Программа по приобщению детей к русской народной культуре севера «Солнышко» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа по приобщению детей к русской народной культуре севера «Солнышко» для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей младшего школьного и дошкольного возраста
«Начальная школа – детский сад М. Монтессори»
Программа по приобщению детей к русской народной культуре севера «Солнышко» для детей старшего дошкольного возраста
Порошина Ольга Николаевна
Воспитатель
МБОУ «Начальная школа
– детский сад М.Монтессори»
Пояснительная записка.
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Не однородна информация об армии и событиях происходящих в ней. В молодежной сфере всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Можно с уверенностью говорить, что связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому русского народа. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, с народной культурой. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так, как представлял сам, и настолько, насколько считал это необходимым. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему занятий, игр, упражнений и экскурсий.
Основной целью создания данной программы стало формирование у детей первоначальных представлений о культуре, истории и жизни русского народа.
Задачи:
- формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
-формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
- воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа.
В основу разработки данной программы были положены следующие принципы:
-принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра);
- принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;
- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;
- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.о. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, художественным народным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников;
-принцип научности (содержание программы построено на научных и исторических фактах);
-принцип доступности, учёта возрастных особенностей детей дошкольного возраста;
-принцип системности и последовательности (постепенный переход от более близкого ребёнку, личностно значимого, к менее близкому, культурно – историческому);
-принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе усвоения знаний о русской народной культуре)
- принцип интегративности (реализация программы в сотрудничестве с семьёй, музеями и другими учреждениями социума).
Реализация данной программы возможна при создании ряда условий.
1.Организация педагогического процесса с детьми:
-программа по ознакомлению дошкольников с русской народной культурой может быть использована в любом дошкольном образовательном учреждении независимо от того, какую базовую программу оно реализует, как парциальную;
-программа естественно войдёт в целостный образовательный процесс так как реализует задачи соответствующие природе ребёнка дошкольника;
-программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет;
-программа может быть реализована за 1 учебный год;
-программа состоит из 36 мероприятий совместной деятельности;
2.Подготовка педагогов:
- повышение квалификации педагогов, через изучение теоретической, научно- популярной, художественной литературы, экскурсий в музей.
- осознанный отбор методов, форм, средств ознакомления детей с русской народной культурой;
-построение системы работы в рамках реализации регионального компонента;
-формирование личного отношения к истории, фактам, событиям.
-сотрудничество с культурными, просветительскими, образовательными учреждениями.
3.Организация развивающей предметной среды:
- использование приёмов музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего;
- создание разнообразной развивающей среды, способствующей развитию эмоциональной сферы ребёнка, приобретению им собственного опыта и желания преобразовывать окружающий мир;
- создание фотовыставок, фотоальбомов;
- взаимодействие с общественными культурными организациями;
- оборудывание мини- музея «Русская изба»;
- подбор иллюстраций, слайдов, картин с изображением (русских праздниках, особенностях жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладных промыслах и т.д.)
4. Работа с родителями.
- совместно с детьми участвуют в выставках, конкурсах, экскурсиях, праздниках;
- оказывают помощь в подборе краеведческого материала;
- участвуют в мастер - классах, собраниях.
Методические рекомендации.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм и правил поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Предлагаемая программа – это один из путей совершенствования образовательной работы детского сада.
Программа состоит из 4 блоков:
- «Быт и традиции»
- «В чудесном мире русского языка»
- «Творение рук человеческих»
-«Народные праздники»
Последовательность изучения тем, их взаимосочетание педагоги могут выбрать самостоятельно.
Ни одна из тем не выделена особо, каждая тема по - особому важна и значима для формирования знаний.
Методика работы с детьми по данной программе, предполагает совместную жизнедеятельность взрослого и ребёнка при которой взрослый является партнёром.
Педагог и ребёнок осуществляют поиск решения проблемы, задачи в совместной деятельности. Позиция педагога – это гуманно- личностный подход к ребёнку, отрицание назидания, принуждения, авторитарности, вера в способности ребёнка. Это отношение сотворчества, взаимного уважения, сопереживания.
Ещё одним условием успешности развития дошкольников при знакомстве с народной русской культурой станет активное взаимодействие ребёнка с окружающим миром, ориентация педагога на опыт ребёнка, создание интереса к изучению русской народной культуре. Для этого необходимо показать ребёнку, как раньше жили русские люди, чем занимались, какие у них были традиции и обычаи и т.д.
Основной задачей педагогов является введение детей в особый самобытный мир, который предполагает создание соответствующей предметно пространственной развивающей среды, в сборе подлинных старинных вещей и их копий.
При отборе материала форм и методов работы максимально учитываем возрастные и индивидуальные возможности детей. В старшем дошкольном возрасте мы стараемся раскрыть перед детьми целостную и гармоничную картину русского быта: знакомим детей с народными праздниками, традициями, обрядами, всеми видами фольклора, декоративно-прикладным искусством, народными играми. Например, знакомство с земледельческим календарем включает связь с сезонными изменениями в природе, трудовыми процессами крестьян, орудиями труда, праздниками, фольклором.
Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких, как крынка, сундук, коромысло, серп, лапти и т. п. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми и узнаваемыми. И никогда
бутафорные предметы не донесут этого смысла, не постигнут они и значение старины.
Создание мини-музея «Русская изба» - есть возможность введения детей в особенный мир путем действенного познания через предметы русского быта, изделия народных промыслов.
Главная задача - пробудить интерес к нетрадиционной культуре, к обычаям русского народа, воспитать любовь и уважение к своему отечеству, развивать речевую культуру с помощью поговорок, потешек, пословиц, прибауток, загадок, подвижных и хороводных народных игр. Ведь если ребёнок использует в своей речи потешки, прибаутки, считалки, пословицы, знает народные предметы, знает быт русского народа и традиции народной культуры, знает сказочных и былинных героев, умеет играть в подвижные и хороводные игры, имеет представление о народных промыслах, умеет раскашивать красками игрушки, кокошники, сарафаны, рубахи, полотенца, яйца - это маленький патриот нашей Родины. Для создания интерьера избы, нужно побеседовать со старыми людьми, изучить музейные материалы, книги о культуре и быте русского народа и подобрать предметы, соответствующие старине, для воспитания у ребенка чувства красоты, любознательность и патриотизма.
В избе должна быть сооружена печь, сделаны деревянные лавки и столы, табурет, люлька, прялка, самотканые половики. Для окон сшиты занавески и украшены вышивкой в народном стиле. Предметы кухонной утвари: чугунок, горшок, лукошко, решето, самовар, деревянные ложки, разного размера плошки, миски деревянные, кадка, кувшин, расшитые полотенца, ткацкий станок, веретено, челнок, мялка, коромысло, бочонок, ведра, ухват, кочерга, сундук, русский народный костюм (сарафан, лапти, рубашка, платки, кокошники и т.д.).
Все мероприятия по ознакомлению с народным творчеством проводить в «избе». Знакомить с образцами городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписью, народной игрушкой, разными видами народной вышивки. Здесь же знакомить с разнообразием народного искусства, учить навыкам и умениям: расписывать игрушки по типу дымковской, лепить посуду, украшать ее орнаментом. Работами детей оформлять помещения детского сада.
В «избе» отмечать именины. На них обязательно приглашать родителей именинников. Через посещение избы и через занятия давать детям знания о назначение кухонной утвари, помогать усваивать правила гостеприимства, которыми славен русский народ, больше предлагать пословиц и раскрывать их значение.
Для изучения русского фольклора, народного искусства, составить проекты и сценарии обрядовых праздников.
Для удовлетворения потребности у ребенка к художественному слову и соблюдения русских народных традиций в повседневной жизни детей, подобрать пословицы, поговорки, загадки, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.
Изучение календарного детского фольклора осуществлять через участие ребят в календарных праздниках.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Чтобы игра была интереснее, и содержательнее рекомендуем использовать разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки.
Особую роль в системе работы с детьми рекомендуем отводить народному искусству.
Большой интерес вызовут яркие матрешки. Нужно рассказывать о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно подводить к осмыслению понятия «народная игрушка». Старших детей – знакомить с историей ее возникновения и со сведениями о создававших ее мастерах; предлагать ребятам попробовать составить небольшие рассказы, где действующим лицом была бы матрешка, тогда дети полюбят дидактические и хороводные игры с участием этой игрушки.
В детском саду должно быть множество игрушек и других предметов, украшенных народной росписью, что позволит оформить в избе художественные выставки.
Содержание программы.
Содержание программы реализуется, прежде всего, через проведение совместной деятельности воспитателя и детей.
Поэтому целесообразно, не перегружая детей, гармонично вплести содержание данной программы в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Расширение кругозора детей проходит в процессе познавательно-исследовательской деятельности (исторические представления). Взаимодействие с детьми предполагает форму сотрудничества и партнёрства. Кроме того, здесь весьма желательна слаженная работа всех участников образовательного процесса: педагога по народной культуре, группового воспитателя, музыкального руководителя, физрука, руководителей кружков. Важно «заразить» ею и родителей.
Содержание работы в музее систематизировано по тематическим блокам, которые направлены на реализацию следующих задач:
Блок «Быт и традиции»
- Знакомство детей с жилищем русского человека: с избой, рубленной из бревен, печью, которая «всему голова».
- Знакомство с предметами быта: мебель, посуда (глиняная, деревянная, чугунная) и предметами домашнего обихода.
- Знакомство с русской народной одеждой, народной кухней (щи, каша, блины, пироги, квас).
- Знакомство с русскими традициями: ярмарками, гостеприимством, почитанием родителей, оказанием помощи.
Блок «В чудесном мире русского языка»
- Воспитание потребности в использовании устного народного творчества: перевертыши, загадки, дразнилки, пословицы и поговорки, скороговорки.
Блок «Творение рук человеческих»
- Знакомство детей с историей русской народной игрушки.
- Изучение декоративно-прикладного искусства: Городецкая, Хохломская, Дымковская игрушка.
- Изготовление поделок по мотивам русского декоративно-прикладного искусства.
Блок «Народные праздники»
- Знакомство с русскими народными праздниками, играми.
Примерное тематическое планирование в подготовительной группе.
