«Цветочная считалка и новые знакомые»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Воспитание в детях духовно-нравственных и патриотических чувств через знакомство с произведениями чувашских писателей (рассказ-сказка В. Чаплиной «Цветочная считалка и новые знакомые»). Закрепление представлений о многообразии мира цветов родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetochnaya_schitalka_i_novye_znakomye.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мероприятия
«Цветочная считалка и новые знакомые»
Программное содержание:
- Воспитывать в детях духовно-нравственные и патриотическое воспитание через знакомство с произведениями чувашских писателей (рассказ-сказка В. Чаплиной «Цветочная считалка и новые знакомые»).
- Закреплять представление о многообразии мира цветов родного края.
- На примере рассказа-сказки расширять представления об уникальных свойствах растений: предвещать погоду, положительно влиять на здоровье человека и др.
- Формировать навыки экологически грамотного поведения в природе (в частности, при общении с миром цветов).
Словарная работа: закрепить названия цветущих трав и цветов, растение – барометр, растение - верхолаз, лекарственные растения, цикорий.
Предварительная работа:
Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением садовых и полевых цветов; чтение стихотворений, рассказов; разучивание загадок; знакомство с лекарственными растениями и способами их применения; дидактическая игры: «Садовые и полевые цветы», «Найди пару», «Кто быстрее соберет цветок» и др.; экскурсия в цветочный павильон; беседы об особенностях и полезных свойствах растений; ознакомление с правилами сбора и хранения лечебных трав и цветов.
Материал: картинки с иллюстрациями цветов и цветущих растений; цветущего и увядшего луга (для магнитной доски), атрибуты к играм «Растения-барометры», «Найди свой цветочный домик», атрибуты к чаепитию «Ромашковый чай», «Молочный чай с цикорием», фонограмма музыкального произведения П. Чайковского «Вальс цветов».
Ход мероприятия:
Воспитатель: читает считалку:
Встаньте дети, встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, а какие считалки знаете вы? (ответы детей). Сегодня мы с вами познакомимся с новой считалкой, а вы догадайтесь, о чем будет наша беседа.
Одуванчик, лютик, кашка.
Маргаритка, василек,
Колокольчик и ромашка,
Гладиолус и вьюнок,
Мак, цикорий и репей,
Выходи да поскорей.
Дети: мы сегодня будем говорить о цветах.
Воспитатель: правильно, мы сегодня с вами поговорим о цветах, растущих в наших дворах. А все ли цветы из считалки вам знакомы? (ответы детей). А вот о каких цветах говориться в рассказе-сказке чувашской писательницы Валентины Чаплиной «Цветочная считалка и новые знакомые».
Воспитатель рассказывает детям рассказ-сказку (в сокращении); по ходу текста выкладывает картинки на магнитную доску с изображением цветов.
Воспитатель:
- Какие лекарственные растения повстречались Юле во дворе? Как их использовать?
- Что значит растения-барометры и как они предсказывают погоду?
- Почему Репей назвал Вьюнка верхолазом?
Воспитатель: Молодцы ребята! вы внимательно слушали рассказ-сказку, а теперь давайте поиграем (дидактические игры между командами: «Растения-барометры», «Найди свой цветочный домик»).
Воспитатель обращает внимание на картинку с изображением цветущего луга.
- Ребята, что здесь изображено?
Дети: Цветущий луг.
Воспитатель: Правильно, это цветущий луг, он радует нас своим многоцветьем, своей красотой. Но мы часто не задумываемся, гуляя по двору, лугу, лесу, рвем цветы, а потом их выбрасываем за ненадобностью. И вот что может произойти. (воспитатель показывает картинку). Как вам кажется, что это?
Дети: Это увядший луг.
Воспитатель: Правильно ребята, это погибший луг. Он вам нравиться?
Дети: нет.
Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы луг не стал таким.
Дети: Не рвать цветы, не топать их и т.д.
Воспитатель: Да, он может стать таким, если мы не будем беречь природу родного края. Я желаю вам быть добрыми, отзывчивыми к природе, ведь благодаря им мы имеем возможность дышать чистым воздухом, насладиться красотой, улучшить самочувствие.
Воспитатель: Мы тоже можем воспользоваться волшебными силами растений родного края, я приглашаю вас отведать вкусный ромашковый и цикорный чай (воспитатель включает фонограмму музыкального произведения П. Чайковского «Вальс цветов» и все дружно вместе пьют чай).
В. Чаплина «Цветочная считалка и новые знакомые». (в сокращении)
Юлька стояла во дворе и большущими глазами смотрела на девочек, которые играли в пряталки. Ее они в игру не брали, потому что Юлька была маленькая. Девочки считались.
Одуванчик, лютик, кашка.
Маргаритка, василек,
Колокольчик и ромашка,
Гладиолус и вьюнок,
Мак, цикорий и репей,
Выходи да поскорей.
Юльке очень нравились эти слова. Какие-то из них она уже слышала, а многие были незнакомы. Юлька подошла к девочкам.
