Кружок "Родной край"
рабочая программа по окружающему миру на тему
В начале учебного года пере до мной встал вопрос о кружке, ноя долго не знала какое взять направление. Я остановилась на краеведении. Детки в восторге от новых сказок, предметов, обрядов и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кружок "Родной край" | 34.61 КБ |
Диагностика кружка | 14.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по дополнительному образованию для детей средней группы «Родной край»
Название кружка: «Родной край»
График: четверг 16:30-17:00
Пояснительная записка
Рабочая программа «Родной край» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
В основу данной рабочей программы заложена программа Т.А . Будариной,О.Н. Корепановой,А.С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством» Данная рабочая программа является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям народной культуры, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей родины. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с народным бытом, фольклором. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей. Материал сгруппирован отдельными, блоками. Занятия расположены от простого к сложному. В работе с детьми используются технические средства обучения.
Программа рассчитана на детей с 4 до 5 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Актуальность. С уверенностью можно сказать , что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали? Как отдыхали? Что их радовало, что тревожило?
Ответить на эти вопросы, значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.
Цель программы:
• Знакомство детей с бытом, традициями, искусством и фольклором русского народа
Задачи программы:
• Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
• Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
• Развивать художественно-творческие способности у детей;
Срок реализации программы: 3 года
Формы работы с детьми:
• Беседы;
• Занятия на основе метода интеграции;
• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
• Выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
• Дидактические игры;
• Работа с различными художественными материалами;
• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
• Использование народных игр, в том числе хороводов.
Формы и количество занятий: средняя группа- 25 человек Программа рассчитана на детей 4-7 лет. Занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек. Длительность занятия 20 минут. Общее кол-во 14 часов.
Предполагаемые результаты:
• Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
• Наличие у детей представлений о предметах обихода, народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
• Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
• Формирование уважения к историческому наследию.
• Развитие творческих способностей детей.
Перспективный план работы кружка:
Месяц | Тема | Формы и методы |
Сентябрь | «В гостях у непосед» | Экскурсия в группу «Непоседы». Посещение музея русской избы |
Октябрь | «Ой люли, люли» | Выступление перед родителями с русской народной колыбельной |
Ноябрь | «Русские народные потешки и песни» | Выпуск буклета |
Декабрь | Театр на доске | Создание дидактической игры |
Январь | «Русские народные обрядовые праздники» | Выпуск календаря |
Февраль | «Дымковская игрушка» | Выставка |
Март | «Русский народный костюм» | Создание газеты |
Апрель | «Куклы-скрутки» | Мастер-класс для родителей |
Май | «Наши результаты» | Итоговая диагностика |
Май | «Наш край» | Поощрительная экскурсия в краеведческий музей, с родителями. Для 2-3 детей. |
Тематический план кружка:
Месяц | Неделя | Тема | Формы и методы | Цели |
Сентябрь | 1 | «В деревне» | Беседа, игра. | Знакомить детей с русскими народными загадками о животных. |
Сентябрь | 2 | «Жихарка» | Разыгрывание представления. | Учить узнавать сказки по фрагментам. |
Сентябрь | 3 | «Сказка Репка» | Беседа, физическое развитие. | Учить детей связной речи,совместному со взрослыми рассказу сказок. |
Сентябрь | 4 | «В гостях у бабушки» | Игра, аппликация. | Развивать активность детей, закрепить знания домашних животных, повторить знания ПДД. |
Октябрь | 5 | «Теремок» | Игра-постановка. | Разучиваем новую русскую народную песню. |
Октябрь | 6 | «Колыбельная песенка» | Музыкальная деятельность. | Знакомить детей с колыбельными песнями. |
