Семейный экологический проект для детей подготовительной к школе группы. "Моллюски черного моря"
проект (подготовительная группа) на тему

Макарова Анна Алексеевна

Человека всегда интересовал подводный мир, но если о рыбах существует множество книг, заметок и страниц в Интернете, то о моллюсках информации мало.  А ведь они являются не только одним из звеньев пищевой цепи, но и мощным очистным фильтром морской воды.  Именно по этой причине темой исследований стали моллюски Черного моря. Для исследований была взята прибрежная зона  с. Небуг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mollyuski_chernogo_morya.docx67.65 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 «Веселые гномики» с. Небуг

муниципального образования Туапсинский район.

Номинация: «Фауна Чёрного моря»

Семейный экологический проект

«Загадочные моллюски Чёрного моря»

Место проведения исследования:

МБДОУ ДС № 17 «Весёлые гномики»  с. Небуг

Срок реализации проекта:

июнь-июль-август 2015 г.        

Подготовительная  к школе группа

 МБДОУ ДС №17 «Весёлые гномики» с. Небуг

Воспитатель:

Макарова Анна Алексеевна

2016 г.

Оглавление.

  1. Введение (актуальность выбора темы, задачи)-------------------3
  2. Основная часть----------------------------------------------------------5
  1. Характеристика района исследования----------------------------------6
  2. Видовой состав моллюсков прибрежной зоны Черного моря

с. Небуг-----------------------------------------------------------------------6

  1. Влияние моллюсков на очищение морской воды-------------------10
  2. Продуктивная деятельность детей по теме---------------------------10
  3. Рекомендации по совместной продуктивной деятельности

 детей и родителей--------------------------------------------------------11

  1. Используемая литература-----------------------------------------------16
  1. Заключение------------------------------------------------------------16

        

Введение.

Актуальность выбранной темы:

Черное море – глубоководный бассейн, однако точки с глубиной в 160 метров лежат на расстоянии 200 километров от берега. Ложе моря в основном ровное. Температура воды на его поверхности держится полгода выше 16 градусов, а летом более 25. Зимой поверхность охлаждается до 6-8. Исключительным постоянством отличается температура воды в глубине моря: начиная с глубины 200 метров и до дна, она поддерживается в пределах 8-9 градусов тепла.

Морская вода соленая, в Черном море соленость значительно ниже океанских вод, но и в 1,5 раза выше соленость Каспийского моря.

Морская вода обладает рядом целебных свойств. Исключительно благоприятное воздействие она оказывает на организм человека. Особенно полезен для человека морской воздух, насыщенный кислородом и йодом.

Интересным, хотя на первый взгляд странным, является почти точное совпадение процентного состава солей морской воды с составом крови человека. Однако следует заметить, что первичные формы жизни зародились сотни миллионов лет тому назад в океане, а от них впоследствии произошли высокоорганизованные существа.

Гидрологический режим Черного моря во многом определяется его изоляцией от Мирового океана с нормальной соленостью. Если там она составляет в среднем 35 промилле, то в Черном море наполовину меньше - 17 промилле. Обмен водой осуществляется через проливы Босфор и Дарданеллы. Поверхностный слой относительно пресной черноморской воды поступает в Средиземное море. В придонном слое в Черное море проникают более соленые и тяжелые воды Мраморного моря, которые опускаются на дно Черноморской впадины. Они почти не смешиваются с "черноморской водой". Разность удельных весов глубинных и поверхностных вод является причиной того, что циркуляции водных масс Черноморского бассейна происходит лишь до глубины 200 м. Ниже вода не аэрируется и поэтому заражена сероводородом. Этот газ имеет биохимическое происхождение. Черное море на глубинах более 150 м является "мертвым" и в нем обитают только сероводородные бактерии. В Черное море впадает множество рек, они приносят более 300 кубических километров пресной воды, а также громадное количество питательных веществ, обеспечивают жизнь мельчайшим морским растениям и фитопланктону, которые составляют основу пищевой цепи в море. Скорость обновления глубинных вод настолько мала по сравнению с поступлением органического вещества из верхних слоев, что весь кислород успевает израсходоваться, и поэтому возникают анаэробные условия.

Черное море таит в себе много энергии и ценных продуктов, которые используются человеком пока еще в незначительной степени.

Человека всегда интересовал подводный мир, но если о рыбах существует множество книг, заметок и страниц в Интернете, то о моллюсках информации мало.  А ведь они являются не только одним из звеньев пищевой цепи, но и мощным очистным фильтром морской воды.  Именно по этой причине темой исследований стали моллюски Черного моря. Для исследований была взята прибрежная зона  с. Небуг.

