Проект по приобщению дошкольников и их родителей к Коми культуре и обучению коми языку "Люби и знай язык родной"
проект (подготовительная группа) на тему

Жукова Надежда Васильевна

Муниципальное  дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида № 3»  г. Ухты

(МДОУ «Детский сад № 3»  г. Ухты)

 

 

 

ПРОЕКТ

по приобщению дошкольников

к Коми культуре и обучению коми языку

«Люби и знай язык родной»

 

 

         Авторы проекта:

Воспитатели:                                                                          

Жукова Надежда Васильевна

Музыкальный руководитель

Абрамова Евгения Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Ухта, 2018

Содержание

  1. Введение
  2. Проект «Люби и знай язык родной»
  3. Работа с родителями
  4. Список используемой литературы
  5. Приложения:

Приложение 1.  План работы воспитателей по реализации проекта

Приложение 2. План работы для родителей

Приложение 3. Сценарий музыкального досуга «Юргы коми кыв».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Главным орудием общения ребенка является речь. Программа воспитания и обучения детей предусматривает развитие творческих, речевых возможностей ребенка.

Социальный заказ Республики Коми позволяет включать в образовательный процесс обучение русскоязычных детей национальному коми языку.

Изучение коми языка в нашей республике является на сегодняшний день актуальным и обладает большими потенциальными возможностями. Оно позволяет использовать психофизиологические особенности ребенка дошкольного возраста, у которого отмечается быстрое усвоение языков в данном возрасте. Раннее обучение языком играет положительную роль не только в развитии интеллектуальных способностей ребенка, но и даёт возможность приобщения к национальному языку и культуре с целью воспитания у них уважения и толерантности к носителям любой другой культуры.

Еще К.Ф Жаков говорил, что: «Язык – душа народа. Для каждого народа язык – его величайшее сокровище».

Сохранять национальную культуру и язык необходимо.

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Люби и знай язык родной»

Участники проекта: воспитанники, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Возраст воспитанников: от 6 до 7 лет

Тип проекта: Творчески-игровой

Срок реализации: с 4 сентября 2017 г. по 31 марта 2018 г.

Цель проекта: приобщение детей и родителей к культуре народа коми и привитие любви к родному краю.

Задачи:

  1. Расширять знания педагогов, родителей, воспитанников о культуре Коми края.
  2. Развивать интерес к истории Коми края, чувство уважения, сопричастности к национальной культуре.
  3. Способность к повышению интереса, к усвоению коми языка у воспитанников.
  4. Развивать творчество, активность, интерес к поисковой деятельности.
  5. Воспитывать нравственно – патриотические чувства дошкольников.
  6. Повышать престиж коми языка в городе.

Актуальность проекта: возрождение и сохранение Коми традиций, Коми языка.

Проблемы проекта: недостаточные знания детей и их родителей о культуре, быте Коми народа и языка.

 

 

 

 

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

I. Подготовительный этап

Составление плана проекта

1. Выбор темы проекта.

2. Постановка цели и задач проекта.

3. План действий:

- учебная деятельность детей;

- работа с родителями (сообщение темы проекта; привлечение к проекту, рекомендации);

- совместная работа со специалистами по ИЗО, МУЗО и ФИЗО деятельности;

- оценка развивающего пространства ДОУ и группы.

Ознакомление детей с проектом

В: - В какой республике мы живем?

Дети: - В Коми республике.

В: - На каком языке разговаривают люди в коми деревнях и сёлах?

Дети: - На Коми языке.

В: - А знаете ли вы коми народные сказки?

Дети: - «Охотник и Чукля», «Про Перу богатыря»

В: - А можно ли русские народные сказки рассказывать на коми языке?

Дети: - Да.  Мы ходим на коми кружок, знаем много слов на коми языке.

В. предлагает детям послушать небольшой отрывок сказки «Колобок» на коми языке, попробовать подготовить и показать на сцене.

Ознакомление родителей с проектом.

- В родительском уголке повесить плакат – афишу с названием проекта для ознакомления родителей о предстоящем проекте.

- Дать рекомендации об ознакомлении детей с видами театров г.Сыктывкара и г.Ухты (музыкальный театр, драматический театр им.В.Савина (использовать открытки, фотоматериал).).

- Чтение худ. литературы: коми народные сказки (на русском языке).

- Активизировать родителей на совместную деятельность в подборе и изготовлении материала (кукол и.т.д.) по теме проекта.

 

Ознакомление специалистов по МУЗО и ФИЗО детальности с темой проекта

Корректировка тематики и содержания учебной деятельности по МУЗО и ФИЗО деятельности.

Центр коми культуры .

 

МДОУ №18 (базовый сад по ЭКС)

Городские методы объединения по ЭКС

Центр коми культуры им.Шахова г.Ухты

Экскурсия: «Тайны бабушкиного сундука»

Цель: расширение и углубление знаний детей о старинных предметах быта.

II. Основной этап

 

Учебная деятельность

Обучение коми разговорной речи

Занятие проводим в мини-музее «Коми изба»

Цель: учить понимать речь педагога на коми языке, усваивать лексику коми языка, сгруппированную по тематическому и ситуативному признакам; знакомить с построением элементарных грамматических конструкций, необходимых для речевого общения.

- Артикуляционная гимнастика со звуками «тш, дж, дз, о, сь»

- Занятия по темам:

«Приветствие, вежливые слова» (в течении учебного года в режимных моментах).

«Глаголы повелительного наклонения», «Домашние животные», «Дикие животные», «Игрушки», «Семья», «Сея-юан до дозмук» («еда и посуда»), «Человек».

