Проект для младшей группы: "Мордовские игрушки "
проект (младшая группа) на тему
Проект для младшей группы "Мордовские игрушки" направлен на воспитание и обучение детей на материале его окружаещего его мира, на национальных традициях,способствует сохранению этноса его генофонда,развитию народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proet_mordovskie_igrushki.docx | 32.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек»
Проект для младшей группы: "Мордовские игрушки "
Воспитатель: Бублиенко Т.М.
пгт Комсомольский
2018 год
1. Тема проекта: «Мордские игрушки»
2. Автор проекта: Бублиенко Т.М.
3. Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.
4. База исследования проекта: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек»
5. Сроки реализации проекта: среднесрочный
(3 месяца)
6.Вид проекта: познавательный
7.Тип проекта: комплексный
8.Актуальность проекта
Известно, что в дошкольном возрасте ребенок усваивает общечеловеческие духовно – нравственные ценности через культуру родного народа при ознакомление с родным языком и окружающим его природным, социальным и материальным миром. Воспитание и обучение детей на материале окружающего его мира, на национальных традициях способствует сохранению этноса, его генофонда, развитию народной культуры, а также включает ребенка в единое образовательное пространство России, что влияет впоследствии на укрепление межэтнических отношений, совершенствование межкультурного общения.
Народная игрушка — часть народной культуры.
Игрушки еще с давних времен делались как для детей, так и для взрослых. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что изготовление игрушки самим ребенком не только дает возможность поиграть с ней, но и способствует развитию ручных навыков и творческих способностей.
Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые- мама, бабушка, старшая сестра, потом- она сама. Рукоделие всегда поощрялось, т. к. развивало необходимые навыки. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.
9. Новизна проекта:
· в реализации проекта посредством осуществления системы мероприятий, объединяющих совместную деятельность педагога, детей и родителей по трем направлениям: краеведческое; художественно – эстетическое; социально-нравственное.
· в интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.
Работа над комплексным проектом «Мордовские игрушки» способствует:
Воспитанию у детей любви к родному краю, желание создавать яркие выразительные творческие работы.
Обогащает их знания и умения.
Позволяет ощутить гордость за свою малую Родину, богатую славными традициями.
Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи дошкольника:
Помогают составлять описательные рассказы по игрушкам.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно — прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.
В узорах соблюдаются определенный ритм, счетность в исполнении орнамента, что несомненно, развивает элементарные математические представления.
Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».
10. Гипотеза проекта: Проживая в Мордовии дети мало знакомы с народом и искусством. В ходе реализации проекта дети получают знания о народных промыслах Мордовии. Будут знать где зарождалась народная игрушка. Начнут проявлять интерес к народно – прикладному искусству и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
11. Цель проекта: Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе художественно — эстетического развития.
12. Задачи проекта:
Образовательные: формирование представлений о Родине, как многонациональной стране, привитие детям способности с пониманием и уважением относиться к культуре и традициям других народов; знакомство детей с устным народным творчеством и народным прикладным искусством; формирование нравственных качеств.
Развивающие: развитие у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к мордовской культуре и традициям.
Воспитательные: формирование у детей нравственно-патриотических чувств через приобщение к культуре и традициям.
13.Интеграция образовательных областей
В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:«Художественно-эстетическое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие»,«Познавательное развитие» «Речевое развитие»«Физическое развитие».
14.Предварительная работа:
Рассматривание мордовской народной игрушки (птичка-свистулька, матрешка, тавлинские игрушки ,куклы)
Экскурсия в мини-музей национального быта МБДОУ «Мордовская изба»
15.Методы и приёмы реализации проекта
а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);
б) наглядный (демонстрация)
в) практический (рассматривание предметов искусства в музее);
д) игровой (обыгрывание народных игр, инсценировок, употребляя изделия и предметы старинного быта) метод обучения.
16.Ресурсное обеспечение проекта:
- Фотографии, альбомы с изображением народных игрушек.
- куклы в национальной одежде ( эрзянка);
- аудиозаписи мордовских народных сказок.
