ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАБОТЕ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-6 ЛЕТ
статья (старшая группа) на тему
представлен опыт работы с детьми 4-6 лет с ОВЗ ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сообщение из опыта работы | 38.2 КБ |
презентация к сообщению | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 12 г. Кировска»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАБОТЕ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДОШКОЛЬНИКОВ 4-6 ЛЕТ
ПРИЦИНА ВЕРА АЛЬФРЕДОВНА
ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙКВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного города и края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма.
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение.
Краеведение разнообразно, многолико и охватывает все отрасли знаний. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромное значение в становлении личности патриота. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо-экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста.
Для решения этой проблемы, поставила цель работы: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, через ознакомление дошкольников с родным городом, краем, установление связи поколений и познание ближайшего окружения. (слайд2)
Исходя из цели, сформулировала следующие задачи (слайд 3)
Коррекционно - обучающие задачи:
1.Формировать у детей представление о родном городе, крае, его достопримечательностях и истории;
2.Закреплять и расширять у детей знания о профессиях людей, работающих в городе, крае;
3.Развивать у детей умение узнавать на фото знакомые объекты, знать их назначения;
4.Расширить представления о флоре и фауне Мурманской области.
Коррекционно – развивающие задачи:
1.Обогащать и активизировать словарь детей;
2. Совершенствовать диалогическую форму речи;
3.Продолжать формировать творческие способности детей.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1.Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение гордиться людьми, живущими в нем;
2. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Совместно с коллегами организовала в группе уголок «Краеведения», куда входит: (слайд 4)
- герб города Кировска;
- флаг ФОСАГРО;
- карты с городом Кировска и Мурманской области;
- фотоальбомы с архивными и современными фотографиями об истории города и людях, живущих в нем;
- подборка фотографий о городах Мурманской области;
- самиздат «Мой любимый детский сад»;
- подборка горных спецмашин;
- кукла- модель «Горняк»;
- модель отбойного молотка;
- минералы края;
- модели животных Севера;
- альбомы «Город Кировск, в рисунках детей», «Лопарские узоры»;
- мини-библиотечка о родном крае;
- журналы о наших соседях (Финляндия, Швеция);
- календари с природой Кольского полуострова, с производством;
- герб России,
- портрет президента России;
- книга с государственными праздниками России.
Осознавая актуальность проблемы патриотического воспитания, использую в своей работе по ознакомлению с родным городом и краем, следующие методы и приёмы:
- Метод повышения познавательной активности:
(Беседы, метод вопросов, метод конструирования, сравнение).
- Проектный метод:
(Постановка вопросов, метод прогнозирования результатов, самостоятельное продуктивное творчество, систематизирование приоритетных знаний, проекты);
- Метод обучения и развития творчества:
(Игровые приёмы, детское экспериментирование, участие в творческих конкурсах, тематических выставках);
4. Метод ТРИЗ, РТВ:
(Метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов);
5. Музейная педагогика:
(Экскурсии в библиотеку, музей, посещение выставок, мастер – класс)
6.Метод повышения эмоциональной активности:
(Праздники, развлечения);
Свою работу по теме начала в августе месяце, когда в детском саду идёт подготовка к городскому празднованию «Дня шахтёра». Ежегодно участвуем в конкурсе, проходящем в детском саду по изготовлению стенгазеты на тему «Мой любимый - город Кировск» (слайд 5), на участке детского сада вместе с детьми строим рудники, город в рамках конкурса «Город из песка» (слайд 6), учу с детьми стихи, песни о нашем городе. Заключительным мероприятием, является праздник «Мой город – Кировск», посвященный дню шахтера, (слайд 7)
С сентября месяца работа в логопедической группе с детьми с ТНР, в течение года проходит по лексическим темам. Каждая лексическая тема связана с родным городом, краем, будь – то тема «Детский сад. Помещения. Игрушки», «Детский сад. Профессии в детском саду», «Зима», «Профессии (продавец, врач, парикмахер)», «Посуда. Продукты питания» «Дикие животные и их детёныши», и т.д. в них есть место нравственно – патриотическому воспитанию детей, потому что темы, так или иначе, касаются нашего города, края, жизни людей, природы нашего края. Например: тема «Мой город». Работу по теме начинаю с планирования на неделю. Определяю для себя задачи, которые будут решаться в течение недели, работу над словарём, подбираю пальчиковую гимнастику, физминутку, психогимнастику по теме. Создаю предметно – развивающую среду: демонстрационный материал (плакаты), иллюстрации, картинки по данной теме. Подбираю настольно – печатные игры, детские и познавательные книги (энциклопедии), фотоальбомы, специализированные машины, разного вида конструкторы.
На занятии по ознакомлению с окружающим детей знакомлю с данной темой, используя в работе методы: рассматривание иллюстраций карту города, карту области, герба города, картин, вопросы – ответы, обращаюсь к опыту детей, метод РТВ, экскурсии в музей, библиотеку, на выставку в ДК, (слайд 8)
На занятиях по математике счет и ориентировка на фланелеграфе, с использованием материала по теме, (слайд 9)
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о городе.
Полученные знания дети реализуют, через все виды продуктивной деятельности:
- Лепка – барельеф: «Улица города»;
- Аппликация: «Мой город»;
- Рисование: «Дом, в котором я живу», (слайд 10)
На музыкальных занятиях разучивание песен о городе. На физкультурных занятиях, использую игры – эстафеты.
В совместной деятельности с детьми: беседую с детьми по правилам дорожного движения, участвую с детьми в тематических выставках детских работ детского сада по теме: « Хибинские горы», «Мой город».
