МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО "ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_peterburgovedeniyu.doc | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по Петербурговедению
для средней, старшей и подготовительной группы детского сада
Тематическое планирование по Петербурговедению.
Средняя группа
№ | ТЕМА | ЦЕЛИ | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
I КВАРТАЛ | |||
1. | Моя семья. Мой дом. Мой детский сад. | - формирование способностей к самопознанию как члена семьи, члена коллектива; - воспитание чувства любви и гордости за членов своей семьи, желание больше узнать о них, проявлять о них заботу; - заложить основы понимания «семейных уз», как главной ценности в жизни человека; - углублять представления о доме – жилище человека; | - просмотр слайдов на тему «Моя семья. Мой дом. Мой детский сад»; - Чтение стихотворения «Семейный альбом» Е. Никонова, см. Картотеку стихотворений по СПб; - оформление альбома «Моя семья» (с семейными фотографиями); - рассматривание фотографий; - оформление мнемотаблицы «Мой детский саж» - составление рассказов о членах семей детей; - выставка рисунков «Я и моя семья». |
2. | Город. Характеристика особенностей города. Отличия города от деревни. | - воспитание интереса и любви к городу, в котором мы живём; - воспитание желания узнать свой город, познакомится с ним ближе; - показать детям отличия городского дома от деревенского; | - просмотр слайдов на тему «Город. Характеристика особенностей города. Отличия города от деревни»; - рассматривание изображение деревенского дома и городского и нахождение отличий; - аппликация «Дома нашего города» (педагог предлагает детям выбрать понравившиеся дома, наклеить на них окна и двери, из получившихся домов составить улицу). |
3. | Наш район, история названия. | - ознакомление детей с районом, в котором они проживают; - учить ориентироваться по карте; - познакомить детей с историческим прошлым нашего района; - вызвать желание познавать историю нашего города; | - просмотр слайдов на тему «Наш район, история названия»; - познакомить детей с картой нашего района; - выставка работ на тему «Мой дом, мой район» (совместно с родителями); - рассматривание иллюстраций с изображением нашего района. |
II КВАРТАЛ | |||
4. | Домашний адрес. Главная улица нашего района. | - продолжить знакомство детей с родным городом; - рассказать о необходимости знания домашнего адреса; - провести беседу с детьми о том, знают ли они свой домашний адрес, на какой улице они живут, какая улица является главной улицей нашего района; | - просмотр слайдов на тему «Домашний адрес. Главная улица нашего района»; - создание картотеки адресов детей (в виде домиков); - продолжить знакомство с картой района; - организация прогулки с детьми на Большой проспект; - Чтение стихотворения «На Васильевском острове», «Проспект» Е. Никонова см. Картотеку стихотворений по СПб. |
5. | Подвиг нашего города в дни блокады. | - продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного города; - воспитывать чувство любви и гордости за людей, отстоявших наш город в дни блокады.; - обратить внимание детей на то, как трудно было жило людям в дни блокады; - закрепить понятие о доброте, порядочности, милосердии; | - просмотр слайдов на тему «Подвиг нашего города в дни блокады»; - чтение литературы, рассматривание иллюстрации по теме «Блокада Ленинграда». |
6. | Великие люди нашего города. | - изучать историю СПб через судьбы замечательных петербуржцев; - развивать интерес к жизни наших соотечественников; - воспитывать уважение к старшим; | - просмотр слайдов на тему «Великие люди нашего города»; - чтение стихов А.С. Пушкина, басней И.А. Крылова и т.д.; - рассматривании иллюстраций; - рассматривание альбома с портретами известных петербуржцев. |
III КВАРТАЛ | |||
7. | Дома в нашем городе. | - показать разнообразие петербургских домов; - учить детей находить части здания; - показать как разные здания служат людям - пролвести беседу с детьми о правилах поведения в домах; - формирование представление о назначении зданий, домов; - классифицировать дома по назначению; | - просмотр слайдов на тему «Дома в нашем городе»; - конструирование домов; - рассматривание с детьми фотографий зданий нашего города; - настольно-печатная игра «Укрась здание»; - игры с детьми на развитие восприятия, внимания и логического мышления; - рисование на тему «Мой дом». |
8. | Главная река нашего города. | - формирование начальных знаний о главной реке нашего города; - закрепить понятие о бережном отношении к природе; - учить устанавливать простейшие связи явлений, выражать в речи результатов размышлений (…Чтобы было, если бы не было Невы?); - развивать интерес к жизни родного города; - судоходство; | - просмотр слайдов на тему «Главная река нашего города»; - игры с картой города «Петербург – город загадка»; - рисование на тему «Корабли на Неве» - Чтение стихотворения «Нева», Н. Поляков см. Картотеку стихотворений по СПб. |
9. | День рождения нашего города. | - вызвать чувство гордости и восхищения годным городом, желания беречь его больше узнавать его; - познакомить с точной датой рождения нашего города; - познакомить с историей строительства нашего города; | - просмотр слайдов на тему «День рождения нашего города»; - оформление альбома «Я и мой город»; - выставка рисунков и фотографий на тему «Моё любимое место города»; - разучивание стихотворения «Мы очень любим город свой», М.Борисова. см. Картотеку стихотворений по СПб. |
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА (1 раз в квартал) | |||
1. | Осень в городе. | - развивать наблюдательность, внимание; - показать красоту родного города осенью; - отметить характерные особенности города его дома, улицы; - научить видеть и запоминать ориентиры и близлежащие строения; - формировать представление о названии улицы и адреса детского сада; - активизировать словарь, познавательный интерес. | |
2. | Главная ёлка нашего района. | - расширить сложившие у детей представления о Василеостровском районе; - формировать представление об улице, её основных частях; - закрепить знания об основных видах транспортных средств; - закрепить знания правил перехода улицы; - вызвать познавательный интерес к одному из главных праздников нашей страны; - обратить внимание детей на подготовку города к новому городу. | |
3. | Весна пришла в наш город. | - воспитание у детей любви к родному городу; - воспитание петербуржца на лучших традициях петербургской культуры; - учить видеть неповторимую красоту нашего города весной; - показать красоту обновлений природы весной (сравнить с осенью, зимой); - воспитывать бережное отношение к природе; - учить заботиться о природе. |
Пояснительная записка:
- в средней группе занятия проводятся 1 раз в месяц, в течение этого периода проводятся различные виды совместной деятельности, предваряющие занятия и закрепляющие пройденный материал;
- предлагаются различные формы организации деятельности детей – занятия, экскурсии, игры, игровые ситуации, творческие работы (так же совместно с родителями);
- целевая прогулка проводится 1 раз в квартал, для обобщения пройденного материала, вызывает интерес к пройденному материалу, развивает желание познать новое и интересное о своем городе и о себе, учат детей правильно вести себя в общественных местах.