- Во время опробования учить счету на коми языке, называть цвет (ромъяс), вкусовые качества (юмов, чоксыд, шома и.т.д.).

- Учить сказку «Колобок» («Ковдум») на коми языке по ролям.

- Учить стихи: «Учим новые слова…», «Ромпоштан», «Пуксян сейны…», «Ворса шы ни тов…», «Мач», «Миян Таня»

Ознакомление с художественной литературой

Цель: Знакомить детей с литературными произведениями: коми народными сказками, стихами А. Журавлева и др. коми  поэтов, с использованием инсценирования и драматизации.

- Чтение коми народных сказок: «Медвежьи няньки», «Охотник и чукля», «Хлеб и огонь», «Лесной челове Яг-Мортк», «Как Пера богатырь на войну ходил», «Марпида-царевна», «Ёма и две сестры».

Чтение стихов А.Журавлева

-Беседы о прочитанном: учить детей отвечать на вопросы после чтения текста.

- Рассматривание иллюстраций с героями кми сказок, альбомов: с коми национальной одеждой, коми орнаментом.

Ознакомление с окружающим

Цель: знакомство со старинными предметами быта, которые встречаются в коми народных сказках; традиционной старинной одеждой (мужской и женской). Занятия проводим в мини-музее «Коми изба.

Старинные предметы быта: прялка, веретено, чугунки, утюг, берестяные туески, самовар, пестер, охотничьи лыжи.

- Использовать альбомы, фотографии «Традиционная женская и мужская одежда», «Коми народный орнамент».

- Рассматривание коми костюма.

Изобразительная деятельность

Цель: знакомить детей с иллюстрациями коми народных сказок, элементами коми орнамента; использовать полученные знания в продуктивных видах деятельности.

- Рисование: «Укрась варежку»

- В аппликации: «Укрась малицу»

- Лепка: «Туесок» (из пластилина); «Шаньга», «Кулебяка» (чери-нянь) (из соленого теста).

- Дидактические игры: «Найди пару», «Сложи узор», «Дочки-матери», «Одень куклу».

Музыкальная деятельность

Цель: знакомство с коми народными музыкальными инструментами, произведениями коми композиторов.

- струнные инструменты (сигудэк)

- духовые (чипсан, полян, пыжьян)

- шумовые (Шур-шар, тутш-тотш, зиль-зель, трещетка (сярган), тэчкан (колотушка).

- слушание музыки «Марья морь» (В.Мастеница)

«Чипсанон ворсом да иоктом» (П.Чисталев)

- хоровод «Паськыд гажа улича»

- инструментальный оркестр «Шондiбаной - оломойi»

Физкультурная деятельность

Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.

Коми старинные подвижные игры «Охота на оленей», «Кошка, бабушка и горшки со сметаной», «Баба-Ема», «Невод», «Ветер, льдинки и мороз», «Важенка и оленята».

Совместная работа по теме проекта (детей и родителей)

- сбор материала по теме проекта

- выставка (папка-передвижка) «Театры Коми республики» (фото и информационный материал)

- «Театральная мастерская» - организация различных видов театров, (настольный, на фланелеграфе и.т.д.)

- Подготовка костюмов для инсценирования сказки с использованием коми орнамента.

- «Мастерская слова» - стихи, потешки, считалки на коми языке.

- Совместной посещение спектаклей в Доме культуры нашего города и по возможности г. Сыктывкара

- Приглашение родителей на с/игру.

III. Заключительный этап

Итог проекта

 

Проведение музыкального досуга «Праздник Севера»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями

Проблема:

Недостаточная информированность родителей по обучению детей коми-разговорной речи.

Для установления сотрудничества с родителями, были поставлены цели:

  • Привлечь родителей к оказанию помощи детям при изучении коми языка в детском саду.
  • Сформировать систему взаимоотношений между педагогом, детьми и родителями.
  • Воспринимать изучение коми языка как приобщение к культуре коми народа.

 

Задачи, направленные на благоприятное сотрудничество с родителями:

  • Познакомить родителей со словарем-минимумом, которым должны овладеть дети.
  • Расширить представление словаря через темы, предложенные программой.
  • Осознанно относиться к совместной деятельности с детьми и педагогом, принимая активное участие в организуемых мероприятиях.

 

Методы и формы в работе с родителями:

  • Консультации
  • Дни открытых дверей
  • Индивидуальная работа
  • Групповые собрания
  • Беседы
  • Совместные изготовления пособий
  • Оформление наглядной информации
  • Выпуск папки-передвижки
  • Просмотр телепередач, прослушивание дисков.

План-график мероприятий Содержание

Цель

Срок

1.Анкетирование

 

 

 

Выявить детей, желающих обучаться коми языку в детском саду с согласия родителей.

Сентябрь

 

 

 

 

2. Изготовление папки-передвижки «Учим коми язык»

 

 

 

Познакомить родителей с историей возникновения коми языка, стихами, в которых использован коми словарь.

Октябрь

 

 

 

 

 

3. Телефон доверия

 

 

 

Предложить родителям пользоваться телефоном по вопросам занятий по коми языку.

В течении года

 

 

 

4. Консультация «Традиционная пища коми народа»

 

 

Познакомить родителей с национальными коми блюдами, называть их на русском и коми языках.

Ноябрь

 

 

 

 

5. Консультация для родителей на тему «Интересен ли коми язык вашим детям?»

 

 

Предложить рецепты некоторых коми блюд (Шыд, рок, шома, йов, азяшыд, йов, шаньга и др.)

