НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ «Семикаракорская Роспись». Подготовительная группа.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства родного края, ввести детей в гармоничный мир народной Донской культуры, дать представление о жизни людей в прошлом, погрузить в истоки современного декоративного искусства и бытового дизайна. Познакомить с Семикаракорской росписью, обычаями и традициями Дона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semikarakor.docx | 179.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 22
НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ «Семикаракорская Роспись».
Подготовительная группа.
Разработала и провела:
Воспитателя: Гапоновой Н.Н.
НОВОЧЕРКАССК 2018 год
Цель:
Познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства родного края, ввести детей в гармоничный мир народной Донской культуры, дать представление о жизни людей в прошлом, погрузить в истоки современного декоративного искусства и бытового дизайна.
- Познакомить с Семикаракорской росписью, обычаями и традициями Дона.
Задачи:
- Образовательные.
Познакомить с Донским народным промыслом, с предметами, которые постоянно используются в доме – посудой : ее формой, декором, силуэтом; формировать умения создавать узоры, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении традиционных элементов и орнаментов Семикаракорский росписи; придумать свои узоры и изделия;
Учить рисовать на тарелке узоры из растительных элементов: подсолнух, листочки, завитки по мотивам Семикаракорский росписи. Развивать технические умения - рисовать кончиком кисти, всей кистью, работать кистью в разных направлениях, наносить краску губкой.
- Развивающие.
- Развивать творческие способности и эстетический вкус у детей.
- Развивать познавательные способности у детей, развивать любознательность стремление узнать больше нового, интересного о своей мамой родине.
- Расширить кругозор детей о гончарном производстве.
- Воспитательные.
Воспитывать любовь и уважение к традициям, культуре и искусству донских мастеров. Воспитывать патриотические чувства у детей, чувство гордости за свою малую родину. Воспитывать эстетическое отношение к предметам народного прикладного искусства.
Оборудование: Мультимедийная презентация «Семикаракорская керамика». Посуда с образцами Семикаракорский росписи, калька – трафарет.
Добрый день, дети дорогие! Хожу я по земле русской, сказки да былины старинные собираю. А потом людям добрым рассказываю. Вижу я, и вы собрались сказки послушать, да?
Жила когда-то в маленьком русском селе красавица Аксинья. И была она рукодельницей необыкновенной - шелками вышивала разноцветными, золотыми, да серебряными нитями. И так нравилось ее рукоделие всем, что слава о ней разошлась по всей земле русской. И стали купцы заезжие переманивать Аксинью: «Поедем, краса-девица, в город! Будешь самой лучшей мастерицей! Будешь жить в богатстве, не зная нужды».
Засмеялась девушка: «А я и так мастерица, проживу, без вашего города! Любо мне мое село родное: речка наша, лесочек, березки, цветы полевые. А в городе, что видеть буду?» И так ее уговаривали, и эдак, но осталась Аксинья в своем селе, верна своей малой Родине и своему жениху.
И был у нее друг любезный - Степан, казак удалой, чуб завитой. Был он великим мастером, лепил посуду глиняную. И так у него все ловко получалось, дело спорилось. Добрая Слава о нем по Руси шла!
Должны были они на Покров пожениться. Да година пришла недобрая, война началась, ушел воевать милый друг! Проводила Аксинья Степана, посмотрела вслед отъезжающим казакам, а в руке держала букет цветов полевых, что Степан подарил на прощанье. Вернулась в курень, поставила цветы в кувшин с водой, который вылепил сам Степан, и стала ждать своего суженого. Но месяц проходит за месяцем, а весточки все нет и нет. Вот и полевые цветы уже завяли - бессмертники, несмотря на название, поблекли и опали. И решила Аксинья кувшин расписать красками яркими. Но что за диво! Расцвели вдруг на кувшине цветочки полевые, словно живые, будто глазки чьи-то глядят на нее, и утешить пытаются: "Не печалься, Аксиньюшка, все будет хорошо!"