- А… где они все?
- Кто?
- Лютик, ромашка… репей.
- Ты что, не знаешь? Удивились девочки.
Юлька так замотала головой в разные стороны, что красный бант сидевший на макушке, съехал набок. Девочки засмеялись, но не из-за банта. Им стало смешно, что Юлька не знает простых вещей.
- Да вот же они!
- Где?..
- Ну вот, кругом, разве не видишь?
И убежали прятаться.
Юлька повертела головой, посмотрела вокруг себя, но никого не увидела. Она подумала, что над ней посмеялись. Надула губы и ушла домой.
Мама варила обед. В открытое окно ей был виден весь двор.
- Никто над тобой не смеялся, - сказала она Юльке, - и нечего зря губы надувать. Девочки называли цветы. Это была цветочная считалка.
- У каждого цветка есть имя, - говорила мама. - Тебя зовут Юля, меня Вера. Цветов очень много и называются они по-разному. Некоторые растут у нас во дворе. Иди познакомься с ними.
Юлька пулей вылетела во двор.
Во дворе никого не было. Девочки уже играли в другом месте. Юлька в один миг облетела двор и опять надула губы. А мама смотрит на нее из окна.
- Не бегай сломя голову. Цветы любят, чтобы их разглядывали внимательно.
Но ведь стоять на одном месте неинтересно. Юлька вздохнула. И вдруг ей показалось, что на не кто-то смотрит. А рядом никого не было. Юлька обернулась
Во дворе стояла скамейка. Сейчас тут никто не сидел. Около деревянной скамейкиной ноги Юлька увидела веселый кустик. Она каждый день раз сто здесь пробегала и не обращала на него внимания. А сейчас поняла, что именно он-то и смотрит на нее. Круглыми желтыми глазами. Вокруг каждого глаза белые язычки, как реснички. Во дворе было тихо-претихо, и она ясно услышала незнакомый тихий голос:
Здравствуй! Я зовусь РОМАШКА.
Я везде-везде расту.
Видишь, я не замарашка,
Соблюдаю чистоту.
Это говорил… кустик. Да, да именно он. Юлькины глаза стали огромными. Она присела на корточки. Кустик шевельнулся, видно, обрадовался, и снова заговорил:
- Здравствуй.
И правда, кустик был такой чистый, аккуратный. Юлька глянула на свое платье. Около кармашка сидели два пятна от компота. Ей стало стыдно. Она подумала: «Ой, а я как замарашка» И сказала:
- Я тоже буду аккуратная. Вот честное детсадское.
Меня зовут Юля. А ты цветок, да?
Ромашка закивала.
- Какая ты красивая! – удивилась Юлька.
- Я для этого и живу.
- Для чего «для этого»?
- Для красоты. И еще для вашего здоровья. Из меня лекарство делают.
- И не только из тебя. Говоришь так, будто одна ты лекарственная!
Юлька услышала голос чуть погрубее ромашкиного. У другой скамейкиной ноги тоже сидел кустик: цветы крупные и все целиком золотые.
- Ой, сколько солнышек! А тебя как зовут?
- Одуванчик. Из меня тоже лекарство делают. И из листьев, и из корней.
- Да-в?
- А ты салат любишь?
- Люблю. Я манную кашу не люблю.
- Разве? Гм…- когда мама будет делать салат, сорви мои молодые листочки и отнеси ей.
- Зачем?
Одуванчик замолчал и потупился.
- Его листья вкусные и полезные, только пусть мама сначала положит их на пол-часа в соленую воду. Чтоб не горчили.
-Юлька открыла рот от удивления.
- Ты что-то хочешь спросить?
- А…а… - а ты не можешь говорить, как Ромашка?
- Как это?
- Стихами, что ли?
Одуванчик приосанился, откашлялся и произнес:
Я под солнцем вырастаю
С головою золотой,
А промчатся дни, и стану,
Словно дедушка седой.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему как дедушка седой? (ответы детей, потому что вместо желтых цветочков мы увидим белые пушистые шарики). Молодцы!
- Эти пушинки – мои семечки. Я скоро поседею. Приходи тогда на меня подуть. Ладно?
Юля кивнула.
- Ты почаще приходи. Только до трех часов дня. А то я в три уже спать ложусь.
- Спать ложишься?
- Ну да, зажмуриваюсь вот так и сплю. А ты во сколько?
- Я? – Юля немножко растерялась. – Я… после «Спокойной ночи, малыши», сказала она, а про себя подумала: «Правда, не всегда сразу ложусь. Бывает еще покапризничаю. Но больше не буду. Хочу вовремя ложиться, как Одуванчик».
До чего интересно разглядывать, что растет во дворе.
Юля сама подбежала к высокому кустику с голубыми цветами.
- Как тебя зовут?
А зовут меня – ЦИКОРИЙ.
Это ты запомнишь вскоре.
И во все, во все глаза
Я гляжу на небеса.