 

 

Декабрь

 

  1. Музыкальный досуг

«Праздник Севера»

 

Привлечь родителей принять активное участие в обсуждении данной темы.

Показать родителям занятие, на котором дети активно используют коми словарь.

Март

Список используемой литературы:

1. Вавилова Л.Д. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке детей дошкольного возраста к школе. – Сыктывкар, 1994.

2. Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре. – Сыктывкар, 1991.

3. Дошкольное воспитание. - № 7, 1991. – с. 10.

4. Жеребцов Н.Л., Конаков Н.Д. Из жизни древних коми.

5. Конаков Н.Д. Коми – зыряне. – Сыктывкар, 1992.

6. Логинова В.И. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1983.

7. Нравственно-эстетическое воспитание и образование детей и подростков в условиях Севера. Материал межрегиональной конференции. – Сыктывкар, 2002.

8. Осипова А.И., Потолицына Н.Б. Путём оптимизации обучения лексике второго языка, как основному компоненту речи в детском саду. – Сыктывкар, 2002.

9. Остапова З.В. Программа детского сада по обучению коми разговорной речи детей, не владеющих коми языком. – Сыктывкар, 1995.

10. Остапова З.В. Обучение коми языку в детском саду. – Сыктывкар, 1996.

11. Остапова З.В., Потолицына Н.Б. Коми язык в дошкольных образовательных учреждениях. – Сыктывкар, 2002.

12. Остапова З.В., Москвина Т.А. Программно-методические материалы. Часть 1, 2. – Сыктывкар, 2008.

13. Потолицына Н.Б. национальное образование в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации. – Сыктывкар, 1995.

14. Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми «Парма». – Сыктывкар, 2003.

 

 

Приложение 1

 

План работы воспитателей по реализации проекта «Люби и знай язык родной»

 

  1. Постановка цели, исходя из интересов и потребностей детей
  2. Заинтересовать воспитанников, вовлечь в решении проблемы
  3. Обращение с рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск)
  4. Планирование совместных мероприятий с воспитателями, педагогами, родителями
  5. Обсуждение плана проекта с педагогами детского сада
  6. Сбор информации и материала
  7. Организация презентации проекта (выставки, театрализация, представление)
  8. Музыкальный досуг в детском саду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

План работы для родителей по реализации проекта

 

  1. Подобрать соответствующий материал по теме из интернета, энциклопедии, газет, журналов и т.д.:

- литературу (рассказы, загадки, стихи, сказки, пословицы…)

- фотографии, картинки, рисунки, иллюстрации.

  1. Оформить творческие работы вместе с детьми по теме (рефераты плакаты, коллажи, альбомы, книги, игрушки , предметы быта и т.д.)
  2. Изготовить вместе с детьми поделки, костюмы.
  3. Беседовать с детьми, читать им художественно – познавательную литературу, разучивать стихи, прослушивать музыку, песни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

         Сценарий коми праздника «Юргы коми кыв»

в подготовительной группе.

Ведущий:  Видза оланныд, дона гостьяс! Бур рыт, миян муса ертъяс!

Здравствуйте, дорогие наши гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике, посвященный коми языку.

 21 февраля во всем мире отмечается праздник – День родного языка. В нашей республике два государственных языка – это русский и коми. «Язык –душа народа. Для каждого народа язык – его величайшее сокровище». Коми язык входит в финно-угорскую языковую семью. Создатель древней коми азбуки – Стефан Пермский. 1372 год – год зарождения коми письменности (коми алфавит- амбур).

Ведущий: Жизнь начинается с детства, с того места, где ты родился, где рос, где дорог тебе каждый кустик, где знаком тебе каждый уголок, а родился ты на прекрасной Коми земле, в северном Коми крае.

Под коми музыку коми входят дети и читают стихи).

1 ребенок:  Вот он север мой суровый!

Полюбуйся, посмотри!

На лугу ковер пуховый,

На деревьях снегири!

2 ребенок:  Ты бывал в таежной чаще?

Видел чудо из чудес?

Наш дремучий, настоящий,

Без конца и края лес!

3 ребенок: Сосны, ели – исполины

Закрывают небосвод,

На зеленые вершины

Глянеш, шапка упадет!

Ведущий: – Тихие, задумчивые сосны.

И под снегом сон тетеревов,

И фонтаны в крае нефтеносном,

И огни растущих городов.

В новых селах древние былины,

Золотые скирды на полях,

Это север, край неповторимый,

Край отцов и Родина моя!

 

ПЕСНЯ «НАШ ЛЮБИМЫЙ КОМИ КРАЙ»

 

Ведущий: – Наши ребята тоже умеют разговаривать на коми языке, рассказывают стихи, поют песни, играют в игры и хотят научить и родителей. Но у коми алфавита свои особенности. Он отличается от русского. И сейчас мы познакомим наших родителей и гостей, чтоб они тоже научились разговаривать на коми языке. Где же моя коми азбука, ребята? Пока собиралась на праздник, она и исчезла.

Приходит Баба-Ема (или Яг Морт). Приносит коми алфавит, но он заколдовал (нет аффрикатов ДЖ,ДЗ, ТШ и буквы о. Задания детям - стихи на коми языке.

Баба Ёма: Видза оланныд, дона гостьяс! Здравствуйте, ребята.

Ведущий: Здравствуй, Баба Ёма. А ты случайно не видела наш с ребятами коми алфавит?

