Москвоведение "История Москвы в лицах"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
«ИСТОРИЯ МОСКВЫ В ЛИЦАХ» для подготовительных групп
Направленность программы – информационно-познавательная.
Уровень программы - дошкольный
Актуальность программы:
Данная программа позволит детям сделать первые шаги в изучении истории родной страны через знакомство с выдающимися личностями. Приоткроет будущим первоклассникам удивительный мир взрослых: их взгляды на природу, науку, политику, искусство. Из историй отдельных семей складывается история страны. Великие имена, великие люди, великие дела научат детей гордиться своими соотечественниками и равняться на них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskva_v_litsah_sayt.docx | 36.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
«ИСТОРИЯ МОСКВЫ В ЛИЦАХ»
Направленность программы: информационно-познавательная
Уровень программы: дошкольный
Возраст учащихся: 6-7 лет (подготовительная группа)
Срок реализации программы: 4 месяца
Автор-составитель программы:
Коблова Екатерина Игоревна, воспитатель
Москва, 2017 – 2018 уч. год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – информационно-познавательная.
Уровень программы - дошкольный
Актуальность программы: в современных условиях, когда мегаполис становится центром взаимодействия представителей различных культур, религий и наций, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. Знакомство с выдающимися историческими личностями, их увлечениями и трудами, расширяет кругозор детей, позволяет им взглянуть на себя, как на гражданина огромной страны, гордится соотечественниками и в чем-то даже походить на них.
Цели программы:
- Познакомить детей с известными историческими личностями, родившимися в Москве, их увлечениями и занимательными фактами биографии.
- Пробудить интерес к прошлому родного города.
Задачи программы:
- познакомить детей со знаменитыми деятелями культуры и искусства, историческими личностями, жившими в Москве в разные периоды истории.
- развивать мыслительные, творческие, коммуникативные способности воспитанников.
• повышать общую культуру и эрудицию дошкольников.
Основные методы работы:
- сюжетно-ролевая игра
- беседы
- викторины
Категория учащихся по программе: дошкольники – 6-7 лет
Срок реализации программы: 4 месяца – 16 часов.
Формы и режим занятий:
Форма обучения:
– очная (аудиторных занятия)
– групповая (занятия проводятся в одновозрастной группе)
- численный состав группы – от 10 до 25 человек)
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин (время занятий включает 27 мин. учебного времени и обязательный 3-минутный перерыв).
Планируемые результаты реализации программы
Предметные результаты:
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки): занятия способствуют развитию познавательной активности, углублению знаний, совершенствованию навыков.
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки): дети учатся понимать и обобщать нужную информацию, работать в команде, развивают способность к творчеству, наблюдательность, любознательность.
К концу обучения дети будут иметь представление:
∙ о зданиях и памятниках, связанных со знаменитыми соотечественниками:
А.С. Пушкине и Пушкинском музее; братьях Третьяковых и Третьяковской галерее; памятниках Петру Первому и Юрию Долгорукому; Большом театре, балете и Майе Плисецкой; династии Дуровых и Уголке дедушки Дурова; Усадьбе в Останкино и графе Шереметьеве; улицах Гастелло и Расковой; улице, Доме-музее, и театральном училище Щепкина М.С., М.В. Ломоносове и Московском Государственном Университете.
∙ об известных деятелях истории, искусства, науки: великих князьях Юрии Долгоруком, Дмитрии Донском; первом царе Иоанне Грозном; великом императоре Петре 1, великой императрице Eкатерине II, поэте С. Михалкове, поэтессах А.Л. Барто, художнике А.К. Саврасове, полководце А.В. Суворове.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты - универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться.
1. Регулятивные УУД:
понимать и сохранять учебные действия;
2. Коммуникативные УУД:
- допускать существование различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию.
3. Познавательные УУД: стремление узнавать новое; высказываться в устной речи; чтения текста; формировать умения проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп; устанавливать причинно-следственные связи между объектами; сравнивать объекты не менее чем по 1-2 признакам.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
– входной контроль (срок проведения, форма);
– текущий контроль (формы контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения);
– промежуточный контроль (формы контрольный занятий в течение учебного года);
– итоговый контроль (формы контрольных занятий в конце учебного года).
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
Требования к помещению для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса .
Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
- аудиоцентр/магнитофон;
- мультимедийный проектор;
- компьютер; - сканер; - принтер лазерный; - фотокамера цифровая.
Экранно - звуковые пособия:
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
- видеофильмы, соответствующие тематике программы.
Список литературы
А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, И. В. Маслова, Ю. И. Наумова. М.: АНО ИЦ
«Москвоведение», 2002.
Жукова А. В. Останкино // Прогулки по Москве. Дворцы, усадьбы, парки (Путеводитель для пешеходов). — М.: АСТ, 2017. — С. 41-45.