Месяц | Тема | Cодержание | Кол-во |
сентябрь | Диагностика | ||
Октябрь | Милости просим в нашу избу | Познакомить с жилищем крестьян. Рассмотреть внутреннее устройство и убранство избы. Объяснение новых слов. Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве. Инсценирование шуточной песенки: «Таракан дрова рубил, комар водушку носил». «Слухи» - русская народная игра. | 1 |
Покров (14 октября) | Рассказ о празднике Покров, народных приметах и обычаях, с ним связанных. «Покровская ярмарка» - закрепить представления о проведении русских ярмарок, о персонажах Петрушка, Скоморох. Народные игры: «В углы», «в молчанку», «В барыню». | 1 | |
Печь - как мать родная | Познакомить детей с главной достопримечательностью избы - печью. Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций. Рассказать о строительстве печи и о секретах печника. Игра: «Назови сказки» (в которых говорится об избе, топоре, печке). Драматизация сказки: «Курочка ряба». | 1 | |
Живая старина «Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит» | Познакомить детей с домашней утварью. Продолжать знакомить детей с фольклором. Загадывание загадок о предметах народного быта. Чтение сказки: «Жихарка». Разыгрывание представлений по мотивам сказки. | 1 | |
Ноябрь | Хлеб - всему голова | Дать детям знания о выращивании хлеба крестьянами и выпекании хлеба в печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина, хлебороба. Продолжать знакомить с пословицами, поговорками о хлебе и труде, объяснить значение непонятных детям выражений слов. Чтение сказки «Каша из топора». Обыгрывание действий: замешивание теста, просеивание муки и т.д. Народные игры: «Пахари и жнецы», «Мельница». | 1 |
Традиции русского чаепития | Знакомство с историей возникновения самовара. Чтение рассказов: «Иван Иванович самовар», «Самоварец, самовар, самоварище». Русские народные игры: «Ручеек». Чаепитие у самовара. | 1 | |
«Русская матрешка» | Рассказ о матрешке. Разучивание частушек о матрёшках. Русские народные игры: «Курочки» ,«Колечко», «Кузнецы». | 1 | |
Кузьминки - по осени поминки | Рассказать о народных приметах и обычиях, связанных с днём Кузьмы и Демьяна. Народные игры: «Жмурки». | 1 | |
Декабрь | «Зима – не лето, - в шубу одето» | Беседа о характерных особенностях зимы. Познакомить с традициями праздника Спиридона – солнцетвора. Хоровод: «Выпал беленький снежок». Проведение русской народной игры: «Лиса и зайцы», «Медведь». | 1 |
Хозяйкины помощницы | Познакомить детей с посиделками в деревенской избе. Дать представление о подготовке к посиделкам (уборка и праздничное убранство избы). Познакомить детей с женской и мужской работой на посиделках. Продолжать знакомить детей с фольклором, воспитывать интерес к истории. Разучить русскую народную игру: «Ворота». | 1 | |
«Путешествие по дорогам русских сказок».
| Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Литературная викторина: «Назови, из какой сказки герой». Драматизация отрывка из сказки: «По щучьему велению». Выставка детских Рисунков: «Моя любимая сказка». | 1 | |
«Зимние святки» | Беседа о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок, об их традициях и обычиях (Рождество, Новый год). Русские народные игры: «Дрема», «Скакалка», «Бабка – Ёжка». | 1 | |
Январь | «Пришла коляда – отворяй ворота- пришел мороз– береги ухо и нос» | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки. Чтение сказок: «Мороз Иванович»; «Морозко». Загадывание загадок о морозе. Пение колядок. | 1 |
«Светит, да не греет» | Беседа о разных источниках освещения (костёр, факел, лучина и т.д.) Русские народные игры: «Два Мороза», «Холодно – горячо». | 1 | |
«Крещение» | Продолжить знакомство детей с русскими народными традициями. Рассказать об очистительной, охранительной силе крещения, о народных приметах, обычаях. Пословицы и поговорки о крещении. | 1 | |
Живая старина | Познакомить детей с домашней утварью. Продолжать знакомить детей с фольклором. Загадывание загадок о предметах народного быта. Чтение сказки: «Жихарка». Разыгрывание представлений по мотивам сказки. | 1 | |
Февраль | «Гончарные мастеровые» | Дидактическая игра :«Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Чтение сказки: «Глиняный парень» | 1 |
«Сия прялка изрядна -хозяюшка обрядна» | Рассказ о прялке. Рассматривание прялки и загадка о ней. Показать процесс прядения. Проведение русской народной игры: «Прялица»,«Ленок»,«В клубок», «Челнок». | 1 | |
«На героя и слава бежит » | Рассказ о русских богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Чтение на выбор былин . Русские народные игры: «Перетяни канат»; «Быстрый»; «Самые ловкие»; «Царь горы»; «Дедушка – рожок». Изготовление поздравительных открыток для пап. | 1 | |
Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько! | Беседа о Масленице. Пение песен, частушек. Проведение русских народных игр: «Горшки»; «Гори, гори ясно»; «Горелки»; «Заря – заряница». Разучивание закличек овесне, о зиме, о Масленице. Чаепитие с родителями: «Масленица – блиноедка». | 1 | |
Март | «Сердце матери лучше солнца греет» | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. Изготовление подарка для мамы. Чтение сказки: «Крошечка – Ховрошечка». | 1 |
Бабушкин сундук | Познакомить с изделиями женских ремесел, представленными в музее: вышитыми салфетками, полотенцами, домашним убранством. | 1 | |