- Аудиозаписи музыкальных произведений мордовских композиторов.
- мордовские подвижные и дидактические игры;
- игрушки.
17.Ожидаемые результаты
· Расширение знаний детей о Мордовии, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям
· Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному краю.
· Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
· Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни
· Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.
Поэтапный план работы реализации проекта.
1 этап – организационный.
- Изучение литературы по истории и культуре Мордовии.
- Сбор информации, фотографий о мордовских игрушках.
- Привлечение родителей к поиску информации по данной теме «Мордовские игрушки ».
- Разработку проекта, постановку цели и задач.
2 этап – внедренческий:
· Реализация комплекса мероприятий: проведение запланированных занятий, мероприятий, обогащение предметно-развивающей среды, организация мероприятий с педагогами (взаимопосещение занятий и мероприятий) и родителями (проектная деятельность, участие детей, родителей)
3 этап результативный:
· Анализ результатов реализации группового проекта, корректировка содержания, подведение итогов.
· Обобщение результатов проделанной работы,
· Подготовка и проведение презентации проекта.
Перспективное планирование работы по проекту
«Мордовски игрушки».
№п/п | Мероприятия
| Ответственные | Сроки |
1) Рассматривание фотографий «Мой поселок». 2)Беседы с детьми: «Красивые места поселка Комсомольский» , «По дороге в детский сад», «Достопримечательности поселка»
1)Организация выставки книг «Мордовские народные сказки» 2) Прослушивание аудизаписи мордовского фольклора,произведений поэтов и писателей Мордовии 3) Рассматривание альбома «Мордовские игрушки - куклы» 1)Рассматривание альбома«Мордовские игрушки(тавлинские игрушки)» .
3)Посещение мини-музея в МБДОУ «Мордовская изба»
ОО «Художественно-эстетическое развитие» (чтение художественной литературы) Бабочка, бабочка», сказки «Благодарный медведь», «Пугливая мышь», «Свинка», «Яраска». Произведения мордовских писателей и поэтов П. Машканцев «Ирма», «Огородник», «На лугу», «Вкусная малина», «Капризуля», «Хитрая морковка», «Воробей», Л.Земскова «Луна и солнышко», А. Ежов «Мастер», Т. Тимохина «Андрюшка» С. Кинякин «Обиженный кот», Г. Агейкин «Рыбки»; Ф. Бобылев «Лягушки попрыгушки».
ОО «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация) «Украсим полотенце мордовским узором» (по программе «Мы в Мордовии живем»)
ОО «Познавательное развитие» (конструирование) «Мебель для кукол»
Мордовские дидактические игры: «Кто оденет куклу Алдуню?». «Что где находится?» «Достопримечательности Саранска» «Расскажи, а мы отгадаем» «Кто в заповеднике живет?» «Назови знакомые сказки мордовского народа» «Отгадай сказочного героя» «Кто оденет куклу Татуню?
Мордовские подвижные игры: «В зайчиков» («Нумолнесэ» - эрз., «Нумолняса» - мокш.); «В белочек» («Урнесэ» - эрз., «Урняса» - мокш.); «В гусей и волка» («Галынесэ ды верьгинесэ» - эрз., «Мацикс да врьгазкс» - мокш.) ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) Слушание произведений: «В солнечной Мордовии», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. А. Громыхина; «Тю-тю, баю-бай», мокш нар. песня; «Баю, баю, баю, бай», эрз. нар. песня; «Нюрямня» («Колыбельная»), муз. Н. Бояркина. Пение «Баю, баюшки, баю», рус. нар. песня; «Ладушки», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. М. Гладкова; «Зайка», Нумолнэ» («Зайчик»), экз. нар. песня; «Нумолня» («Зайчик»), мокш нар. песня; «Гуляла, гуляла подруженька», обр. А. Путушкина. Заучивание пословиц: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кошке – игрушки, мышке – слезы», «Не скучай работой, а скучай заботой», «Труд человека кормит»
Роль родителей в реализации проекта: Консультации: «История народных игрушек», «Народная кукла в игре современных детей» Подбор материала для оформления фотоальбома«Мой поселок», «Мордовские игрушки»
| Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель Воспитатель
Воспитатель
| Февраль
Март
Апрель
Март Апрель
В течение реализации проекта
В течение реализации проекта
В течение реализации проекта
В течение реализации проекта
В течение реализации проекта
|
18. Вывод.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Для приобщения детей к истокам народной культуры важно определить направления работы;
-познакомить детей с малой родиной – поселок Комсомольский, рассказать о красивых местах и достопримечательностях поселка.
