Проект для младшей группы: "Мордовские игрушки "
проект (младшая группа) на тему

Проект для младшей группы "Мордовские игрушки" направлен на воспитание и обучение детей на материале его окружаещего  его мира, на национальных традициях,способствует сохранению этноса его генофонда,развитию народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proet_mordovskie_igrushki.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек»

Проект для  младшей группы: "Мордовские игрушки "

                                                                                                 Воспитатель: Бублиенко Т.М.

пгт Комсомольский

2018 год

1. Тема проекта: «Мордские игрушки»

2. Автор проекта: Бублиенко Т.М.

3. Участники проекта: дети  младшей группы, воспитатели, родители.

4. База исследования проекта: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек»

5. Сроки реализации проекта: среднесрочный

 (3 месяца)                                                             

6.Вид проекта: познавательный

 7.Тип проекта: комплексный

 8.Актуальность проекта

      Известно, что в дошкольном возрасте ребенок усваивает общечеловеческие духовно – нравственные ценности через культуру родного народа при ознакомление с родным языком и окружающим его природным, социальным и материальным миром. Воспитание и обучение детей на материале окружающего его мира, на национальных традициях способствует сохранению этноса, его генофонда, развитию народной культуры, а также включает ребенка в единое образовательное пространство России, что влияет впоследствии на укрепление межэтнических отношений, совершенствование межкультурного общения.

Народная игрушка  — часть народной культуры.

 Игрушки еще с давних времен делались как для детей, так и для взрослых. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что изготовление игрушки самим ребенком не только дает возможность поиграть с ней, но и способствует развитию ручных навыков и творческих способностей.

Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые- мама, бабушка, старшая сестра, потом- она сама. Рукоделие всегда поощрялось, т. к. развивало необходимые навыки. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.

9. Новизна проекта:

·       в реализации проекта посредством осуществления системы мероприятий, объединяющих совместную деятельность педагога, детей и родителей по трем направлениям: краеведческое; художественно – эстетическое; социально-нравственное.

·       в интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.

Работа над комплексным проектом «Мордовские игрушки» способствует:

Воспитанию у детей любви к родному краю, желание создавать яркие выразительные творческие работы.

Обогащает их знания и умения.

Позволяет ощутить гордость за свою малую Родину, богатую славными традициями.

Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи дошкольника:

Помогают составлять описательные рассказы по игрушкам.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно — прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.

В узорах соблюдаются определенный ритм, счетность в исполнении орнамента, что несомненно, развивает элементарные математические представления.

Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».

10. Гипотеза проекта: Проживая в Мордовии дети мало знакомы с народом и искусством. В ходе реализации проекта дети получают знания о народных промыслах Мордовии. Будут знать где зарождалась народная игрушка. Начнут проявлять интерес к народно – прикладному искусству и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

11. Цель проекта: Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе художественно — эстетического развития.

12. Задачи проекта:

Образовательные: формирование представлений о Родине, как многонациональной стране, привитие детям способности с пониманием и уважением относиться к культуре и традициям других народов; знакомство детей с устным народным творчеством и народным прикладным искусством;   формирование нравственных качеств.

Развивающие: развитие у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к мордовской культуре и традициям.                          

Воспитательные: формирование у детей нравственно-патриотических чувств через приобщение к культуре и традициям.

13.Интеграция образовательных областей

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:«Художественно-эстетическое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие»,«Познавательное развитие» «Речевое развитие»«Физическое развитие».

 14.Предварительная работа:

Рассматривание мордовской народной игрушки (птичка-свистулька, матрешка, тавлинские  игрушки ,куклы)

Экскурсия в мини-музей национального быта МБДОУ «Мордовская изба»

15.Методы и приёмы реализации проекта

а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);

б)  наглядный (демонстрация)

в) практический (рассматривание предметов искусства в музее);

д) игровой (обыгрывание народных игр, инсценировок, употребляя изделия и предметы старинного быта) метод обучения.

 16.Ресурсное обеспечение проекта:

- Фотографии, альбомы с изображением народных игрушек.

- куклы в национальной одежде ( эрзянка);

-  аудиозаписи мордовских народных сказок.

- Аудиозаписи музыкальных произведений мордовских композиторов.