Плавно и медленно идет углубление морского дна. Прибрежная полоса  села Небуг  гравийно – галечного типа. Вода всегда чистая, море имеет особую голубизну и прозрачность. Дно моря неровное, состоит из глыбовых навалов, камней, песчаника, обрывов уходящих в глубину. В этой части моря много волнорезов, пирсов.

Цели исследования:

- видовой состав моллюсков в зависимости от глубины и структуры дна моря,

 - подготовка материала для занятий о природе родного края, экологии.

Задачи:

- активизировать познавательный интерес детей и родителей к объектам мира природы родного села.

- развивать умение детей и родителей вести совместную исследовательскую деятельность, планируя  и делегируя способы сбора и обработки информации.

- познакомить дошкольников с  различными видами моллюсков обитающих в прибрежной зоне с. Небуг.

- стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по данной теме.

- закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, рисование, макет « Черное море»)

- продолжать формировать активность, самостоятельность инициативность.

Методы исследования: сбор информации, рассматривание  книг и журналов, посещение краеведческого музея г. Туапсе, наблюдение с берега моря, выход в море на катере, сбор раковин вручную и драгой, математический подсчет.

Предполагаемый результат:

• приобретение  детьми  навыков  бережного,  созидательного  отношения  к

окружающему миру; расширение кругозора воспитанников;

• вовлечение  родителей  воспитанников  в  активное  эколого-образовательное пространство родного села;

• развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением  к  миру,  в  котором  сочетаются  качества  нравственности, эстетического  вкуса,  коммуникативных  навыков, эмпатии,  образного мышления, творческих способностей;

• развитие умственных способностей детей,  которые  проявляются  в  умении

экспериментировать, исследовать, анализировать, делать выводы;

• сплочение детского коллектива;

• воспитание навыков экологически безопасного поведения в природе;

• объединение педагогического коллектива в работе над проектом;

• создание на территории и в помещении детского сада  предметно - развивающей среды, которая научит понимать окружающий мир;

• появление желания общаться с природой и отражать свои впечатления через

различные виды деятельности;

• формирование осознано - правильного отношения к планете Земля (наш общий  дом) и к человеку как части природы;

• приобретение знаний об особенностях природы родного  края и его обитателях;

• воспитание трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что – то новое.

                                                    П. Основная часть

1.Участники проекта.  

Дети подготовительной к школе группы детского  сада № 17 «Веселые гномики» с. Небуг:

  1. Анохин Всеволод
  2. Аксянов Камиль
  3. Багдасарян Эмиль
  4. Бакуменко Илья
  5. Грибанова Ева
  6. Дронова Анна
  7. Качалко Роман
  8. Коротаев Максим
  9. Купцов Тимур
  10. Лаврухина София
  11. Макеева Настя
  12. Осипов Прохор
  13. Романютин Виталий
  14. Сильнягин Платон
  15. Янченков Илья
  16. Ярошенко Виталий

Родители.

      1.   Анохина И.В.

  1. Аксянова С.К.
  2. Багдасарян  А.С.
  3. Бакуменко О.В.
  4. Грибанов Э.С.
  5. Дронова Т.В.
  6. Качалко В.Н.
  7. Коротаев С.П.
  8. Купцова А.В.
  9. Лаврухина А.Т.
  10. Макеева Т.А.
  11. Осипова М.В.
  12. Романютин А.П.
  13. Сильнягин А.П.
  14. Янченков С.В.
  15. Ярошенко М.П.

Воспитатель  и руководитель проекта – Макарова Анна Алексеевна.

2. Характеристика района исследования

 Для своих исследований мы взяли прибрежную зону пляжа п. Небуг. Прибрежная полоса поселка Небуг гравийно - галечного типа. В этом районе отсутствует движение твердого материала на береговом склоне. Вода всегда чистая, море имеет особую голубизну и прозрачность. Море, а конкретно прибрежная полоса, п/о Прометей с. Небуг дно моря неровное, состоит из глыбовых навалов и камней из песчаника, обрывов, уходящих в глубину. В этой части моря много волноломов, пирсов.