Тематическое планирование по Петербурговедению.
Старшая группа
№ | ТЕМА | ЦЕЛИ | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1. | Город и природа. Живой город. | - развитие личности ребенка в процессе общения с разнообразными объектами окружающей среды; - продолжать знакомить детей с городом; - объяснить детям существования природы в большом городе, раскрыть значение садов, парков для нашего города; - научить ребенка видеть необыкновенное в повседневном; - знакомство с картой города; | - просмотр слайдов на тему «Город и природа. Живой город»; - работа с картой («Найди «зелёное, синее»» и т.д.) - уход за комнатными растениями; - рассмотрение гербария; - рисование по замыслу детей «Летнего Сада»; - прогулка по территории двора детского сада; - прогулка с родителями в ближайший сквер, сад, парк. | |
2. | Визитная карточка города (символы нашего города: гимн, герб, флаг) | - сформировать знание о символах города; - формирования понятия «Мы - Петербуржцы»; - изучение истории СПб через символы; - формирование гражданской позиции; | - просмотр слайдов на тему «Визитная карточка города»; - прослушивание гимна Великому городу, Р. Глиер; - рассматривание каталога «Герб СПб и его пригородов»; - рисование герба, флага СПб; - пазлы, разрезные картинки по теме. | |
ОКТЯБРЬ | ||||
3. | География города СПб (Карта города, реки, острова, мосты, скверы, парки) | - формирование начальных знаний о географии СПБ; - продолжать знакомить детей с городом и его историческим прошлым; - развивать умение ориентироваться по карте города; | - просмотр слайдов на тему «География города СПб»; - моделирование «Острова и мосты через Неву»; - Чтение стихотворения «Сколько в Петербурге островов?», Е.Никонова см. Картотеку стихотворений по СПб. | |
4. | Мой город родной (жизнь города, центр и окраины) | - познакомить детей с настоящим нашего города «Город Труженик» (заводы, фабрики, офисы и т.д.); - показать детям, что наш город большой и существуют в городе окраины (спальные районы); - развивать желания принимать участия в города СПб; | - просмотр слайдов на тему «Мой город родной»; - фотовыставка «Город Труженик»; - знакомство и историей Балтийского завода; - заучивание стихотворения Е.Никоновой «Улица» см. Картотеку стихотворений по СПб | |
НОЯБРЬ | ||||
5. | Петр I – основатель нашего города. | - познакомить детей с жизнью основателя СПб – Петром I; - сформировать у детей почему царь Петр решил строить город именно в этом месте; - изучение истории СПб через судьбы замечательных петербуржцев; | - просмотр слайдов на тему «Петр I – основатель города»; - загадки о СПб; - заучивание стихотворения М. Борисовой «Памятник Петру I» см. Картотеку стихотворений по СПб; - подвижная игра «По болоту Петр шел». | |
6. | Достопримечательности СПб | - формирование ценности памятников культуры и искусства; - воспитание петербуржца на лучший традициях петербургской культуры; - знакомство детей с главными достопримечательностями нашего города; | - просмотр слайдов на тему «Достопримечательности СПб»; - выставка работ на тему «Любимое место СПб»; - игра «Лото СПБ»; - трафареты СПб. | |
ДЕКАБРЬ | ||||
7. | Транспорт нашего города | - познакомить детей с различными видами транспорта; - рассказать о необходимости транспорта для большого города; - побеседовать с детьми о том как выгладил транспорт много лет назад; - напомнить детям о правилах дорожного движения; | - просмотр слайдов на тему «Транспорт нашего города»; - исследовательская деятельность «Для чего нужен транспорт?»; - аппликация «Транспорт на улицах нашего города» - конструирование перекрестков. | |
8. | Новый год от Петра I до наших дней | - сформировать у детей представление, как и когда, праздновался новый город в городе СПб; - побеседовать с детьми о том, как они праздную новый год; - познакомить детей с атрибутами новогоднего праздника; - воспитывать вежливость, доброту и гостеприимство; | - просмотр слайдов на тему «Новый год от Петра I до наших дней»; - составление сказки «Ёлочные игрушки»; - совместное чаепитие у «новогодней ёлки»; - изготовление ёлочных игрушек; - написание коллективного письма деду Морозу. | |
ЯНВАРЬ | ||||
9. | Понятие петербуржец, житель нашего города (толерантность) | - познакомить детей с понятиям «Петербуржец»; - воспитывать у детей желания заботиться о близких; - расширить представления о дружбе, развивать эмоциональную отзывчивость; - воспитывать вежливость, учить в различных ситуациях договариваться и избегать конфликтов; | - просмотр слайдов на тему «Петербуржец»; - рисование на тему «Я петербуржец»; - настольно печатная игра «Санкт - Петербург»; - игра викторина «Знаешь ли ты свой город?» см. сборник «Патриотическое воспитание» | |
10. | Подвиг Ленинграда в дни блокады | - беседа с детьми о жизни блокадного Ленинграда; - продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного города; - воспитывать чувство любви и гордости за людей, отстоявших наш город в дни блокады; - воспитывать уважение к прошлому; | - просмотр слайдов на тему «Подвиг Ленинграда в дни блокады»; - прослушивание песни «Пусть всегда будет солнце»; - тематическое задание на тему «Цветок жизни»; - чтение рассказа «Кукла». | |
ФЕВРАЛЬ | ||||