Русский народный костюм | Рассматривание женского и мужского костюма. Беседа о русских головных уборах и народной обуви. Рассказ о технологии изготовления крестьянами одежды. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Плетение из нитей пояска для куклы. | 1 | |
Вербное воскресенье | Рассказ Хозяйки о праздновании «Вербного воскресенья» и о вербе. Проведение русских народных игр: «Верба-вербочка»; «Ерыкалище». | 1 | |
Апрель | «Шутку шутить – людей насмешить» | Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница». | 1 |
Русские народные музыкальные инструменты | Знакомство с русскими народными инструментами. Прослушивание грамзаписи сказки «Садко». Чтение сказки: «Кувшин и дудочка». Русские народные игры: «Пастух и стадо»; «Лошадки». Хоровая игра: «Чики –чики – чикалочки». | 1 | |
«Красна горка» | Рассказ о праздновании Пасхи. Изготовление куклы « Зерновушки». Словесные народные игры «Садовник»; «Бирюльки», игры с яйцами. | 1 | |
«Береза- символ России» | Народные истории, приметы, пословицы о русской березе. Рисование«Березка белоствольная». Русские народные игры: «Во поле березонька стояла»; «Березовые ворота»;«В садовника». Слушание в грамзаписи русских народных песен. | 1 | |
Май | «Чудо- чудное, диво- дивное» (Хохлома, Гжель, Жостово) | Беседа о русских промыслах. Рассматривание иллюстраций предметов русских промыслов. Составление русских узоров из мозайки. Русские народные игры: «Крута гора»; «Капуста». | 1 |
Народная игрушка | Формировать целостное представление о народной игрушке. Рассматривание иллюстраций русских народных игрушек: дымковской, филимоновской, богородской. Игры с изготовленными куклами. Чтение былинки: «Про Акульку и Дуньку». Русские народные игры: «Краски»,«В крынки». | 1 | |
«Край родной навек любимый» | Русские подвижные игры на открытом воздухе. Рассказ о народном празднике «Лялин день». Плетение веночков, их обыгрывание. Русская народная игра: «Ляля». | 1 | |
Прощание с «избой» | Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Чаепитие у самовара. Хороводные игры: «Ой, вставала я ранешенько», «Ходила младешенка по борочку». | 1 |
Ожидаемые результаты:
- Использование детьми в активной речи закличек, считалок, загадок и т.д.
- Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
- Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
- Знание истории русского народного костюма, головных уборов,
различают и называют предметы русского быта.
- Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
- Знают и различают народные художественные промыслы.
Методы оценки результативности программы.
Отслеживание результата (наблюдение, диагностика, беседы).
В процессе диагностики широко использовать систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игры, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, конструктивная, театрализованная, музыкальная, элементарная трудовая деятельность и др.) Такие наблюдения нужны для того, чтобы проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, определить уровень освоения им знаний по народной культуре.
Индивидуальные беседы с использованием детской литературы, предметных и сюжетных картинок, сохранение и анализ продуктов детского творчества, игровые приемы дадут возможность получить достоверные данные о накопленном опыте детей сделать вывод об успешности проведенной работы в обучении детей.
Основным методом диагностического исследования является использование специально подобранных диагностических заданий, которые предлагаются детям в игровой форме. При этом учитывается состояние ребенка, его хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние, физическое самочувствие. Длительность одного мониторингового задания не превышает 30 минут.
Выполнение заданий проходит в дневное время, индивидуально с каждым ребенком. Выполнение задания предлагается в виде дидактической игры. Время на ответы не ограничивается.
Детей оцениваются по 3-х бальной системе.
Диагностика проводится в 6 этапов.
1 этап:
Знания названий и назначения предметов русского народного быта с помощью дидактических игр, умение воспроизводить характерные признаки предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности в процессе непосредственно - ообразовательной деятельности по лепке, аппликации, рисованию.
1.1.«Ремёсла на Руси» дидактическая игра.
Ребёнок раскладывает карточки с изображениями орудий труда на одну большую карту с изображением одного вида ремесла, называет предметы
и объясняет, почему положил эти предметы на данную карту.
1.2. «Чудесный сундучок».
Ребёнку загадываются загадки (5-10) о предметах быта. Он называет,
показывает способ применения.
1.3. Загадываются загадки (3-5) о предметах быта и предлагается изобразить (нарисовать, слепить или наклеить) отгадку.
2 этап: Умение ориентироваться на практике в разных видах народно - прикладного творчества.
2.1. Дидактическая игра «Народные промыслы». Детям поочерёдно
предъявляются игрушки и предметы различных промыслов. Ребёнок
должен назвать вид народного искусства.
2.2.Дидактическая игра «Народные узоры». Предлагается ребёнку разложить по клеточкам «узоры» таким образом, чтобы в каждом горизонтальном ряду были элементы только одного вида росписи.
