Конспект НОД "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Конспект занятия предназначен для развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_puteshestvie_v_osenniy_les.docx | 32.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Зарипова Лилия Зуфаровна
воспитатель МАДОУ «Берёзка»г.Когалым
Непосредственно образовательная деятельность в средней группе
По теме «Путешествие в осенний лес»
Аннотация: Материал занятия по познавательному развитию детей рекомендуется использовать для детей средней группы. Деятельность воспитателя и детей организована в форме путешествия по осеннему лесу , где они знакомятся с природой родного края. Рассматривая иллюстрации, уточняют названия деревьев, ягод, грибов; учатся различать птиц по голосу, встречают диких животных.
Целью данного занятия является развитие познавательных способностей дошкольников в процессе ознакомления детей с природой.
Цель была достигнута через решение ряда образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Образовательные:
- Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе осенью, подготовке диких животных к зиме;
- Уточнить названия деревьев (осина, береза, ель, рябина), ягод (брусника, клюква, черника, голубика), грибов (грузди, моховик, опята, подосиновик), зимующих птиц (ворона, голубь, синица, воробей).
Развивающие:
- Развивать внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие;
- Развивать детскую инициативу, любознательность.
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес, любовь к природе;
- Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, желание играть и заниматься сообща.
Во время занятия большое внимание уделялось активизации и обогащению словаря следующими словами: осина, береза, ель, рябина, брусника, клюква, черника, голубика, грузди, моховик, опята, подосиновик, ворона, голубь, синица, воробей: осиновый, березовый, рябиновый.
При подготовке к НОД была проведена предварительная работа.
- Беседа «Приметы осени», «Золотая осень», «Что такое «листопад»; «Как животные готовятся к зиме», «Зимующие птицы», «Грибы и ягоды нашего края».
- Наблюдения на прогулке за природой и во время экскурсий;
- Рассматривание иллюстраций, презентаций по теме;
- Дидактические игры «С какого дерева лист», «Грибы-ягоды беру», «Угадай, кто я и что делаю», «Угадай, чей голос».
Оборудование:
Макеты деревьев, грибов, ягод; засушенные листья, иллюстрации деревьев (осина, береза, ель, рябина); карточки с изображением листьев по количеству детей; презентация к игре «Угадай, кто я и что делаю»; слайды с изображением зимующих птиц; скамейка, массажная дорожка, мяч, зонт; аудиозапись «Дождь», «Голоса птиц».
Методы и приемы:
Наглядные:
- Рассматривание лесной полянки.
Словесные:
- Художественное слово (стихотворение);
- Рефлексия деятельности.
- Указания, пояснения.
Игровые:
- Дидактическая игра «С какого дерева лист»,
- Дидактическая игра «Грибы-ягоды беру»,
- Дидактическая игра «Угадай, кто я и что делаю»,
- Дидактическая игра «Угадай, чей голос».
- Игра с мячом «Назови приметы осени»
Методы повышения познавательной активности:
- Метод вопросов.
Методы повышения эмоциональной активности:
- Игровая ситуация «Дождик»
Ход образовательной деятельности
Вводная часть.
Дети в группе находятся в процессе самостоятельной деятельности. Воспитатель выходит на середину группы, включает аудиозапись «Дождь».
В: Друзья, вы слышите, кажется, дождик начинается. Убирайте побыстрей игрушки и бегите ко мне под зонтик (раскрывает большой зонт).
Дети прибегают и встают под зонт.
В:
Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей.
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Дети загибают пальчики (считают).
В: Как вы думаете, а где лучше всего понаблюдать за листопадом?
Д: в парке, в лесу, в саду
В: А не хотите ли отправиться в лес - вот он, рядом, рукой подать ? Как раз и дождик кончается.. (выключает аудиозапись).
- Но отправиться в лес смогут только дети ребята, которые хорошо знают и любят природу, осень. А кто эти мальчишки и девчонки мы сейчас вместе и узнаем – поиграем в игру «Назови приметы осени».
Игра в кругу с мячом «Назови приметы осени».
Воспитатель с мячом встает на середину группы и предлагает детям встать в круг.
- Первую примету назову я: осенью стало холодно
Д: -осенью пошли холодные дожди
- осенью иногда идет снег
-осенью улетают в теплые края птицы
- осенью дуют часто сильные ветры
- осенью исчезают насекомые – бабочки, муравьи, комары и т.д.
- осенью падают листья
- осенью люди убирают урожай
- осенью созревают фрукты, овощи, корнеплоды
- осенью люди одеваются в теплую одежду
- осенью много грибов
- осенью много облаков и мало солнца
-осенью может быть скользко.
- животные меняют шубку
В: Молодцы! Все ребята знают приметы осени, а значит, нам пора отправляться в путь. Не забудем взять корзинку для грибов и ягод (берет в руки корзинку).
- Перед нами тропинка – она и приведет нас прямо в осенний лес (дети идут по скамеечке, по массажной и ребристой дорожке).
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки
Раз-два, раз-два
По камешкам, по камешкам
Раз-два, раз-два,
Через ручеек, перепрыгнем ловко
Раз-два, раз-два,
По ровненькой дорожке
Раз-два, раз-два.
