«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
консультация

Сафронова Ирина Евгеньевна

Раннее детство – время зарождения всех качеств человека, приобретение моральных знаний. С этого возраста начинается активное первоначальное накопление нравственно ориентированного опыта, формирование духовности. От того, как будет воспитан ребенок в раннем возрасте, от формирования нравственных, волевых качеств зависит его дальнейшее обучение, формирование общей жизненной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_duhovno-nravstvennogo_razvitiya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

 «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

 На новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:

  • преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;
  • духовно-нравственные ценности, определенные в соответствии с действующим российским законодательством;
  • внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.

Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей, является преумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение  качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.

Решение этой задачи  способно обеспечить устойчивое и успешное  развитие России,

Современный национальный воспитательный идеал определяется:  

  • в соответствии с национальным приоритетом;
  • исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к  национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
  • согласно Конституции Российской Федерации;
  •  согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию  образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. 

2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных  задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке,  пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями и др..

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
  • готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • заботу о благосостоянии многонационального  народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
  • духовную, культурную и социальную преемственность  поколений и др.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

  • укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
  • повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
  • повышению эффективности усилий государства, направленных на  модернизацию страны;
  • укреплению национальной безопасности.

4. Базовые национальные ценности

Традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм –  любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к  родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  •  человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

  • нравственного примера педагога;
  • социально-педагогического партнерства;
  • индивидуально-личностного развития;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
  • социальной востребованности воспитания.

Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В современных условиях  без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Развитие социально-педагогического партнерства должно стать приоритетной сферой государственной политики.

Индивидуально-личностное развитие являлось безусловным приоритетом отечественной педагогики 90-х г г. ХХ в.  и остается одной из важнейших задач современного образования. В пространстве духовно-нравственного развития оно приобретает полноту своей реализации.

Все то, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность.

Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие;

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания

Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе, как вопрос,  поставленный педагогом перед обучающимся. Это воспитательная задача, на решение которой направлена  учебно-воспитательная деятельность

Очевидной является необходимость социальной востребованности воспитания. Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребенка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребенка происходит посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование гражданских качеств личности», содействие реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Приоритетных Национальных Пр

Проведен ряд бесед, занятия по психодраме: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «О заботливом отношении к людям», «Вежливость и тактичность», «Этика взаимоотношений между юношами и девушками», цикл ...

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании&raqu...

Авторская концепция "Духовно- нравственное воспитание дошкольников как основа гармоничного развития личности"

Направление, по которому я работаю, а также коротко о некоторых моментах моей деятельности...

Создание оптимальных педагогических условий для развития и воспитания компетентного гражданина России

в статье излагается обобщение опыта по данной теме. Приведены формы, методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших дошкольников....

Развитие и воспитание у дошкольников личности гражданина России: приобщение к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе в интересах человека, семьи, общества и государства.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он п...