Конспект занятия в старшей группе. «Кижинга- мой край родной»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект занятия в старшей группе. «Кижинга- мой край родной»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Кижинга- мой край родной» | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе.
«Кижинга- мой край родной»
Цель:
Продолжать знакомить детей с родным краем, коренными жителями, их бытом, национальной одеждой. Познакомить детей с жилищем древних бурят.
Закреплять знания о селе Кижинга, профессиях, домашних животных,
Задачи:
Образовательная:
- Систематизировать и расширять знания детей о крае, в котором они живут.
- Обогащать знания детей о жилищах бурят,
- О растительном и животном мире родного края.
- Познакомить с жизнью коренного населения.
Развивающая:
- Развивать мышление детей, познавательную активность, используя элементы развивающего обучения
- Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом
Воспитательная:
Воспитывать в детях чувство гордости за свой край, любовь и уважение к людям, живущим в родном селе. Мотивировать у детей желание знать и уважать традиции народа.
Словарная работа:
Обогащение словаря: коренные жители-буряты, жилище- юрта, стойбище, национальный костюм- гутал, малгай, дэгэл. и.т.д.
Активизация словаря: Растения-лиственница, кедр, береза, ель, сосна; Животные дикие- косуля, кабан, волк, лиса, заяц, медведь, белка; Животные –домашние-верблюд, конь, корова, коза, овца; ягоды- брусника, голубика, черника, облепиха, клюква, смородина черная, красная.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстрации Кижингинского района.
Материал:
Муляжи: деревьев, животных, ягод нашего края; традиционный бурятский костюм; макеты «Юрта», «стойбище,», национальные украшения из серебра.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети садятся на стульчики. На доске иллюстрации с изображением вида Кижингинского района
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о нашем крае, в котором мы живем, о нашем общем доме.
Читает стихотворение «Наш дом» Горьковой Л.Г.
Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса и горы, и моря-
Все называется - Земля!
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации села.
Воспитатель: Ребята, как называется наше село?
Дети: Наше село называется Кижинга.
Воспитатель: Дорогие дети: как вы уже знаете-Кижинга это большое и красивое село. В нем много школ, домов, магазинов, детских садов, памятников. В селе живут люди разных профессий: врачи, учителя, строители. Врачи нас лечат, учителя учат детей, строители строят дома, в селе много улиц. Ребята, как называется улица, на которой вы живете?
Дети: Я живу на улице …...
Воспитатель: А как называется детский сад в который вы ходите?
Дети: Мы ходим в детский сад «Жаргал»
Воспитатель: Скажите пожалуйста, в какую группу вы ходите?
Дети: В старшую группу.
Звучит музыка.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришла красавица Баирма.(показывает куклу) Она приглашает нас к себе в гости на летнее стойбище. Оно расположено далеко. Сейчас мы пойдем по тропинке через лес. Как легко дышится в лесу! Воздух чистый. Давайте сделаем глубокий вдох и медленный выдох.
Воспитатель: Наш лес богат животным и растительным миром. Какие деревья растут на территории нашего края?
Дети: В нашем лесу растут: ель, сосна, береза, лиственница. кедр.
Воспитатель: Назовите диких животных нашего края?
Дети: В лесах нашего края водятся: заяц, белка, волк, лиса, медведь, кабарга (косуля), кабан.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы составим карту нашего края, расположим на ней животных и растения.
Воспитатель располагает на мольберте карту, на которой изображен Кижингинский район.
Воспитатель: Ребята, чего нет на карте?
Дети: На карте нет растений и животных.
Воспитатель: Я приготовила муляжи деревьев и животных, их нужно расположить на карте. Приступайте к работе.
Проблемная ситуация.
Кроме животных и деревьев нашего края воспитатель предлагает животное жарких стран (жираф)
Воспитатель: Ребята, кто это?
Дети: Это жираф
Воспитатель: Это животное водится в нашем крае?
Дети: Это животное в нашем крае не живет. Жираф живет в Африке, там, где тепло. А наш край холодный. Это животное погибнет у нас.
Воспитатель: Молодцы ребята. Это животное живет в Африке, где всегда тепло.
Дети с воспитателем рассматривают получившуюся в результате работы карту Кижингинского района, называя животных и растения нашего края.