В: Вот мы с вами, ребята, и оказались в лесу (на полу – макеты деревьев, засушенные листья; на доске – фотографии деревьев). Назовите знакомые вам деревья.
Д: береза, осина, рябина, ель
В: Чем отличаются эти деревья?
Д: У ели – иголки, а у остальных деревьев – листья
В: А чем же эти деревья похожи?
Д: У них есть ствол, ветки, листья
В: Посмотрите, листопад уже начался и многие листочки под деревьями, в лесу. Угадайте, с какого дерева лист и положите его под соответствующее дерево. Например, мой лист – с осины, это осиновый лист (кладет под дерево).
Дидактическая игра «С какого дерева лист»
Дети поднимают листочки, дают по аналогии ответы и кладут под дерево листочек.
- Это лист с рябины – рябиновый лист
- Это лист с березы – березовый лист
- Это лист с осины – осиновый лист
В: Молодцы! Угадали! Но мы ведь в лес пришли не только за листочками, но и за ягодами и грибами. Ребята, посмотрите, сколько здесь на полянке замечательных грибов и ягод ( на столе – макеты грибочков и ягод). Нужно наполнить нашу корзинку, назвав эти дары осени.
Дидактическая игра «Грибы-ягоды беру»
Дети складывают в корзинку грибы-ягоды, назвав их.
- Это гриб груздь.
- Это гриб моховик.
- Это грибы опята
- Это подосиновик
- Это брусника
- Это черника
- Это клюква
- Это голубика.
В: Молодцы! Набрали полное лукошко и назвали правильно. Осень щедра на подарки! Только вот, слышите? Почему в лесу так тихо?
Возможные ответы детей: Животные услышали нас и разбежались. Птицы уже улетели в теплые края.
В: Кажется, я кого-то вижу. Спрячьтесь (присядьте на подушечки) и все внимание на экран.
Дидактическая игра «Угадай, кто я и что делаю»
Дети присаживаются на пол, на подушечки, воспитатель открывает монитор, на котором поочередно появляются иллюстрации лесных животных.
В: Друзья, посмотрите и назовите, кто это спрятался за деревом, и как он готовится к зиме.
Д: Это медведь. Он готовит себе берлогу на зиму и ложится спать.
В: Кто спрятался на дереве?
Д: Это белка. Она делает запасы на зиму.
В: Кто сидит в норе?
Д: Это заяц. Он меняет шубку с серой на белую.
Д: Это еж. Он готовит себе норку на зиму и ложится спать.
Д: Это лягушка. Он закапывается на дне реки и спит.
В: Молодцы! Оказывается, все лесные жители заняты важным делом – готовятся к зиме. Ой, слышите, ребята. С нами кто-то здоровается. Послушайте.
Дидактическая игра «Угадай, чей голос».
Воспитатель включает аудиозапись голосов птиц (вороны, голубя, синицы, воробья).
В: Чей это голос?
Д: Это голос вороны.
На экране появляется иллюстрация вороны (и так далее).
В: Молодцы! Это был нам с вами привет от птиц, которые остались с нами и не улетели. Как их называют?
Д: Зимующие птицы.
В: Молодцы! А сейчас, ребята, нам пора возвращаться в группу.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки
Раз-два, раз-два
По камешкам, по камешкам
Раз-два, раз-два,
Через ручеек, перепрыгнем ловко
Раз-два, раз-два,
По ровненькой дорожке
Раз-два, раз-два.
Рефлексия.
В: Присаживайтесь, ребята, на ковер. Куда мы с вами ходили и зачем? Что мы с вами делали в лесу? Что вам понравилось больше всего?
-Друзья, сегодня мы с вами побывали в осеннем лесу, вспомнили названия деревьев и поиграли в игру «С какого дерева лист», назвали и собрали грибы и ягоды нашего леса, вспомнили, как готовятся к зиме лесные жители, послушали голоса зимующих птиц. Вот сколько дел мы сегодня сделали в лесу! А сколько щедрых подарков нам осень подарила – и грибы, и ягоды! Я надеюсь, что дома своим родителям вы расскажете об осеннем лесе и попросите их не забывать про зимующих птиц – подкармливать их. Я приготовила угощение для птиц (показывает на подносе) и сегодня мы с вами на прогулке покормим их. Согласны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на осеннюю тематику «Осень продолжается!»
Систематизировать и дополнить знания детей об осенних дарах природы....
Конспект игрового занятия "Осень, осень золотая...".
Для старшей группы...
Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»
Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...
Конспект интегрированного занятия "Осень, осень в гости просим"
В конспекте представлен материал по уточнению представлений детей среднего дошкольного возраста о характерных признаках осени и осенних явлениях....
Конспект занятия Дары осени.Золотая осень смешанная дошкольная группа
Цель:• Развитие речи,• Логического мышления• Закрепление знания об овощах, фруктах.Задачи:• Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фрукто...
Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».
Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-...
Методическая разработка: конспекта игрового досуга «Осень, осень в гости просим» для детей имеющих с интеллектуальные нарушения.
методическая разработка: конспекта игрового досуга для детей разновозрастной группы с интеллектуальными нарушениями «Осень, осень в гости просим» проведенного учителем-дефектол...