Ознакомление с родным краем
методическая разработка на тему

Шахмуратова Гуля Зульфаровна

Тематическая разработка по ознакомлению с родным краем и родной страной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_oznakomleniyu_s_rodnym_kraem_i_rodnoy_stranoy.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Начало положено, тянется нить. А в перспективе многое предстоит изменить:                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Новые подходы в педагогической системе в работу внедрить,                                  Сферой национального образования каждую семью охватить,                               Больше внимания детям микрорайона уделить,                                                      Интерьер в группах изменить, музей открыть,                                                                    И собственным примером детей научить -                                                                      Нашу землю любить, культурные ценности хранить,                                                     Отечеству служить и просто счастливыми быть!

Тематические разработки

по ознакомлению с родным краем и родной страной

                                               Старшая группа

       Тема

           Пути достижения цели  

Формы и методы закрепления

         1

                              2

                         3

Моя  семья

Беседы о семье и семейных традициях.

Составление семейных альбомов

Игры: «Семья», «Расскажи мне о себе».

      Наш

 детский сад

Специально организованные занятия,   беседы, экскурсии по саду,

наблюдения за трудом  сотрудников.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», д/и «Что изменилось?»

 Мой город

1.  Улицы

моего города

Рассказы воспитателя об истории возникновения города Мирного.

Целевые прогулки и экскурсии на ближайшие улицы:

а) Ленинградский проспект

б) Ойунского

в)  40 лет Октября

г)  Комсомольская

Сюжетно-ролевая игра «строим город».

Составление плана расположения д/с с ближайшими к нему зданиями  и улицами

Мой край

  Якутия

1.  народы,

   живущие

    в Якутии

2.  Природа

     и климат

 родного края.

3.Якутский

    фольклор

4. Обряды

   и обычаи

5.Народно-

  прикладное  

   искусство

6.Национальная   одежда

7.Музыкальное наследие

  Якутского  

    народа

8 .Народные

        игры

9. Знакомство

с произведе-ниями якутс-ких писателей

Рассказ о легенде происхождения народа – Саха, о других народах, населявших республику.

Экскурсии в парк, наблюдения на прогулке, рассказы на познавательных минутках  о животных и растениях Якутии. Чтение стихов о природе Якутского поэта  Семена  Данилова.

Использование на занятиях, заучивание в совместной деятельности, драматизация.

а) народные сказки: «Лошадь и олень», «Гусь и журавль», «Старушка Таал – Таал»

б) пословицы, поговорки, загадки

Беседы родителей с детьми на познавательных минутках и развлечениях:

а)  о значении культа огня

в)  о значении культа коня

Знакомство с национальной посудой –чорон; берестяная посуда – туесок; сэргэ – коновязь, черпак.  

Выставка, организованная с родителями, изделий народного быта.

 Знакомство с национальным якутским костюм  и предметами украшений национальной одежды.

Специально организованные занятия по рисованию орнамента (шахматный, «позвонок», спиралевидный, лировид-ный).

Слушание песен «Тойук», «Алгыс» игры на хомусе.

Беседа о празднике ЫСЫАХ: значение, время и место проведения, традиционные элементы праздника.

Разучивание хоровода «Осуохай»

Разучивание народных игр «Соколиный бой», «Волк и жеребята», «Солнышко»; спортивных игр «Перетягивание палки», борьба «Хапсагай»

Чтение стихов поэта Семена Данилова.

Рассматривание  книг, энцикло-педий, иллюстраций.

Отражение наблюдений в календаре природы, в рисунках.

Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, слайдов о природе родного края. Составление коллажа «Живот-ные Якутии», «Растения Якутии»

Театрализованные игры по сказкам.

Спектакль «плетка – самостегай-ка»  с привлечением родителей

Отражение в рисунках, творческом рассказывании.

Рисование, лепка, аппликация.

Открытый показ моделей национальной одежды с участием семей воспитанников.

Выкладывание орнамента из бисера.

Рисование.

 Прослушивание  дисков с народными мелодиями.

 Концерт  родителей.

Музыкальный праздник «ЫСЫАХ»

Самостоятельная игровая деятельность.

Разучивание стихотворений о Якутии.

Моя страна

    Россия

 

1. Быт и традиции русского   народа

2. Народно-

  прикладное  

   искусство

3. Народный

     фольклор

4. Музыкальное наследие

  русского  

    народа

5. Народные

   праздники

Рассказ о стране, где мы живем – России.

Знакомство с картой, глобусом.

 История возникновения Руси. Чтение фрагментов книги «История России в рассказах  для детей» А. О. Ишимовой Знакомство со старинными русскими именами.

Познакомить детей:

а) с убранством  русской избы;

б) с  русским национальным  костюмом.

Знакомство с росписями:

а)  гжельская;   б)  жостовская;

в) хохломская;  г) городецкая;

д) дымковская.

Рассказ о русских народных игрушках (деревянные, глиняные)

Разучивание загадок, считалок, потешек, закличек, пословиц, поговорок.

Чтение русских народных сказок.

Разучивание русских народных песен и хороводов.

Знакомство с народными музыкальными инструментами.

Новый год;  Масленица;  Пасха.

Рассматривание  книг, энцикло-педий, иллюстраций.

Рисование  «Старинный город».

Совместное творчество детей и родителей «Демонстрация рус-ских национальных костюмов»,

создание мини-избы.

Рисование. Росписи по дереву, гипсу.

