РЕМЕСЛА КУБАНСКОГО КРАЯ
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект НОД по ознакомлению с ремеслами Кубани, посредством виртуальной экскурсии (презентация) и ручному труду (корзинки для пасхальных яиц из шпагата).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
remesla_kubanskogo_kraya.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Ремесла Кубанского края»
Скорикова Татьяна Ивановна.
Воспитатель высшей квалификационной категории группы компенсирующей направленности МБДОУ ДСКВ № 32 города Ейска МО Ейский район г. Ейск 2018 г.
Интеграция областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество»
Цель: формирование у дошкольников целостного восприятия народных ремесел, как, части культуры русского народа.
Задачи:
1. Расширять и углублять представления детей о кубанской культуре, познакомить с ремеслами, бытующими на Кубани.
2. Вызвать интерес, к предстоящей деятельности предложив выполнить корзинку для пасхального яйца из шпагата.
3. Учить выполнять поделку из шпагата, наклеивая нить на основу, закреплять умение пользоваться клей - карандашом, ножницами.
4. Развивать интерес детей к ручным умениям в быту посредством знакомства с историей традиционных кубанских ремёсел, мелкую моторику, эстетическое восприятие.
4. Воспитывать у детей любовь к своей малой родине, уважение к труду народных умельцев, культурным и национальным традициям казаков.
Активизация словаря: казак, умельцы, промыслы, гончар, кузнец, кует, бондарь, лоза, плетение, шпагат.
Предварительная работа: чтение стихов о Кубани, рассматривание кубанской азбуки, иллюстраций о жизни казаков, подготовка заготовок (обертывание шаров салфетками)
Ход НОД:
Воспитатель:
- Дети, скажите, где мы с вами живем?
(в России, на Кубани)
Край родной Кубанский-
Родина моя,
В этом крае выросли
Он, и ты, и я.
Горы и долины
На Кубани есть
Есть сады и нивы
Все не перечесть…
Воспитатель:
- Как нас можно назвать раз мы живем на Кубани?
(нас можно назвать россиянами или кубанцами)
- Правильно, мы кубанцы. Кубань – часть нашей большой родины России. Богата наша кубанская земля – это целебные воды, богатые рыбой реки и моря, золотые пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, черешневые да яблочные сады. Но главное богатство Кубани – это добрые и трудолюбивые люди, живущие на ее земле.
На Кубани люди добрые живут,
Ремесла знают, ценят труд.
Работают, не зная скуки.
А мастера уж! На все руки.
- Как вы думаете, ребята, кто такие мастера?
(это люди, которые очень хорошо умеют выполнять какую – то работу)
- У меня есть такой знакомый мастер, его зовут Степан Петрович. Сегодня он ждет нас в гости и обещал научить вас своему ремеслу.
- Пойдем в гости?
- Только я пойду раньше найду Степана Петровича, а вы с Ириной Николаевной приходите через минуту.
(дети и второй воспитатель через минуту приходят в музыкальный зал, где оборудована мастерская с выставкой изделий из ивовой лозы, их встречает Степан Петрович (ушедшая ранее и одетая в кубанский костюм воспитатель))
Казак:
- Здравствуйте, ребята, давно вас поджидаю. Хочу научить вас моему ремеслу.
- Ребята, а вы знаете, что такое ремесло?
- Ремесло – это изготовление каких-либо изделий своими руками.
-У нас на Кубани много ремесел, и я приглашаю вас на экскурсию где вы узнаете об этих ремеслах. Экскурсия эта необычная: ходить мы никуда не будем, а будем смотреть. Садитесь на стулья и начнем.
(дети садятся на стулья, поставленные полукругом перед мультимедийным экраном)
(просмотр слайдов сопровождается рассказом воспитателя)
Казак:
Заглянем в кузницу
1 слайд В кузнеце, как в бане жарко.
Там огонь пылает ярко.
Кузнецы к жаре привычны.
Ковань делают отлично!
2 слайд Мост красивый, весь витой,
Ограду в ковке завитой.
Да и сами кузнецы
словно добры молодцы.
А сейчас мы в ткацкой мастерской, где работают ткачихи, они на своих станках ткут ковры, коврики и разные ткани.
3 слайд
Летают пальцы птицами –
Поток струится ситцевый.
Летают пальцы пчёлками –
Поток струится шёлковый.
Теперь навестим гончаров.
4 слайд Гончар свое дело знает,
Глину в руках разминает.
Из глины как сказка, как диво, как чудо
Выходит различного рода посуда.
Макитры, глечики, кувшины -
Все это из обычной глины!
А сейчас, мы в бондарной мастерской.
слайд 5 Бондари - знатоки своего дела
Делают бочки очень умело.
Делают ведра, ванны и кружки,
В общем, все, что для бани нужно.