Температура воды в море высокая:

  • в августе 2014 года - до 27о;
  • августе 2015 года - до 28о;

Район исследований находится на восточном побережье Черного моря в прибрежной зоне Туапсинского района, что в Юго-западной части Краснодарского края. Пляжи            с. Небуг между 44,1 северной широты и 38, 9 восточной долготы. Пляж достаточно широкий и достигает местами 40 - 50 м в ширину и 500 м в длину.

Пляж весь состоит из мелкой кальки, последние 2 м. к морю – это хорошо отполированные морем камешки, среди которых попадается разные горные породы. Если зайти в море, то такое же дно прощупывается на протяжении 2.5 – 3-х метров, затем плавно уходит вглубь.

 Ширина пляжей вдоль абразионно-денудационного берега определяются главным образом балансом обломочного материала. На основном протяжении побережья пляжа имеют среднюю ширину 5-7 м. Материал представлен обычно разнородной смесью каменных обломков. Причем во многих местах рыхлый материал лишь прикрывает надводную абразионную террасу, а подводный склон почти от самого уреза представляет собой коренной бенч. Относительно широкие пляжи получили распространение лишь в вогнутостях берега.

2. Видовой состав моллюсков прибрежной зоны Черного моря  с. Небуг.

Объект исследования

Ценные пищевые качества моллюсков были известны еще в древности. Их створки находят в остатках костров первобытных стоянок человека. Китайцы и римляне искусственно разводили мидии и устриц, считая это более выгодным, чем сбор «диких моллюсков». В раковинах мидии иногда встречаются небольшие разноцветные жемчужины, но их качество ниже жемчуга, добываемого в тропических водах. Из перламутровых створок устриц и мидии изготавливают пуговицы. Створки дают также прекрасное удобрение для полей.  В совместной поисковой деятельности родителей, воспитателя и детей на пляже с. Небуг были обнаружены следующие виды моллюсков.  Из  литературных источников мы с детьми  узнали их научное название и биологические характеристики.

Устрица черноморская имеет раковину длиной до 8 см со створками неправильной формы и чешуйчатыми наростами. Окраска, в зависимости от места обитания, может быть от бледно-зеленой до грязно-серой. Обитает колониями на глубинах от 3 до 60 метров.

Ведет оседлый образ жизни, прикрепляясь к подводным объектам. В рацион питания устрицы входят преимущественно водоросли и одноклеточные организмы. Живет до 30 лет. Когда-то была объектом промыслового лова, благодаря своим вкусовым и диетическим качествам, но в последние десятилетия практически истреблена в Черном море.

В настоящее время занесена в Красную книгу.  К сожалению, более ценные иды моллюсков - устрицы - в настоящие время вытесняются менее ценными - мидиями и рапанами. Причины этого процесса полностью еще не выяснены.

Мидия, в недалеком прошлом, один из наиболее распространенных видов Черного моря. Раковина похожа на каплю черного или темно-фиолетового цвета, которая сужается к месту скрепления и имеет длину до 15 см. Обитает колониями на глубинах от 0 до 80 метров. Ведет осёдлый образ жизни, прикрепляясь к камням, сваям, затопленным конструкциям и другим подводным предметам. Питается в основном одноклеточными водорослями, органическими остатками и бактериями. Живет до 8 лет. Издревле используется человеком в пищу. Для этих целей мидию разводят в специальных мидийных хозяйствах.

В последнее время в природе стала встречаться реже и на больших глубинах. В основном это связано с браконьерским выловом и истреблением ее рапаной.

Интересны «гребешки», или пектен. Они способны самостоятельно передвигаться, с силой хлопая своими раковинами, выталкивая из них назад воду и «пролетая» над дном «ракетным» способом до полутора метров. Из дальневосточного гребешка изготавливают приятные на вкус консервы. У морского гребешка, в отличии от других около сотни глаз, причем неизвестно, для какой цели они служат, потому что моллюск этот слеп. Если глаз удалить, на его месте вырастет новый. 

Гребешок черноморский – двустворчатый моллюск с раковиной в виде веера длиной до 6 см. Окраска может быть от белого до красного и коричневого цвета. Среда обитания: глубины 40 – 60 метров. В отличие от других двустворчатых умеет отлично передвигаться, с силой захлопывая створки. Питается планктоном и детритом, профильтровывая через себя воду. Живет до 18 лет. Из-за своих небольших размеров и малой численности не имеет промысловой ценности, хотя и обладает хорошими вкусовыми качествами.

В Черном море водится моллюск - рапана. Он встречается у кавказских берегов. Рапана съедобна. Из нее можно приготовить вкусный суп, а мясо напоминает осетрину. Тело рапаны содержит особый пигмент, окрашивающий предметы в красный цвет. Смывается эта краска с большим трудом.

