке: киска, скал, ваз, алаша,. Изучение речевого образца « Нетькить?» в использовании слов. Учить разговаривать на эрзянском языке, понимать содержание вопроса и отвечать односложно.

Домашние птицы.        

Изучение новых слов на эрзянском языке: атякш, сараз,гала,сувозей. Изучение речевого образца « Нетькить?» в использовании слов. Учить разговаривать на эрзянском языке, понимать содержание вопроса и отвечать односложно.

Дикие животные.        

Вызвать интерес у детей к эрзянскому языку, желание научиться говорить и понимать его. Обогащать представления детей о домашних животных. Отмечать характерные признаки представителей диких животных. Развивать  у детей  интерес к живой природе.

Зима.        

Углубить знания детей о зиме, о ее признаках, учить различать признаки времен года. Развивать связную речь, умение говорить правильно, логическое мышление.

Посуда.        

Учить детей называть новые слова, воспитывать интерес к изучению эрзянского языка. Расширить словарный запас детей речевыми образцами « Темезе?» , « Кодамо?».

Знакомство с предложениями - зима        .

Учить составлять предложения о зиме, о ее признаках, учить различать признаки времен года. Развивать связную речь, умение говорить правильно, логическое мышление.

Знакомство с предложениями – посуда.        

Учить детей составлять предложения, называть новые слова, воспитывать интерес к изучению эрзянского языка. Расширить словарный запас детей речевыми образцами « Темезе?» , « Кодамо?».

Одежда.        

Изучение новых слов на эрзянском языке :Платия, паця, варьга, носка, ковта,  куртка, шапка. Заучивание речевого образца « Те мезе?». Побудить интерес к изучению мордовского языка..  Беседа, дидактическая игра « Одень куклу».

Обувь.        

Изучение новых слов на эрзянском языке : кем, кота, тапочка. Заучивание речевого образца « Те мезе?». Побудить интерес к изучению мордовского языка..  Беседа, дидактическая игра « Одень куклу».

Весна.        

Познакомить детей с новыми словами на тему « Весна». Научить правильно произносить слова, формировать положительное отношение к мордовскому языку.

Знакомство с предложениями – одежда и обувь.        

Учить детей составлять предложения  с мордовским национальным костюмом, воспитывать интерес к языковой культуре и искусству мордовского народа, вызвать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образцов.                       Методические приемы. Приветствие. Беседа, сюрпризный момент, дидактическая игра « Разложи узор».

Родной город.                                                                                      

Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, формировать знания о его достопримечательностях, чувство патриотизма, обогащать детей новыми знаниями о знаменитых людях родного города.

Счет от 1 до 5.        

Познакомить детей с новыми словами. Обратить внимание на произношение  окончаний. Изучить речевые образцы « Вейке, кавто, колмо, ниле, вете .»

Знакомство с предложениями – родной город.        .                                                      

Составление предложений – родной город. Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, формировать знания о его достопримечательностях, чувство патриотизма, обогащать детей новыми знаниями о знаменитых людях родного города

Знакомство с предложениями – с цифрой 1.        

Учить детей составлять предложения  с цифрой 1. Обратить внимание на произношение  окончаний. Изучить речевой образец « Вейке.»

Мебель.        

Учить детей называть новые слова, расширить словарный запас детей речевыми образцами «Те мезе?,Кодамо?».

Сервировка стола.        

Учить детей называть новые слова, расширить словарный запас детей речевыми образцами «Те мезекс?,Кодамо?».

Знакомство с предложениями – мебель.        языку и его народу .

Учить составлять предложения на тему мебель. Правильно произносить звуки в словах, расширить словарный запас детей. Закрепить речевые образцы по теме «Мебель». Воспитать уважение к мордовскому

Итоговое занятие «Путешествие по достопримечательностям Мордовии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...