"Есенинские уроки " ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А. ЕСЕНИНА
статья (младшая группа) на тему
В данной статье я ставлю целью рассмотреть отношение С. Есенина к природе. Эта тема представляется актуальной потому, что природные катаклизмы последних лет (пожары в лесах, исчезновение целых видов животных, гибель большого количества птиц) - приобрели устрашающие масштабы, а безответственное отношение к природе человека становится губительным для мест его нахождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_soznanie_v_tvorchestve_s_esenina_antiplagiat_80.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А. ЕСЕНИНА
В данной статье я ставлю целью рассмотреть отношение С. Есенина к природе. Эта тема представляется актуальной потому, что природные катаклизмы последних лет (пожары в лесах, исчезновение целых видов животных, гибель большого количества птиц) - приобрели устрашающие масштабы, а безответственное отношение к природе человека становится губительным для мест его нахождения.
С.Есенин как поэт, воспевающий природу, оказался в центре глобальной проблемы современности, которой можно дать название «Изменение среды обитания человека в период активизации промышленного развития в России, в период урбанизации и его последствия». Казалось бы, русский классик застал и отразил самое начало этого процесса: появление паровоза вместо коня, асфальтовые дороги в деревнях, новую технику на полях. Сначала поэт повествует об этом с болью и враждебностью, затем с признанием своей ошибки и выбивающимися из контекста всей его лирики строчками стихотворения «Неуютная жидкая лунность»: Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь (Есенин,1975: 217).
В статье О. В. Перцова « и железное», посвященной С. и другим поэтам, экологических проблем, как антонимы слова «живое» и «» (Перцов, Электр. ). Они создают антитезу, два полюса поэта: милую природу и враждебный мир , города. Но если в глубину С. Есенина, увидеть его в контексте писем и поэта, то можно , что в стихах о и угрожающему ей заключена философия, которая отражается через «имеющее » и «бездушное».
Спиноза : «Под natura я понимаю все то, что вытекает из природы , иными словами, — из его атрибутов, т.е. все модусы бога, поскольку они как вещи, существуют в боге и без , не могут ни существовать, ни представляемы. …вся составляет индивидуум, части , т. е. все тела, изменяются многими способами без изменения в его целом (там же:
Все живое, по мысли С. , имеет душу, а — частица , и именно здесь, на мой , поэт близок к Б. Спинозы. Но у Есенина все , то есть к неорганической природе, . За противопоставлением живое — , антитеза — душа — . Если мы лирику Есенина призму данного , то увидим, что сейчас, на витке, механизация превратилась в роботизацию, а уровни технологий таковы, что простых на АТС могут всю землю в Чернобыль, возникает сохранения и воскрешения человека и ее отношения к миру, в и к среде своего .
Говоря о природе, С. в труде « Марии» (1918) вопрос о душе. У все живое одухотворено, чувствами и частью добрыми, надо учиться , но еще не культурным людям. любит щенков и тоскует по ним, а люди хуже : не только щенков , но своих бросают, не помогают и морально и даже не совестью. Олицетворение у С. — не простой прием, а отражение его , по которой материя обладает разумом и .
Правильному к природе, по мысли С. , надо учиться у предков, кстати, не у славян-язычников. вышеприведенные мысли С. , высказанные в труде « Марии», можно , что правильному к природе надо у наших предков, в том и у славян-язычников. Из текста статьи С. эти люди относились и ее силам с огромным , так как понимали, что правильное к окружающему позволит человеку и, познав тайны , жить в гармонии с ней.
пишет: « сил природы, выписанное ветра именем или Борея в мифологиях шара не что иное, как творческая наших предков в космических тайн» (, 1918: Сегодня повсюду, в и за ее пределами, вырубаются , целые леса. При их часто не другими. Вырубленные покидают птицы, насекомые и губят . Отчасти отношение к деревьям из утверждения Е. Базарова, что является не храмом, а , в которой должен радостно . Поэзия и философия С. заставляет нас вернуться к природы как к , к культу, объекту , который и самоценен для человека. Именно отношение ней остановить людей, ради утверждения готовы губить , в частности , не думая о последствиях.