В старину из моллюсков, близких рапане, живущих в морях, добывали пурпур для царских мантий. Рапана не собственно черноморский моллюск, а пришелиц. Он распространился здесь лишь за последние 30 лет. Считают, что рапану привезли случайно на днищах судов с Дальнего Востока, где этот моллюск широко распространен. Рапана - хищник, он уничтожает промысловых моллюсков - мидии и устриц. Молодые рапаны просверливают раковину мидии или устрицы и выпивают их содержимое, а взрослые - выделяют ядовитую слизь, которая парализует мышцы двустворчатого моллюска и заставляет его открыть створки. Рапана приносит пользу тем, что поедает опускающуюся на дно мертвую рыбу, исполняя роль санитара.

Мия песчаная сравнительно недавно появилась в Черном море. Считается, что она была завезена случайно из Атлантики или Японского моря, где является распространенным видом. Недавно, за последние годы, на Черном море появился новый моллюск - мия. Двустворчатая раковина имеет форму эллипса от грязно-белого до желто-коричневого цвета, длиной до 10 см. Живет обособленно, или небольшими группами, на глубинах от 0 до 20 метров. Предпочитает песчаный или илистый грунт. Зарывается на глубину до полуметра, выставляя на поверхность сифон, с помощью которого дышит и питается. Питается органическими остатками, простейшими, мелкими ракообразными и водорослями. Живет до 20 лет. Наравне с мидией является главным видом промысла. Искусственно выращивается на песчаном мелководье. Внешне он напоминает мидию, но его длина 3 - 8 см. мия съедобна, промысел ее выделяется во многих странах, а в США её разводят искусственно. Найден этот моллюск в северо-западной части моря на глубине 7-1О метров на илистых грунтах, даже в грунтах насыщенных сероводородом.

Многие, конечно, видели на створках раковин или прямо на скалах плотные белые наросты, состоящие из чешуек с зубчатыми краями. Так выглядит поселение усоногих раков - балянусов. Размер рачка - 1,5 см в высоту и столько же в диаметре. В отличии от других раков, балянусы ведут сидячий образ жизни, плотно прикрепляясь к чему-либо своими панцирями. Пища приносится к ним током воды.  Иногда балянусы прикрепляются к днищам судов, снижая их скорость. Приходится время от времени производить очистку подводной части корпуса.

Скафарка – двустворчатый моллюск, также недавно появившийся в Черном море. Завезен, предположительно, из Тихоокеанского бассейна в прошлом веке. Раковина скафарки имеет выпуклую веерообразную форму с толстыми створками и зазубренными краями. Длина раковины может достигать 8 см. Окраска от белой до темно-серой. Это один из немногих моллюсков имеющий красную кровь, за что его называют кровавой ракушкой. Обитает на глубине до 10 метров, образуя скопления с высокой плотностью. В рацион питания входят мелкий планктон, одноклеточные и водоросли. Живет до 9 лет. В промысловом лове не используется, но обладает отличными вкусовыми качествами. Является излюбленным лакомством в Японии и Корее.

Сердцевидка съедобная может передвигаться, подпрыгивая при помощи сильной ноги. С ее же помощью может зарываться в ил или песок на небольшую глубину. Раковина напоминает сердце, откуда и произошло название моллюска, длиной до 4 см от белого до буро-зеленого цвета. Живет на глубинах от 2 до 40 метров.  Питается, отфильтровывая из воды органические частицы, водоросли и планктон. Живет до 10 лет. Непромысловый вид, но съедобен и служит пищей для придонных рыб.

Венерка – широко распространенный в Черном море моллюск. Имеет массивную треугольную раковину с закругленными краями, длиной до 4 см. Окраска варьируется от белой до бурой. Обитает на глубинах от 0 до 30 метров. Может передвигаться при помощи клиновидной ноги и зарываться в песок или ил на небольшую глубину. Питается оседающими органическими остатками, которые отфильтровывает из воды. Живет в среднем до 30 лет, хотя некоторые нечерноморские виды доживают и до 400! Съедобен, но объектом промысла не является, из-за своих малых размеров.

3. Влияние моллюсков на очищение морской воды

Вода в море с. Небуг  отличается своей привлекательностью, голубизной, чистотой, хотя прямо на берегу очистные сооружения, и пять пансионатов стоят вокруг. Можно предположить, что моллюски  являются мощными фильтрами моря, чтобы это доказать мы провели ряд экспериментов.

