Проект "Во саду ли, в огороде - лен"
проект (старшая группа) на тему
МБДОУ детский сад №11 г. Вязьмы, Смоленской области,
ул. Ямская д.41 «А»
Проект « Лен»
Разработала воспитатель группы «Звездочка» Фотиева Е.В.
Весна – лето 2018 год
Паспорт проекта.
Тема проекта: «Во саду-ли, в огороде…».
Вид: долгосрочный, тип – групповой, познавательный.
Актуальность: у детей недостаточно знаний о росте технических растений (льне), о фазах роста, о том, как убирают и обрабатывают лен, беден словарный запас.
Цель проекта: формирование у детей представлений о росте льна, стремление ухаживать за ростками, о том, как получают нить из вызревшего льна. Способствовать развитию речи детей на основе углубления знаний и представлений ребенка об окружающем мире, активизация словаря по теме.
Задачи:
1. Расширять и систематизировать знания детей о льне как технической культуре.
2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.
3. Обогащать, уточнять и активировать словарь детей по теме.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к природе родного края.
4. Формировать навыки исследовательской деятельности, умение правильно вести себя в природе и бережно к ней относиться.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Длительность проекта: с апреля по сентябрь.
Ожидаемый результат:
1.Дети знают и распознают лен среди других растений.
2.Имеют простейшие представления о том, как растет лен, этапах его зрелости, способе уборки, связывания в сноп, получения нити.
3.Знают, что получается изо льна (ткань, одежда, постельное белье, полотенца; льняное масло).
4.Составляют последовательный рассказ о росте льна по серии фотографий.
5.Умеют «добывать» нить.
6.Активизировалась коммуникативная функция речи и познавательная деятельность детей; обогатился словарь по теме: «Во саду-ли, в огороде».
Существительные: земля, тяпка, семена, вода, лейка, сорняки, цветы, стебель, листья, соломка, нить, сноп, всходы.
Глаголы: сеять, рыхлить, поливать, полоть, теребить, связывать, срезать, шелушить, собирать колышутся, тянутся, качаются.
Прилагательные: зеленая, тонкий, узкие, голубые, мелкие, блестящие, твердая, толстая, высокий, соцветия.
Этапы реализации: подготовительный
основной
заключительный
Подготовительный этап
- Подготовка почвы для посадки.
- Посев семян
Основной этап.
- Наблюдения
- Уход
- Фотосъемка
Заключительный этап
- Сбор семян
- Связывание в снопы льна
- Фотоотчет
Реализация проекта.
Лён в русском фольклоре занимает особое место.
Пословицы о льне.
Лён – доходная культура, это деньги и натура.
Сколько в поле ни родится, все в доме пригодится.
У льна долгунца два лица: семя на племя, а нить на ткань.
Чем ленок дольше, тем доход больше.
Мни лён доле, волокна буде боле.
Если лён хорош, хвалить надо руки.
Будет лён, так будешь и силен.
Лён вымотает – лён и озолотит.
Лён не родится — и мочало пригодится.
Про лён говорили, что его "на престол с царем садили", а крестьяне молвили – "Кто посеет лён – пожнет золото".
«Лен любит поклон»
ПРИМЕТЫ:
Хорошо рябина цветет — к урожаю льна.
Длинные капельники — долгий лен.
Земля при запашке коренится — лен будет волокнистым.
Белье (зимой) долго не сохнет, льны нехороши будут.
Информация для родителей.
Культуре льна на Руси были посвящены специальные праздники. Первый был связан с посевом, отмечали его в последний день мая, и назывался он «Семь дев». В народе до сих пор говорят: сеют лен у семи Ален. Крестьяне примечали: кукушка закуковала – пора сеять лен.
В языческие времена существовал обычай: при посеве льна женщины раздевались донага, чтобы лен, глядя на них, сжалился и лучше уродился. Очень долго существовал другой обычай. На празднике Ивана Купалы девушки, бросая ветку в огонь, приговаривали: «Пусть мой лен будет высотой с эту ветку! »
Льноводство и льняные одежды настолько широко распространяются на Руси, что в судебные уложения Ярослава Мудрого вошла статья о наказаниях за кражу льна и льняной одежды.
Зачастую доход семьи зависел от урожая этой культуры, поэтому не зря говорили: «Посеешь лен – пожнешь золото». Существовало и другое выражение, столь же краткое и образное: «Удастся лен, так шелк, не удастся, так щелк».
Если в языческие времена у народов, живших в северо-западных областях, были свои боги и богини, покровительствовавшие льноводству, то с введением христианства осталась одна богиня – Святая Парасковия. Именно ей по окончании льняной страды – 28 октября – был посвящен праздник. Покровительницу льноводства называли по-разному, но чаще льняница. В день Парасковии-льняницы было принято мять лен и приносить в церковь.
Святая мученица Параскева Пятница
Из льняных нитей создавали знаменитые кружева – бланды. Девушки щеголяли в них в праздники, демонстрируя свое мастерство. Считалось, что в неурожайные годы кружевница сможет прокормить семью и спасти от голода.
На Руси лен стелили новобрачным, чтобы никакая хворь к ним не привязывалась, принимали в льняное полотно новорожденных, чтобы были здоровыми, перевязывали воинов, чтобы раны быстрее зажили.
До нынешних дней сохранились старинные народные приметы: если льняное семя положить в обувь, то она будет дольше носиться, а если несколько семян льна зашить в одежду, то можно защитить человека от порчи и сглаза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Во саду ли, в огороде" часть 1 "Плодово-ягодные деревья"
Презентация по окружающему миру. Ознакомление детей с плодово-ягодными деревьями....
"Во саду ли, в огороде" часть 2 "Плодовые кустарники"
Презентация по окружающему миру по ознакомлению детей с плодовыми кустарниками....
КОНСПЕКТ открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе "Во саду ли, в огороде".
1. Образовательные задачи: Закрепить в сознании детей обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», название различных овощей и фруктов; Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека; ...
Конспект занятия по развитию речи «Во саду ли, в огороде» с элементами театрализованной деятельности
Конспект предназначен для детей 2 мл. группы по развитию речи...
Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."
Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...
Сценарий летнего праздника на улице для всех групп детского сада "Во саду ли в огороде"
Сценарий рекомендуется для маленьких и деток старшего возраста....
Презентация огород на окне : «Во саду ли, в огороде...»
Задачи проекта:1. Формировать положительное отношение к труду.2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.3. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для рос...