ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАБОТЕ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-6 ЛЕТ
статья (старшая группа) на тему

Прицина Вера Альфредовна

представлен опыт работы с детьми 4-6 лет с ОВЗ ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 12 г. Кировска»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАБОТЕ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДОШКОЛЬНИКОВ 4-6 ЛЕТ

ПРИЦИНА ВЕРА АЛЬФРЕДОВНА

ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙКВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

         На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного города и  края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма.

 Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение.

      Краеведение разнообразно, многолико и охватывает все отрасли знаний. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромное значение в становлении личности патриота. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо-экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста.

Для решения этой проблемы,  поставила цель работы: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, через ознакомление дошкольников с родным  городом, краем, установление связи поколений и познание ближайшего окружения. (слайд2)

Исходя из цели, сформулировала следующие задачи (слайд 3)

                Коррекционно -  обучающие задачи:

1.Формировать у  детей представление  о родном городе, крае, его          достопримечательностях и истории;

2.Закреплять и расширять  у детей  знания о профессиях людей,           работающих в городе, крае;

3.Развивать у детей умение узнавать на фото знакомые объекты, знать         их назначения;

4.Расширить представления о флоре и фауне Мурманской области.

                Коррекционно – развивающие задачи:

1.Обогащать и  активизировать словарь детей;

2. Совершенствовать диалогическую форму речи;

3.Продолжать формировать творческие способности детей.

                Коррекционно-воспитательные задачи:

1.Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение гордиться         людьми, живущими в нем;

2. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Совместно с коллегами организовала в группе уголок «Краеведения», куда входит: (слайд 4)

  • герб города Кировска;
  • флаг ФОСАГРО;
  • карты с городом Кировска и Мурманской области;
  • фотоальбомы  с архивными и современными фотографиями об истории города и людях,  живущих в нем;
  • подборка фотографий  о городах   Мурманской области;
  •  самиздат «Мой любимый детский сад»;
  • подборка горных  спецмашин;
  • кукла- модель «Горняк»;
  • модель отбойного молотка;
  • минералы края;
  • модели животных Севера;
  • альбомы  «Город Кировск, в рисунках детей»,  «Лопарские узоры»;
  • мини-библиотечка о родном крае;
  •  журналы о наших соседях (Финляндия, Швеция);
  • календари с природой Кольского полуострова, с производством;  
  • герб России,
  • портрет президента России;
  • книга с государственными праздниками России.

     Осознавая актуальность проблемы патриотического воспитания, использую в своей работе по ознакомлению с родным городом и краем, следующие методы и приёмы:

  1. Метод повышения познавательной активности:

(Беседы, метод вопросов, метод конструирования, сравнение).

  1. Проектный метод:

(Постановка вопросов, метод прогнозирования результатов, самостоятельное продуктивное творчество, систематизирование  приоритетных знаний, проекты);

  1. Метод обучения и развития творчества:

(Игровые приёмы, детское экспериментирование, участие в творческих конкурсах, тематических выставках);

     4.   Метод ТРИЗ, РТВ:

          (Метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов);

      5.  Музейная педагогика:

         (Экскурсии в библиотеку, музей, посещение выставок, мастер – класс)

      6.Метод повышения эмоциональной активности:

(Праздники, развлечения);

        Свою работу по теме  начала в августе месяце, когда в детском саду  идёт подготовка к  городскому празднованию «Дня шахтёра». Ежегодно участвуем в конкурсе, проходящем в детском саду по изготовлению стенгазеты на  тему   «Мой любимый - город Кировск» (слайд 5), на участке детского сада вместе с детьми строим рудники, город в рамках конкурса «Город из песка» (слайд 6), учу с детьми стихи, песни о нашем городе. Заключительным мероприятием, является праздник «Мой город – Кировск», посвященный дню шахтера, (слайд 7)