В самостоятельной деятельности дети играют в сюжетно – ролевые игры «Моя семья»; «Шахтеры», игры с большим, средним, маленьким конструктором, с мелкими машинами, «Улицы города».
Настольно – печатные игры: «Город», «Лото», «Мозаика»; «Правила дорожного движения», «Дорожные знаки». (слайд 11)
В книжном уголке: рассматривают книги, фотоальбомы с видом города Кировска; самиздат « Кировск, мой город».
В математическом уголке: проходит работа с палочками (выложи «дом», «машину», «дерево», «солнце»).
Итоговым мероприятием по теме является праздник «Мой город», где дети рассматривают презентацию, читают стихи, поют песни о городе Кировске, участвуют в играх – эстафетах.
Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является использование проектно-исследовательского метода, который мы применяем в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи. Проектный метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности, способствует расширению знаний детей об окружающем мире. Региональное содержание включаем в содержание проектов. Например: при реализации проекта «День Победы», мы посетили городской архив, где работниками архива была подготовлена программа о земляках, участниках ВОВ. Дети рассказали о своих родственниках, участвовавших в военных действиях. Посетили Хибинскую гимназию, где был организован мини музей, посвященный празднику Победы. При реализации проекта «Зимующие птицы», дети познакомились с птицами, обитающими в районах Крайнего Севера. Вместе с родителями изготовили кормушки и развесили их в зеленой зоне детского сада. В течение зимы дети имели возможность наблюдать за повадками птиц и подкармливать их, (слайды 12, 13)
Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Глубоко убеждена, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. На этапе посещения ребенком дошкольного учреждения семья не должна уходить на второй план, передавая все приоритеты социальной адаптации, образования и развития детей педагогам. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.
В нашей группе реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: (слайд14)
- Консультации;
- Дни открытых дверей;
- Оформление стендовой информации по плану взаимодействие с семьёй;
- Совместные праздники («Осень», «Новый год», «8 марта»);
- Совместные проекты: («Дары осени», «Весёлый огород», «Новый год», «Моя мамочка», «Зачем нужна кукла?» «9мая»)
- Совместные экскурсии в музей города, в детскую библиотеку, в ДК на выставку народно-прикладного творчества «Лоскутная сказка»;
- Мастер – класс по изготовлению тряпичной куклы.
Анализ работы позволяет сделать вывод: данное планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о семье, родном городе, крае, в котором они живут. Отдельные темы были приурочены к конкретным события и праздникам, что обеспечило связь с общественной жизнью города, края.
Результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины. Родители воспитанников стали активными участниками образовательного процесса.
Литература: (слайд 15)
- Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».
- Чусовлянкина Е. Т. «От ступеньки дома до крыши вселенной – программа дополнительного образования патриотического воспитания старших дошкольников».
- Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- «Музыка и движение» составители С.И. Белкина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина.
- «Учите детей петь» составители Т.М.Орлова, С.И.Бекина
- «Праздники и развлечения в детском саду» под редакцией Э.В.Соболевой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, через ознакомление дошкольников с родным городом, краем, установление связи поколений и познание ближайшего окружения.
Задачи: Коррекционно - обучающие задачи : Формировать у детей представление о родном городе, крае, его достопримечательностях и истории; Закреплять и расширять у детей знания о профессиях людей, работающих в городе, крае; Развивать у детей умение узнавать на фото знакомые объекты, знать их назначения; Расширить представления о флоре и фауне Мурманской области. Коррекционно – развивающие задачи: Обогащать и активизировать словарь детей; Совершенствовать диалогическую форму речи; Продолжать формировать творческие способности детей. Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение гордиться людьми, живущими в нем; Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Уголок краеведения.
Конкурс стенгазет на тему : «Мой любимый - город Кировск».
Конкурс «Город из песка»
Праздник «Мой город – Кировск»
Экскурсии
Занятия по ФЭМП
Продуктивная деятельность
Игры
Проектная деятельность проект «Зимующие птицы»
Проект «День Победы»
Взаимодействие с семьями воспитанников Консультации; Дни открытых дверей; Оформление стендовой информации по плану взаимодействие с семьёй; Совместные праздники; Совместные проекты; Совместные экскурсии в музей города, в детскую библиотеку, в ДК на выставку народно-прикладного творчества «Лоскутная сказка»; Мастер – класс по изготовлению тряпичной куклы.
Литература: Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов». Чусовлянкина Е. Т. «От ступеньки дома до крыши вселенной – программа дополнительного образования патриотического воспитания старших дошкольников». Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы , Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. «Музыка и движение» составители С.И. Белкина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина. «Учите детей петь» составители Т.М.Орлова, С.И.Бекина «Праздники и развлечения в детском саду» под редакцией Э.В.Соболевой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы детского сада (региональный компонент).
Ознакомление детей с Родным краем и городом....
Мастер – класс «Использование интерактивных приемов в работе по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников… Просто это или сложно? Перед нами стоит задача эффективно и увлекательно проводить работу по данному, мы бы сказали, сложному направлению. В ...
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Региональный компонент.
перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в поготовительной группе .Региональный компонент."Мой Приморский городок"...
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию (региональный компонент)
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию (региональный компонент)...
Мастер - класс для педагогов «Использование интерактивных приемов в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Данный мастер класс для воспитателей по нравственно- патриотическому воспитанию, который поможет обогатить педагогические умения через обучение приёму интерактивного голосования....
Практикум «Использование интерактивных методов в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Для воспитания юных патриотов в своей работе мы используем разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Но, шагая в ногу со временем, необходимо учитывать современные требов...