Северо-Восток Москвы. Годы. События. Люди / К. А. Аверьянов. — М., 2012. — С. 325-342.
В.А. Гиляровский. Москва и москвичи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2017-2018 учебный год
Реализация курса рассчитана на организацию работы старших дошкольников в формате кружка «История Москвы в лицах» 1 раз в неделю. Занятия проводятся в виде бесед-презентаций с показом слайдов и видео по теме. Степень усвоения материала устанавливается с помощью игровых ситуаций: викторины, загадки, сюжетно-ролевые игры.
Продолжительность занятий - 30 мин (время занятий включает 27 мин. учебного времени и обязательный трехминутный перерыв).
Курс рассчитан на 19 занятий с февраля по июнь 2018 г. включительно.
23 неделя (учебный период) | |||||||
1. | 6 фев | Сила в единстве: основатель Москвы, князь Юрий Долгорукий. | презентация | ||||
24 неделя (учебный период) | |||||||
2. | 13 фев | От Москвы деревянной к Москве белокаменной. Куликовская битва. Князь Дмитрий Донской. | презентация | ||||
25 неделя (учебный период) | |||||||
3. | 20 фев | Петр Первый – корабельных дел мастер. Великие дела Великого царя. | презентация | ||||
26 неделя (учебный период) | |||||||
4. | 27 фев | Почему Ивана IV Грозным прозвали. Первый русский царь. | презентация | ||||
27 неделя (учебный период) | |||||||
5. | 6 марта | Екатерина Вторая. Великая. | презентация | ||||
28 неделя (учебный период) | |||||||
6. | 13 марта | «Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось!» А.С. Пушкин. Пушкинский музей. | презентация | ||||
29 неделя (учебный период) | |||||||
7. | 20 марта | Агния Барто: жизнь в стихах. Интересные факты биографии. | презентация | ||||
30 неделя (учебный период) | |||||||
8. | 27 марта | М.В. Ломоносов: путь к знаниям. МГУ. | презентация | ||||
31 неделя (учебный период) | |||||||
9. | 3 апр | Сергей Михалков: жизнь в творчестве. Его гимны, стихи, басни, мультфильмы. | презентация | ||||
32 неделя (учебный период) | |||||||
10. | 10 апр | История одного рода. Шереметьевы. Усадьба в Останкино. | презентация | ||||
33 неделя (учебный период) | |||||||
11. | 17 апр | Жизнь – театр. Щепкин М.С Его улица, Дом-музей и театральное училище. | презентация | ||||
34 неделя (учебный период) | |||||||
12. | 24 апр | Герои рядом с нами: Комаров В.М. – космонавт, дважды Герой СССР. Школа им. В.М.Комарова | презентация | ||||
35 неделя (каникулярный период) | |||||||
13. | 8 май | Суворов А.В. – великий русский полководец. Удивительная история одного похода. | презентация | ||||
36 неделя (учебный период) | |||||||
14. | 15 май | Летчики-герои. Подвиг Гастелло Н.Ф. и М.М. Расковой. | презентация | ||||
37 неделя (учебный период) | |||||||
15. | 22 май | Как становятся художниками. Саврасов А.К. и его картины. | презентация | ||||
38 неделя (учебный период) | |||||||
16. | 29 май | Что такое «меценат»? Братья Третьяковы и Третьяковская галерея. | презентация | ||||
17. | 5 июня | «Характер – это и есть судьба!» Легенда балета - Майя Плисецкая. | презантация | ||||
18. | 12 июня | Праздничный день | |||||
19 июня | В борьбе за жизнь: Пирогов Николай Иванович. Достижения, открытия, факты. Больница имени Пирогова. | презентация | |||||
19. | 26 июня | Заключительное занятие «Великие люди великого города» годового цикла. Викторина, беседа с детьми о том, что больше им запомнилось из рассказов, какие места они посетили по темам занятий. | Презентация беседа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс знатоков Москвы «Моя столица, моя Москва» (подготовительная группа)
Данный материал поможет детям раскрыть свои познания о Москве, ее истории, достопримечательностях столицы в интересной, соревновательной игре....
Проект "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная"
Конспект проектной деятельности для детей подготовительной группы по теме "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная" для реализации Государственной программы «Патриотическое вос...
Москва - столица России. Герб Москвы
Уточнение знаний детей о родном городе, закрепление знаний о понятии «столица».Знакомство детей с понятием "герб", с символикой московского герба....
День города. Моя малая родина. Москва-историческая. Москва-литературная.
Конспект занятия, посвященного празднованию Дня города, для детей старшего дошкольного возраста....
Лицом к лицу
Диалог-опыт-консультация для родителей об адаптационном периоде и развитии ребёнка трёх лет....
Краткосрочный проект "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная" 2021г.
Продолжать расширять представления детей о Москве - столице России....
Краткосрочный проект "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная".
Продолжать расширять представление детей о Москве - столице Росии....