Проект "Морские обитатели- краб"
проект (средняя группа) на тему
расширять представления детей об обитателях морских глубин- крабах, формировать умение размышлять;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Морские обитатели»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, игровой, творческий.
Срок реализации проекта: 1 неделя
Проблема: «Какие бывают обитатели моря-крабы»
Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»
Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
расширять представления детей об обитателях морских глубин- крабах, формировать умение размышлять;
развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;
развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
развивать способность вслушиваться в звуки природы;
развивать познавательный интерес, творческие способности;
использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники;
учить охранять окружающую среду;
Ожидаемые результаты проекта:
владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски», «крабы»;
иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
знать о взаимосвязи с другими обитателями;
иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.
Актуальность темы:
Много вокруг нас еще неизведанного и прекрасного. Подводный мир моря труднодоступен для повседневного обозрения. И в то же время, человек чаще является потребителем, нежели созидателем в отношении обитателей морских глубин. Это позволит акцентировать внимание детей на бережном отношении к дарам моря и разумном их использовании.
Знакомство с морскими путешествиями предоставляет возможность внести в сознание детей образ человека как «созидателя», обладающего большими возможностями.
Проблема (на уровне ребенка): Недостаточный запас знаний у детей о морских обитателях-крабах.
Цель: Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о морских обитателях-крабах.
Задачи:
· Сформировать представления детей о жизни моря и его обитателях; познакомить с миром краба: чем питаются, где живут, какие растения и животные их окружают;
· Развивать умение сравнивать и анализировать;
· Развивать грамматический строй речи, память, воображение, логическое мышление в процессе наблюдений, исследований природных объектов;
· Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках;
· Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире;
· Учить применять полученные знания в разных видах деятельности;
· Побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, к речевому общению друг с другом;
· Воспитывать бережное отношение к природе; коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, любознательность;
· Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.
Этапы работы над проектом:
I. Подготовительный.
Подобрать методическую литературу по теме.
Подобрать детскую художественную литературу.
Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
Систематизировать и оформить дидактический материал в соответствии с планом проекта;
Информационный материал для родителей.
II. Содержательный.
Формы работы Темы Задачи
Познавательная деятельность
1.Тема: Морские обитатели-крабы. Познакомить детей с представителями морского дна-крабами, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде; познакомить детей с некоторыми формами защиты морских обитателей; формировать навык полных ответов на вопросы; развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения; развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Содержание путешествия в подводный мир
Может ли человек жить в воде? Почему?
Каких морских животных вы знаете?
Что вы знаете об обитателях подводного мира?
Какими особыми приспособлениями пользуются некоторые жители морских глубин?
Чем питаются обитатели моря?
Какие изобретения человеку подсказали морские обитатели?
Какое животное самое большое, умное, быстрое, музыкальное?
2.Тема: Сравнительное наблюдение за крабами. Закрепить знания о том, что крабы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению и т.д.; путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все крабы: местом обитания, специфической, хорошо узнаваемой формы, способом передвижения, повадками; вызывать желание ухаживать и оберегать крабы; развивать грамматический строй речи.
3.Тема:
Просматривание видеороликов и презентаций: «Морские обитатели», «Подводный мир», «Самые странные в мире животные», «Тайны морских глубин».
Ознакомление с художественной литературой
Коммуникативная деятельность
Чтение художественной литературы: чтение стихотворений о крабах,
Итальянская сказка «Принц краб», японская сказка «Месть краба»,
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», скандинавская народная сказка «Волшебная рыба», норвежская народная сказка «Почему вода соленая», С. Сахарнов «Как краб кита из беды выручал», Г. Косова «Азбука подводного мира», , В. Орлова «Для чего морю наряды?»;
Заучивание стихотворений про морских обитателей, скороговорок, составление описательного рассказа по опорной схеме. Отгадывание загадок.
Познавательные беседы: «Краб— это рыба?», «Кто в море живет?».