2.3. Дидактическая игра «Что изменилось?». Ставится 5 предметов различных росписей: хохлома, гжель, жостово, городец и др.). Ребёнок должен запомнить расположение, после того, как они поменяны местами, ребёнок должен угадать, что изменилось.
2.4. «У матрёшки день рождения». Детям предлагаются силуэты игрушек и предметов из бумаги. Предлагается ребёнку определить силуэт и расписать нужным стилем.
3 этап: Знание детьми русских народных традиций и праздников.
3.1. Детям даются сюжетные картинки с изображением народных праздников и предлагается ответить на вопросы: какие осенние, зимние, весенние, летние праздники они знают.
3.2. Детям раздаются сюжетные картинки с изображением народных
праздников. Затем зачитывается описания праздника, дети должны указать его название.
4 этап: Устное народное творчество.
4.1. Выявить у детей багаж знаний пословиц, поговорок, загадок, русских народных сказок, чистоговорок, считалок, потешек, сговорок, закличек, дразнилок.
4.2. «Из какой сказки персонаж?»
Цель: выявить объем знаний русских народных сказок.
5 этап: Умение самостоятельно моделировать свою деятельность в процессе использования знаний о народной культуре.
5.1. Используются иллюстрации с изображением русского народного
костюма, головных уборов. Предлагается назвать виды народного
костюма.
6 этап: Русские музыкальные инструменты.
6.1. Дидактическая игра «Подбери картинку»
Детям даются сюжетные картинки с изображением народных музыкальных инструментах и предлагается их назвать.
6.2. «Музыкальный домик»
Воспитатель играет на народных музыкальных инструментах и предлагает назвать ребёнку какой звучит инструмент.
Для того, чтобы определить исходный уровень сформированности у детей о представлении русской народной культуре. Нами была составлена диагностическая карта для детей старшего дошкольного возраста целью которой является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников дошкольного образовательного учреждения касающихся:
1. Знает и называет и предметы русского народного быта.
2. Самостоятельное моделирование своей деятельности в процессе использования знаний о русской народной культуре.
3. Воспроизводит характерные признаки предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности.
4. Знает и называет виды ремёсел, называет предметы
и объясняет их.
5. Знает разные виды народно - прикладного творчества.
6. Использует разные виды народно - прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности.
7. Знает русские народные праздники, традиции, фольклор.
8. Знает и называет русские народные игры и забавы использует их в самостоятельной деятельности.
9. Знает русские народные музыкальные инструменты, использует их в самостоятельной деятельности.
Для оформления результатов диагностики, мы предлагаем использовать таблицу.
Освоение детьми русской народной культуры.
№п/п | Ф.И. ребенка | Объекты (параметры) | Индивидуальный уровень развития | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
| |||||||||||
Качественный уровень развития по отдельному параметру |
Оценочно-результативный компонент.
Высокий уровень.
Ребенок с интересом усваивает сведения, касающиеся особенностей русской культуры и ее проявлений: использует в активной речи пословицы, поговорки, загадки, считалки, образные выражения, знает народные приметы, умеет делать соответствующие заключения. Интересуется историей русского народа, гордится тем, что он – русский. Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия многих праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Гордец, Дымка, Филимоновская игрушка, Жостово, Гжель, матрешки – семеновские, загорские, полхов – майдан) и использует их элементы в своих работах. Умеет самостоятельно использовать разные виды народно – прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности.
Средний уровень.
Дети знают названия предметов русского народного быта и костюма, могут объяснить их назначение. Помнят русские названия потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и используют их в речи. Знают народные приметы и замечают соответствующие им особенности природы, на их основе оценивают состояния погоды в повседневной жизни. Знают названия некоторых народных праздников и принимают активное участие в них, однако с такой же радостью участвуют и в других праздниках, устраиваемых в дошкольном образовательном учреждении. Собственное отношение к тому, что они принадлежат именно к русской культуре, не сформировано, хотя, дети знают, что они – русские.
Низкий уровень.
Отмечается недифференцированность социально – нравственных, общеинтеллектуальных, общекультурных компонентов оценки выразительности содержания всех жанров русского искусства (устного народного творчества, музыки, живописи и пр.) Дети знают некоторые потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и несколько народных подвижных игр, 2-3 названия и назначение предметов русского народного быта, но при этом не испытывают особого интереса к обогащению и углублению своих знаний, тем более к практическому применению их в жизни. Участвуют в русских народных праздниках, организованных в дошкольном образовательном учреждении, но пассивно.
Литература.
- Ботякова, О.А. Российский этнографический музей – детям: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / О. А. Ботякова, Л. К. Зязева, С. А. Прокофьева. – СПб.: Детство – Пресс, 2001.
- Ботякова, О.А. Солнечный круг: детский народный календарь: в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений / О.А. Ботякова. – СПб.: Детство – Пресс, 2004.
- Бударина, Т.А. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. — СПб.: Детство-Пресс, 2003.
- Бобков, С. Русские народные праздники и обряды. — Петропавловск.-Камчатский: Полярная звезда, 1992.
- Даль, В.И. Пословицы русского народа. — СПб.: Диамант, 1996.
- Князева, А.О. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: Детство-Пресс, 2000.
