Кружок " Мой родной край"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Актуальность программы
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям башкирского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_moy_rodnoy_kray.docx | 38.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад с. Старые Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
«Принято» «Утверждаю»
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ
МБДОУ д/с с.Старые Туймазы д/с с.Старые Туймазы
протокол №___от______2018 г. _______ Э.К.Асадуллина
пр. №____ от ______ 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Мой родной край»
по краеведению
для детей старшего дошкольного возраста
на 2018-2019 уч.год
Разработала:
Воспитатель: Саетгареева Э.Р.
с. Старые Туймазы
2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………………….........4
2. Планируемые результаты освоения Программы ………….…………………..5
3. Перспективный план кружка « Мой родной край» Старшая группа………...8
4. Материально-техническое сопровождение..………………………….........16
5. Список литературы……………………………………………………………….17
Пояснительная записка
Актуальность программы
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям башкирского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Основные принципы, положенные в основу программы:
— принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,
создание благоприятных условий для их развития;
— принцип демократичности, предполагающий сотрудничество воспитателя и ребенка;
— научности, предполагающий отбор материала из научных источников,
проверенных практикой;
— систематичности и последовательности – знание
в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети
могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы
является ее культурная значимость в жизни района, актуальность,
воспитательная ценность.
Цель программы:
—Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
Обучающие:
-углубленно изучить истории родного края, национальной культуры;
-ознакомить с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
Развивающие:
-развивать приемы самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
-развитие интереса к изучению окружающего мира.
Воспитывающие:
-воспитать уважение к историческому прошлому родного края, бережное отношение к памятникам истории и культуры;
-формировать личность ребенка, способной ориентироваться в обществе;
-воспитать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
Планируемые результаты освоения Программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему республики Башкортостан, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей
Знают социокультурные учреждения города, историю возникновения и развития родного города, могут показать город на карте.
Знают дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Знают герб, флаг Башкортостана и своего города.
Имеют представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Имеют представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
Имеют элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Башкортостана.
Итоговый результат:
Высокий уровень Знает, дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;герб,.
название города, села, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, , 4- 5 улиц, ; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет природные богатства Башкортостана, знает природно-климатические зоны, ; заботится об окружающей природе
Средний уровень Знает дату своего рождения, свое отчество,название страны, города, села; свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, , улицы города,села (делает это после пояснений взрослого); с помощью взрослого называет природные богатства Башкортостана, природно-климатические зоны, заботится об окружающей природе
Низкий уровень Не знает названия страны, города, села, но узнает свой адрес флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города, села; плохо знает названия улиц; не может назвать природные богатства Башкортостана, природно-климатические зоны, не заботится об окружающей природе
Формы и режим занятий:
Программа составлена на старшую группу (5-6 лет),согласно учебному плану МБДОУ Детский сад с.Старые Туймазы. Занятия кружка «Мой родной край» проводятся один раз в неделю по 25 минут. Срок реализации:1 год
Форма проведения занятия: групповое.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти
методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются
источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации
рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные
методы дают возможность более детального обследования объектов,
дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем,
практические работы. Практические методы позволяют воплотить
теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение
детей.
Содержание программы
1. Вводная беседа - 25 минут
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
2. Мой дом, моя семья - 5ч.
Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития города.
Семейный альбом
Практические занятия:
1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Моя группа – вторая семья»”
2. Сбор и обобщение материала об истории города через историю семьи.
3. Герб семьи. Эмблема группа.
3 . «Малая родина»- 5 часов
Моя детский сад, моя группа , мои воспитатели
Мой дом, моя улица.
История детского сада
4. Начальные навыки туризма - 1,5 ч.
Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно
Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.
Умей оказать первую медицинскую помощь
Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу
Что должен помнить турист
Правила техники безопасности
Практические занятия:
1. Поход в березовую рощу.
5. Охрана природы – 2 ч.
Растительность нашего края
Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности
Съедобные и ядовитые грибы и растения
Животный мир нашей местности
Охрана окружающей среды,“Красная книга”
Практические занятия:
1.Проект «Наша экологическая тропа»
6. Поиск - 2,5ч.
Война – глазами очевидцев
Практические занятия:
Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.
Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.
Перспективный план кружка «Мой родной край»
Материально-техническое сопровождение
- дидактические и наглядные пособия;
- ИКТ;
- методическая литература;
- репродукции картин;
- художественная литература;
- видеозаписи и аудиозаписи ;
- карты, атлас Республики Башкортостан;
- символика Республики Башкортостан и города Туймазы;
Список литературы:
- «Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.Уфа-2007.
- «Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ».З.Г.Нафикова.Уфа-2011.
- Л.Н.Гасанова, Р.Х.Гасанова «Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа». Учебно-методическое пособие. Уфа: издательство ИРО РБ,2012г-136с.
- «Оскон».З.Г.Нафикова,Ф.Г.Азнабаева.Уфа-2010.
- Р.Л, Агишева «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа-2008-100с. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов.
- Р.Л, Агишева, Ф.Х.Губайдуллина «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.
- 8.«Фольклор и литература РБ».Учебная хрестоматия для детей ДОУ.
- Г.М.Нафикова.Уфа-2004.
- Энциклопедия «Полезные ископаемые Башкортостана». Уфа-2008.стр.125.
- «Башкирская энциклопедия». Уфа-2005.стр.624.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"
Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...
Кружок "Родной край"
В начале учебного года пере до мной встал вопрос о кружке, ноя долго не знала какое взять направление. Я остановилась на краеведении. Детки в восторге от новых сказок, предметов, обрядов и т.д....
Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области Познание на тему:«Певец родного края Поэт родного края»
Педагогическое мероприятие по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста....
Кружок по экологии «Природа родного края»
Кружок «Природа родного края» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Проблемы эколо...
Презентация Кружок "Родной край"
Цель:Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание с...
Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).
Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....