формировать у детей представления о разнообразии подводного мира, вызывать желание дослушать произведение до конца, учить кратко передавать содержание произведения, развивать умение использовать опорную схему для составления рассказа, грамматический строй речи, пополнять словарный запас, воспитывать бережное и заботливое отношение к миру природы, учить видеть красоту окружающего мира.
Художественно-эстетическая деятельность
1.Тема: Рисование «Тайны подводного царства», рисование ладошками «Краб» систематизировать знания о внешнем виде краба, их среде обитания, об особенностях подводного мира, учить передавать данные знания в рисунке.
2.Тема: Лепка «Кто в море живет?». (коллективная работа) закреплять представления об особенностях подводного мира, об особенностях строения морских обитателей.
3.Тема: Конструктивная деятельность «Краб», «Рыбка» (оригами из бумаги). закреплять умения использовать технику оригами для создания моделей морских обитателей. Создание «Морского дна».
Игровая деятельность
Подвижные игры:
«Море волнуется раз …», «Рыбак и рыбки», «Водяной»,»Крабики».
Дидактические игры:
«Чей силуэт», «Угадай звук животного», «Чья тень?», «Кто здесь живет?», «О ком расскажу» , «Четвертый лишний», «Что звучит?», «Соедини цифры», «Раскрась по образцу», «Найди пару», «Собери картинку»,
Настольно-печатные игры:
«Парные картинки», «Узнай, что изменилось», «Найди такую же», «Лото», «Соедини точки».
Сюжетно-ролевые игры:
«В океанариуме», «Где мы только не бывали, что мы только не видали», «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция».
Пальчиковые игры:
«Чайка», «Лодочка», «Рыбки» , «Крабик»
Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, память, внимание, сообразительность, закреплять знания о подводном мире.
Взаимодействие с семьей:
Организация выставки рисунков «Морские обитатели»;
Подбор материала, необходимого для реализации проекта; выставка поделок.
III. Итоговый.
1.Тематическое развлечение «В гостях у Нептуна»;
2.Выставка рисунков «Морские обитатели»;
3.Выставка поделок «Такие разные крабики».
Стихи про краба
Поймали дети краба,
Сказали: "Мал и слаб он!"
А краб за руку - хвать!
"Не смейте краба брать!"
В. Кириленко
* * *
Краб — известный забияка,
Он чуть-чуть похож на рака.
Клешни грозные имеет
В драках шумных не робеет.
* * *
В синем море, в толще вод,
Под камнями краб живёт.
Краб гостям не очень рад,
Он речному раку - брат.
Вот он! Видите какой?
Тот же рак, но рак морской.
В. Пахомов
* * *
Краб – расскажем без прикрас,
Устрашающ и рукаст.
И с клешней наперевес
Приобрел на море вес.
Но при этом парень свой:
Романтический герой
Для креветок и ракушек,
И других морских зверюшек.
Даже бравых моряков
Краб порадовать готов:
И красуется порой
На фуражке на морской!
В. Горак
* * *
В Черном море жил-был краб,
А наш папа краба - цап!
И с тех пор боится пап
Этот черноморский краб.
Слишком много пап на море,
С ними краб все лето в ссоре,
И от всех дотошных пап
Уползает со всех лап!
Е. Попова
* * *
Краб, сказал однажды,
Очень я отважный,
Буду плавать я всегда,
Ведь вокруг меня вода.
Живу я в водорослях, в море,
В камешках на дне морском,
В океане на просторе,
С рыбками наш общий дом.
Л. Керчук
* * *
В море синем и глубоком,
Где качает и тошнит,
Ходит краб по гальке боком,
Растопырив две клешни.
Намекали рыбы крабу,
Притворяясь, что немы:
- Краб, тебе давно пора бы
Научиться плыть, как мы.
Ты же в панцире, как в робе,
Запакован на замок.
Не умеешь, как ни пробуй.
Двинешь прямо - сносит вбок.-
И пока смеялись рыбки,
Баламутя вязкий ил,
Кто-то злой и очень прыткий
Этих рыбок проглотил.
Ну а краб залез под камни,
Упакованный в хитин:
- Не грозят наверняка мне
Эти хищники глубин.