И вопрос задам тебе я,
Отвечай-ка, не тая:
Кто сегодня голубее –
Наше небо или я?
- Вы одинаковые! Сказала Юля.
Цикорий остался очень доволен. Юльке имя этого цветка показалось очень знакомым. И вдруг вспомнила и радостно закричала:
- Папа всегда говорит: «Мне кофе только с цикорием».
- Да, я тот самый Цикорий.
-Ой, какие вы все… - Юлька хотела что-то сказать, но никак не могла найти подходящего слова. И тут почувствовала, что кто-то энергично тянет ее сзади за подол платья.
- Пусти, ты чего?
- Не пущу, - прохрипел незнакомый голос. И еще сильнее потянул за подол
- Почему не пустишь?
- Потому что дождь будет.
Юлька не могла понять, причем тут дождь. Но хрипловатый голос все объяснил:
Я привязчивый РЕПЕЙ,
Пррилипаю, будто клей.
Если выставлю колючки
Так что мимо не прройдешь,
Это значит, что из тучки
Непрременно хлынет дождь.
Вот! - сказал он и замолчал.
Вдруг все цветы стали зажмуриваться. Вот уже не видно небесно-голубых глаз Цикория. И одуванчики сложились в недлинные зеленые трубочки.
- Вы спать уже легли, да?
Цветы закачались.
- Нет-нет, что ты! Спать рано. Это мы с тобой заговорились и не заметили, что дождь собирается.
А хриплый голос добавил:
- Мы баррометры!
Юля уже слышала это слово, папа рассказывал, что барометр — это прибор, который предсказывает погоду. Его на стену вешают.
- Запомни Юля сказал Цикорий, если ты с утра увидишь меня, Одуванчик или Вьюнок с закрытыми цветами, значит, скоро дождь пойдет. А если мы смотрим в первой половине дня дождя не будет.
-Да-а? А… Вьюнок это кто?
- Это я.
Голос прозвучал где-то у самой пятки. Но никакого цветка там не было. Опять заговорил Репей:
Погляди у самых ног
Вьется маленький ВЬЮНОК.
Много раз видала ты
Граммофончики – цветы.
- А где они?
Репей сердито сказал Вьюнку:
- Разжмурься на минутку, чтобы Юля тебя увидела.
И на тонком стебельке, который стелился по земле, вдруг раскрылись бело-розовые граммофончики. Юлька почувствовала очень приятный запах, но он быстро улетучился, потому что граммофончики тут же закрылись. А Репей опять заговорил. – Если бы тут был забор, вьюнок быстро залез бы на него.
Он у нас
Верхолаз.
… Девочка стояла в траве и улыбалась. Вдруг почувствовала, что кто-то щекочет ей ногу в самом низу… Ой-ой-ой! Даже смеяться хочется. Цветок очень понравился Юле.
-Ой какой ты хороший! – Воскликнула Юля.
- Я – МЫШИНЫЙ ГОРОШЕК
Цвету я в июле,
Но в июне и в августе тоже могу.
Жить я очень люблю на зеленом лугу.
-- А где луг? Спросила Юлька.
- Далеко, - быстро ответил Репей.
- А там на луге…
- На лугу, - поправил он девочку.
- На лугу… тоже растут цветы?
- Полно! В сто раз больше, чем здесь. И рвут их охапками.
- Кто?
- Хулиганы.
- Зачем?
- Просто так. Это же хулиганство – рвать цветы просто так.
Репей говорил сердитым голосом и очень убедительно.
Юля сразу поняла – просто так цветы рвать нельзя.
Она бросилась к маме, чтобы идти скорее на луг. Но в это время как-ак линет из тучи дождь. Веселый –превеселый. Весь двор сразу намок. Тут и там заблестели лужицы. Правильно «барометры» предсказали».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в старшей группе «Пингвин новый знакомый Умки».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, игровая....
"Наши новые знакомые - насекомые"
Расширить и закрепить знания детей о насекомых....
Выступление «Новые подходы в использовании модульной аппликации в ДОУ. Цветочная фантазия»
В своем выступлении я описываю новые подходы в использовании модульной аппликации в ДОУ. Как нам уже давно известно, что мелкая моторика способтвует развитию интеллекта. Также развитие мелкой моторики...
«Вот такие наши новые знакомые-насекомые».
Юные исследователи на прогулке изучали мир вокруг нас, рассматривая под лупой насекомых, которых видели на картинках. Занятие оказалось познавательным и увлекательным....
Квест – прогулка: «Новые знакомые»
Развитие познавательной активности, закрепление знаний о насекомых....
конспект ООД "Знайка из цветочного города знакомит детей с ПДД"
ОО- социально- коммуникативное развитие...
Что такое считалка? Для чего нужны считалки?
Считалка – жанр устного народного фольклора. Стишки небольшого размера с чётко выраженным ритмом.Некоторые считают считалки бесполезными, лишним засорением детского мозга. Но на самом деле счита...