11. | Уроки вежливости. Как встречать гостей и ходить в гости. | - воспитывать у детей вежливость, доброту, гостеприимство; - закрепить и уточнить правила поведения при встречи гостей; - рассказать детям о том, как надо принимать и дарить подарки; - познакомить с основами этикета; | - просмотр слайдов на тему «Уроки вежливости. Как встречать гостей и ходить в гости»; - составление мнемотаблицы по теме занятия; - игра «Вежливые слова»; - театрализация «В гости к другу»; - оформление подарков к 23 февраля и 8 марта. | |
12. | Жизнь улицы (почта, парикмахерская, магазины, киоски). Звуки города | - познакомить детей с жизнью главной улицы нашего города; - рассказать об объектах которые находятся на улицах, о их необходимости для жизни человека; - обратить внимание детей на звуки города; | - просмотр слайдов на тему «Жизнь улицы»; - прогулка с родителями на почту; - прослушивание аудио записи «Звуки города»; - сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская», «Магазин»; - аппликация «Ветрина магазина». | |
МАРТ | ||||
13. | Город на остовах. Река Нева. Мосты, каналы и судоходство. | - продолжать знакомить детей с историей родного города и его достопримечательностями; - познакомить детей с реками и каналами Санкт - Петербурга, с их названиями; - рассказать об истории строительства мостов города Санкт - Петербурга; | - просмотр слайдов на тему «Город на остовах. Река Нева. Мосты, каналы и судоходство»; - совместная работа с родителями. Конкурс: «Реки и каналы СПб»; - коллективная работа «Набережная реки Невы»; - Чтение стихотворения «101 остров и 600 мостов», Н. Полякова см. Картотеку стихотворений по СПб; - заучивание наизусть стихотворения «Знаменитая Нева», М. Борисовой см. Картотеку стихотворений по СПб. | |
14. | Первая постройка СПб – Петропавловская крепость. | - рассказать детям об основании нашего города, день рождения города; - сформировать у детей представление о том «Почему строительство города началось со строительства крепости»; - рассказать о крепостях древней Руси; - учить детей «читать карту - схему»; | - просмотр слайдов на тему «Петропавловская крепость»; - путешествие с детьми по карте – схеме «Петропавловской крепости»; - рассматривание фотографий и рисунков Петропавловской крепости; - Чтение и разучивание с детьми стихотворения М. Борисовой «Полуденный выстрел» см. Картотеку стихотворений по СПб; - составление мнемотаблицы с «шифровкой» информации о Петропавловской крепости. | |
АПРЕЛЬ | ||||
15. | Львы стерегут город | - помочь ребенку видеть необыкновенное в повседневном; - познакомить детей с необычными скульптурами, украшающими них город; - развивать у детей любознательность и желание узнавать у детей, что-то новое и интересное о городе, в котором они живут; | - интерактивно - познавательная игра «Львы стерегут город»; - рисование «Львы у Невы»; - лепка из солёного теста «Львы» - придумывание сказки «Сказка о дивных зверях». | |
16. | Архитектура СПб (главные части дома). Архитекторы. | - формировать начальные знания об архитектуре СПб; - способствовать формированию о том, кто такие архитекторы; - рассказать детям о главных архитекторах нашего города; | - просмотр слайдов на тему «Архитектура СПб»; - рисование на тему «Украсим дом»; - настольно печатная игра «Части дома»; - игра – моделирование «Дом мой мечты»; - рассматривание альбома «Архитекторы СПб». | |
МАЙ | ||||
17. | Наш дом – Россия. Столица России. Герб, гимн, флаг. | - продолжать знакомить детей с родной страной; - развивать чувство гордости за родную страну; - вызвать желание больше узнать о России; - рассказать детям о столице России – Москве; | - просмотр слайдов на тему «Наш дом – Россия»; - рассматривание карты России; - развивающая игра «Страна, где мы живем»; - чтение глав из книги Б.Жидкова «Что я видел»; - прослушивание гимна России, и знакомство с символами. | |
18. | С Днём рождения наш любимый город! | - рассказ о подготовки города к празднованию дня рождения; - развивать интерес к жизни родного города; - рассказать детям о подарках которые дарят нашему городу в день рождения; | - просмотр слайдов на тему «С Днём рождения наш любимый город!» - выставка работ на тему: «Мой подарок – городу» (совместно с родителями, форма выполнения любая); - чтение стихотворения К.Озеровой «Моему городу» см. Картотеку стихотворений по СПб. | |
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА (1 раз в квартал) | ||||
1. | Город над вольной Невой | - воспитание у детей любовь к родному городу; - расширить и закрепить представление об улицах, набережных, городе и его архитектуре; - отметить характерные особенности города; - научить детей видеть и запоминать ориентиры нашего города; - развивать наблюдательность и внимание. | ||
2. | Прогулка по Большому проспекту. | - расширить представления детей о Василеостровском районе; - развитие у детей умения синтезировать самые разные впечатления, сводить воедино информацию, полученную из разных источников; - обратить внимание детей на расположение Большого проспекта и на здания расположенные на нем. | ||
3. | Прогулка по микрорайону. | - познакомить детей с достопримечательностями нашего микрорайона, его историческим прошлым и настоящим; - показать детям старые дворы, расположение домов, архитектурные украшения и развитие инфраструктуры; - развивать желание принимать посильное участие в преобразовании своего микрорайона. |