С помощью родителей, которые доставляли нам в группу воду три раза в день, у нас была возможность визуально и при помощи микроскопа оценить чистоту и прозрачность воды. Забор воды производился  в 6.00,  14.00, 18.00 в течении  пяти дней.

С 15 августа 2015 года по 20 августа 2015 года. Чистоту и прозрачность воды мы определяли визуально, опуская в воду камешки разного цвета.  Примеси в воде определяли при помощи смешивания части воды и капли йода, степень загрязнения определяли по цвету окрашивания воды. Микроорганизмы определялись при помощи микроскопа.

Результаты исследования внесены в таблицу:

Дни исследования

прозрачность

чистота

примеси

микроорганизмы

15.08

утро

100%

100%

-

+

день

50%

50%

+

++

вечер

20%

25%

++

++

16.08

утро

100%

100%

-

+

день

100%

80%

+

+

вечер

100%

40%

+++

+

17.08

утро

100%

100%

-

+

день

100%

70%

+

+++

вечер

100%

0%

++

+

18.08

утро

100%

100%

-

+

день

100%

60%

+

+

вечер

100%

20%

+

+

19.08

утро

100%

100%

-

+

день

100%

60%

+

+

вечер

100%

25%

+

++

20.08

утро

100%

100%

-

+

день

100%

50%

+

++

вечер

100%

10%

++++

++

По данным исследования можно сделать вывод: моллюски мощные фильтры моря и от их пребывания в нем, зависит чистота воды.

При такой антропогенной нагрузке, летом пляжи перегружены в несколько раз, вода остается чистой и пригодной к купанию и оздоровлению.

4. Продуктивная деятельность детей, совместная деятельность детей и родителей

В ходе проекта детьми и родителями было собрано большое количество природного материала – ракушек и раковин моллюсков. Из них все желающие изготовили поделки, рамки для фотографий, картины.

В группе были проведены праздники:

  • «Кто живет в Черном море?»;
  • «Сказки Черноморского Гребешка»

Выставка работ из пластилина « Наши друзья – моллюски Черного моря».

Выставка рисунков «Мы рисуем подводный мир».

Совместно с родителями был изготовлен макет «Подводный мир».

5. Рекомендации по совместной продуктивной деятельности детей и родителей

Лето! Какая удивительная пора! Как много интересного и прекрасного окружает нас. Можно весь день гулять на свежем воздухе среди зеленой травы, кустарников и деревьев - великанов, радоваться ласковому солнцу, щебетанью птиц, любоваться разнообразием цветов, купаться в теплом море.

Летом продолжительное пребывание детей на свежем воздухе полезно и для здоровья и для познавательного развития детей. Оно имеет большое воспитательное значение: помогает развивать у дошкольников интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней, формирует художественный вкус. В лесу, на лугу, у реки, в море обитает множество жителей, которых мы часто не замечаем. А ведь наблюдения за ними очень привлекательны для ребенка, особенного городского. Смотреть на природу и видеть ее - это не одно и то же.

Часто, выезжая в лес, мы первым делом приступаем к приготовлению и поглощению пищи, проводя все время возле костра, автомобиля и самодельного стола. А вот дети сразу идут исследовать окружающий мир, залезают в лужу, отважно штурмуют заросли кустарников, радуются порхающей бабочке и ползущему жуку. К сожалению, мы не всегда одобряем их действия или просто этого не замечаем. А напрасно: ведь, наблюдая, ребенок превращается в исследователя: он пытается понять окружающий мир и делает массу открытий, которые так необходимы в этом возрасте. Поддержите его в этом! Возьмите с собой на отдых лупу, бинокль. Рассматривание муравьев или листиков через увеличительное стекло приводит ребенка в восторг, да и взрослого не оставляет равнодушным. Постарайтесь научить ребенка видеть красоту окружающего мира: и отдельного цветка, и бабочки, и солнечного заката или восхода.

Обращайте внимание на то, как природа богата красками и их оттенками, как многообразен окружающий мир: в нем есть место не только людям, но и бабочкам, стрекозам, деревьям и цветам, белочке и ежику, дождевому червяку и кроту.

Чаще говорите: «Посмотри, как красиво!» Задача взрослого вызвать интерес к созданию выразительных образов природы, научить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления разными изобразительными средствами. Ребенок проявляет интерес к разным способам изображения, мотивируя свой выбор тем, что ему особенно нравится: используя краски, живописно передает красоту окружающей природы или вечернего неба, графически изображает машины, дома, фигурки людей.