Октябрь | 7 | «Козлик и дудочка» | Знакомство с окруж. миром, музыкальная деятельность. | Знакомство с музыкальными инструментами |
Октябрь | 8 | «Петушок и курочка» | Знакомство с окруж. миром, беседа, игра. | Исполнение русских народных танцев, закличек. Проговаривание скороговорок. |
Ноябрь | 9 | «Посиделки» | Открытое занятие, представление. | Развиваем внимание, чувство ритма. Знакомство с новыми потешками. |
Ноябрь | 10 | «Плясовая песня» | Музыкальная деятельность, хореография. | Знакомство с плясовой песней, исполнение частушек. |
Ноябрь | 11 | «В осеннем лесу» | Физкультурное занятие | Упражнять детей в ходьбе змейкой, учить детей находить своё место колонне, упражнять в метании в цель. |
Ноябрь | 12 | «Прогулка по улице» | Ознакомление с окружающим миром, дидактическая игра. | Познакомить детей с родным краем, учить рассказывать о своём городе, познакомить с названиями деревьев, птиц родного города. |
Декабрь | 13 | «Возьмём в руки молоток и построим теремок» | Утренняя гимнастика. | Использование на занятии сюжета сказки «теремок». Учимся передвигаться по сигналу воспитателя. |
Декабрь | 14 | «колобок» | Игра, физкультурное занятие. | Проведение русских народных игр «Лиса» и «Пятнашки» |
Декабрь | 15 | «Матрёшки» | Игра, утренняя гимнастика. | Проведение русских народных игр «Кошки-Мышки» и «Салки» |
Декабрь | 16 | «Приключения в Простоквашино» | Знакомство с окружающим миром, разыгрывание сценки. | Развивать у детей воображение, творческую фантазию, учимся самостоятельно распределять роли. |
Январь | 17 | «Зимние святки» | Рассказ | Ознакомление с праздниками, которые отмечают в период зимних святок. |
Январь | 18 | «Вербное воскресение» | Экскурсия, рассказ. | Посещение избы, рассказ хозяйки о празднике, проведение русских народных игр «Верба-Вербочка», «Зоря -Зоряница» |
Январь | 19 | «Кузьминки» | Рассказ | Ознакомление с народными приметами, связанными с днём «Кузминки». Розыгрывание содержания песни «Чики-чикалочки» |
Февраль | 20 | «Весёлая ярмарка» | Лепка | Знакомство с дымковской игрушкой, техникой её изготовления, отработка новых приёмов лепки. |
Февраль | 21 | «Роспись силуэтов дымковской игрушки» | Рисование, чтение художественной литературы. | Учимся расписывать гуашью силуэты дымковской игрушки. |
Февраль | 22 | Едет Ваня в новой шапке да на дымковской лошадке | Беседа, музыкальная деятельность. | Продолжение работы по ознакомлению с дымковской игрушкой. Чтение потешек, исполнение русской народной песни «Пошла, млада за водой» |
Март | 24 | «Рассматривание русского народного костюма»(Головной убор) | Беседа | Познакомить детей с народным костюмом, научить называть предметы костюма. |
Март | 25 | «Рассматривание русского народного костюма» (Сарафан, кафтан) | Беседа | Продолжить знакомить детей с русским народным костюмом. |
Март | 26 | «Одень кукол в русский народный костюм» | Игра | Закрепление знаний о элементах костюма. |
Март | 27 | «Русские узоры» | Аппликация | Познакомить детей с народным орнаментом, учить композиционному построению аппликации. |
Апрель | 28 | «Знакомство с русской народной куклой» | Рассказ, беседа. | Знакомить детей с русской самодельной куклой. Вызвать интерес к русскому народному творчеству. |
Апрель | 29 | «Все куклы в гости к нам пришли» | Игра, беседа. | Продолжить знакомить детей с видами самодельных кукол. Расширять словарный запас (Оберег, скрутка, стригушка) |
Апрель | 30 | «Свадебная кукла «Парочка»» | Рассказ, ручной труд. | Совершенствовать трудовые навыки (Сворачивание) |
Апрель | 31 | «Гирлянда дружбы» | Рассказ, ручной труд. | Научить мастерить традиционную куклу кувадку. |
Май | 32 | «Быт и традиции русской старины» | Рассказ, беседа. | Знакомство детей с бытом русских крестьян, расширить представление о семейных обычаях. |
Май | 33 | «Что же это такое?» | Игра, беседа. | Знакомить с такими предметами быта как (Ухват, крынка) |
Май | 34 | «Погреемся у печи» | Конструирование, игра. | Учимся конструировать из подручных материалов. Закрепляем умение чисто работать с кистью. |
Май | 35 | «Хлеб всему голова» | Лепка, знакомство с окружающим миром. | Закрепить приёмы лепки. Познакомит детей с процессом выращивания хлеба. |
Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания кружка «Родной край».