Пояснительная записка:
- в старшей группе занятия проводятся 2 раза в месяц, в течение этого периода проводятся различные виды совместной деятельности, предваряющие занятия и закрепляющие пройденный материал;
- предлагаются различные формы организации деятельности детей – занятия, экскурсии, игры, игровые ситуации, творческие работы (так же совместно с родителями);
- целевая прогулка проводится 1 раз в квартал, для обобщения пройденного материала, вызывает интерес к пройденному материалу, развивает желание познать новое и интересное о своем городе и о себе, учат детей правильно вести себя в общественных местах.
Тематическое планирование по Петербурговедению.
Подготовительная группа
№ | ТЕМА | ЦЕЛИ | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1. | История здания детского сада. Большой проспект, дом 48 | - познакомить детей с историей здания, в котором располагается детский сад № 45; - расширить знания о профессиях людей работающих в детском саду; - воспитывать уважение к старшим учить ценить их труд и заботу. | - просмотр слайдов на тему «История здания детского сада. Большой проспект, дом 48»; - экскурсия по помещениям детского сада; - оформление альбома «Наш любимый детский сад»; - сюжетно-ролевые игры по теме «Кто работает в детском саду?»; - чтения стихотворения О. Высотской «Детский сад». | |
2. | Начало строительства города. | - продолжать знакомить детей с историей родного города и с историей его строительства; - сформировать представления у детей о первых постройках нашего города; - воспитывать чувство уважения к истории нашего города; | - просмотр слайдов на тему «Начало строительства города»; - игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт - Петербурге. - рисование на тему «Сказка о моём городе». | |
3. | Адмиралтейство. | - познакомить детей с Адмиралтейством, как одним из главных достопримечательностей Нашего города; - провести беседу о том, что Санкт - Петербург– это город, в котором создавался российский флот; - познакомить с история судостроения; | - просмотр слайдов на тему «Адмиралтейство»; - чтение и заучивание стихотворений М. Борисовой «Золотой кораблик» и «Кораблик Адмиралтейства», см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге; - проведение конкурса чтецов; - игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге; - художественная деятельность по теме «Плывет, плывет кораблик». | |
4. | Стрелка Васильевского острова | - продолжить знакомство детей с историей города; - сформировать у детей представление, что стрелка Васильевского острова проектировалась и застраивалась, как порт; - рассказать детям о зданиях которые построены на стрелке ВО, о их назначении и о том, что сейчас находится в этих зданиях; - развивать познавательный интерес; | - просмотр слайдов на тему «Стрелка Васильевского острова»; - изготовление макета стрелки Васильевского острова (совместно с родителями); - создание альбома «Экспонаты музеев Васильевского острова»; - игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге; - чтение и заучивание стихотворения Р. Назмутдинов «Ростральные колонны» см. Картотеку стихотворений по СПб; - познавательная игра «Что это значит?». | |
ОКТЯБРЬ | ||||
5. | Васильевский остров – самый большой остров СПб | - сформировать у детей представление о том, что Васильевский остров является самым большим остовом СПб; - определить географическое месторасположение; - рассказать об истории ВО, и его современной жизни, о музеях, заводах и т.д.; - познакомить с Василеостровским районом; | - просмотр слайдов на тему «Васильевский остров – самый большой остров Санкт – Петербурга»; - создание фотоальбома «Мы островитяне»; - рассматривание иллюстраций; - составление мнемотаблицы «Мы на острове живем»; - игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге; - чтение и заучивание стихотворения Ю.Юдина «Кунсткамера» см. Картотеку стихотворений по СПб. | |
6. | Музеи нашего города – Эрмитаж. | - познакомить детей с крупнейшим в России и одним из крупнейшим в мире художественным и культурно-историческим музеем мира – Эрмитажем; - рассказать о разнообразии экспонатов хранившихся в этом музеи; - осмысление истории и культуры Санкт – Петербурга в контексте всеобщей мировой истории и культуры; - провести беседу о том, в каких музеях дети бывали, и напомнить о правилах поведения в музее; | - просмотр слайдов на тему «Музеи нашего города – Эрмитаж»; - работа с картой – местонахождения музея; - рассматривание репродукций картин из Эрмитажа; - игры с путеводителем по музею; - рисование экспонатов музея Эрмитажа, которые больше всего понравились; - игра «Дешифратор»; - создание коллекции билетов; - игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге; - чтение и заучивание стихотворений Ю.Юдина «Эрмитаж», Н. Глазкова «Эрмитаж» см. Картотеку стихотворений по СПб. | |
7. | Архитектурный ансамбль – Дворцовая площадь. | - познакомить детей с Дворцовой площадью, рассказать о том, что она является главной площадью нашего города; - на примере Дворцовой площади рассказать детям о понятии «Архитектурный ансамбль», показать как на протяжении многих веков создавалась это красивейшее место СПб; - продолжать учить детей ориентироваться на карте – схеме; | - просмотр слайдов на тему «Архитектурный ансамбль – Дворцовая площадь»; - работа с мнемотаблицей, в которую вместе с детьми зашифровать полученные знания; - работа с картой – местонахождения музея; - изобразительная деятельность лепка, аппликация, рисование на тему: «Главная площадь моего города»; - игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге; - дидактическая игра «Санкт - Петербург». | |