- дать детям общее представление о Республике Мордовия;
- познакомить с обычаями и традициями народов Мордовии, с народным творчеством(мордовскими игрушками).
Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы, к ним приходят в гости куклы в национальных одеждах. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.
Формирование этнокультурной компетенции дошкольников идет и через музыкальные занятия, на которых дети слушают народную музыку.
Практика доказала, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.
В работе с детьми широко используется и устное народное творчество, которое является национальным достоянием любого народа. Для того чтобы донести до понимания дошкольников красоту и своеобразие мордовского фольклора, в образовательном процессе практикуется рассказывание и инсценировка мордовских сказок с последующей их театрализацией, также идет знакомство детей с народными традициями, заучиванием пословиц и поговорок.
В работе с детьми на прогулках и в свободной деятельности используются подвижные игры, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции.
Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём:
- предоставления родителями альбомов с фотографиями, «Мой поселок», «Мордовские игрушки» хранящихся в семье для демонстрации на тематических выставках в детском саду.
Такое совместное участие помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание комфортных условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что в свою очередь формирует положительное отношение друг к другу.
Методическое обеспечение проекта:
1.«Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др..-СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
2. «Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования / О.В. Бурляева и [др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т.- Саранск, 2015
3.Бахмустов О. Мордовия: «Природа, люди, события, достопримечательности» Ж. «Ребёнок в детском саду»- 2011г №11,2012г.№1.
4.Воронин И.Д. «Достопримечательности Мордовии», Саранск-1982г.
5.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы».— М.: Аркти, 2003.
6.Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // Нар.образование. 2002.- № 4.
7.Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации гос.программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы» / Авт.-сост.: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова.— М.: Аркти, 2003
8. Самородов К.Т. Мордовские загадки», Саранск-1987г.
9. «Саранск – столица Мордовии». Книга-альбом, 2006, с.188.
10.Жиганов М.Ф. Память веков.- Саранск, 1976; Шибаков Н.И. Деревянная скульптура мордвы. - Саранск, 1980; Колмыков В.И. Жизнь леса.- Саранск, 1998; Лузгин А.С. Жизнь промыслов.- Саранск, 2001.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс по лепке для детей подготовительной группы "Мордовский узор"
Дети знакомятся с пластилинографией. На тарелочке изображают мордовский узор....
Конспект ООД по рисованию во второй младшей группе «Мордовский национальный орнамент в полосе»
На занятии дети знакомятся с элементами мордовского орнамента; с элементами мордовского национального костюма. Учатся рисовать узор, состоящий из геометрических фигур п...
Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»
Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети ...
Конспект занятия для детей старшей группы "Мордовская народная культура"
Прививать интерес к культуре народа, проживающего рядом, необходимо начинать с дошкольного возраста. Изучение фольклора, традиций, быта, праздников, народного костюма - способствует воспитанию п...
Аппликация в подготовительной группе «Мордовский передник - пулай»
Продолжить знакомить детей с народными промыслами Мордовии. Учить замечать особенности мордовского узора, своеобразие его элементов. Развивать умение вырезать несколько одинаковых фигур из б...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мордовский головной убор — Панго»
Цель: оформление декоративными элементами мордовского головного убора.Задачи:Обучающие:• расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;• вызвать интерес к оформл...
Аппликация в подготовительной группе «Мордовский передник - пулай»
Аппликация в подготовительной группе «Мордовский передник - пулай»...