Баба Ёма: Конечно, видела. А еще я видела как вы на праздник собирались, торопились, а обо мне никто и не вспомнил. На праздник меня не пригласили. Вот я и забрала ваш коми алфавит.

Ведущий: Баба Ёма, да мы же родителей хотели научить говорить по коми, а ты…. Не вредничай, отдай нам, пожалуйста, алфавит.

Баба Ёма: а разве ваши ребята умеют говорить по коми и знают этот язык?

Ведущий: Конечно! Садись рядом, и внимательно слушай и смотри.

СЕРАФИМ ПОПОВ «МЕДМУСА КОМИ КЫВЪЯС». (Алена, Денис Гор. Алина, Ашот, Рита, Анжела).

СЛОВА ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ – НЯНЬ ДА СОВ, АТТЬО, БУР РЫТ.

 

Баба Ёма: Здорово! Мне очень понравилось. Ладно, отдам вам алфавит. Учите своих родителей.

На экране появляется алфавит с рассыпанными буквами.

Ведущий: Ребята, давайте проверим. Все ли в порядке с нашим алфавитом?

На экране открываются пазлы с ДЖ.

Ведущий: Ну вот, Баба Ёма, ты пока сама торопилась к нам на праздник, весь алфавит и рассыпался. Что же теперь делать?

Баба Ёма: Простите меня, не хотела я все испортить. Но могу помочь все исправить. Но одной мне не справится. Нужна помощь ребят. Свои талантами и умениями мы сможем вместе собрать весь алфавит.  Поможете, ребята?

Дети: да.

Ведущий: Наши дети действительно очень талантливые. И первыми я приглашаю девочек помочь собрать алфавит.

ТАНЕЦ ДЕВОЧЕК ПОД ПЕСНЮ ЛИДИИ ЛОГИНОВОЙ.

Складывается один пазл. ДЖ

Баба Ёма: Ура! У нас получается. Ну а сейчас я проверю, как вы знаете коми язык. Я загадываю вам загадку, а ответ вы говорите мне на коми языке.

  1. Отгадать легко и быстро: 
    мягкий, пышный и душистый, 
    он и черный, он и белый, 
    а бывает подгорелый. (нянь)
  2. Крупу в кастрюлю насыпают,
    Водой холодной заливают
    И ставят на плиту вариться.
    И что тут может получиться? (РОК)
  3. Даже по железной крыше 
    Ходит тихо, тише мыши. 
    На охоту ночью выйдет 
    И как днем все видит. 
    Часто спит, а после сна 
    Умывается она. (кань)
  4. На минуту в землю врос
    Разноцветный чудо-мост.
    Чудо-мастер смастерил
    Мост высокий без перил. (öшкамöшка)

 

ПЕСНЯ «ОШКАМОШКА».

СЛОВА ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ – ОШКАМОШКА- РАДУГА, ЧУЖАН МУОЙ –РОДИНА, ЧОЛОМ, ЕРТОЙ- ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ, СУВТОЙ КЫТШО – ВСТАНЬТЕ КРУГ.

 

Складывается второй пазл ДЗ

Баба Ёма: Обращается к родителям – А что означает слово –ЧАЧА? (ответы) – На коми языке это слово означает –ИГРУШКА.

 ИГРА «ИЩЕМ ИГРУШКУ» («КОРСЯМ ЧАЧА»).

СЛОВО ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ-ЧАЧА.

Складывается тритий пазл ТШ

Ведущий:  Ныне действующий алфавит коми составлен на основе русского. Насчитывается 26 согласных, 7 гласных В коми языке нет звуков Ф, Х, Ц, а есть особые аффрикаты ДЖ, ДЗ, ТШ. Это такие парные согласные, которые надо произносить слитно. В коми алфавите есть две буквы для обозначения звука И, это И – русская (после мягких согласных), и i – латинская (после твердых согласных). И буква О. И нам осталось собрать лишь одну букву.

ЭСТАФЕТНАЯ ИГРА – ХОДИЛКА (С ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЙ).

После игры – интересные факты о республике и необычные памятники в городах коми. (ИКТ).

СТИХИ В. ШЕВЕЛЕВ «КОДЫР БЫДМА» (Ваня) И Г. ЮШКОВ «ШКОЛАО» (Вика).

Собирается четвертый пазл О

Баба Ёма: Вот и собрали мы наш алфавит. А сейчас проверим, как наши родители запомнили коми слова

ИГРА «КОМИ МАШИНА» (на коми языке с повторением запомнившихся коми слов).

 Ведущий:  Багрянцем пылают над пармой рассветы,

Полночные звезды тускнеют в дали.

Мы наши сердца отдаем беззаветно,

И будням, и праздникам Коми земли.

Кто раз побывал здесь, тот помнит и знает,

Работою славится наш человек.

Мы песни слагаем о доблестном крае,

Земля эта щедрая в сердце навек.

Таежное море, уральские горы,

Крутые изгибы порожистых рек.

Печора и Ижма дают силу жизни,

На их берегах строит дом человек.

Расти, процветай, всем на радость живущим,

К столетью уверенно, смело шагай,

Ты только поверь: в недалеком грядущем,

Мы сделаем краше суровый наш край!

ОРКЕСТР.