8. | Летний Сад и Дворец Петра I | - познакомить детей с историей Летнего Сада – одной из достопримечательностей Санкт - Петербурга; - беседы с детьми о самом старом саде нашего города; - продолжать знакомить с достопримечательностями нашего города; - познакомить детей с постройками, находящимися в Летнем Саду; | - просмотр слайдов на тему «Летний Сад и Дворец Петра I»; - рассматривание фотографий Летнего Сада, Летнего дворца Петра I; - оснащение книжного уголка группы книгами с произведениями И.А. Крылова; - организация выставки детских рисунков «Летний Сад»; - работа с картой – местонахождения музея; - пополнение коллекции билетов; - игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге; - чтение и заучивание стихотворений В. Блейкова «Прекрасный Летний Сад», М. Борисовой «Решетка Летнего Сада», Л.Федосеевой «Памятник Ивану Крылову» см. Картотеку стихотворений по СПб. | |
НОЯБРЬ | ||||
9. | Музеи нашего города. Русский музей. | - познакомить детей с самый обширным музеем русского искусства в мире – Русским музеем; - рассказать об экспонатах этого музея; - познакомить с акцией Русского музея «Шедевры Русского музея в массы»; - рассказать о месте нахождения Русского музея – площадь Искусств; | - просмотр слайдов на тему «Музеи нашего города. Русский музей»; - рассматривание репродукций Русского музея; - работа с картой – местонахождения музея; - пополнение коллекции билетов; - прогулка с родителями к дому на углу Большого пр. и Весёльной улицы «Дом с картинами»; - игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге. | |
10. | Мосты Санкт – Петербурга. | - рассказать о Санкт Петербурге, как о городе рек и каналов, через которые перекинуты сотни прекрасных мостов, составляющих еще одни достопримечательность Санкт – Петербурга; - сформировать у детей представления о необходимости разводки мостов через Неву; - познакомить с архитектурным оформлением мостов; - подвести детей к понимаю того, что мосты необходимы нашему городу; | - просмотр слайдов на тему «Мосты Санкт – Петербурга»; - организация работы «Мастерской умелых рук», где предложить детям изготовить макеты мостов из бросового материала (совместно с родителями); - рисование на тему «Разноцветные мосты»; - чтение и заучивание стихотворения. Е.Никонова «Разноцветные мосты» см. Картотеку стихотворений по СПб. | |
11. | Санкт – Петербург – толерантная столица. | - закрепить знания у детей понятия «толерантность»; - повышение сплоченности группы; - дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними; - развить понятия «СПБ- толерантная столица»; | - просмотр слайдов на тему «Санкт – Петербург – толерантная столица»; - игры на развитие коммуникативных свойств (по выбору педагога); - рассмотрение иллюстраций с изображением людей разных национальностей (сравнение); - прослушивание песни «Я, Ты, Он, она – вместе дружная страна»; - изобразительная деятельность «Мы все такие разные» (коллективная работа, составленная из рисунков детей). | |
12. | Итоговое занятие | - повторение пройденного материала; - закрепление знаний полученных детьми в ходе занятий; - дальнейшее расширение и закрепление представлений о нашем городе; | - на усмотрение педагога (в виде викторины, конкурса, загадок, работы на тематических листах и т.д.). | |
ДЕКАБРЬ | ||||
13. | Улицы, проспекты, бульвары, площади. | - показать неповторимую красоту нашего города, его улиц, проспектов и площадей; - рассказать детям об устройстве улиц, нумерации домов; - знакомство детей с потением «топонимика» - вызвать чувство гордости и восхищения родным городом; - научить детей разгадывать ребусы; | - просмотр слайдов на тему «Улицы, проспекты, бульвары, площади»; - продолжить с детьми работу с картой города; - совместная деятельность с родителями: найти на карте города улицы, в названиях которых спрятались животные; - изобразительная деятельность: нарисуй «звериную» улицу; - составление сказки по теме «Зверинская улица» - игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге; - чтение и заучивание стихотворения М. Борисовой «Очень просто сесть в трамвай…» см. Картотеку стихотворений по СПб. | |
14. | Памятники СПб | - рассказать детям о понятии «памятник» и его назначение; - познакомить детей с главными памятниками Санкт - Петербурга; - рассказать о людях, которым поставлены памятники в Санкт - Петербурге; - изучение истории СПб через судьбы замечательных деятелей; - формирование гражданской позиции; | - просмотр слайдов на тему «Памятники СПб»; - работа с трафаретами; - рассматривание иллюстрации с изображением памятников СПб; - чтение и заучивание отрывка стихотворения А. Пушкина «Медный всадник» см. Картотеку стихотворений по СПб. | |
