Система духовно – нравственного развития и воспитания маленького гражданина в условиях ДОО.
консультация на тему
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_region.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Система духовно – нравственного развития и воспитания маленького гражданина в условиях ДОО.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В настоящее время основной задачей государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который закрепляет приоритет духовно – нравственного воспитания дошкольников.
Одной из задач стандарта является: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В соответствии с целевыми ориентирами духовно – нравственная культура детей дошкольного возраста складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно – нравственного воспитания дошкольников.
Необходимым условием для духовно – нравственного воспитания детей является создание развивающей предметно – пространственной среды. При этом развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. В группах ДОУ педагогами созданы уголки патриотического воспитания и кубановедения, где представлены: портрет президента РФ, символика России, Краснодарского края, Мостовского района. Подобранны дидактические игры, литература, альбомы по темам «Моя Родина Россия», «Малая Родина», «Народы России» и т.д.
Знакомя детей с родной страной, мы расширяем представление о значении государственных символах России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой, другими городами России.
В познавательно – исследовательском уголке представлены детские энциклопедии, открытки, фотографии, литература о животном и растительном мире. Дети знакомятся с богатой природой родного края, разных уголков России.
В Требованиях к условиям реализации общеобразовательной программы ДО говорится о том, что условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагают:
- обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
- установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям;
- взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.
Прежде всего, духовно – нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Важным направлением в работе по духовно-нравственному воспитанию является сотрудничество с родителями. Чувства Родины начинается у ребенка с отношения к семье к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Различные формы сотрудничества помогают в решении духовно – нравственных задач. Родители участвуют в тематических выставках, конкурсах, совместных развлечениях праздниках. Также принимают активное участие в проектной деятельности. На данный момент идет работа над такими проектами, как «С чего начинается Родина», «Доброе сердце», «Герои Отечества».
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Наша работа по решению задач духовно – нравственного воспитания ведётся в различных видах деятельности: непосредственно – образовательной, познавательно - исследовательской, проектной, режимных моментах, игровой и продуктивной деятельности.
Игра является ведущей деятельностью дошкольников, представляет собой отражение детьми окружающей жизни. Игра, учит ребёнка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры. Мы используем игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером, воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребёнку в накоплении социального опыта.
Русские народные игры позволяют детям не только не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребёнку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Поэтому русские народные игры мы используем во всех видах деятельности.
Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера. В своей работе мы применяем пословицы, поговорки, потешки, былины. Дети с удовольствием обсуждают содержание сказок, драматизируют их. Мы обращаем внимание на трудолюбие героев, скромность, на то как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказку — все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. В декабре 2017 года в старших группах ДОУ были реализованы мини проекты по духовно патриотическому воспитанию: «Богатыри земли Русской», «Александр Невский», «Кукла моей бабушки», «Космос». Дети защищали свои проекты на фестивале проектов, рассказывали о своем отношении к полученным результатам. Каждая группа получила положительную оценку проведенной работе, что способствовало развитию детской иннициативы.
Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Правильно подобранная литература вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Она раскрывает человеческие и духовные ценности. Дети очень любят слушать различные рассказы, стихотворения, сказки. Наш детский сад тесно сотрудничает с сельской библиотекой. Регулярно осуществляются экскурсии в библиотеку, где дети знакомятся с различными тематическими выставками литературы, принимают участи в акциях. Дети с удовольствием ждут новых встреч и возможностью выбрать желаемую литературу.
Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры занимают народные праздники и традиции. Народные развлечения, праздники помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольника. В детском саду проводятся такие
народные праздники и развлечения, как «Масленица», «Осенины», «Рождественские встречи», «Казачьему роду нема переводу», и т.д.
В духовно нравственном воспитании большое значении имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг. Ежегодно в детском саду проводится праздники, посвящённые Дню Победы. Стало традицией 9 мая возлагать цветы к памятнику «20 мотострелковой дивизии»
Также проводятся праздники посвящённые «8 марта», «23 февраля», «Дню Матери». В этом году проводится большая работа, посвященная 75летию освобождения Краснодарского края от фашистских захватчиков. Составлен план месячника оборонно – массовой работы и военно – патриотического воспитания, который включает в себя посещение музея боевой славы в СОШ №20 и историко – археологического музея дома культуры «Меридиан», смотры конкурсы чтецов и патриотической песни, беседы, операция «Забота» (сбор гуманитарной помощи для военнослужащих) и т.д. Папы, мамы, дедушки и бабушки принимают активное участие в мероприятиях.
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему поселку. В игровых образовательных ситуациях, экскурсиях, беседах мы даём детям краеведческие сведения о родном поселке, об истории его возникновения, о его достопримечательностях. На прогулках и экскурсиях мы наблюдаем за природным миром. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. С первой младшей группы формируем в детях бережное отношение, любовь к родной природе, чувство ответственности за сохранение природы родного края. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в том числе и любовь к Родине.
Продуктивная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети творят - это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления. Ежегодно проходят природоохранные акции: «Покормите птиц зимой», «Береги природу», «Елочка – зеленая иголочка», «День доброты».
Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России - залог психического и физического здоровья личности".
Нравственно - духовное воспитание - это важное направление в работе нашего отделения раннего эстетического развития детей. На музыкальныз занятиях, с 3х летнего возраста педагоги знакомят детей с наро...
Воспитание любви к родному краю на основе изучения родословной (шежере) как условие духовно-нравственного развития и воспитания личности подрастающего поколения
Статья о нравственно-патриотическом воспитании в ДОУ...
Духовно -нравственное развитие и воспитание дошкольников как приоритетное направление в системе современного российского образования.
аналитическая статья....
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании&raqu...
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Раннее детство – время зарождения всех качеств человека, приобретение моральных знаний. С этого возраста начинается активное первоначальное накопление нравственно ориентированного опыта, формиро...
БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Материал к Педагогическому совету....
БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Материал к Педагогическому совету...