Завершение праздника. Баба Ёма и ведущий раздает буклеты

(словарь с коми вежливыми словами, коми играми и интересными фактами)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lyubi_i_znay_yazyk_rodnoy.docx34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида № 3»  г. Ухты

(МДОУ «Детский сад № 3»  г. Ухты)

ПРОЕКТ

по приобщению дошкольников

к Коми культуре и обучению коми языку

«Люби и знай язык родной»

        Авторы проекта:

Воспитатели:                                                                          

Жукова Надежда Васильевна

Музыкальный руководитель

Абрамова Евгения Сергеевна

        Ухта, 2018

Содержание

  1. Введение
  2. Проект «Люби и знай язык родной»
  3. Работа с родителями
  4. Список используемой литературы
  5. Приложения:

Приложение 1.  План работы воспитателей по реализации проекта

Приложение 2. План работы для родителей

Приложение 3. Сценарий музыкального досуга «Юргы коми кыв».

Введение

Главным орудием общения ребенка является речь. Программа воспитания и обучения детей предусматривает развитие творческих, речевых возможностей ребенка.

Социальный заказ Республики Коми позволяет включать в образовательный процесс обучение русскоязычных детей национальному коми языку.

Изучение коми языка в нашей республике является на сегодняшний день актуальным и обладает большими потенциальными возможностями. Оно позволяет использовать психофизиологические особенности ребенка дошкольного возраста, у которого отмечается быстрое усвоение языков в данном возрасте. Раннее обучение языком играет положительную роль не только в развитии интеллектуальных способностей ребенка, но и даёт возможность приобщения к национальному языку и культуре с целью воспитания у них уважения и толерантности к носителям любой другой культуры.

Еще К.Ф Жаков говорил, что: «Язык – душа народа. Для каждого народа язык – его величайшее сокровище».

Сохранять национальную культуру и язык необходимо.

Проект «Люби и знай язык родной»

Участники проекта: воспитанники, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Возраст воспитанников: от 6 до 7 лет

Тип проекта: Творчески-игровой

Срок реализации: с 4 сентября 2017 г. по 31 марта 2018 г.

Цель проекта: приобщение детей и родителей к культуре народа коми и привитие любви к родному краю.

Задачи:

  1. Расширять знания педагогов, родителей, воспитанников о культуре Коми края.
  2. Развивать интерес к истории Коми края, чувство уважения, сопричастности к национальной культуре.
  3. Способность к повышению интереса, к усвоению коми языка у воспитанников.
  4. Развивать творчество, активность, интерес к поисковой деятельности.
  5. Воспитывать нравственно – патриотические чувства дошкольников.
  6. Повышать престиж коми языка в городе.

Актуальность проекта: возрождение и сохранение Коми традиций, Коми языка.

Проблемы проекта: недостаточные знания детей и их родителей о культуре, быте Коми народа и языка.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

I. Подготовительный этап

Составление плана проекта

1. Выбор темы проекта.

2. Постановка цели и задач проекта.

3. План действий:

- учебная деятельность детей;

- работа с родителями (сообщение темы проекта; привлечение к проекту, рекомендации);

- совместная работа со специалистами по ИЗО, МУЗО и ФИЗО деятельности;

- оценка развивающего пространства ДОУ и группы.

Ознакомление детей с проектом

В: - В какой республике мы живем?

Дети: - В Коми республике.

В: - На каком языке разговаривают люди в коми деревнях и сёлах?

Дети: - На Коми языке.

В: - А знаете ли вы коми народные сказки?

Дети: - «Охотник и Чукля», «Про Перу богатыря»

В: - А можно ли русские народные сказки рассказывать на коми языке?

Дети: - Да.  Мы ходим на коми кружок, знаем много слов на коми языке.

В. предлагает детям послушать небольшой отрывок сказки «Колобок» на коми языке, попробовать подготовить и показать на сцене.

Ознакомление родителей с проектом.

- В родительском уголке повесить плакат – афишу с названием проекта для ознакомления родителей о предстоящем проекте.

- Дать рекомендации об ознакомлении детей с видами театров г.Сыктывкара и г.Ухты (музыкальный театр, драматический театр им.В.Савина (использовать открытки, фотоматериал).).

- Чтение худ. литературы: коми народные сказки (на русском языке).

- Активизировать родителей на совместную деятельность в подборе и изготовлении материала (кукол и.т.д.) по теме проекта.

Ознакомление специалистов по МУЗО и ФИЗО детальности с темой проекта

Корректировка тематики и содержания учебной деятельности по МУЗО и ФИЗО деятельности.

Центр коми культуры .

МДОУ №18 (базовый сад по ЭКС)

Городские методы объединения по ЭКС

Центр коми культуры им.Шахова г.Ухты

Экскурсия: «Тайны бабушкиного сундука»

Цель: расширение и углубление знаний детей о старинных предметах быта.

II. Основной этап

Учебная деятельность

Обучение коми разговорной речи

Занятие проводим в мини-музее «Коми изба»

Цель: учить понимать речь педагога на коми языке, усваивать лексику коми языка, сгруппированную по тематическому и ситуативному признакам; знакомить с построением элементарных грамматических конструкций, необходимых для речевого общения.

- Артикуляционная гимнастика со звуками «тш, дж, дз, о, сь»

- Занятия по темам:

«Приветствие, вежливые слова» (в течении учебного года в режимных моментах).

«Глаголы повелительного наклонения», «Домашние животные», «Дикие животные», «Игрушки», «Семья», «Сея-юан до дозмук» («еда и посуда»), «Человек».

- Во время опробования учить счету на коми языке, называть цвет (ромъяс), вкусовые качества (юмов, чоксыд, шома и.т.д.).

- Учить сказку «Колобок» («Ковдум») на коми языке по ролям.