Чтоб не скушали на ужин,
Лучше боком и на дне
Буду ползать неуклюже
В некусаемой броне.
М. Придворов
Не поймать его никак,
Убегает просто так.
Ох, и вёрткий,
Ох, и быстрый.
Хитрый, ловкий,
И когтистый.
Две клешни и
Лапок много.
Взять попробуй.
Недотрога
Сразу выскользнет из рук.
Сам себе надёжный друг.
И бегом к воде помчится.
Видно хочет отличиться.
Море - дом его родной
Каждый закоулок свой.
С. Пшеничных
* * *
Надев красивый легкий панцирь
И храбро выставив клешни,
Краб выступает в грозном танце.
Он так старается – взгляни!
* * *
Только боком ходит краб.
Он своей привычки раб.
Все бочком, бочком, бочком,
Потихонечку, молчком,
В одиночку, в стороне,
Снизу доверху в броне.
Я сказал ему: «Привет!»
Он бочком – и весь ответ!
С. Пшеничных
* * *
Краб по дну ползет
И жемчужинку несет.
Будет мячик для ребяток --
Малюсеньких крабеняток.
* * *
Краб в отчаянном бою
Потерял клешню
Свою.
Потерял и не нашёл,
Без клешни
Домой пришёл.
Целый год, врагов ругая,
Он не трогал никого:
Ждал, пока клешня другая
Отрастала у него.
* * *
Плоский камешек на ножках
По подводной шёл дорожке.
Боком-боком, боком-боком
Семенил по дну с прискоком.
Глазки – как горошины,
Смотрят настороженно.
Я к нему рукой полез,
Он – клешню наперевес:
«Ты, дружок, меня не трогай!»
И пошел своей дорогой.
Д. Еловикова
* * *
Я с крабом подружиться
мечтаю очень-очень!
Я под водой кружился,
нырял, почти до ночи...
И вот, увидев краба,
протягиваю руку...
Ах, если бзнал, да кабы,
Как сильно рад он другу,
Тогда бы я не взвыл,
и с крабом - не дружил
Д. Цвейг
* * *
Из-под камня вылез краб,
Он свободен, а не раб,
Обитает среди глыб,
Не подарок он для рыб!
* * *
КРАБ
Краб играл в морской футбол,
Он забил клешнею гол.
То-то радостно всем было,
Что команда победила. (Н. Мигунова)
СКОРОГОВОРКА
Краб крабу сделал грабли,
Подал грабли крабу краб.
Сено граблями, краб, грабь.
ЗАГАДКА
Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает.
(Краб)
РАК-ОТШЕЛЬНИК
Залезал на гору рак
И свистеть учился.
Получилось только БРЯК!
Рак с горы свалился.
(И. Жуков)
Мусор в голубом море
Плыла себе да плыла золотая рыбка по голубому морю. И вдруг видит, столпилась стая рыб: осьминоги, крабы, креветки.
Спросила золотая рыбка: «Что случилось?»
Рассказали ей рыбки, что в голубом море случилась катастрофа. Грязь и отходы засоряют воды. И взмолили все хором: «Золотая рыбка, помоги нам избавиться от этого мусора!»
Махнула рыбка хвостом, и мусор исчез. Но ненадолго. Люди всё равно засоряли море. И тогда рыбка поставила знак «Мусор бросишь – с пляжа просим!» И с тех пор загрязняться море стало меньше.
Трушина Дарья
Рассказ . Краб.
По дну теплых морей и океанов бегают крабы. У них широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У крабов пять пар ножек. Передние ножки преобразованы в мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот.
Крабы, как и другие обитатели морского дна, – хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ. Но иногда крабы нападают на подводные плантации, на которых разводят устриц и мидий.
Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они насаживают на шипы на своих ножках кусочки водорослей. А краб-старьевщик, живущий в Средиземном море, собирает все, что попадется ему в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу-старьевщику угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.
Странствующий краб однажды ввел в заблуждение даже самого Христофора Колумба. Этот вид краба живет не на дне, а путешествует по поверхности океана, сидя на оторвавшейся водоросли или ветке дерева. Когда Колумб приближался к берегам Америки, в Саргассовом море моряки заметили странствующего краба. крабОни решили, что где-то близко земля, а на самом деле до ближайшего берега было еще очень далеко.