Дети шести-семи лет, как правило, уже хорошо владеют техническими приёмами рисования цветными карандашами, гуашью, акварелью, фломастерами, иногда используя цветную пастель, с помощью которой рисунок приобретает легкость, воздушность.

Очень привлекает детей в летний период рисование на асфальте или на песке у берега реки или моря. Во время экскурсий, на прогулке, в процессе занятий изобразительной деятельностью, обращая внимание детей на цвет, его значение для передачи образа, мы тем самым способствуем развитию у них восприятия цвета.

Можно предложить детям всмотреться в цвет листьев в тени и на солнце, обратить их внимание на то, что на солнце листья блестят, отдают в желтизну, а в тени они выглядят сероватыми, синеватыми и не блестят.

Можно наглядно объяснить детям, что один и тот же цвет имеет очень много оттенков. Для передачи многообразия и богатства цвета ребенка надо научить смешивать краски, чтобы получать новые тона и оттенки, обучить технике работы с кистью.

Даже взрослый человек по натуре - собиратель, не говоря уже о детях!

Любой ребенок во время прогулки собирает и периодически приносит в дом совершенно бесполезные (на взгляд взрослого) вещи: камни, кусочки коры, ветки, шишки. Во время прогулок необходимо привлекать внимание детей к окружающей природе, не проходить мимо причудливо изогнутых ветвей, корней, сучьев, древесных грибов, разнообразных растений.

Надо учить ребят любоваться этой красотой и многообразием, наблюдать, находить сходство с живыми или сказочными существами. Попробуйте вместе с детьми собрать природный материал – жёлуди, камешки, ракушки. Он всегда должен быть под рукой. При этом надо учить детей собирать материал так, чтобы не нанести ущерб природе.

К сбору природного материала привлекаются дети с младшего возраста (с трёх лет). Пластмассовые игрушки не дадут такого разнообразия тактильных ощущений, как природный материал. Можно составить узоры из камешков или картины из сухих листьев, создать желудевого человека. Можно строить из природного материала дома и города, экспериментировать с песком и глиной. Благодаря фантазии, изобретательности и умелым рукам можно сделать свой удивительный мир игрушек – самоделок.

При работе с природным материалом не надо обозначать этот вид деятельности как занятие. Для детей оно должно стать интересным, увлекательным делом, причём, ценность таких занятий заключается в том, что ребёнок может поиграть с продуктом своего труда. Важное значение для ребенка имеет оценка его работы.

На берегах рек, морей, озер можно увидеть ракушки-домики, покинутые животными, многие из которых интересны по внешнему виду, оригинальны по форме — овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т. п.

Сбор ракушек производится детьми вместе с воспитателем во время прогулок, экскурсий. Ракушки после сбора моются маленькой щеточкой (можно зубной), после чего раскладываются и сушатся. Сухие ракушки сортируются по видам и по размеру. Хранятся они при любой температуре.

Из ракушек можно делать фигурки животных (белочки, собачки, кошки, зайцы, куры, крокодил и др.). Ракушки используются также и как дополнительный материал (уши у чебурашки, крылья у птиц, лепестки цветка и т. п.).

Помните, что дети болезненно переносят негативную оценку со стороны взрослого. Найдите безобидную для ребенка форму оценки его работы.

Можно доброжелательно попросить ребёнка поправить или переделать работу, объяснив ее недостатки. Благодаря этому у ребенка формируется добросовестное отношение к делу, умение довести начатую работу до конца. Главное - чтобы в итоге у ребёнка был сформирован интерес к изготовлению вещей своими руками, появилось желание и позитивный эмоциональный настрой на этот вид деятельности, осознание того, что для достижения успеха необходимо старание, трудолюбие, упорство.

Чаще мастерите сами, показывайте способы изготовления, возможности использования поделок в игре, демонстрируйте свойства различных материалов – так дети активнее их познают. Дополнительные материалы

При изготовлении игрушек часто используют дополнительные материалы.

Бумага. Различают писчую, плакатную, фильтровальную, конвертную, альбомную, бархатную, обложечную, обойную, афишную, копировальную, пергаментную, оберточную бумагу. Виды бумаги отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению.

Дети любят работать с цветной бумагой различных оттенков, которая легко режется, поддается сгибанию, склеиванию.