- Учить стихи: «Учим новые слова…», «Ромпоштан», «Пуксян сейны…», «Ворса шы ни тов…», «Мач», «Миян Таня»

Ознакомление с художественной литературой

Цель: Знакомить детей с литературными произведениями: коми народными сказками, стихами А. Журавлева и др. коми  поэтов, с использованием инсценирования и драматизации.

- Чтение коми народных сказок: «Медвежьи няньки», «Охотник и чукля», «Хлеб и огонь», «Лесной челове Яг-Мортк», «Как Пера богатырь на войну ходил», «Марпида-царевна», «Ёма и две сестры».

Чтение стихов А.Журавлева

-Беседы о прочитанном: учить детей отвечать на вопросы после чтения текста.

- Рассматривание иллюстраций с героями кми сказок, альбомов: с коми национальной одеждой, коми орнаментом.

Ознакомление с окружающим

Цель: знакомство со старинными предметами быта, которые встречаются в коми народных сказках; традиционной старинной одеждой (мужской и женской). Занятия проводим в мини-музее «Коми изба.

Старинные предметы быта: прялка, веретено, чугунки, утюг, берестяные туески, самовар, пестер, охотничьи лыжи.

- Использовать альбомы, фотографии «Традиционная женская и мужская одежда», «Коми народный орнамент».

- Рассматривание коми костюма.

Изобразительная деятельность

Цель: знакомить детей с иллюстрациями коми народных сказок, элементами коми орнамента; использовать полученные знания в продуктивных видах деятельности.

- Рисование: «Укрась варежку»

- В аппликации: «Укрась малицу»

- Лепка: «Туесок» (из пластилина); «Шаньга», «Кулебяка» (чери-нянь) (из соленого теста).

- Дидактические игры: «Найди пару», «Сложи узор», «Дочки-матери», «Одень куклу».

Музыкальная деятельность

Цель: знакомство с коми народными музыкальными инструментами, произведениями коми композиторов.

- струнные инструменты (сигудэк)

- духовые (чипсан, полян, пыжьян)

- шумовые (Шур-шар, тутш-тотш, зиль-зель, трещетка (сярган), тэчкан (колотушка).

- слушание музыки «Марья морь» (В.Мастеница)

«Чипсанон ворсом да иоктом» (П.Чисталев)

- хоровод «Паськыд гажа улича»

- инструментальный оркестр «Шондiбаной - оломойi»

Физкультурная деятельность

Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.

Коми старинные подвижные игры «Охота на оленей», «Кошка, бабушка и горшки со сметаной», «Баба-Ема», «Невод», «Ветер, льдинки и мороз», «Важенка и оленята».

Совместная работа по теме проекта (детей и родителей)

- сбор материала по теме проекта

- выставка (папка-передвижка) «Театры Коми республики» (фото и информационный материал)

- «Театральная мастерская» - организация различных видов театров, (настольный, на фланелеграфе и.т.д.)

- Подготовка костюмов для инсценирования сказки с использованием коми орнамента.

- «Мастерская слова» - стихи, потешки, считалки на коми языке.

- Совместной посещение спектаклей в Доме культуры нашего города и по возможности г. Сыктывкара

- Приглашение родителей на с/игру.

III. Заключительный этап

Итог проекта

Проведение музыкального досуга «Праздник Севера»

Работа с родителями

Проблема:

Недостаточная информированность родителей по обучению детей коми-разговорной речи.

Для установления сотрудничества с родителями, были поставлены цели:

  • Привлечь родителей к оказанию помощи детям при изучении коми языка в детском саду.
  • Сформировать систему взаимоотношений между педагогом, детьми и родителями.
  • Воспринимать изучение коми языка как приобщение к культуре коми народа.

Задачи, направленные на благоприятное сотрудничество с родителями:

  • Познакомить родителей со словарем-минимумом, которым должны овладеть дети.
  • Расширить представление словаря через темы, предложенные программой.
  • Осознанно относиться к совместной деятельности с детьми и педагогом, принимая активное участие в организуемых мероприятиях.

Методы и формы в работе с родителями:

  • Консультации
  • Дни открытых дверей
  • Индивидуальная работа
  • Групповые собрания
  • Беседы
  • Совместные изготовления пособий
  • Оформление наглядной информации
  • Выпуск папки-передвижки
  • Просмотр телепередач, прослушивание дисков.

План-график мероприятий Содержание

Цель

Срок

1.Анкетирование

Выявить детей, желающих обучаться коми языку в детском саду с согласия родителей.

Сентябрь

2. Изготовление папки-передвижки «Учим коми язык»

Познакомить родителей с историей возникновения коми языка, стихами, в которых использован коми словарь.

Октябрь

3. Телефон доверия

Предложить родителям пользоваться телефоном по вопросам занятий по коми языку.

В течении года

4. Консультация «Традиционная пища коми народа»

Познакомить родителей с национальными коми блюдами, называть их на русском и коми языках.

Ноябрь

5. Консультация для родителей на тему «Интересен ли коми язык вашим детям?»

Предложить рецепты некоторых коми блюд (Шыд, рок, шома, йов, азяшыд, йов, шаньга и др.)

Декабрь

  1. Музыкальный досуг

«Праздник Севера»

Привлечь родителей принять активное участие в обсуждении данной темы.

Показать родителям занятие, на котором дети активно используют коми словарь.

Март

Список используемой литературы:

1. Вавилова Л.Д. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке детей дошкольного возраста к школе. – Сыктывкар, 1994.

2. Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре. – Сыктывкар, 1991.

3. Дошкольное воспитание. - № 7, 1991. – с. 10.

4. Жеребцов Н.Л., Конаков Н.Д. Из жизни древних коми.