Камчатский краб по внешнему виду похож на настоящего краба, но на самом деле он родственник рака-отшельника. У него не пять, а четыре пары ножек. Камчатский краб – настоящий гигант! Ширина панциря у него достигает 25 сантиметров, расстояние между концами ног – до 1,5 метра. Живут камчатские крабы в Японском, Охотском и Беринговом морях. Больше всего их у берегов Камчатки.
У рака-отшельника твердым панцирем покрыта только передняя часть тела, а брюшко мягкое и беззащитное. Чтобы уберечься от морских хищников, эти животные прячутся в пустых раковинах морских улиток, как отшельники в пещерах. Мягкое брюшко может закручиваться в завитках раковины, а брюшные ножки быстро втягивают тельце внутрь.
При передвижении раки все время таскают раковину с собой. Когда им грозит опасность, раки-отшельники целиком забираются в раковину, закрывая вход большой клешней.рак-отшельникКогда рак-отшельник подрастает, старая раковина становится ему тесной. Он выбирается из нее и ищет себе раковину попросторней. В это время ему нужно быть особенно осторожным, чтобы не попасть на обед хищным рыбам.
Для усиления защиты рак-отшельник часто сажает на свою раковину морскую актинию. У этой красивой обитательницы океана, похожей на яркий цветок, очень жгучие щупальца. Если к ним прикоснуться, можно серьезно обжечься. Рак-отшельник, встретив на дне понравившуюся актинию, клешней «срывает» ее с камня и пересаживает себе на раковину. Актиния совсем не против такого соседства – ведь ей всегда достаются крохи с обеденного стола рака-отшельника. Когда рак меняет старую раковину на другую, он пересаживает на новый дом и свою жгучую соседку.
Очень часто раки-отшельники устраивают настоящие битвы с сородичами за обладание раковиной или красивой актинией. Побежденный рак ложится на бок или на спину, и победитель больше его не трогает.
Принц-краб
Итальянская народная сказка
Жил-был рыбак. На деньги, вырученные за улов, ему никак не удавалось накормить свое большое семейство даже полентой. [Полента — кушанье из кукурузы.]
Тащит он раз из моря сети и чувствует, что они очень тяжелы. Насилу вытащил.
Смотрит — краб, да такой огромный, что взглядом его не охватишь.
— Вот это улов, — обрадовался рыбак. — Теперь-то я накормлю полентой своих малышей!
Пришел он домой и велел жене поставить на огонь кастрюлю: скоро, мол, будет мука для поленты. А пойманного краба потащил к королю во дворец.
— Ваше величество, — начал он, — явите вашу милость, купите у меня вот этого краба. Жена уже кипятит воду для поленты, а у меня нет денег.
— На что мне твой краб? Продай его еще кому-нибудь, — ответил король.
Но тут вошла принцесса.
— Ах, какой красивый, какой дивный краб! Папочка, дорогой, купи краба, купи, прошу тебя! Мы его пустим в бассейн вместе с кефалями и золотыми рыбками!
Принцесса очень любила рыб. Она часами просиживала у бассейна в саду, все смотрела, как плавают кефали и золотые рыбки. И король, не чаявший души в своей дочери, конечно исполнил ее просьбу.
Рыбак пустил краба в бассейн с рыбками и получил кошелек золота. Теперь он целый месяц мог кормить своих детей полентой.
Принцесса любила смотреть на краба и подолгу не отходила от бассейна. Она уже знала все его повадки и заметила, что ровно в полдень он куда-то исчезает на три часа.
И вот однажды, когда она сидела у бассейна и любовалась своим крабом, раздался звон колокольчика. Принцесса вышла на балкон и увидела нищего, просившего милостыню. Она бросила ему кошелек с золотом, но нищий не сумел его поймать, и кошелек упал в глубокий ров, наполненный водой.
Нищий спустился в ров в надежде найти кошелек, нырнул и поплыл под водой.