- Кравцов, Н..И..Славянский фольклор. — М.: Изд-во Московского университета, 1987.
- Круглов, Ю.Э. Устное народное поэтическое творчество. — Л.: Просвещение 1987.
- Мартынова, А.Н. Пословицы, поговорки, загадки. — М.: Современник, 1997.
Мартынова, А.Н. Потешки, считалки, небылицы. — М.: Современник, 1997.
Малюшова, Н. Здравствуй, музей / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009.
- Мельников, М.Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987.
- Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / авт. сост. В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Нестеренко, Н. Что было и что будет / Н. Нестеренко // Обруч. – 2005.
- Нечаев, А.Н. Илья Муромец. — М.: Детская литература, 1976.
- Русский народ его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. — М., 1990.
- Рыжова, Н.А. Мини-музеи в детском саду / Н.А. Рыжова, Л.В. Логинова, А. И. Данюкова – М.: Линка – Пресс, 2008.
- Садовников, Д.Н. Загадки русского народа. — М., 2000.
- Соколова, Л.В. Воспитание ребёнка в русских традициях / Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова.- М.: Айрис-Пресс, 2003.
- Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006.
- Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание.- 2007.
- Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание – 2008.
- Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. / М.Ю. Юхневич. – М.: РИК, 2001.
- Шпикалова, Т.Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество.
- Яртова, П.А. Масленица — М.: Живописный источник, 2002.
Приложения
Приложение 1
Совместная деятельность: «В гости к бабушке Фаине»
Цель: познакомить с жилищем русского человека – избой.
Задачи:
1. Познакомить детей с жилищем русского человека - избой, с тем, как её строили.
2. Вызвать интерес к русским традициям: помощь, уважение к старшим.
3. Воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за всё, что нас окружает.
Материал: картинки с изображением русских домиков, деревень, пластилин, салфетки, дощечки.
Предварительная работа: чтение книг о русской деревне, рассматривание картинок с изображением деревенских домов.
Ход занятия.
1.Сюрпризный момент.
Хозяйка избы приходит к детям в группу. С собой она приносит «волшебный» сундучок.
- Здравствуйте, ребятки.
Дети: Здравствуйте!
- Это куда же я попала?
Дети: В детский сад.
- В детский сад? В подготовительную группу? Ну, тогда, давайте знакомиться.
- Меня зовут бабушка Фаина.
- А как вы думаете, что у меня в руках?
Дети: Коробочка. Сундучок.
- Это мой волшебный сундучок. В нём хранится много всяких удивительных вещей. Иногда даже не знаешь, что сегодня увидишь, заглянув в него.
-Давайте заглянем вместе. Что же это? (достает маленький домик)
Дети: Это домик!
- Это избушка или просто изба.
-А вы хотите очутиться в такой избе?
-Тогда пойдёмте за мной.
2. Знакомство детей с русской избой.
Ребята проходят в русскую избу, садятся на скамейки, бабушка садится к ребятам и начинает свой рассказ.
- В разных губерниях избы строились на свой манер. Да что в губерниях — в одной деревне, на одной улице не найдешь двух похожих! Хотя в основе у них одно и то же — сруб.
Сруб состоит из нескольких венцов. А венец, в свою очередь, — из четырех бревен, особым образом связанных между собой по углам. Строить избу на языке плотников — это «вязать сруб». Если сруб имеет бревенчатую перегородку, то такая изба называется пятистенкой, а если таких перегородок две, то — шестистенкой.
Но, чтобы сруб превратился в избу, нужно еще много потрудиться: сделать пол, потолок, прорубить окна, возвести крышу, пристроить крыльцо…
Взяться за строительство дома мог сам хозяин с сыновьями, братьями и другими родственниками. В деревне ведь с детства приобщались к топору, рубанкам и стамескам. А мог нанять деревенских мастеров, поднаторевших в плотницком ремесле. Или пригласить артель из плотников, которые профессионально занимались строительством домов.
Во всех случаях рождение новой избы было огромным событием в жизни крестьянской семьи. Сколько лет, часто не доедая, копили деньги, сколько мечтали пожить попросторнее!
И вот прибиты наличники, на крыше прилажен «конек» — все столпились на улице, стоят, любуются...
Многие деревенские дома, действительно, вызывают восхищение. Почему смотришь на них и не можешь глаз оторвать? Особенно, если он к улице обращен торцом и в треугольнике под крышей у него есть выступающее окошко. Однажды я присела на лавочку перед таким домом. И поняла! Дом... уплывал в небо!
Конечно, не все избы были такими. Встречались и жалкие избушки — покосившиеся, своими оконцами уткнувшиеся в землю. Это означало, что в доме правит великая нужда.
На строительство изб, как правило, шла сосна. В Сибири воздвигали дома-терема из долговечной лиственницы. Они стоят до сих пор, поражая своей красотой и добротностью.
Один человек срубил себе избу из осины. Вроде бы совсем неподходящее для этого дерево. А изба получилась — всем на загляденье: в зависимости от освещения отливает то серебром, то золотом.
3. Динамическая пауза: «Строим дом».
2.Печь и «красный уголок».
Рассказ о внутреннем устройстве избы (бабушка Фаина)
4. «Кто в избушке живет?»
