Кружок " Мой родной край"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Актуальность программы

        В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям башкирского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

        Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

        Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_moy_rodnoy_kray.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад с. Старые Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

«Принято»                                                                     «Утверждаю»

на педагогическом совете                                            Заведующий МБДОУ

МБДОУ д/с с.Старые Туймазы                                    д/с с.Старые Туймазы

протокол №___от______2018 г.                                   _______ Э.К.Асадуллина

                                                                                         пр. №____ от ______ 2018г.

                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Мой родной край»

по краеведению

для детей старшего дошкольного возраста

на 2018-2019 уч.год

                                                    Разработала:

                                                                                                                                   Воспитатель: Саетгареева Э.Р.

                                                                                               

с. Старые Туймазы

2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка…………………………………………………….........4

2. Планируемые результаты освоения Программы ………….…………………..5

3. Перспективный план кружка « Мой родной край» Старшая группа………...8

4. Материально-техническое сопровождение..………………………….........16

5. Список литературы……………………………………………………………….17

Пояснительная записка

Актуальность программы

        В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям башкирского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

        Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

        Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.                                

     Основные принципы, положенные в основу программы:

— принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,

создание благоприятных условий для их развития;

— принцип демократичности, предполагающий сотрудничество воспитателя и ребенка;

— научности, предполагающий отбор материала из научных источников,

проверенных практикой;

— систематичности и последовательности – знание

в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети

могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы

является ее культурная значимость в жизни района, актуальность,

воспитательная ценность.

Цель программы:

Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

     Обучающие:

-углубленно изучить истории родного края, национальной культуры;

-ознакомить с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;

    Развивающие:

-развивать приемы  самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

-развитие интереса к изучению окружающего мира.

    Воспитывающие:

-воспитать уважение к историческому прошлому родного края, бережное отношение к памятникам истории и культуры;

-формировать личность ребенка, способной ориентироваться в обществе;

-воспитать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.

Планируемые результаты освоения Программы

        Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему республики Башкортостан, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей

       Знают социокультурные учреждения города, историю возникновения и развития родного города, могут показать город на карте.

       Знают дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

      Знают герб, флаг Башкортостана и своего города.

      Имеют представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

      Имеют представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.

      Имеют элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Башкортостана.

Итоговый результат: 

        Высокий уровень Знает, дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;герб,.

название города, села, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, , 4- 5 улиц, ; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет природные богатства Башкортостана, знает природно-климатические зоны, ; заботится об окружающей природе

         Средний уровень  Знает дату своего рождения, свое отчество,название страны, города, села; свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, , улицы города,села (делает это после пояснений взрослого); с помощью взрослого называет природные богатства Башкортостана, природно-климатические зоны, заботится об окружающей природе

          Низкий уровень Не знает названия страны, города, села, но узнает свой адрес флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города, села; плохо знает названия улиц; не может назвать природные богатства Башкортостана, природно-климатические зоны,  не заботится об окружающей природе

Формы и режим занятий: 

    Программа составлена на старшую группу (5-6 лет),согласно учебному плану МБДОУ Детский сад с.Старые Туймазы. Занятия кружка «Мой родной край» проводятся один раз в неделю по 25 минут. Срок реализации:1 год

Форма проведения занятия:  групповое.

 Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти

методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются

источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации

рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные

методы дают возможность более детального обследования объектов,

дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем,

практические работы. Практические методы позволяют воплотить

теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение

детей.

      Содержание программы

1. Вводная беседа - 25 минут

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

2. Мой дом, моя семья - 5ч.

Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития города.

Семейный альбом

Практические занятия:

1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Моя группа – вторая семья»”

2. Сбор и обобщение материала об истории города через историю семьи.

3. Герб семьи. Эмблема группа.

3 . «Малая родина»- 5 часов

Моя детский сад, моя группа , мои воспитатели

Мой дом, моя улица.

История детского сада

4. Начальные навыки туризма - 1,5 ч.

Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно

Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.

Умей оказать первую медицинскую помощь

Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу

Что должен помнить турист

Правила техники безопасности

Практические занятия:

1. Поход в березовую рощу.

5. Охрана природы – 2 ч.

Растительность нашего края

Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности

Съедобные и ядовитые грибы и растения

Животный мир нашей местности

Охрана окружающей среды,“Красная книга”

Практические занятия:

1.Проект «Наша экологическая тропа»

6. Поиск - 2,5ч.

Война – глазами очевидцев

Практические занятия:

Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.

Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.

   

 Перспективный план кружка «Мой родной край»

Раздел 1. «Моя родословная»

1

Введение в краеведение.

Беседа, просмотр презентации

Рассказать детям о краеведении, ее целях и задачах, поговорить о технике безопасности на занятиях, просмотр презентации "Уфа".

2

Имя твое

Беседа

Побеседовать с детьми об именах, рассказать откуда произошли их имена.

3

Фамилия, герб семьи

Беседа, рисование

Обсудить с детьми фамилии, нарисовать герб своей семьи.

4

Моя семья. Семейные традиции

Беседа

Обсудить с детьми их семейный досуг, рассказать о том, что такое родословная

5

Моя семья. Семейные традиции

Беседа, рисование

Поговорить с детьми о том, кем работают их родители, отобразить их в рисунке.

6

Семейные гербы

Беседа

Познакомить детей со знаменитыми гербами России и Башкортостана.