Подземный канал вел изо рва в бассейн и уходил еще дальше, а куда — неизвестно.
Продолжая плыть под водой, нищий оказался в прекрасном водоеме, посреди большой подземной залы, украшенной великолепными коврами. В зале был накрыт стол.
Нищий выбрался из воды и спрятался за ковер.
Ровно в полдень из воды показалась русалка на спине огромного краба. Русалка коснулась краба волшебной палочкой. В тот же момент из крабьего панциря вышел красивый юноша.
Он сел за стол, а русалка коснулась волшебной палочкой стола, и тут же блюда наполнились всевозможными яствами, а бутылки — вином. Закончив трапезу, юноша снова вошел в крабий панцирь; русалка коснулась его волшебной палочкой, села крабу на спину, и они оба скрылись под водой.
Нищий вышел из-за ковра и тоже нырнул в водоем, поплыл под водой и очутился в бассейне принцессы. В это время она любовалась своими рыбками.
Увидела королевская дочь нищего и страшно удивилась.
— Что тебе здесь нужно?
— Тише, принцесса, я расскажу вам удивительную историю. — Он вылез на край бассейна и рассказал все, как было.
— Теперь я знаю, куда ровно в полдень на три часа уходит мой краб, — промолвила принцесса. — Хорошо, завтра в полдень мы вместе отправимся туда.
На следующий день через подземный канал она вместе с нищим добралась до залы с водоемом и спряталась за ковром.
Ровно в полдень появилась русалка на крабе. Волшебной палочкой она коснулась крабьего панциря, появился прекрасный юноша, и тут же направился к столу.
Принцесса давно уже любовалась крабом в своем бассейне, но стоило ей увидеть юношу, который вышел из панциря, как она тут же влюбилась. Она подкралась к панцирю и незаметно забралась в него.
Когда юноша вернулся в панцирь, он увидел там принцессу.
— Что ты сделала? — прошептал он. — Если русалка об этом узнает, мы оба погибли.
— Мне хочется освободить тебя от злых чар, — прошептала в ответ принцесса. — Скажи, чем тебе помочь!
— Вряд ли ты мне чем-нибудь поможешь. От злых чар меня избавит только девушка, которая полюбит больше жизни.
— Я готова на все, — промолвила принцесса.
Пока внутри панциря шел такой разговор, русалка уселась на краба, и он, перебирая лапками, вынес ее подземным каналом в открытое море.
Русалка и не подозревала, что в панцире спряталась и дочь короля.
Русалка уплыла в море, и принцесса с юношей остались одни. Крепко обнявшись, они отправились в обратный путь. По пути принц — а это был настоящий принц — рассказал возлюбленной, как его освободить.
— Найди на берегу моря большую скалу, встань на нее и пой и играй там на скрипке, пока в волнах не появится русалка, — она обожает музыку. Выйдет она из воды и скажет: «Играй, красавица, мне так хорошо!» .А ты ответь: «Ладно, буду играть, а ты мне дай цветок, который у тебя в волосах». Когда этот цветок попадет в твои руки, я буду свободен: в нем мое спасение.
Краб возвратился в бассейн и отпустил принцессу.
Нищий тоже возвратился из подземной залы в бассейн и, не найдя принцессы, решил, что она попала в беду. Но тут дочь короля вышла из бассейна, поблагодарила нищего и щедро вознаградила.
Затем она пошла к отцу и сказала, что желает учиться музыке и пению. Король никогда не отказывал дочери ни в одном ее желании. Он тут же велел позвать лучших певцов и музыкантов.
Научилась принцесса петь и играть и говорит королю:
— Мне хочется пойти к морю и, стоя на большой скале, поиграть на скрипке.
— На скале, на берегу моря? Ты с ума сошла, — воскликнул король. Но, как всегда, исполнил ее желание.
Вместе с ней он послал восемь горничных в белых одеждах, а вслед за ними, на случай нежданной опасности,— отряд воинов и велел им не спускать с принцессы глаз.
Принцесса стала на большой скале, а восемь ее фрейлин — на восьми скалах вокруг нее.