А вскоре и суженый ее вернулся. Вышла Аксинья его встречать, подала ему кувшин с молоком. Выпил Степан молоко, усы вытер. Смотрит, а на кувшине цветы цветут! Что за чудо? «Вроде мой кувшин - и не мой. Вроде, мои цветы?» «Твои», отвечает Аксинья. «Они мне ждать тебя помогали!" Так и расцвел промысел Аксиньи и Степана. Как символ бесконечной любви и верности, в казачьих семьях стала появляться Семикаракорском посуда под названием «Аксинья». Вот так у нас на Дону и появился свой народный промысел – Семикаракорский фаянс расписной. Собрал он все краски родного края, весь цвет донской земли.
Слайд №1
-Ребята, посмотрите на карту Ростовской области. Как назвывается город, в котором вы живете? Правильно. Новочеркасск. Он является столицей Донского казачества. Найдите свой город на карте. А какие города Ростовской области вы знаете? Предполагаемые ответы детей.
Слайд №2
А вот здесь, (показывает на карте), в станице Семикаракорской и появился народный промысел-Донской фаянс. Образ жизни казаков во многом определил развитие ремесел на Дону, в частности - изготовление посуды. Люди видели синее небо, парящих птиц, весенние цветы, бесконечное колыхание полевых подсолнухов.
Слайд №3
Ребята, посмотрите на этого донского мастера. Это гончар. Он занимается лепкой посуды. Дети, как вы думаете, из какого материала сделана эта посуда?
Дети. Посуда сделана из глины.
Слайд №4-5.
-Да, основным материалом служила глина, ее добывали на большой глубине, строили гончарни для производства глиняной посуды. Глине придавали форму на гончарном станке - круге, который
приводился в движение при помощи ног, затем изделия сушили.
Слайд №6
Обратите внимание на кувшин, он тоже сделан из глины. Но чем он отличается от остальной посуды?
Слайд №7.Дети. Этот кувшин не украшен узором.
Верно. Донские мастера расписывали посуду узорами, поэтому она такая красивая и яркая.
Слайд №8. Полюбуйтесь Семикаракорской посудой. Что вы еще видите?
Дети перечисляют предметы посуды: чайные и кофейные сервизы, тарелки, сахарницы, разделочные доски.
Обратите внимание на тарелку. Какими элементами росписи она украшена?
Дети. В центре тарелки нарисован подсолнух, а по краям листочки.
Верно. Подсолнушек-это главный элемент узора и его старались разместить в центре тарелки. Ребята, а вы хотели бы научиться расписывать посуду?
Тогда я вас приглашаю в свою мастерскую.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка совместная деятельность по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе "Идем на помощь героям сказки "Гуси-лебеди"
Интересный материал по познавательному развитию, объединенный единым сюжетом, с использованием здоровьесберегающих технологий: дыхательная гимнастика, глазная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самом...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе.
Применение игровых приемов со здоровьесберегающими технологиями в образовательном процессе НОД в реализации ФГОС ДО....
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ для детей средней группы
Дать детям первоначальные представления и знания об обитателях морских глубин, расширять словарный запас, учить правильной последовательной речи; развивать логическое мышление, мелкую моторику; воспит...
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием дидактических игр в средней группе «Ириска из страны Игралии»
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием дидактических игр в средней группе «Ириска из страны Игралии»...
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ в первой младшей группе "Птицы зимой"
Данный конспект занятия в первой младшей группе с использованием ИКТ способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру, к жизни птиц....
Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ для детей подготовительной группы на тему «Секреты ЗДОРОВЬЯ»
В рамках проекта "Ступеньки здоровья" для детей подготовительной группы была разработана и проведена организованная образовательная деятельность с использованием ИКТ на тему "Секреты зд...
НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ «Семикаракорская Роспись».
Цель:Познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства родного края, ввести детей в гармоничный мир народной Донской культуры, дать представление о жизни людей в прошлом, погрузить в ист...