15. | Скульптуры СПб | - рассказать детям о понятии «скульптура» и ее назначение; - познакомить детей с городскими скульптурами, украшающими наш город, дома, парки, музеи; - познакомить с легендами и мифами связанные с большинством скульптур; | - просмотр слайдов на тему «Скульптуры СПб»; - рисование на тему «Моя любимая скульптура в городе СПб»; - изобразительная деятельность – лепка по замыслу детей на тему занятия; - прогулка вместе с родителями на Малую Садовую улицу. | |
16. | Легенды и мифы Санкт – Петербурга. | - научить ребенка видеть необыкновенное в повседневном; - познакомить с понятием «петербургский фольклор»; - развитее фантазии, воображения и логического мышления | - просмотр слайдов на тему «Легенды и мифы Санкт – Петербурга»; - прогулка с родителями во двор аптеки Пеля и сыновей к «Башне грифонов»; - изобразительная деятельность на тему: «Сфинксы в городе». | |
ЯНВАРЬ | ||||
17. | Музеи СПб. Музей пожарного дела. | - сформировать представление о пожарном деле в Санкт - Петербурге; - познакомить детей с профессией пожарного; - воспитание у детей представлений об опасности пожаров; - закрепить знания о правилах поведения при возникновении пожара; | - просмотр слайдов на тему «Музеи СПб. Музей пожарного дела»; - экскурсия в музей «Пожарного дела»; - дидактическая игра «Безопасность в доме»; - сюжетно – ролевая игра «Мы пожарные»; - пополнение коллекции билетов; - работа с картой – местонахождения музея; - изобразительная деятельность «Что мне понравилось в музее». | |
18. | 900 дней блокады. | - провести беседу о жителях блокадного Ленинграда; - продолжить знакомить детей с историческим прошлым нашего города; - воспитывать чувство любви и гордости за людей, отстоявших наш город в дни блокады; - воспитывать уважение к прошлому; - познакомить с дневником Тани Савичевой; | - просмотр слайдов на тему «900 дней блокады»; - чтение литературы, рассматривание иллюстрации по теме «Блокада Ленинграда»; - рассматривание иллюстраций по теме занятия: «900 дней блокады» - чтение и заучивание стихотворения Н.Поляковой, «Город у залива» см. Картотеку стихотворений по СПб; | |
ФЕВРАЛЬ | ||||
19. | Транспорт СПб. История метрополитена. | - Обобщить и систематизировать представление детей о передвижении человека по городу; - напомнить правила поведения в общественном транспорте, на остановках; - раскрыть значение понятия «метрополитен»; - дать начальные знания о строительстве петербургского метрополитена; - познакомить детей с схемой метро; | - просмотр слайдов на тему «Транспорт СПб. История метрополитена»; - совершить совместно с родителями поездку в метро по выбранному маршруту; - изобразительная деятельность по теме «Метро»; - упражнение на развитие фантазии по теме «Метро бедующего»; - пополнение коллекции билетов; | |
20. | Театры нашего города. | - познакомить детей с разными видами театрального искусства (опера, балет, кукольный спектакль, драматический спектакль и цирк); - обобщить знания детей о петербургских театрах, в которых они бывали; - познакомить детей с правилами поведения в театре; | - просмотр слайдов на тему «Театры нашего города»; - сюжетно-ролевая игра «Театр»; - совместное изготовление с детьми атрибутов (афиши, программки, билетов, приглашений, декораций); - пополнение коллекций билетов. | |
21. | Российская Национальная Библиотека | - познакомить детей с понятием «библиотека»; - рассказать об истории создания библиотек; - показать, как устроена библиотека; - рассказать, для чего нужны библиотеки; - прививать любовь к чтению книг; | - просмотр слайдов на тему «Российская Национальная Библиотека»; - знакомство детей с различными видами книг; - изобразительная деятельность – иллюстрации к любимым книгам. | |
22. | Итоговое занятие | - повторение пройденного материала; - закрепление знаний полученных детьми в ходе занятий; - дальнейшее расширение и закрепление представлений о нашем городе; | - на усмотрение педагога (в виде викторины, конкурса, загадок, работы на тематических листах и т.д.); - составление азбуки «Петербуржца». | |
МАРТ | ||||
23. | Храмы и Святые покровители СПб. | - познакомить детей с различными храмами их назначением; - побеседовать с детьми о том, что в нашем городе живут люди разных вероисповеданий, которые ходят разные храмы; - воспитать в детях понимание, того что надо уважать взгляды людей, что вера в Бога глубоко личное дело каждого человека; - побеседовать с детьми бывали ли они в храмах СПб, по какому поводу туда заходили, что запомнилось, обратили ли они внимание, на что как ведут себя в храмах люди; | - просмотр слайдов на тему «Храмы и Святые покровители СПб»; - рассматривание с детьми фотографий храмов Санкт – Петербурга; - работа с картой (расположение самых известных храмов нашего города); - прослушивание аудио записи колокольного звона; - изобразительная деятельность – лепка, рисование, дизайн на тему «Храмы Санкт - Петербурга»; - пазлы «Исаакиевский собор». | |
24. | История моей семьи. Генеалогическое древо. | - дать представление о родственных связях; - вызвать желание узнавать о членах семьи, их занятиях, интересах; - поддерживать чувство любви и уважения к членам семьи; - поддерживать интерес и уважение к семейным традициям; - определение понятия «Генеалогическое древо»; | - просмотр слайдов на тему «История моей семьи. Генеалогическое древо»; - рассматривание фотографий и семейных альбомов «моя семья»; - составление рассказов о членах семей детей группы; - придумывание «герба семьи», выставка гербов семей; - изобразительная деятельность по теме: «генеалогическое древо моей семьи». | |
25. | Марсово поле («Потешное поле») и триумфальные ворота. | - познакомить детей с историей Марсового поля; - рассказать о истории появлении триумфальных ворот нашего города; - продолжать знакомство детей с историческим прошлым; - рассказать о великих сражениях России и о великих полководцах; | - просмотр слайдов на тему «Марсово поле («Потешное поле») и триумфальные ворота»; - рассматривание иллюстраций по теме; - игра – лото «Знай и люби свой город»; - игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге. | |
26. | Музеи СПб. Музей игрушек. | - рассказать о различных тематических музеях СПб; - познакомить детей с разными видами игрушек; - познакомить с древними национальными традициями и самыми современными тенденциями изготовления игрушек; - закрепить знания о правилах поведения в музеи; | - просмотр слайдов на тему «Музеи СПб. Музей игрушек»; - игра «Незнайка в музеи» (дети должны дать оценку неправильного поведения в музеи); - создание коллекции игрушек в группе; - пополнение коллекции билетов. | |
АПРЕЛЬ | ||||
27. | Знаменитые жители СПб. | - познакомить детей с земляками, прославившими наш город; - пополнить знания детей об историческом прошлом города; - воспитывать чувство гордости за родной город; | - просмотр слайдов на тему «Знаменитые жители СПб»; - рассматривание альбома с портретами известных петербургских деятелей; - прогулка совместно с родителями к современным памятникам СПб (парк Василеостровец – памятник Рериху и памятник А. Собчаку). | |
28. | Музеи СПб. Музей-квартира. | - познакомить детей с одной из форм музеев – музей квартира; - рассказать о некоторых из этих музеях; - провести беседу об экспонатах этих музеях; - развивать познавательный интерес, и стремления узнать большего и интересного; | - просмотр слайдов на тему «Музеи СПб. Музей-квартира»; - предложить детям совершить путешествие совместно с родителями в один из таких музеев (музей квартира А.С. Пушкина); - конструирование музея – квартиры любого сказочного героя; - пополнение коллекции билетов; | |
29. | Музеи с живыми экспонатами. | - познакомить детей с музеями, в которых представлены живые экспонаты (зоопарк, океанариум, террариум); - сформировать у детей бережное и заботливое отношение к животному миру; - дать детям представление о том, что экспонаты таких музеев собраны со всего мира; - формирование ответственности за прирученных животных; - развивать любознательность, доброту, отзывчивость; - научить получать заряд положительных эмоций при общении с живой природой; | - просмотр слайдов на тему «Музеи с живыми экспонатами»; - конструирование «Зоопарк»; - сюжетно – ролевая игра «Ветеринарная клиника»; - рассматривание буклетов Ленинградского зоопарка и океанариума; - рисование эмблемы зоопарка; - пополнение коллекции билетов. | |
30. | Моё любимое место в СПб | - рассказать детям о том, что у каждого жителя нашего города есть своё любимое место в Санкт-Петербурге, с которым связаны те или иные события, где человеку приятно провести время, куда ему хочется вернуться еще и еще раз; - обобщить знания детей о городе; - выбрать полюбившиеся места (или иные); | - просмотр слайдов на тему «Моё любимое место в СПб»; - конкурс рисунков по теме занятия; - обучающая настольная игра «Санкт – Петербург. Сегодня и завтра»; - составление детьми рассказов о «Любимом городе». | |
МАЙ | ||||
31. | Подвиг нашего города в Великой Отечественной Войне (памятные места) | - формирование патриотического сознания; - продолжить знакомство с историческим прошлым города Ленинграда; - определить памятные места ВОВ; - вызвать уважение к памятным местам ВОВ; - закрепить уважение к прошлому и героям ВОВ; | - просмотр слайдов на тему «Подвиг нашего города в Великой Отечественной Войне (памятные места)»; - прослушивание аудио записи песни «День Победы»; - рисование на тему: «Открытка к 9 маю» - поздравление и общение с ветеранами. | |
32. | Дворцово-парковые ансамбли (пригороды СПб) | - познакомить детей с понятием «Город - спутник»; - показать детям неповторимую красоту этих городов, величественные дворцы, великолепные парки; - рассказать детям о пригородах СПб в которых можно великолепно отдохнуть на природе; - прививать чувства прекрасного; | - просмотр слайдов на тему «Дворцово-парковые ансамбли (пригороды СПб)»; - рассмотрение буклетов пригородов и городов спутников; - пополнение коллекции билетов; - рисование на тему: «Где бы я хотел провести выходные». | |
33. | Как город празднует свой день рождения? | - обобщить знание детей о родном городе, его достопримечательностях, памятных местах о людях прославивших наш город; - формировать желание познавать новое и интересное о своем городе и уметь рассказать о своих знаниях друзьям; - анонсировать мероприятия которые будет проходить в городе на праздновании «Дня города»; | - просмотр слайдов на тему «»; - сюжетно – ролевая игра «Экскурсовод»; - совместно с родителями посещение любого мероприятия по случаю празднования «Дня рождения города»; - оформление выставки для родителей рисунков и рассказов детей о любимом городе. | |