Едва раздались звуки скрипки, в волнах появилась русалка.
— Какая изумительная музыка! Играй, играй, мне так хорошо!
— Я буду играть, но подари мне цветок, который у тебя в волосах. Больше всего на свете я люблю цветы!
— Достанешь этот цветок оттуда, куда я его заброшу — он твой.
— Достану, — сказала принцесса и снова стала петь и играть. Закончила песню и говорит русалке: — А теперь дай мне цветок.
— Держи, — сказала русалка и кинула его далеко в море.
Принцесса бросилась в воду и поплыла навстречу волнам, туда, где покачивался прекрасный цветок.
— Принцесса! Принцесса! На помощь! — закричали все восемь фрейлин, стоя на скалах. Ветер развевал их белые одеяния.
Но принцесса плыла и плыла: она то исчезала, то вновь появлялась среди волн. И когда силу начали оставлять ее, набежала волна и принесла цветок прямо ей в руки.
Из-под воды донесся голос:
— Ты спасла меня. Теперь ты станешь моей женой. Ничего не бойся, я помогу тебе, сейчас мы выйдем на берег. Но никому ни слова, даже родному отцу. Сегодня я порадую своих родителей, а завтра попрошу у короля твоей руки.
— Да, да конечно! — только и вымолвила принцесса, переводя дыхание. И краб подплыл с нею к берегу.
Дома принцесса только и сказала королю, что ей было очень весело, и ни слова больше.
А на другой день ровно в три часа перед королевским дворцом послышался стук копыт, звуки труб и грохот барабанов. Посланец из другого государства возвестил, что сын их короля просит принять его.
Принц попросил у короля руки его дочери, а затем рассказал все, как было.
Король сначала рассердился, что от него все скрыли, но затем приказал позвать дочь.
Принцесса бросилась в объятия принца.
— Мой возлюбленный муж!
И король понял, что ничего другого не остается, как сыграть свадьбу.
МОРСКИЕ СКАЗКИ
Как краб кита из беды выручил
Охотился кит за рыбьей мелочью.
Рыбья мелюзга в океане тучами ходит. Кит набежит, пасть разинет ап! — и полон рот. Пасть захлопнет, воду сквозь усы процедит. Всю мелюзгу — в глотку. Глотка-то у него маленькая.
Рыбёшка, как увидит кита, — сразу к берегу. Кит за ней.
Разбежался — рраз! — и вымахал на берег.
Хорошо, что кит — зверь, а не рыба: без воды не помрёт.
Лежит на песке, как чёрная скала, — ни туда, ни сюда. Тяжко вздыхает: жди теперь, когда вода придёт!
Тут по берегу волки.
Голодные.
Рыщут, чем бы поживиться. Видят — гора мяса. Едва шевелится.
Подбежали. «С какого бока начинать?» — прикидывают.
Увидел это из воды краб.
«Конец киту! — думает. — Свой морской зверь — надо выручать».
Вылез на берег.
— Стойте! — кричит волкам. — И я с вами. Кита на всех хватит. Вот дождёмся — все и примемся.
Волки остановились.
— Чего ждать-то?
— Как — чего? Не знаете разве: кита только при луне едят. Чем луна выше, тем китятина вкуснее!
Удивились волки, но спорить не стали. Краб в океане живёт, с китом. Ему, пучеглазому, видней.
Расселись на берегу вокруг кита, морды кверху задрали.
Уж вечер — недолго ждать луны-то!
Кит лежит, вздыхает.
Вот из-за горы луна выглянула и поползла вверх по небу.
Волки сидят, молчат, на кита смотрят. Не замечают, что в океане вода поднимается. С голоду зубами щёлкают. На краба поглядывают: не пора ли за кита приниматься?
Краб сидит себе, клешнями бока поглаживает.
Вдруг чуют волки — сидеть мокро стало.
Отбежали к горе и с кита глаз не спускают.
Стала луна у волков над головами.
Почуял и кит под собой воду. Вздохнул, набрал полную грудь воздуха да как даст хвостом! Брызги во все стороны.