5. Конаков Н.Д. Коми – зыряне. – Сыктывкар, 1992.

6. Логинова В.И. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1983.

7. Нравственно-эстетическое воспитание и образование детей и подростков в условиях Севера. Материал межрегиональной конференции. – Сыктывкар, 2002.

8. Осипова А.И., Потолицына Н.Б. Путём оптимизации обучения лексике второго языка, как основному компоненту речи в детском саду. – Сыктывкар, 2002.

9. Остапова З.В. Программа детского сада по обучению коми разговорной речи детей, не владеющих коми языком. – Сыктывкар, 1995.

10. Остапова З.В. Обучение коми языку в детском саду. – Сыктывкар, 1996.

11. Остапова З.В., Потолицына Н.Б. Коми язык в дошкольных образовательных учреждениях. – Сыктывкар, 2002.

12. Остапова З.В., Москвина Т.А. Программно-методические материалы. Часть 1, 2. – Сыктывкар, 2008.

13. Потолицына Н.Б. национальное образование в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации. – Сыктывкар, 1995.

14. Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми «Парма». – Сыктывкар, 2003.

Приложение 1

План работы воспитателей по реализации проекта «Люби и знай язык родной»

  1. Постановка цели, исходя из интересов и потребностей детей
  2. Заинтересовать воспитанников, вовлечь в решении проблемы
  3. Обращение с рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск)
  4. Планирование совместных мероприятий с воспитателями, педагогами, родителями
  5. Обсуждение плана проекта с педагогами детского сада
  6. Сбор информации и материала
  7. Организация презентации проекта (выставки, театрализация, представление)
  8. Музыкальный досуг в детском саду.

Приложение 2

План работы для родителей по реализации проекта

  1. Подобрать соответствующий материал по теме из интернета, энциклопедии, газет, журналов и т.д.:

- литературу (рассказы, загадки, стихи, сказки, пословицы…)

- фотографии, картинки, рисунки, иллюстрации.

  1. Оформить творческие работы вместе с детьми по теме (рефераты плакаты, коллажи, альбомы, книги, игрушки , предметы быта и т.д.)
  2. Изготовить вместе с детьми поделки, костюмы.
  3. Беседовать с детьми, читать им художественно – познавательную литературу, разучивать стихи, прослушивать музыку, песни

Приложение 3

        Сценарий коми праздника «Юргы коми кыв»

в подготовительной группе.

Ведущий:  Видза оланныд, дона гостьяс! Бур рыт, миян муса ертъяс!

Здравствуйте, дорогие наши гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике, посвященный коми языку.

 21 февраля во всем мире отмечается праздник – День родного языка. В нашей республике два государственных языка – это русский и коми. «Язык –душа народа. Для каждого народа язык – его величайшее сокровище». Коми язык входит в финно-угорскую языковую семью. Создатель древней коми азбуки – Стефан Пермский. 1372 год – год зарождения коми письменности (коми алфавит- амбур).

Ведущий: Жизнь начинается с детства, с того места, где ты родился, где рос, где дорог тебе каждый кустик, где знаком тебе каждый уголок, а родился ты на прекрасной Коми земле, в северном Коми крае.

Под коми музыку коми входят дети и читают стихи).

1 ребенок:  Вот он север мой суровый!

Полюбуйся, посмотри!

На лугу ковер пуховый,

На деревьях снегири!

2 ребенок:  Ты бывал в таежной чаще?

Видел чудо из чудес?

Наш дремучий, настоящий,

Без конца и края лес!

3 ребенок: Сосны, ели – исполины

Закрывают небосвод,

На зеленые вершины

Глянеш, шапка упадет!

Ведущий: – Тихие, задумчивые сосны.

И под снегом сон тетеревов,

И фонтаны в крае нефтеносном,

И огни растущих городов.

В новых селах древние былины,

Золотые скирды на полях,

Это север, край неповторимый,

Край отцов и Родина моя!

ПЕСНЯ «НАШ ЛЮБИМЫЙ КОМИ КРАЙ»

Ведущий: – Наши ребята тоже умеют разговаривать на коми языке, рассказывают стихи, поют песни, играют в игры и хотят научить и родителей. Но у коми алфавита свои особенности. Он отличается от русского. И сейчас мы познакомим наших родителей и гостей, чтоб они тоже научились разговаривать на коми языке. Где же моя коми азбука, ребята? Пока собиралась на праздник, она и исчезла.

Приходит Баба-Ема (или Яг Морт). Приносит коми алфавит, но он заколдовал (нет аффрикатов ДЖ,ДЗ, ТШ и буквы о. Задания детям - стихи на коми языке.

Баба Ёма: Видза оланныд, дона гостьяс! Здравствуйте, ребята.

Ведущий: Здравствуй, Баба Ёма. А ты случайно не видела наш с ребятами коми алфавит?

Баба Ёма: Конечно, видела. А еще я видела как вы на праздник собирались, торопились, а обо мне никто и не вспомнил. На праздник меня не пригласили. Вот я и забрала ваш коми алфавит.

Ведущий: Баба Ёма, да мы же родителей хотели научить говорить по коми, а ты…. Не вредничай, отдай нам, пожалуйста, алфавит.

Баба Ёма: а разве ваши ребята умеют говорить по коми и знают этот язык?

Ведущий: Конечно! Садись рядом, и внимательно слушай и смотри.

СЕРАФИМ ПОПОВ «МЕДМУСА КОМИ КЫВЪЯС». (Алена, Денис Гор. Алина, Ашот, Рита, Анжела).