В А. Мариенгофу работе « Марии» поэт к мощному сознанию землян и , как хорошо понимали раньше, что они зависят от , а потому ему. А. Марченко в книге « мир С. Есенина» подробно древесную образную стихов С. , находит в ней следы языческого древу. Продолжая мысль С. Есенина, сказать, что у поэта — образ : это и символ человека, семью, которая не распадается, все ее члены правильно друг к другу, это и вселенской семьи, всего , потому что поэт надмирное древо. эти мысли и сам текст С. в статье « Марии». Поэт , что в орнаменте славян присутствует «то символическое , которое «семью». Совсем не , что в Иудее это древо имя Маврикийского дуба и вместе с перешло, как название, приложением к нам.
Скандинавская Иг — поклонение ясеню, то , под которым Гаутама, и этот дуб были символами «» как в узком, так и широком у всех (Есенин, 1918: Если взять эту в переносном плане, понять, что ветвей и ствола и - это и связи в социальной , что древо - человек в его связях. поэтический образ нам говорят уже об экологии , которая, в частности, в том, чтобы выбрать шкалу ценностей и ту картину , которую надо и защищать. необходимости поклонения Есенин переносит и в . «Молюсь осинам», — его герой в «Возвращение на Родину». , в контексте всего это звучит с иронией, так идет о том, что власть насильно крестьян веры в Бога и икон, но в шутке доля правды: вера жила в и при христианстве.
Замечательная творчества А. Марченко пишет, что (древо) - центральный поэзии С. Есенина, в сосредоточены «, мироощущение» поэта (, 1989: 56). Российский использует образ для деталей автопортрета: «Старый головой на меня на похож»» (Есенин, 111); « белое дерево головы моей лист» (там же:
Он изображает - листьями сада, - березкой. А.Марченко : «Тайным родством Есенин юношу (…) с кленом. Под этому песенному и его березка. Она тоже — . Есенин и ее в «холщовый сарафан», в ее золотистые косы гребень» и даже ее, босоногую, барышне черемухе» (, 1989: 85). Фактически А. описывает прием , корни, , таятся в народном , где береза — символ , стройности, молодости. белоствольная русского пейзажа у превратится в символ силы, воплощая поэта к ». Изображение древа как — это не просто продолжения параллелизма, знакомого нам из народного , но, напротив, прием , взаимосвязи, продолжения живого существа в и даже прорыва. По мнению А. , в есенинском творчестве идея «узловой природы … с человека» (там же: 59). Это , что человек — часть , часть целого, а, исчезнет — природа, то не будет и — человека. Вредя , человек вредит , убивает душу, способность и сочувствовать.
Особое Есенин уделяет уважения к , работающим с природой, материальные ценности, , хлеб. Поэт , что наступление на деревню несет и даже ненависть к этого труда и в стихотворении « таинственный, мир мой древний»: «, город, ты в схватке окрестил нас как падаль и » (Есенин, 125). Слово «» часто ассоциируется с культуры. Но, рассказывая об избы , С. Есенин подчеркивает , культурность ее деталей, на доброе отношение к и миру. созданий живой издавна окружали в быту. Есенин убранство избы и находит духовных движений в природы.
«Голубь на крыльца знак осенения . Это слово пахаря . Кротость веет над моим, кто б ты ни был, , я рад тебе» (Есенин, 192). Рассказывая о значении убранства крестьянина, С. предпочитает рассматривать его и вещи с языческой зрения и народного , при котором соответствует природному. Он : «Красный угол, , в избе есть заре, — небесному своду» ( же: 194). С. Есенин , что недостаточное уважение к , которые общение с природой хлеб свой, с невежеством, незнанием сознания и неумением читать значения по представленным . «Если б хоть у нас понял в это таинство, которое наш бессловесный мужик, тот с болью почувствовал бы клевету на эту правду всех кустарей и их приспешников. Он бы их, как торгующих из храма, как на святого ...» (там же: 192). Не живого на механическое С. Есенин в процессе, но души. науки человек использовать для уничтожения : изобреталось все более оружие, в Первую мировую уже травили газами.