Волки врассыпную.
Кит воду хвостом пенит, на волков волну гонит. Волки — на гору.
Страница 4 из 93
Кит развернулся головой к морю, забурлил хвостищем и пошёл, пошёл! Выплыл на глубину, набрал воздуха — и пропал. Только его хвост и видели.
И краб потихоньку — боком, боком — за ним.
Опомнились волки — ни кита, ни краба! Долго на берегу сидели. То вверх, на луну, поглядят, то вниз, на воду.
Ничего не понимают — народ сухопутный. Откуда им знать, что на море-океане отливы бывают и приливы!
И чем луна выше, тем приливы сильнее.
Факты о крабах
1.Существует более 4500 известных видов крабов по всему миру.
2.Японский краб-паук знаменит своими паучьими ногами, которые достигают 4-х метров в длину, а это в 5 раз больше средней длины человеческой ноги.
3.Группу крабов называют стаей, хотя крабы довольно редко собираются в группы. Обычно «стаю» крабов можно встретить лишь в период спаривания, либо если это взрослый краб в окружении своего потомства.
4.Самый маленький представитель крабов – гороховый краб. Он вырастает размером всего в пару миллиметров.
5.Считаете себя королём танцпола? Попробуйте сравниться в умении танцевать с крабами. Они используют свои танцевальные навыки для привлечения самок, хлопая панцирями и барабаня клешнями. 6.Большинство крабов имеют плоскую форму тела, которая позволяет им пролезать в узкие расщелины. Исключение составляет только рак-отшельник – он использует раковины морских улиток в качестве домика. Краб отшельник
7.Люди съедают примерно 1,5 миллиона тонн крабов в год повсеместно. Найдены свидетельства того, что крабов ели ещё с доисторических времён.
8.Следите за питанием? Крабовое мясо богато витамином B12, а ценный протеин, содержащийся в нём, позволяет насытиться даже небольшой порцией. Также крабовое мясо обладает противовоспалительным эффектом и может употребляться для снижения давления и профилактики болезней сердца.
9.У всех крабов на передних двух ногах есть клешни. Размах клешней краба-рекордсмена по длине был больше, чем рост самого высокого в мире человека.
10.Хотели бы иметь глаза на затылке? У крабов большие сложно устроенные глаза, состоящие из тысяч маленьких линз. Это значит, что краб может в любой момент времени смотреть сразу во всех направлениях, и назад в том числе.
МЕСТЬ КРАБА ( японская сказка)
Давным-давно жили по соседству краб и обезьяна. Однажды в погожий день отправились они прогуляться. Идут по горной тропинке – лежит на земле зернышко хурмы. Обезьяна его подобрала, и пошли они дальше. Подходят к реке, и тут краб нашел рисовый колобок. Поднял его краб и показывает обезьяне: – Смотри-ка, что я нашел! – А я нашла вот это зернышко! – отвечает обезьяна. А сама с завистью думает: Эх, мне бы такой колобок! И начала она уговаривать краба: – Давай поменяемся: ты мне рисовый колобок, а я тебе семечко хурмы. – Э, нет. Мой колобок вон какой большой… – Но ведь семечко можно посадить, взойдет оно, вырастет дерево, сколько хурмы ты соберешь, подумай! Подумал краб и согласился: – Ну что ж, пожалуй, ты права! – И краб променял свой большой колобок на маленькое семечко хурмы. Схватила обезьяна колобок и тут же, у краба на глазах стала им лакомиться. А когда съела, сказала: – До свидания, краб! Спасибо тебе за угощение! И, посмеиваясь, убежала. А краб поспешил к себе в сад и посадил там семечко. Посадил и приговаривает: Скорее всходи, семечко хурмы, а не то раздавлю клешней. – Ах, эта подлая обезьяна! Ну, ничего, не плачь, я тебе помогу. Но безутешен молодой краб, плачет и плачет. Тут подкатывается к нему с грохотом ступка и спрашивает: – Ты чего, краб, плачешь? – Как же мне не плакать, – отвечает краб, – убила обезьяна моего отца, а как отомстить ей – не знаю. – Ах, эта подлая обезьяна! Ну, ничего, не плачь, я тебе помогу. Тогда перестал молодой краб плакать. Собрались