Фольга. Так называют тонкие металлические листы (из цветных металлов или сплавов — свинца, олова, алюминия), употребляемые для украшения поделок, переплетов.

Пластилин. Этот материал применяется для скрепления частей менее сложных игрушек (в работе с природным материалом в детском саду с этой целью используют чаще клей), а также для лепки некоторых деталей поделки на начальных этапах работы.

Проволока является необходимым материалом для скрепления частей игрушки, в частности для изготовления каркаса игрушек из соломы, и для других целей. Наиболее удобна медная проволока (она мягкая, гибкая и прочная) диаметром 0,35, 0,29 мм. Для каркаса игрушек нужна проволока большего диаметра — 1–1,5 мм.

Нитки лучше использовать толстые, цветные (№ 10).

Клей нужен разных марок: белый клей ПВА, клей «Марс», БФ и др. Однако дошкольникам лучше пользоваться клеем ПВА.

Цветные лоскуты — обрезки различных тканей — также пригодятся для оформления поделок.

Использование каждого из видов дополнительного материала будет зависеть от замысла, проявления творчества, мастерства, смекалки детей, от степени развития их воображения.

В качестве дополнительных материалов используют фанеру, гальку, мелкие камни, косточки от винограда, леску, щетинки.

Инструменты

Для изготовления поделок, помимо материала, необходимо иметь простейшие инструменты.

Шило. Длина ручки шила должна быть примерно 5–7 см, диаметр — 1,5–2 см; длина колющей части — 3–3,5 см. Шило должно быть не очень толстым, но сделано из прочного материала.

Ножницы. Для работы детям нужны небольшие ножницы с тупыми концами, с кольцами, соответствующими размеру детской руки.

Нож рекомендуется маленький (но не перочинный), с тупым концом; длина лезвия 13–15 см.

Иголка нужна крупная швейная, ее необходимо хранить на маленькой салфетке либо в игольнице со вдетой в нее ниткой.

Карандаш простой необходим для нанесения контура на бумаге при вырезании деталей или задуманной игрушки, например косынки для матрешки и т. д. Используют карандаши различной мягкости (желательно 2 М).

Краски необходимы для оформления отдельных деталей игрушки (фартука для куклы, воротника для Буратино и др.). Рекомендуется использовать краски гуашевые (кроющие) в специальных наборах или в отдельных флаконах. Эту густую краску перед рисованием нужно развести водой.

Кисточки (мягкая для рисования, более жесткая для клея). Для рисования лучше использовать беличьи кисточки (№ 4 и 6). Перед рисованием следует вспомнить приемы работы: кисть нужно хорошо пропитать краской; линии следует проводить один раз; вести кисть можно только в направлении по ворсу, иначе она лохматится. Чтобы рисунок получился красивым, нужно не забывать своевременно обмакивать кисть в краску, не проводить по одному месту несколько раз.

Для клея нужны специальные кисточки, с твердым ворсом. С помощью клея соединяются многие игрушки из природного материала, особенно он необходим для соединения деталей поделок из ракушек.

Щипчики желательно маникюрные или со сведенной перекрученной передней частью. Они используются для закручивания проволочки при изготовлении игрушек из соломы, мочала и других материалов.

Плоскогубцами, клещами, сверлом пользуется только воспитатель.

Для изготовления поделок из ракушек, помимо общих инструментов, необходимо иметь специально для работы с этим материалом напильник, пилку маникюрную, гуашь всех цветов, лак масляный светлый.

Воспитателю нужно хорошо знать особенности инструментов, наиболее часто применяемых при изготовлении игрушек из природных материалов, и знакомить с ними детей.

Начинать надо с самых элементарных поделок, а затем приступать к изготовлению более сложных. Пусть дети видят, что взрослые тоже любят мастерить.

Радуйтесь успехам детей, восхищайтесь проявлениями их изобретательности, стремлением создавать красоту, развитием у них художественных и интеллектуальных способностей!

6.        Используемая литература.

1. О.В. Волцит, М.Е Черняховский «Природа России жизнь животных – беспозвоночные», 1999г.

2. Н.И. Андрусов,  С.А.Зернов  Очерк «О Черном море» 1914г.

3. А.М. Владимиров «Охрана окружающей среды» 1991г.

4. Архивы Туапсинского  историко – краеведческого музея.

III. Заключение

В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания, путем применения различных методов  и  приемов. Сбор информации, рассматривание  книг и журналов, презентаций, посещение краеведческого музея г. Туапсе, наблюдение с берега моря, выход в море на катере, сбор раковин вручную, математический подсчет.