Теперь мы в мастерской мастера резьбы по дереву.
слайд 6 В руках стамеска, нож, топор,
Терпенье, воля, плюс – напор
И рождается чудо - узор:
Шкатулки расписные,
Наличники резные.
И еще одно ремесло, которым занимаюсь и я – плетение из лозы.
слайд 7 Согрею в ладонях лозу золотую,
Корзину, кроватку и санки сплету,
Сплету круглый стол, самовар и качалку
И с радостью людям я все подарю.
Казак:
- Ребята, понравилась вам экскурсия?
- Какими ремеслами занимаются кубанские умельцы?
- Какое ремесло вам больше всего понравилось?
- А мое ремесло вам понравилось? Плетение из лозы древнее, нужное и красивое ремесло. Лоза – это тонкие веточки и из них я умею плести разные нужные предметы. Проходите в мою мастерскую и посмотрите, какие предметы я сплел из лозы.
(дети проходят во вторую часть зала, где размещена выставка плетеных изделий, рассматривают их)
Казак:
- Нравятся вам мои работы?
- А вы хотите научиться делать корзинки?
- Замечательно. Скоро большой православный праздник Пасха, когда люди обмениваются крашеными яйцами. Я приготовил для вас крашеные яйца, а вы сплетете для них корзинки. Согласны? Корзинки сегодня мы будем делать не из лозы, а из шпагата. Шпагат – это такая нитка из травы. Вы готовы учиться?
(ответы детей)
- Тогда проходите к столам, садитесь, слушайте и смотрите.
(дети садятся за столы на которых лежат заготовки: теннисные шарики, обернутые салфетками, к которым приклеен шпагат – донышко корзинки, клей – карандаши, сплетенные ранее ручки для корзинок, ножницы, влажные салфетки)
Казак: (показ сопровождается комментариями педагога)
- Берем шарик и держим его за бумажный хвостик. Намазываем клеем ниже уже приклеенного шпагата и начинаем приклеивать шпагат поворачивая шарик. Чтобы корзина была красивой, нужно шпагат приклеивать очень плотно. Если клеевой слой закончился, а нитка еще осталась, надо ниже намазать салфетку клеем и продолжить приклеивание. Вам понятно, ребята?
- Когда нитка закончится, нужно отрезать салфеточный хвостик и заложить края салфетки во внутрь корзинки. Ручку я сам прикреплю и корзина готова. Кладем в нее яичко. Вот какая красота получилась. Прежде чем работу начинать, нужно пальцы нам размять .
Пальчиковая гимнастика:
Вот помощники мои (сжимают и разжимают кулачки),
Как их хочешь поверни (поворачивают ладони)
Раз, два, три, четыре, пять (соединяют пальцы обеих рук по очереди)
Не сидится им опять (поворачивают ладони)
Постучали, повертели (стучат ладошками друг о друга)
И работать захотели (складывают ладони в замок)
Казак:
- Ну вот, теперь пальчики готовы работать. Приступайте. Если кому – то нужна будет помощь, тихонько меня позовите я подойду и помогу.
(дети работают, Степан Петрович оказывает помощь и прикрепляет ручки)
Казак:
- Ребятки, вы большие молодцы, у всех получились замечательные корзинки. Да какие все аккуратные! Выбирайте яйцо и кладите в свою корзинку.
(на подносе расписные яйца из пенопласта).
- Ребята, понравилось вам заниматься моим ремеслом?
- А кто запомнил, как оно называется?
- Приходите еще ко мне в гости, будем учиться дальше. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как знакомить дошкольников с ремеслами родного края»
Знакомство дошкольников с ремёслами Старооскольского края....
Авторская программа "Кубанский край-казачий край"
Авторская образовательная программа «Кубанский край - казачий край» для детей дошкольного возраста группы казачьей направленности...
Сценарий праздника: «КУБАНСКИЙ КРАЙ - ХЛЕБНЫЙ КРАЙ»
ЦЕЛИ: * познакомить с традициями и обычаями кубанского народа * развивать музыкальные и творческие способности дошко...
Конспект ОД Ремесла нашего края
материал предназначен для работы с детьми подготовительной к школе группе ...
ПРОЕКТ "НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ. НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОДНОГО КРАЯ"
Приобщение детей к народной культуре — одна из задач, которая стоит перед современным педагогом. Эта работа предполагает активную педагогическую деятельность с позиций возрождения национальных устоев,...
Открытое занятие в подготовительной к школе группе "Кубанский край - казачий край!"
Открытое занятие по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" с учетом регионального компонента...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РЕМЕСЛА КУБАНСКОГО КРАЯ"
Фотографии ремесел и изделий мастеров кузнечного ремесла, ткацкого, гончарного, бондарного ремесел, а так же резьба по дереву и плетениеиз лозы....