вокруг него каштан, оса, морская капуста да ступка, и стали они совет держать, как отомстить обезьяне. Посоветовались и отправились в путь. Приходят, а обезьяны нет дома: видно, наелась она хурмы и пошла прогуляться в горы. – Вот и хорошо! – сказала ступка. – Ступайте все в дом, спрячьтесь там и ждите. Вошли они в дом. Огляделся каштан и говорит: – Я тут спрячусь! – Забрался в очаг и зарылся в золу. – А я здесь, – сказала оса и притаилась возле кувшина с водой. – А я здесь, – сказала морская капуста и раскинула свои стебли на пороге. I- Ну, а я сюда заберусь, – сказала ступка и влезла на притолоку. Наступил вечер. Вернулась обезьяна домой и говорит: – Уф, в горле все пересохло! Присела она у очага, протянула руку к чайнику, но тут из горячей золы с треском вылетел каштан да как стукнет ее прямо по носу! – Ой! – вскрикнула обезьяна и, закрыв морду лапами, побежала на кухню. Только нагнулась она над кувшином с водой, чтобы нос омыть, как вдруг с жужжанием вылетела из своего укрытия оса и впилась ей в глаз. – Ай! – закричала обезьяна пуще прежнего и стремглав бросилась на улицу. Второпях поскользнулась она на стеблях морской капусты, что дожидалась ее на пороге, и растянулась плашмя у входа. Этого только и нужно было ступке. С грохотом свалилась она на обезьяну и придавила. Лежит обезьяна под ступкой, только лапами дрыгает. Тут и подполз к обезьяне молодой краб. – Вот тебе за отца! – крикнул он, взмахнул своими клешнями и отхватил обезьяне голову.
Крабики (подвижная игра)
Все участники конкурса разбиваются на пары. Каждая пара становится спиной друг к другу и сцепляется руками на уровне локтей. По сигналу ведущего две пары детей бегут боком к финишной линии. В следующем забеге пара-крабик, пришедшая к финишу первой, соревнуется с новой парой участников. Таким образом побеждает самый быстрый и ловкий «крабик».
Пальчиковые игры:
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть
Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка
Рыбка, рыбка, озорница,
Грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать
Медленно сжимают ладони
Рыбка спину изогнула
Снова изображают, как плывёт рыбка
Крошку хлебную взяла
Делают хватательное движение обеими руками
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
Снова «плывут».
«Краб»
В синем море краб идёт
Ладони тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы направить вниз, переплести (лапки краба), раздвинуть ладони. Большие пальцы обеих рук направить к себе (голова краба).
Быстро лапками гребёт
Быстрыми движениями пальцев показывают, как краб гребёт лапками.
Тихо краб идёт по дну,
Ищет он себе еду.
Краб идёт на лапках-пальчиках сначала в одну сторону, затем в другую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по окружающему миру "Краб"
Материал для педагогов и родителей....
Конкурс снежных скульптур.Краб.
Вот такого забавного краба мы сделали из снега!...
КОНСПЕКТ организации непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе по теме: «Краб-путешественник»
Учить составлять гармоничный образ краба из отдельных элементов (кругов, овалов, полосок).Продолжать учить детей работать ножницами, вырезая отдельные детали заготовки;Формировать навык аккуратного пр...
Пальчиковые игры-пособия Е. Железновой. "Поросята", "Краб", "Весна", "Паучок".
Пальчиковая игра "Поросята", "Краб", "Весна", "Паучок"....
Конспект ОД "Как краб кита из беды выручил"
Технология создания мультфильмов...
Конспект занятия "Весёлый краб"
Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию в средней группе - аппликация "Весёлый краб"...
Конспект по художественно-эстетическому развитию для детей разновозрастной группы Аппликация на тему «Веселые крабы»
Конспект по художественно-эстетическому развитию в разновозрастной группе аппликация на тему веселые крабы....