Мы  использовали  различные  формы  деятельности.  

Совместно  с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры, праздники.

В период работы над проектом развили у детей эмоционально - чувственные отношения к объектам  живой  и  неживой  природы,  ценностное  представление  об  организации природоохранной  деятельности, способности к творческо - поисковой деятельности.

В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали  навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы.

Дошкольники научились  передавать  свои  чувства  в  рисунках,  поделках.

        Совместная работа над проектом детей, родителей, воспитателя позволяет объединить детей с различными увлечениями, склонностями, развивать у детей чувство ответственности за будущее не только своего села, детского сада, но и всей нашей планеты, так как наше село – частичка территории родной земли.

Работа над данным проектом положительно повлияло на гражданскую позицию участников,  толерантность и высокую экологическую культуру поведения.

Программа

практических действий, которые помогут сохранить и защитить  

моллюсков  Чёрного моря.

        

1.        Каждый раз, после посещения пляжа и берега моря, забирать с собой весь мусор и, по крайней мере, небольшую часть мусора, который не принадлежит мне.

2.        Стараться беречь воду, чтобы не перегружать очистные системы.

3.        Не выливать на землю и в канализацию масло, краски или химикалии, а утилизировать их безопасным для окружающей среды способом.

4.        С детьми старшего дошкольного возраста проводить экологические рейды «Чистый пляж»

5.        Ограничить использование полиэтиленовых пакетов и выбирать изделия с безопасной в экологическом отношении упаковкой.

6.        Соблюдать правила утилизации твёрдых бытовых отходов.

7.        Участвовать  вместе с руководством населённых пунктов  по месту проживания в решении  экологических проблем.

8.        Создать страничку в «Защитники черного моря», на личном сайте  автора проекта Макаровой Анны Алексеевны.

9.        Интересоваться строительными работами на берегу моря с целью наблюдения за  экологическим состоянием  пляжа с.Небуг.

Только при активной позиции жителей побережья можно предотвратить разрастание экологических проблем и спасти Чёрное море.

Защита окружающей среды – долг каждого жителя  с. Небуг.

Справка о деятельности коллектива.

Время создания коллектива – 01.06.2015 года

Руководитель – Макарова Анна Алексеевна.

Дети подготовительной к школе группы МБДОУ ДС № 17 «Веселые Гномики» с. Небуг

1 .Анохин Всеволод

2. Аксянов Камиль

3. Багдасарян Эмиль

4. Бакуменко Илья

5. Грибанова Ева

6. Дронова Анна

7. Качалко Роман

8. Каратаев Максим

9. Купцов Тимур

10. Малышева Милана

11. Макеева Настя

12. Осипов Прохор

13. Романютин Виталий

14. Сильнягин Платон

15. Янченков Илья

16. Ярошенко Виталий

Родители:

1. Анохина И.В.

2. Аксянова С.К.

3. Багдасарян  А.С.

4. Бакуменко О.В.

5. Грибанов Э.С.

6. Дронова Т.В.

7. Качалко В.Н.

8. Каратаева И.М.

9. Малышева Е.Д.

10. Сальникова  В.Н.

11. Макеева Т.А.

12. Осипова М.В.

13. Романютин А.П.

14.  Сильнягин А.П.

15. Янченков С.В.

16.  Ярошенко М.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы. «Какого цвета море?»

С помощью новых технологий нетрадиционного рисования НОД учит детейсоздавать образ моря, активизировать разные приемы нетрадиционного рисования. Создать условия для творческого применения освоен...

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы "Художник и море"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию.    Программное  содержание. Познакомить детей с жизнью и творчеством И. К. Айвазовского. Учить детей понимать содержание ...

Экологический проект для детей подготовительной к школе группы"Мир цветов"

Вид проекта:Исследовательский ,познавательно- творческий...

Экологический проект для детей подготовительной к школе группы № 5 «Дети за раздельный сбор мусора!»

Экологический проект для детей подготовительной к школе группы № 5 «Дети за раздельный сбор мусора!»...

Экологический проект для детей подготовительной к школе группы «Сбережем природу вместе».

Экологический  проект для детей подготовительной к школе группы «Сбережем природу вместе»....

Викторина по экологическому воспитанию «Экологическая тропинка» для детей подготовительной к школе группы

laquo;Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окно...

Проект по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы в рамках волонтерской деятельности "Вода вокруг нас"

Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект...