Мастер-класс "Изготовление хантыйской сумки- тутчан"
материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению и украшению хантыйской национальной сумки- тутчан.
Тутчан- женская сумка, основной бытовой атрибут женщин ханты. Изготавливается чаще всего из оленьего меха, встречаются тутчаны., изготовленные из сукна. Тутчаны украшали меховой и кожаной мозаикой, орнаментом, бисером, металлическими подвесками, оберегающими владелицу от воздействия тёмных сил нижнего мира.
Для работы нам понадобятся:
-фетр контрастного цвета с сумкой и орнаментом размером 9,5 на 10,5
-фетр желтого цвета размером 9,5 на 10,5;
- трафарет орнамента «Солнце»;
-иголки;
- ножницы;
-бисер;
- ручки;
-нитки разных цветов;
-наперстки;
-линейки
-тесьма размером 29 сантиметров
Процесс изготовления тутчан трудоёмкий, украшение занимает много времени, поэтому я вам предлагаю сумку в готовом варианте. Для сумки понадобится фетр размером 21 см на 29 см. и 80 см шнура для затягивания сумки.
Для оформления сумки мы возьмём :
1) Фетр желтого цвета и трафарет солнца, обведём его и вырежем.
( Орнамент «Солнце» означает благополучие, удача счастье и созидание)
2) Вырезанный орнамент помещаем на квадрат сукна контрастного цвета и пришиваем к нему мелкими стежками швом «через край». Кромки узора при этом не подворачиваются.
3) Приклеим фетр контрастного цвета на сумку- тутчан и пришьем её « швом через край». ( Я предлагаю этот этап оставить и вернуться к нему попозже, так как это займет очень много времени и на другую работу не останется времени)
4)Выберем бисер и сделаем из неё подвеску. Для этого пропустим иголку с нитками в верхней части сумки и на нитку начнем нанизывать бисер, затем пропустим иглу на изнанку и сделаем узел. (Священный орнамент мы «защитим» от злых сил подвесками из бисера.)
5) Возьмем тесьму, измерим нужную длину и отрежем с запасом 1 сантиметр и пришьём её к низу сумки швом «вперёд иголкой».
6) А теперь мы вернёмся к пришиванию контрастного фетра и орнамента «Солнце». Пришивать мы будем «швом через край».
Алгоритм изготовления национальной сумки -тутчан
- Подготовить фетр размером 21 см на 29 см. Сложить пополам, прошить по краям петельным швом.
- Подогнуть верхнюю часть и зашить швом «назад иголку», оставив место для шнурка.
- Вдеть шнурок размером 90 сантиметров.
- Взять трафарет «Солнце» и перевести его на фетр размером 9,5 см на 10,5 см.
- Вырезать орнамент.
- Приклеить его на фетр контрастного цвета размером 9,5 см на 10,5 см.
- Приклеить фетр контрастного цвета и орнамента к лицевой части сумки
- В верхней части сумки слева и справа сделать подвески из бисера нанизыванием на иголку
- Отрезать тесьму с запасом 1 см, обхватив сумку с двух сторон
- Пришить тесьму в нижней части сумки швом «вперед иголку»
- Пришить фетр контрастного цвета к лицевой стороне сумки швом «через край»
- Пришить орнамент «Солнце» к фетру контрастного цвета швом «через край»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многофункциональная сумка для развития мелкой моторики
В своей работе я уделяю много внимания развитию мелкой моторики у детей. Всем известно, что игры с пуговицами, шнуровками развивают внимание, глазомер. У детей происходит укрепление пальцев и вс...
Сказка о сумках
Праздничное занятие, которое является презентацией нашего проекта "Сума, дай ума!" и посвящённое дню матери....
«Сумка доктора Айболита»
Организация НОД по образовательной области «Художественное творчество» во 2 младшей группе...
Конспект НОД во второй младшей группе "Сумка доктора Айболита"
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы»Цели: закрепить навыки наклеивания готовых деталейЗ...
Кто стучится в дверь ко мне,с толстой сумкой на ремне..."
Конспект занятия "Кто стучится в дверь ко мне,с толстой сумкой на ремне...."...
Игра на автоматизацию звуков С - З " Помоги Соне и Зое собрать сумки"
Игра « Помоги Соне и Зое собрать сумки»Цели:- автоматизация звуков «С, З»;- дифференциация звуков «С , З»;- согласование местоимений « мой», &laqu...
Программа дополнительного образования по обучению детей старшего дошкольного возраста хантыйскому языку "Поговорим по-хантыйски"
Программа дополнительного образования «Ханты йасәӈән путәртты» («Поговорим по - хантыйски») создана для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Программа рассчитана ...