- Построите, пожалуйста, на картинки. Что это за дома?
Дети: Избушки.
- Да, это дома, которые назывались избами. Хотите узнать, кто и как в этой избе жил?
Дети: Да.
Хозяйка вносит макет дома с фигурками мужичка и членов его семьи.
- Вот такой мужичок строил дом – избу для своей семьи. Сначала все входили в сени – прихожую, потом в избу. Что в доме главное?
Дети: Печь.
- Правильно. Она грела, в ней готовили, на ней спали. Как на неё залезали?
Дети: По лестнице.
- Что ещё вы видите в избе, кроме печи?
Дети: Лавки.
- Почему они такие широкие?
Дети: На них спали.
- А для чего тут сундук?
Дети: Чтоб хранить одежду.
- Правильно.
5. Лепка «Деревенская изба».
- А теперь давайте мы с вами сами построим избу, только из пластилина. Что для этого нужно слепить?
Дети: Бревна.
- Правильно, бревна. А как слепить бревно?
Дети: Нужно взять кусочек пластилина и скатать из него «колбаску».
- Правильно. А много ли нам потребуется бревен?
Дети: Много.
- Да. Много если мы хотим слепить большую избу, чтобы всем поместиться.
- В старину строили избы без гвоздей. Как же тогда брёвна не раскатывались?
Дети: На них по краям делались вырубки ямочками и бревна держались.
- Да. Недалеко от края делались небольшие выемки и все бревна складывались одно в другое. Мы с вами выемки делать не будем, потому что у нас пластилин. А нам свои бревна надо просто соединить, оставив небольшой выступ. И затем сложить из них стенки, сделать крыльцо.
Дети катают «колбаски» и на большом зеленом картоне «строят» коллективно избу.
- Не забудьте слепить печь, лавки, стол и сундук, обязательно надо слепить окошки. Они раньше были маленькие, чтобы было теплее. Ещё дверь должна быть.
- Что нам ещё осталось сделать?
Дети: Крышу.
- Правильно. У нас осталось много бревен, а нужны доски. Как нам поступить?
Дети: Надо бревна сплющить или раскатать карандашом, чтобы они стали плоскими.
- Верно. Ну вот, наш дом и готов. Посмотрите на картинки и слепите украшения для избы на свой вкус.
Свободное творчество: Дети украшают наличники, дверь, крыльцо.
4. Подведение итогов.
Приложение 2
Досуг: « Зимние посиделки».
Цель: создать радостное, хорошее настроение у детей и гостей, атмосферу заинтересованности в совместной деятельности детей и взрослых, прививать любовь и уважение к русским народным традициям и обычаям, познакомить с одной замечательной русской традицией – чаепитием, продолжать знакомить с фольклором – пословицами и поговорками о русском чаепитии, о труде, популизировать досуг с участием родителей и гостей, совершенствовать умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Предварительная работа: изготовление красочного объявления с программой досуга, изготовление пригласительных билетов для родителей и гостей с информацией о дате проведения досуга. Оформление в мини – музее «Русская изба» экспозиции вязаных вещей и рукоделия. Заучивание пословиц и поговорок о чаепитии, о труде. Подготовка чаепития. Подбор фоновой музыки. Представление альбомов «Русское чаепитие». « Русские красавицы». «Русские народные сказки», ширмы с фотографиями «Наш мини – музей «Русская изба». Выставка детских работ по изобразительной деятельности. Подготовка народных костюмов для детей и ведущей – хозяйки.
Ход досуга: Гости, родители и дети собираются в помещении группы. Негромко звучат русские народные мелодии. Родители и гости рассматривают детские работы, делятся впечатлениями. Дети дают необходимые разъяснения. В «Русской избе» бабушка и ведущая сидят на лавочках, занимаются рукоделием. Дети подходят к «избе».
Ведущая: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам, да радости.
Давно мы вас ждём поджидаем,
Посиделки без вас не начинаем
Дети рассаживаются на скамеечки.
Ведущая: Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
В тесноте, да не в обиде.
Ведущая: Сегодня, дети, мы собрались в нашей «Русской избе» на посиделки. Что такое посиделки? Что делали на посиделках красны девицы да добры молодцы? (Ответы детей).
К нам на зимние посиделки пришла прабабушка Ульяны – Дарья Гавриловна. Она вам расскажет о том, как проходили посиделки у них в деревне когда она была ещё совсем молодой девушкой.
(Слово предоставляется Дарье Гавриловне.)
Рассказ Дарьи Гавриловны: «Я начала ходить на посиделки когда училась ещё в 6 –м классе, мне было всего 13 лет. Сначала смотрела, что делают взрослые девушки, женщины. Они меня учили прясть пряжу, вышивать салфетки, полотенца, коврики. Сначала было очень трудно, уставали руки, но потом я привыкла и мне нравилось ходить на посиделки. Все трудились сообща, атмосфера была дружелюбная, приветливая. Во время работы девушки пели спокойные русские песни. В настоящее время я вяжу крючком мочалки, круглые коврики, на спицах вяжу носки, рукавички.(Дарья Гавриловна показывает детям свои изделия, достаёт из берестяного лукошка клубки ниток).