Игры с  народными игрушками.

Театрализованные игры по сказкам.

Драматизация сказок.

Прослушивание  дисков с народными мелодиями.

 Концерт  с участием  родителей.

Участие  в народных  празд-никах.

             

                            Подготовительная к школе группа

       Тема

           Пути достижения цели  

Формы и методы закрепления

         1

                              2

                         3

Моя  семья

     

     

Рассматривание с детьми фотографий их близких. Беседа о взаимоотношениях в семье. Составление генеалогического древа.

Составление с родителями  проекта  генеалогического древа семьи.

Составление рассказов по темам: «Как я провел лето», Мой выходной день».

        Наш

 детский сад

Создание исторической  книги «Будни и праздники  детского сада».

Выставка детских рисунков на тему "Мой любимый детский сад".

Фотосессии  событий из жизни сада. Пение песен и чтение стихов о д/с.

   Мой город      

1. Улицы

моего города

2.Достоприме-чательности

моего города

3.Промыш-ленность и люди  города

Чтение стихотворений, рассказов о городе  Мирном.

«Малая родина» - мой дом, двор, улица, на которой я живу. Рассказы детей.

Истории возникновений улиц.

Экскурсии к  достопримечательностям и зданиям:

а) «Три мяча»  площадь победы

б)  Монумент «Трубка – «Мир»

 в)  ДК  «Алмаз»

г)  Здание Администрации города

д) Богородица с младенцем

е) площадь Ленина

Рассказ воспитателя об основной промышленности города, о пред-приятиях и о профессиях людей.

Знакомство с символами компании «АЛРОСА»  (Художник Евгений Пакулов).

Рисование «Мой город».

Экскурсия по району и городу на  автобусе.

Рассматривание семейных фотографий.

Д/и  «Почему так назвали?».

Рассматривание фото-коллекции «Мой город».

Чтение стихотворения Мери Софианиди «Трубка – «Мир».

Рассматривание карты города.

Чтение пословиц о матери -  Родине.

Сюжетно-ролевые игры. Экскурсии в карьер «Мир», на фабрику № 3, на предприятия, где работают родители.

       Моя республика

    Якутия

1. Якутский

    фольклор

 2. Обряды

   и обычаи

3.   Народно-

  прикладное  

   искусство

4.Националь-ная   одежда

Символы Республики Саха. Рассказ о флаге, гербе, гимне, президенте.  Якутии.

Столица – Якутск.

Разучивание стихотворения Семена Данилова «Человеку Родина».

Чтение отрывков из Олонхо – героического  эпоса  Якутского народа.

Беседы родителей с детьми на познавательных минутках и развлечениях.

Байанай – хозяин леса. Добрый щедрый старик – дух, который выручает людей, попавших в беду в лесу.

Экскурсия в краеведческий музей

Сбор изделий декоративно-прикладного искусства для мини-музея

Экскурсия в историко-производственный музей.

Рисование флага и герба.

Слушание гимна. Рассматривание физической карты республики, иллюстрации о столице – Якутске.

Рассматривание иллюстраций «Ньургун Боотур Стремитель-ный».

Отражение в рисунках, творческом рассказывании.

Отражение впечатлений в рисунках, играх.

Рассматривание альбомов «На-родное искусство Якутии». Хабарова, «Национальный костюм» Петровой, Неустроева.

  Моя родина

      Россия

1.  Народный

     фольклор

2.  Музыкаль-ное наследие

  русского  

    народа

3. Народные

   праздники

4. Защитники

     Отечества

5. Писатели

     и поэты

Символы государства России. Рассказ о флаге, гербе, гимне, президенте  России.

 "Москва – главный город нашей Родины". Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).

Посещение концерта русских народных песен в исполнении хора русской общины г. Мирного. Чтение былин  «Ставр  Годинович», «Добрыня Никитич».

Знакомство с творчеством композитора  П. И. Чайковского  «Времена года»; «Утренняя молитва»; опера «Снегурочка».

Знакомство с русским народным оркестром.

Рождественские Святки, праздник «Русской березки», «Валенка».

Рассказы воспитателя и родителей:

а) о русских богатырях;

б) о патриотах земли русской (князь А. Невский, полководцы Суворов и Кутузов).

в) рассказ о мужественной борьбе советского народа в Великой Отечественной войне.    

Знакомство со сказками П. П. Бажова «Голубая змейка», «Иванко-крылатко»;

Ю. Подкорытова «Сказы из старинной шкатулки».

Знакомство с творчеством   Пушкина «Садко»;   К. Г. Паустовского «рассказы о природе».

Рисование флага и герба.

Слушание гимна. Рассмат-ривание физической карты России.

видеофильм  о Москве.

Театрализованные игры

рассматривание фотографий, иллюстраций к сказкам, былинам.

Слушание дисков.

Просмотр видеокассет.

Слушание музыкальных произведений.

Разучивание рождественских колядок, изготовление рождественских подарков.

Просмотр мультфильмов о русских богатырях и подвигах.

Рассматривание  иллюстраций.

Отражение в рисунках.

Участие в праздниках ко «Дню защитника Отечества».

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Драматизация отрывков из сказок.

Рассматривание фотографий, иллюстраций к сказкам.

Просмотр видеокассет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"

Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеведческой работы.Дан...

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом

В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Северный край - Ямал - НОД по ознакомлению с родным краем

Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера .Развивать положительное отношение к окружающему миру .Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...