        С сентября месяца работа в логопедической группе с детьми с ТНР,  в течение года проходит по лексическим темам. Каждая лексическая тема связана с родным городом, краем, будь – то тема «Детский сад. Помещения. Игрушки», «Детский сад. Профессии в детском саду»,  «Зима»,  «Профессии (продавец, врач, парикмахер)», «Посуда. Продукты питания» «Дикие животные и их детёныши», и т.д. в них  есть место нравственно – патриотическому воспитанию детей, потому что  темы, так или иначе, касаются нашего города, края, жизни людей, природы нашего края.  Например: тема «Мой город». Работу по теме начинаю с планирования  на неделю. Определяю для себя задачи, которые будут решаться в течение недели,  работу над словарём, подбираю пальчиковую гимнастику, физминутку, психогимнастику по теме.     Создаю предметно – развивающую  среду: демонстрационный материал (плакаты), иллюстрации, картинки по  данной теме. Подбираю настольно – печатные игры, детские и  познавательные  книги (энциклопедии),  фотоальбомы,   специализированные машины, разного вида  конструкторы.

        На занятии по ознакомлению с окружающим детей знакомлю с данной темой, используя в работе методы: рассматривание иллюстраций карту города, карту области,  герба города, картин,  вопросы – ответы, обращаюсь к опыту детей, метод РТВ, экскурсии в музей, библиотеку, на выставку в ДК, (слайд 8)

        На занятиях по математике  счет и ориентировка на фланелеграфе, с использованием  материала по теме, (слайд 9)

        Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о городе.

Полученные знания дети реализуют, через все виды   продуктивной деятельности:

  • Лепка – барельеф:  «Улица города»;
  • Аппликация: «Мой город»;
  • Рисование: «Дом, в котором я живу», (слайд 10)

 На музыкальных занятиях разучивание песен о городе. На физкультурных занятиях, использую игры – эстафеты.

В совместной деятельности с детьми: беседую  с детьми по правилам дорожного движения, участвую с детьми в тематических  выставках детских  работ детского сада по теме: « Хибинские горы», «Мой город».

В самостоятельной деятельности дети играют в сюжетно – ролевые игры «Моя семья»; «Шахтеры», игры с большим,  средним, маленьким конструктором, с мелкими  машинами, «Улицы города».

Настольно – печатные игры: «Город», «Лото»,  «Мозаика»; «Правила дорожного движения», «Дорожные знаки». (слайд 11)

В книжном уголке: рассматривают книги, фотоальбомы с видом города Кировска; самиздат « Кировск, мой город».

В математическом уголке: проходит работа с палочками (выложи «дом», «машину», «дерево», «солнце»).

Итоговым мероприятием по теме является  праздник «Мой город», где дети рассматривают презентацию, читают стихи, поют песни о городе Кировске, участвуют в играх – эстафетах.

       Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является использование проектно-исследовательского метода, который мы применяем в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи. Проектный метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности, способствует расширению знаний детей об окружающем мире. Региональное содержание включаем в содержание проектов. Например: при реализации проекта «День Победы», мы посетили городской архив, где работниками архива была подготовлена программа о земляках, участниках ВОВ. Дети рассказали о своих родственниках, участвовавших в военных действиях. Посетили Хибинскую гимназию, где был организован мини музей, посвященный празднику Победы. При реализации проекта «Зимующие птицы», дети познакомились с птицами, обитающими в районах Крайнего Севера. Вместе с родителями изготовили кормушки и развесили их в зеленой зоне детского сада. В течение зимы дети имели возможность наблюдать за повадками птиц и подкармливать их, (слайды 12, 13)

        Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников.  Глубоко убеждена, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. На этапе посещения ребенком дошкольного учреждения семья не должна уходить на второй план, передавая все приоритеты социальной адаптации, образования и развития детей педагогам. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.