- Ой, ребятки, а клубочки – то у меня все запутались. Наверное мой домашний кот Васька залез сюда и поиграл клубками. Что же делать? Деточки, вы не поможете мне распутать клубки?
Дети: поможем.
Дарь Гавриловна раздаёт детям клубки ниток, показывает как сматывать клубки. Хозяйка помогает детям и сама сматывает клубок. Во время работы задаёт детям вопросы:
- что является украшением русской избы?
( пословицы о русской печи)
Без печи хата – не хата.
Когда в печи жарко – тогда и варко.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
- для чего нужна в доме печь?
- в чём готовили еду в печи?
- с помощью чего чугунок ставили в печь?
- а что являлось украшением стола?
- а как приносили девушки воду с озера, реки?
- чем ещё украшалась русская изба?
Во время ответов ведущая и дети ведут непроизвольную беседу, играет спокойная русская народная музыка.
Дети читают пословицы о труде:
Умелые руки не знают скуки.
Землю красит солнце, а человека труд.
Делу время, потехе час.
Не одежда красит человека, а работа.
Старание и труд своё возьмут.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Вместе дело спорится, а врозь – хоть брось.
Ведущая: А теперь красны девицы да добры молодцы - собирайтесь, наряжайтесь, хороводы водить отправляйтесь.
Дети встают, проходят в музыкальный зал.
Проводятся русские народные игры.
Русская народная игра « Как на тоненький ледок…»
Русская народная игра «Скок – поскок».
Русская народная игра «Гори, гори ясно»
Ведущая: Гостей приглашаем – чаем угощаем.
Приглашает детей и гостей на чаепитие в группу.
Все проходят в группу, рассаживаются за столы.
- Эй, девчушки – хохотушки, спойте чайные частушки.
(Выходят три девочки, исполняют частушки)
Чайные частушки:
На столе у нас пирог,
Пышки да ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки!
В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки –
Значит, письма пишут нам.
Самовар кипит, блестя,
Чай в нем так и пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!
Ведущая: А сейчас отгадайте загадку:
Бурлит, пыхтит, шипит, кипит,
К столу приглашает,
Да всех угощает. (Конечно, это самовар.)
Ведущая: Хлебом – солью привечаем.
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.
Дети читают подготовленные заранее пословицы о чаепитии.
Чай пить – долго жить.
Чай пить – не дрова рубить.
Мы за чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем.
Выпей чайку – забудешь тоску.
Самовар кипит – уходить не велит.
Чаем на Руси никто не подавился.
Приходите к чаю – пирогами угощаю.
Проходит чаепитие. Гости благодарят, уходят.
Ведущая: Мы не прощаемся, говорим « До новых встреч!»
Приложение 3
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
В вашем детском саду проводится исследование по теме «Приобщение детей к истокам русской культуры». Просим Вас ответить на следующие вопросы анкеты с целью выявления интереса всех членов семьи, к историческому прошлому своей Родины традициям народной культуры. Каждое из положений анкеты просим вас оценить, выбрав одно из утверждений: да, нет, затрудняюсь ответить.
- Поддерживаете ли интерес в семье к историческому прошлому своей Родины?
_______________________________________________________
- Считаете ли вы необходимым приобщать ваших детей к народной культуре и традициям?
______________________________________________
- Рассказываете ли Вы ребёнку о своих предках и корнях семьи? ________________________________________________________________
- Существуют ли в Вашей семье русские традиции, праздники? __________________________________________________________________
- Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа?
_______________________________________________________________
- Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов? ___________________________________________________________
- Читаете ли Вы ребёнку русские народные сказки, потешки, и другие
виды устного народного творчества?
___________________________________________________________
- Играете ли Вы в народные игры? ___________________________________________________________
- Примите ли вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду? ___________________________________________________________
- Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду? ________________________________________________________________
Пол(муж.,жен.)________________________________________________
Возраст ________________________________________________________
Большое спасибо за искренний ответ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cценарий театрализованного представления русской народной сказки "Заюшкина избушка" для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности
Одним из центральных вопросов процесса воспитания ребенка является развитие его способностей видеть, слышать, чувствовать, понимать. Как достигну...
Сценарий театрализованного представления русской народной сказки "Заюшкина избушка" для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности
Одним из центральных вопросов процесса воспитания ребенка является развитие его способностей видеть, слышать, чувствовать, понимать. ...
Фольклор — источник народной культуры в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это разрушение личности. Ныне материальные ценности домин...
Приобщение к истокам русской национальной культуры и традициях у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) .
Приобщение к истокам русской национальной культуры через проектную деятельность«… Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без это...
"Мы на ярмарку пошли" Знакомство детей с русскими народными инструментами. Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста
Одно из любимых занятий детей любого возраста - игра на музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народной музыкой и возникновением народных инструментов. Они с удовольствием осваивают приемы ...
Рабочая программа "Русская народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре"
Цель:создание условий для популяризации народных алтайских игр, приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия своей малой Родины. ...
Методическая разработка" Парциальная программа" по приобщению детей к русской народной культуре.
Данная парциальная программа составлена для дополнительных занятий с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре. Рассчитана на 4 года....