- мордовские подвижные и  дидактические игры;

- игрушки.

17.Ожидаемые  результаты

·     Расширение знаний детей о Мордовии, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям

·     Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному краю.

·     Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.

·     Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни

·     Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.

Поэтапный план работы реализации проекта.

1 этап – организационный.

  • Изучение литературы по  истории и культуре Мордовии.
  • Сбор информации, фотографий о  мордовских  игрушках.
  • Привлечение  родителей к поиску информации по данной теме «Мордовские игрушки ».
  • Разработку проекта, постановку цели и задач.

 2 этап – внедренческий:

·     Реализация комплекса  мероприятий:  проведение  запланированных занятий, мероприятий, обогащение предметно-развивающей среды, организация мероприятий с педагогами  (взаимопосещение занятий и мероприятий)  и родителями  (проектная деятельность, участие детей, родителей)

3 этап результативный:

                            ·        Анализ результатов реализации группового проекта, корректировка содержания, подведение итогов.

·        Обобщение результатов проделанной работы,

·        Подготовка и проведение презентации  проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное  планирование  работы по проекту

                                       «Мордовски игрушки».                                              

№п/п

Мероприятия

 

Ответственные

Сроки

1) Рассматривание фотографий «Мой поселок».

 2)Беседы с детьми: «Красивые места поселка Комсомольский» , «По дороге в детский сад», «Достопримечательности поселка»

 

1)Организация выставки книг «Мордовские народные сказки»

2) Прослушивание аудизаписи мордовского фольклора,произведений поэтов и писателей Мордовии

3) Рассматривание  альбома «Мордовские игрушки - куклы»

1)Рассматривание альбома«Мордовские игрушки(тавлинские игрушки)» .

 

3)Посещение мини-музея в МБДОУ «Мордовская изба»

 

 

 

 

      ОО «Художественно-эстетическое развитие»

(чтение художественной литературы)

Бабочка, бабочка»,

сказки «Благодарный медведь», «Пугливая мышь»,

«Свинка», «Яраска».  Произведения мордовских писателей и поэтов

П. Машканцев «Ирма», «Огородник», «На лугу», «Вкусная малина», «Капризуля», «Хитрая морковка», «Воробей», Л.Земскова «Луна и солнышко»,

А. Ежов «Мастер»,

Т. Тимохина «Андрюшка»

С. Кинякин «Обиженный кот», Г. Агейкин «Рыбки»;

Ф. Бобылев «Лягушки попрыгушки».

 

 

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

(аппликация)

 «Украсим полотенце мордовским узором»

 (по программе «Мы в Мордовии живем»)  

 

ОО  «Познавательное развитие»

(конструирование)

 «Мебель для кукол»

 

Мордовские дидактические игры:

«Кто оденет куклу Алдуню?».

«Что где находится?»

«Достопримечательности Саранска»

«Расскажи, а мы отгадаем»

«Кто в заповеднике живет?»

 «Назови знакомые сказки мордовского народа» 

«Отгадай сказочного героя»

 «Кто оденет куклу Татуню?

 

Мордовские подвижные игры: «В зайчиков» («Нумолнесэ» - эрз., «Нумолняса» - мокш.); «В белочек» («Урнесэ» - эрз., «Урняса» - мокш.); «В гусей и волка» («Галынесэ ды верьгинесэ» - эрз., «Мацикс да врьгазкс» - мокш.)

ОО «Художественно-эстетическое развитие»           (музыка)

Слушание произведений:

«В солнечной Мордовии», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. А. Громыхина; «Тю-тю, баю-бай», мокш нар. песня; «Баю, баю, баю, бай», эрз. нар. песня; «Нюрямня» («Колыбельная»), муз. Н. Бояркина. Пение «Баю, баюшки, баю», рус. нар. песня; «Ладушки», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. М. Гладкова; «Зайка», Нумолнэ» («Зайчик»), экз. нар. песня; «Нумолня» («Зайчик»), мокш нар. песня; «Гуляла, гуляла подруженька», обр. А. Путушкина.