7

Семейные гербы

Беседа, рисование

Познакомить детей со знаменитыми гербами России и Башкортостана, нарисовать герб своей семьи.

8

Летопись Семьи

Беседа

Рассказать детям о том, что такое летопись семьи, для чего ее ведут.

9

Летопись семьи. Генеалогическое древо

Беседа, рисование

Рассказать детям о генеалогическом древе, нарисовать генеалогическое древо своей семьи.

10

Биография моей семьи. История моей семьи- история моего города.

Беседа

Обсудить с детьми историю возникновения своей фамилии, своей семьи.

Раздел 2 «Малая родина»

11

Мой детский сад- мой дом.

Беседа

Обсудить с детьми режим в детском саду, нравится ли им ходить в детский сад.

12

Мой детский сад. Конкурс рисунков о детском саде.

 Беседа, рисование

Продолжать знакомить детей с детским садом, рассказать им о работниках детского сада.

13

Воспитатели детского сада

Беседа

Рассказать детям о труде воспитателя.

14

Мой край на карте Родины

Беседа

Составление небольших рассказов о своей малой родине.

15

Мой край на карте Родины

Беседа

Составление небольших рассказов о своей малой родине.

16

Экскурсия по памятным местам города.

Экскурсия.

Изучить историю Туймазы, прививать любовь к родному городу.

17

Экскурсия по памятным местам города.

Экскурсия.

Изучить историю села Старые Туймазы, прививать любовь к родному селу

18

Мой двор, моя улица. За что люблю.

Беседа

Составление небольших рассказов о своем дворе

19

Мой двор, моя улица. За что люблю.

Беседа, рисование

Составление небольших рассказов о своем дворе, нарисовать родную улицу.

20

Улицы города Туймазы

Беседа, поиск

Сбор информации о названиях улиц города.

21

Улицы села Старые Туймазы

Беседа, поиск

Сбор информации о названиях улиц села.

Раздел 3 « Начальные навыки туризма»

22

Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте , компасу. Практическая работа: укладывание рюкзака

Беседа, практическая работа

Рассказать детям о походах, о туризме, о том, что необходимо брать с собой в поход.

23

Гигиена туриста. Правила техники безопасности.

Беседа

Рассказать детям о правилах безопасности в походах, рассказать о правилах доврачебной помощи.

24

Инструктаж по технике безопасности в лесу, горах, около воды

Беседа

Обсудить с детьми правила поведения в лесу, в горах, около воды.

Раздел 4 «Охрана природы»

25

Растительность нашего края. Экскурсия

Беседа, экскурсия

Сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности. Рассказать детям о съедобных и ядовитых грибах.

26

Растительность нашего края. Экскурсия

Беседа, экскурсия

Сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности. Рассказать детям о съедобных и ядовитых грибах.

27

Животный мир нашей местности.

Беседа

Сбор информации о животных Башкортостана.

28

Красная книга родного края.

Беседа

Обсудить с детьми о вымирающих животных нашего края, о редких растениях нашего края.

Раздел 5 « Поиск»

29

Наш край в годы Великой Отечественной войны

Беседа

Рассматривание фотоматериалов, записей.

30

Наш край в годы Великой Отечественной войны

Беседа

Рассматривание фотоматериалов, записей.

31

Мы Победили!

Конкурс рисунков

Предложить детям нарисовать День Великой Победы.

32

Герб Башкортостана, Герб г.Туймазы

Беседа, рисование

Рассмотреть герб Республики, герб города, предложить детям нарисовать их.

33

Фотовыставка “Процветай, мой Башкортостан!"

Беседа, выставка

Сбор фотографий с видами города. Организация выставки. Показ выставки подготовительной группе и родителям.

Материально-техническое сопровождение

  1. дидактические и наглядные пособия;
  2. ИКТ;
  3. методическая литература;
  4. репродукции картин;
  5. художественная литература;
  6. видеозаписи и аудиозаписи ;
  7. карты, атлас Республики Башкортостан;
  8. символика Республики Башкортостан и города Туймазы;

Список литературы:

  1. «Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.Уфа-2007.
  2. «Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ».З.Г.Нафикова.Уфа-2011.
  3. Л.Н.Гасанова, Р.Х.Гасанова «Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа». Учебно-методическое пособие. Уфа: издательство ИРО РБ,2012г-136с.
  4. «Оскон».З.Г.Нафикова,Ф.Г.Азнабаева.Уфа-2010.
  5. Р.Л, Агишева  «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа-2008-100с. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов.
  6. Р.Л, Агишева, Ф.Х.Губайдуллина «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.
  7. 8.«Фольклор и литература РБ».Учебная хрестоматия для детей ДОУ.
  8. Г.М.Нафикова.Уфа-2004.
  9. Энциклопедия «Полезные ископаемые Башкортостана». Уфа-2008.стр.125.
  10. «Башкирская энциклопедия». Уфа-2005.стр.624.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Кружок "Родной край"

В начале учебного года пере до мной встал вопрос о кружке, ноя долго не знала какое взять направление. Я остановилась на краеведении. Детки в восторге от новых сказок, предметов, обрядов и т.д....

Кружок по экологии «Природа родного края»

Кружок «Природа родного края»  имеет экологическую направленность, которая определена особой  актуальностью экологического образования в современных условиях. Проблемы эколо...

Презентация Кружок "Родной край"

Цель:Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание с...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....