34. | Итоговое занятие | - повторение пройденного материала; - закрепление знаний полученных детьми в ходе занятий; - дальнейшее расширение и закрепление представлений о нашем городе; | - на усмотрение педагога (в виде викторины, конкурса, загадок, работы на тематических листах и т.д.); - организация музея в группе «Музей интересных вещей». | |
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА (1 раз в месяц) | ||||
1. | «Вот какой наш детский сад». Прогулка по ближайшему окружению. | - совершить пешеходную экскурсию с детьми вокруг детского сада; - определить тип здания; - найти парадный вход, обратить внимание на вывеску и совместно прочитать её; - постараться определить местоположение своей группы, музыкального зала, физкультурного зала, кухни, медицинского кабинета; - определить из чего построено здание; - определить местоположение по отношению к Большому проспекту и места нахождения прогулочной площадки. | ||
2. | Экскурсия в Летний Сад. | - автобусная экскурсия; - познакомить детей с постройками, находящимися в Летнем Саду; - показать красоту осенней природы в городе; - пробуждать в ребенке любовь к родной природе. | ||
3. | Обзорная экскурсия по городу. | - во время экскурсии показатель детям как красив наш город, обратить внимание на его уникальность и неповторимость; - знакомить детей с достопримечательностями города, с его культурным наследием, с его памятниками и архитектурными ансамблями; - развивать наблюдательность и внимание. | ||
4. | Прогулка по 6 – 7 линии. | - познакомить детей с пешеходной аллеей Васильевского острова; - рассказать об объектах находящихся на аллеи и об истории их появления именно в этом месте; - научить детей быть наблюдательными; - предоставить детям возможность сделать самостоятельные выводы после рассмотрения скульптуры «Конка» и памятника Василию. | ||
5. | Экскурсия в музей пожарного дела. | - познакомить детей с музеем «Пожарного дела»; - внимательно рассмотреть памятник «Огнеборцам»; - обратить внимание детей само здание музея, подвести детей к понимаю того, что это не только музей, но и действующая пожарная часть. | ||
6. | В гости к книгам. Экскурсия в детскую районную библиотеку. | - познакомить детей с детской районной библиотекой; - рассказать об устройстве библиотеки (абонентский отдел, читальный зал); - показать разнообразие детской литературы по различным темам; - прививать детям интерес и желание к чтению литературы; - научить бережному отношению к книгам; - записать детей в детскую районную библиотеку. | ||
7. | Экскурсия в музей игрушек. | - познакомить детей с экспозицией музея; - сформировать у детей представления о разнообразии музеев нашего города; - познакомить с древними национальными традициями и самыми современными тенденциями изготовления игрушек (в музее представлена мини-мастерская по изготовлению игрушек, сувениров). | ||
8. | Прогулка к «дому академиков». Набережная Лейтенанта Шмидта, дом 1 | - совершить познавательную прогулку на набережную Лейтенанта Шмидта дом 1, к знаменитому «Дому Академиков»; - рассмотреть внимательно это здание со всех сторон; - сосчитать количество этажей; - определить приметы «старинного здания»; - внимательно рассмотреть памятные доски, великих людей, рассказать о этих людях, чем они занимались и какой внесли вклад в развитие науки нашей страны. | ||
9. | Прогулка на стрелку Васильевского острова - салют | - показать детям стрелку Васильевского острова; - обратить внимание на строения, которые создают ансамблю стрелки Васильевского острова; - рассказать о Ростральных колоннах и о традиции зажигания огня на них в памятные даты и праздники Санкт – Петербурга; - показать спуски к Неве и обратить внимание детей на кольца вмонтированные в стену (предназначенные для швартовки кораблей); - показать детям, что в этом месте Нева делиться на 2 рукава (Большая Нева и Малая Нева); - посмотреть праздничный салют посвященный Дню города. |
Пояснительная записка:
- в подготовительной группе занятия проводятся 4 раза в месяц, в течение этого периода проводятся различные виды совместной деятельности, предваряющие занятия и закрепляющие пройденный материал;
- предлагаются различные формы организации деятельности детей – занятия, экскурсии, игры, игровые ситуации, творческие работы (так же совместно с родителями);
- целевая прогулка проводится 1 раз в месяц, для обобщения пройденного материала, вызывает интерес к пройденному материалу, развивает желание познать новое и интересное о своем городе и о себе, учат детей правильно вести себя в общественных местах.
- целевые прогулки способствуют развитию исследовательской деятельности.
Список используемой литературы:
- «Легенды и мифы Санкт - Петербурга» Н.А. Синдаловский Санкт – Петербург 1994г. Издательство: «Ленинградская галерея»;
- «Моя родословная» Автор-составитель: В.С. Василевская Москва 2001 г. Издательство: «Вита»;
- «Мы горожане» Е.А.Никонова Санкт – Петербург 2005г. Издательство: «Паритет»;
- «Первые шаги» Алифанова Г.Т. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ Санкт - Петербург 2000 г. Издательство: «ПЕТЕРБУРГСКАЯ НОВАЯ ШКОЛА»;
- «Санкт – Петербург для малышей (пособие по истории города» В.К. Дмитриев Издательство: Санкт – Петербург 2006 г.«Корона Принт»;
- «Строим город» Л.Н.Махинько Санкт – петебург 2000 г. Издательство: «СпецЛит».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....