Заучивание пословиц: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кошке – игрушки, мышке – слезы», «Не скучай работой, а скучай заботой», «Труд человека кормит»

 

 

Роль родителей в реализации проекта:

Консультации: «История народных игрушек», «Народная кукла в игре современных детей»

Подбор материала для оформления  фотоальбома«Мой поселок», «Мордовские игрушки»

 

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

Воспитатель

 

Воспитатель

 

 

 

Воспитатель

 

 Воспитатель

 

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

 

 

 

 

 Воспитатель

Воспитатель

 

 

Воспитатель

 

 

Февраль

 

 

 

 

 

Март

 

 

 

 

 Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение реализации проекта

 

 

 

В течение реализации проекта

 

В течение реализации проекта

 

 

 

 

 

В течение реализации проекта

 

В течение реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Вывод.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Для приобщения детей к истокам народной культуры важно определить направления работы;

-познакомить детей с малой родиной – поселок Комсомольский, рассказать о красивых местах и достопримечательностях поселка.

- дать детям общее представление о Республике Мордовия;

- познакомить с обычаями и традициями народов Мордовии, с народным творчеством(мордовскими игрушками).

     Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы, к ним приходят в гости куклы в национальных одеждах. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.

     Формирование этнокультурной компетенции дошкольников идет и через музыкальные занятия, на которых дети слушают народную музыку.

       Практика доказала, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.

      В работе с детьми широко используется и устное народное творчество, которое является национальным достоянием любого народа. Для того чтобы донести до понимания дошкольников красоту и своеобразие мордовского фольклора, в образовательном процессе практикуется рассказывание и инсценировка мордовских сказок с последующей их театрализацией, также идет знакомство детей с народными традициями, заучиванием пословиц и поговорок.

     В работе с детьми на прогулках и в свободной деятельности используются подвижные игры, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции.

        Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём:

- предоставления родителями альбомов с фотографиями,  «Мой поселок», «Мордовские игрушки» хранящихся в семье для демонстрации на тематических выставках в детском саду.

    Такое совместное участие помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание комфортных условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что в свою очередь формирует положительное отношение друг к другу.

 

 

Методическое обеспечение проекта:

 

1.«Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др..-СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.

2. «Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования / О.В. Бурляева и [др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т.- Саранск,  2015

3.Бахмустов О. Мордовия: «Природа, люди, события, достопримечательности»  Ж. «Ребёнок в детском саду»- 2011г №11,2012г.№1.

4.Воронин И.Д. «Достопримечательности Мордовии», Саранск-1982г.

5.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы».— М.: Аркти, 2003.

6.Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // Нар.образование. 2002.- № 4.

7.Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации гос.программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы» / Авт.-сост.: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова.— М.: Аркти, 2003

8. Самородов К.Т. Мордовские загадки», Саранск-1987г.

9. «Саранск – столица Мордовии». Книга-альбом, 2006, с.188.

10.Жиганов М.Ф. Память веков.- Саранск, 1976; Шибаков Н.И. Деревянная скульптура мордвы. - Саранск, 1980; Колмыков В.И. Жизнь леса.- Саранск, 1998; Лузгин А.С. Жизнь промыслов.- Саранск, 2001.

.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс по лепке для детей подготовительной группы "Мордовский узор"

Дети знакомятся с пластилинографией. На тарелочке изображают мордовский узор....

Конспект ООД по рисованию во второй младшей группе «Мордовский национальный орнамент в полосе»

На занятии дети знакомятся с элементами мордовского орнамента; с элементами мордовского национального костюма. Учатся  рисовать узор, состоящий из геометрических фигур п...

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети ...

Конспект занятия для детей старшей группы "Мордовская народная культура"

Прививать интерес к  культуре народа, проживающего рядом, необходимо начинать с дошкольного возраста. Изучение фольклора, традиций, быта, праздников, народного костюма - способствует воспитанию п...

Аппликация в подготовительной группе «Мордовский передник - пулай»

Продолжить знакомить детей с народными промыслами Мордовии. Учить замечать особенности мордовского узора, своеобразие его элементов. Развивать умение вырезать несколько одинаковых фигур из б...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мордовский головной убор — Панго»

Цель: оформление декоративными элементами мордовского головного убора.Задачи:Обучающие:• расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;• вызвать интерес к оформл...

Аппликация в подготовительной группе «Мордовский передник - пулай»

Аппликация в подготовительной группе «Мордовский передник - пулай»...