ноты в стихах и С. Есенина « Снегина» (1925) — это протест против использования промышленности и , достижения попали в руки политиков. Отказ от в военных действиях в стихотворении « корабли». Обращаясь , поэт говорит: не пойду с людьми, вместе с вами, Чем с любимой земли В сумасшедшего камень (Есенин, 116). В Есенина мы видим правильного отношения к любимой природе. В «Кобыльи » он пишет: «Не обижу ни , ни зайца» (там же: В стихотворении «Мы теперь понемногу» говорит, что был счастлив, так не муки совести за отношение к животным, « как братьев меньших никогда не бил по » (там же: 202).
Для природа — это и дом его стихов, и вдохновения. С. Есенина часто , но в их зооморфичности есть этика, как пишет В. О. : «В той веренице животного мира, обступает читателя с стихотворений раннего , не может не отношение поэта к «» как к «братьям нашим ».
Смешанное чувство , родственности, перед ними. « грустную думу о белоногом телке»: «Свяжут ей петлю на шее и поведут на убой» («Корова»). «На раздробленной ноге приковыляла, у норы свернулся в кольцо» («Лисица»), «Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани», «Осень — рыжая кобыла — чешет гриву»; «Ягненочек кудрявый — месяц гуляет в голубой траве». Надо добавить, что анималистические стихи С. Есенина, особенно «Песнь о собаке», вызывают не только жалость к животным, но философские раздумья о том, что все живое имеет душу.
На мой взгляд, этот разрыв естественных связей сопровождается формированием связей искусственных, способствующих умерщвлению личности. Поэт предвидел, как урбанизация и внедрение технических новшеств повлияют на изменение души человека. Сегодня массовое использование автомобилей сделало воздух загазованным, применение вредных аэрозольных веществ создало вредные озоновые дыры, полным ходом пошло разрушение не только биосферы, но и атмосферы.
Действительно, неживое активно уничтожает живое, убивает и души многих людей, которые за дорогой «Айфон» или автомобиль готовы отдать многое.
Роль художественной литературы в формировании правильного отношения к природе, НТР и экологическим проблемам очень велика и вместе с бережным отношением к природе мы должны передавать будущим поколениям любовь и уважение к стихам С. Есенина и творчеству других поэтов, писателей, художников, философов касавшихся этих проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Есенин С. А. Стихотворения и поэмы. - М.: Худ. лит. – 1975, 304 с.
- Есенин С. А. Ключи Марии // Есенин С. А. Полное собрание сочинений: в 7 т. - М.: Наука. – 1997, 324 с.
- Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. - М.: Советский писатель. – 1999, 264 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Есенинские уроки "
Есенин признан глубоко национальным и самобытным поэтом со времени выхода в свет первого стихотворного сборника «Радуница» в 1916 году . На всего его творчества сообщество живо на поя...
Научно-методическая статья для открытого педагогического конкурса "Есенинские уроки". "Приобщение детей дошкольного возраста к фольклорным традициям при знакомстве с поэзией С.А.Есенина.
В данной работе содержится конспект занятия "Сказочный образ лебедя в фольклоре и творчестве великих русских поэтов и композиторов, который можно провести в подготовительной - старшей группах дет...
"Есенинский урок"
С помощью этого материала вы можете познакомить детей с биографией и творчеством поэта С.Есенина и обогатить словарный запас детей. Приобщить детей к русской поэзии, создать благоприятные услови...
Уроки экологического творчества
Консультация для воспитателей...
Конспект литературного досуга с детьми средней группы для открытого педагогического конкурса «Есенинские уроки». http://doshkolnik.ru/chtenie/34088.html
Конспект литературного досуга с детьми средней группы для открытого педагогического конкурса «Есенинские уроки»....
Консультация для коллег. "Формы и методы работы с детьми по формированию у них экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Педагогический опыт работы над проектом "Сохраним планету вместе"...
Конспект ОД "Есенинский урок"
Жизнь и творчество С. А. Есенина...