В нашей группе реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: (слайд14)

  • Консультации;
  • Дни открытых дверей;
  • Оформление стендовой информации по плану взаимодействие с семьёй;
  • Совместные праздники («Осень», «Новый год», «8 марта»);  
  • Совместные проекты: («Дары осени», «Весёлый огород», «Новый год», «Моя мамочка», «Зачем нужна кукла?» «9мая»)
  • Совместные экскурсии в музей города, в детскую библиотеку, в ДК            на выставку народно-прикладного творчества «Лоскутная сказка»;
  • Мастер – класс по изготовлению тряпичной куклы.

        Анализ работы позволяет сделать вывод: данное планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о семье, родном городе, крае, в котором они живут. Отдельные темы были приурочены к конкретным события и праздникам, что обеспечило связь с общественной жизнью города, края.

Результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины. Родители воспитанников стали активными участниками образовательного процесса.

Литература: (слайд 15)

  • Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».
  •  Чусовлянкина Е. Т. «От ступеньки дома до крыши вселенной – программа дополнительного образования патриотического воспитания старших дошкольников».
  •  Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  •  «Музыка и движение» составители С.И. Белкина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина.
  •  «Учите детей петь» составители Т.М.Орлова, С.И.Бекина
  •  «Праздники и развлечения в детском саду» под редакцией Э.В.Соболевой.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 12 г. Кировска» « Использование регионального содержания в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников ». Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории Прицина Вера Альфредовна

Слайд 2

Цель работы: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, через ознакомление дошкольников с родным городом, краем, установление связи поколений и познание ближайшего окружения.

Слайд 3

Задачи: Коррекционно - обучающие задачи : Формировать у детей представление о родном городе, крае, его достопримечательностях и истории; Закреплять и расширять у детей знания о профессиях людей, работающих в городе, крае; Развивать у детей умение узнавать на фото знакомые объекты, знать их назначения; Расширить представления о флоре и фауне Мурманской области. Коррекционно – развивающие задачи: Обогащать и активизировать словарь детей; Совершенствовать диалогическую форму речи; Продолжать формировать творческие способности детей. Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение гордиться людьми, живущими в нем; Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Слайд 4

Уголок краеведения.

Слайд 5

Конкурс стенгазет на тему : «Мой любимый - город Кировск».

Слайд 6

Конкурс «Город из песка»

Слайд 7

Праздник «Мой город – Кировск»

Слайд 8

Экскурсии

Слайд 9

Занятия по ФЭМП

Слайд 10

Продуктивная деятельность

Слайд 11

Игры

Слайд 12

Проектная деятельность проект «Зимующие птицы»

Слайд 13

Проект «День Победы»

Слайд 14

Взаимодействие с семьями воспитанников Консультации; Дни открытых дверей; Оформление стендовой информации по плану взаимодействие с семьёй; Совместные праздники; Совместные проекты; Совместные экскурсии в музей города, в детскую библиотеку, в ДК на выставку народно-прикладного творчества «Лоскутная сказка»; Мастер – класс по изготовлению тряпичной куклы.

Слайд 15

Литература: Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов». Чусовлянкина Е. Т. «От ступеньки дома до крыши вселенной – программа дополнительного образования патриотического воспитания старших дошкольников». Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы , Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. «Музыка и движение» составители С.И. Белкина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина. «Учите детей петь» составители Т.М.Орлова, С.И.Бекина «Праздники и развлечения в детском саду» под редакцией Э.В.Соболевой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Использование интерактивных приемов в работе по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников»

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников… Просто это или сложно? Перед нами стоит задача эффективно и увлекательно проводить работу по данному, мы бы сказали, сложному направлению. В ...

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Региональный компонент.

перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в поготовительной группе .Региональный компонент."Мой Приморский городок"...

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию (региональный компонент)

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию (региональный компонент)...

Мастер - класс для педагогов «Использование интерактивных приемов в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Данный мастер класс для воспитателей по нравственно- патриотическому воспитанию, который поможет обогатить педагогические умения через обучение приёму интерактивного голосования....

Практикум «Использование интерактивных методов в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Для воспитания юных патриотов в своей работе мы используем разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Но, шагая в ногу со временем, необходимо учитывать современные требов...