Сообщение нового:
Воспитатель: Ребята, вот дом где живет Баирма. Подойдем ближе. Это дом бурятского народа, он называется Юрта. Она представляет собой легкую сборно-разборную постройку, приспособленную к транспортировке на вьючных животных. Юрта решетчато- войлочная, обычно обращенная дверью на юг. Размер юрты соответствует масштабу человека. Объем юрты состоит из 9 основных частей. Остов стен составляется из связанных между собой складных деревянных решеток, которые определяют размеры и вместимость жилища. Каждая решетка , составляющая общую стенку, состоит из плоских реек, наложенных друг на друга косой клеткой и скрепленных волосяными веревками. Благодаря тому, что эта конструкция сжимается или растягивается гармошкой, можно было уменьшать или увеличивать до необходимой высоты юрту или складывать её во время перекочевок. При установке юрты в качестве всех связок используются веревки из конского волоса, и у бурят считалось, что именно по конскому волосу с верхнего мира духи предков спускают с небес благодать и счастье.
Воспитатель: Буряты народ трудолюбивый. Мужчины занимаются охотой, скотоводством. Рядом с юртой находится стойбище для домашнего скота.
Воспитатель: Назовите домашних животных нашего села?
Дети: Домашние животные нашего села это: овцы, коровы, козы, верблюды, кони.
Воспитатель: Женщины шьют одежду, украшая её разными орнаментами. Посмотрите какая красивая одежда у Баирмы, она называется Дэгэл. Обувь называется гутал. Шапка –Малгай. А какие у нее украшения!
Дети рассматривают украшения, сделанные из серебра. (hиихэ - серьги, улгуур - цепочка, бугааг - браслет, бэhэлиг - кольцо)
Воспитатель: Баирма предлагает нам поиграть в игру «Собери ягоды».
Воспитатель раздает корзинки, дети вместе с Баирмой собирают ягоды проговаривая их названия.
Дети: А в лесу растет черника,
голубика и брусника,
чтобы ягодку сорвать,
надо глубже приседать.
Нагулялся я в лесу,
Корзинку с ягодой несу.
Воспитатель: Назовите ягоды собранные в лесу.
Дети: Я собрал голубику, бруснику, смородину и.т.д
Баирма: Ребята, я приготовила вам угощенье, ягоды собранные в нашем лесу, и морс, сваренный из брусники и голубики. А еще волшебный клубочек, он поможет вам найти дорогу в детский сад.
«Ну, клубочек, покатись, в детский сад возвратись!»
Дети благодарят Баирму за подарки, идут в детский сад за клубочком.
Итог: Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии вы узнали много нового. Воспитатель: Как называют коренных жителей нашего края? Дети: Коренных жителей нашего края называют буряты.
Воспитатель: Как называется дом, в котором живут буряты?
Дети: Дом, в котором живут буряты, называется Юрта.
Воспитатель: Где живут домашние животные?
Дети: Домашние животные живут в стойбище.
Воспитатель: Как называется одежда бурятского народа?
Дети: Одежда народов бурятии называется – дэгэл
Воспитатель: Как называется обувь народов бурятии?
Дети: Обувь народов бурятии называется – гутал
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо работали. Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятие в старшей группе компенсирующей направленности Край родной
Знакомство детей с историей Урала через произведения П. П. Бажова...
Конспект занятие в старшей группе компенсирующей направленности Край родной
Путешествие по родному краю....
Конспект занятия в старшей группе «Югра – мой край родной»
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Югра - Мой край родной"...
Конспект занятия в старшей группе "Дагестан мой край родной"
Цели учебные:-обогатить и закрепить знания о республике Дагестан, о ее природных богатствах;-закрепить знания о родном городе Махачкала, его достопримечательностях;-расширять кругозор детей за счёт ус...
Конспект занятия в старшей группе "Дагестан мой край родной"
Развлечение по ПДД в старшей группе:На светофоре «зеленый» Подготовила и провела воспитатель Амирханова Р. Д. г. Махачкала 2019 Свет светофора ...
Конспект занятия в старшей группе "Югра- наш край родной"
Конспект занятия в старшей группе "Югра- наш край родной"...
Конспект занятия в старшей группе тема: «Сельское хозяйство родного края».
расширяем представление сельском хозяйстве, обобщаем представления об овощных культурах...