СЛОВА ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ – НЯНЬ ДА СОВ, АТТЬО, БУР РЫТ.

Баба Ёма: Здорово! Мне очень понравилось. Ладно, отдам вам алфавит. Учите своих родителей.

На экране появляется алфавит с рассыпанными буквами.

Ведущий: Ребята, давайте проверим. Все ли в порядке с нашим алфавитом? 

На экране открываются пазлы с ДЖ.

Ведущий: Ну вот, Баба Ёма, ты пока сама торопилась к нам на праздник, весь алфавит и рассыпался. Что же теперь делать?

Баба Ёма: Простите меня, не хотела я все испортить. Но могу помочь все исправить. Но одной мне не справится. Нужна помощь ребят. Свои талантами и умениями мы сможем вместе собрать весь алфавит.  Поможете, ребята?

Дети: да.

Ведущий: Наши дети действительно очень талантливые. И первыми я приглашаю девочек помочь собрать алфавит.

ТАНЕЦ ДЕВОЧЕК ПОД ПЕСНЮ ЛИДИИ ЛОГИНОВОЙ.

Складывается один пазл. ДЖ

Баба Ёма: Ура! У нас получается. Ну а сейчас я проверю, как вы знаете коми язык. Я загадываю вам загадку, а ответ вы говорите мне на коми языке.

  1. Отгадать легко и быстро: 
    мягкий, пышный и душистый, 
    он и черный, он и белый, 
    а бывает подгорелый. (нянь)
  2. Крупу в кастрюлю насыпают,
    Водой холодной заливают
    И ставят на плиту вариться.
    И что тут может получиться? (РОК)
  3. Даже по железной крыше 
    Ходит тихо, тише мыши. 
    На охоту ночью выйдет 
    И как днем все видит. 
    Часто спит, а после сна 
    Умывается она. (кань)
  4. На минуту в землю врос
    Разноцветный чудо-мост.
    Чудо-мастер смастерил
    Мост высокий без перил. (öшкамöшка)

ПЕСНЯ «ОШКАМОШКА».

СЛОВА ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ – ОШКАМОШКА- РАДУГА, ЧУЖАН МУОЙ –РОДИНА, ЧОЛОМ, ЕРТОЙ- ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ, СУВТОЙ КЫТШО – ВСТАНЬТЕ КРУГ.

Складывается второй пазл ДЗ

Баба Ёма: Обращается к родителям – А что означает слово –ЧАЧА? (ответы) – На коми языке это слово означает –ИГРУШКА.

 ИГРА «ИЩЕМ ИГРУШКУ» («КОРСЯМ ЧАЧА»).

СЛОВО ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ-ЧАЧА.

Складывается тритий пазл ТШ

Ведущий:  Ныне действующий алфавит коми составлен на основе русского. Насчитывается 26 согласных, 7 гласных В коми языке нет звуков Ф, Х, Ц, а есть особые аффрикаты ДЖ, ДЗ, ТШ. Это такие парные согласные, которые надо произносить слитно. В коми алфавите есть две буквы для обозначения звука И, это И – русская (после мягких согласных), и i – латинская (после твердых согласных). И буква О. И нам осталось собрать лишь одну букву.

ЭСТАФЕТНАЯ ИГРА – ХОДИЛКА (С ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЙ).

После игры – интересные факты о республике и необычные памятники в городах коми. (ИКТ).

СТИХИ В. ШЕВЕЛЕВ «КОДЫР БЫДМА» (Ваня) И Г. ЮШКОВ «ШКОЛАО» (Вика).

Собирается четвертый пазл О

Баба Ёма: Вот и собрали мы наш алфавит. А сейчас проверим, как наши родители запомнили коми слова

ИГРА «КОМИ МАШИНА» (на коми языке с повторением запомнившихся коми слов).

 Ведущий:  Багрянцем пылают над пармой рассветы,

Полночные звезды тускнеют в дали.

Мы наши сердца отдаем беззаветно,

И будням, и праздникам Коми земли.

Кто раз побывал здесь, тот помнит и знает,

Работою славится наш человек.

Мы песни слагаем о доблестном крае,

Земля эта щедрая в сердце навек.

Таежное море, уральские горы,

Крутые изгибы порожистых рек.

Печора и Ижма дают силу жизни,

На их берегах строит дом человек.

Расти, процветай, всем на радость живущим,

К столетью уверенно, смело шагай,

Ты только поверь: в недалеком грядущем,

Мы сделаем краше суровый наш край!

ОРКЕСТР.

Завершение праздника. Баба Ёма и ведущий раздает буклеты

(словарь с коми вежливыми словами, коми играми и интересными фактами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Приобщение дошкольников к истории, традициям, обычаям и культуре народов Поволжья»(Мордва) 

•Цель проекта:    Расширить и углубить знания детей о малой Родине. Воспитание любви к национальной культуре мордовского народа. Познакомить с национальным костюмом и вышивкой. Предоста...

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего....

Проект по приобщению дошкольников к истокам традиционной культуры через тувинские народные игры

Воспитание у подрастающего поколения глубокой приверженности к материальным и духовным ценностям тувинского народа с использованием элементов народных игр....

Консультация для родителей "Приобщение дошкольников к культуре и традициям коми народа"

Консультация для родителей старших групп "Приобщение дошкольников к культуре и традициям коми народа"...

«Осуществление деятельностного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.»

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Воспитание в детях любви к Родине, гордости за ее достижения начинается...

«Осуществление деятельностного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.»

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Воспитание в детях любви к Родине, гордости за ее достижения начинается...