Методы диагностики:
-собеседование с детьми
-наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
- анализ результатов продуктивной деятельности.
Мониторинг проводится в конце учебного года (в мае). Оценка осуществляется по девяти пунктам, взятым из разных блоков программы.
Суммируя результат ребёнка, мы сможем узнать, как хорошо он усвоил программу. На основании этого будет разработана индивидуальная работа с ребёнком.
Список литературы:
1. Людмила Куприна, Татьяна Бударина, Ольга Маркеева, Ольга Корепанова «Знакомство детей с народным творчеством» Изд. «Дество-Пресс» 2010 год.
2. И.Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду» Изд. «Детство-Пресс» 2088 год.
Табель посещаемости кружка
Ф.И. ребёнка | 1 занятие | 2 занятие | 3 занятие | 4 занятие | ||
Алдамуратов Ф. | ||||||
Андриевских К. | ||||||
Бородин В. | ||||||
Валякина К. | ||||||
Венне А. | ||||||
Вишняков Т. | ||||||
Гусев М. | ||||||
Гусев К. | ||||||
Гусева Н. | ||||||
Евстратенко Н. | ||||||
Зайнетдинова А. | ||||||
Зиновьев М. | ||||||
Клемашова К. | ||||||
Криворотова В. | ||||||
Лазовик Е. | ||||||
Логвиновская Я. | ||||||
Мелёхина К. | ||||||
Мелёхина Т. | ||||||
Мухарицин С. | ||||||
Петренчук П. | ||||||
Пресняк Я. | ||||||
Пьянков С. | ||||||
Сорокин А. | ||||||
Тиняков С. | ||||||
Формугина А. | ||||||
Янтурин Н. |
Предварительный просмотр:
Таблица мониторинга
Ф .И. ребёнка | Знает название и назначение предметов русского народного быта | Знает русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы | Пересказ русской народно сказки «Жихарка» | Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные. | Правильно назвать элементы русского народного костюма. | Самостоя-тельное выполнение куклы скрутки. | Знает русские народные и музыкально - фольклорные игры, изучаемые в рамках программы. | Выбрать дымковскую игрушку по характерным чертам. | |
| |||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное музыкально-познавательное занятие "Край березовый, край Есенина" , с использованием инновационных технологий
Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русских поэтов , а именно стихотворениями С.А.Есенина. Продолжать учить детей слушать и слышать содержание художественных и музыкальных произведений, ...
ПРАЗДНИК «КРАЙ ТЫ МОЙ, ЛЮБИМЫЙ КРАЙ»
Цель:прививать любовь к родному краю, воспитывать в детях чувство патриотизма, гордости за свой народ Оборудование:выставка продукции заводов, фабрик города и фотовыставка «Кольчугино – мой...
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Сценарий "Край родной - Чувашский край"
Сценарий развлечения о Родном крае....
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."
Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...
Интегрированное занятие, посвящённое 73 годовщине Приморского края (музыка, окружающий мир, аппликация): "Край мой любимый"
Данное занятие - совместная разработка воспитателя Бельковой Алёны Михайловны и музыкального руководителя Манжуриной Натальи Викторовны. В занятии использованны подборка стихов о Приморском крае, позн...