проект "По сказам П.П. Бажова
проект (подготовительная группа) на тему
К проекту приложена презентация о уральском писателе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p.p._bazhov.docx | 16.29 КБ |
o_pisatele_bazhove_prezentatsiya.ppt | 646.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект «Маленькие исследователи»
Исследовательский проект для детей дошкольного возраста
Тема: "Маленькие исследователи".
Проект долгосрочный - 3 месяца.
Актуальность.
Проект поможет в интересной и увлекательной форме сформировать у дошкольников простейшие представления о происхождении электричества научиться «ловить статическое электричество»
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с электричеством.
Задачи:
Расширять представление детей о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
Закрепить знания об электроприборах;
Закрепить правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами;
Учить понимать связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, познавать;
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Развивать мыслительную активность, наблюдательность;
Воспитывать желание экономить электроэнергию, развивать интерес к познанию окружающего мира.
Сроки реализации проекта – 3 месяца
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап: изучение и анализ уровня развития у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности и творческого проектирования. Выявление уровня и эффективности планирования воспитательно-образовательной работы по данному вопросу, анализ организации предметно-развивающей среды, анализ эффективности работы с родителями по данному вопросу.
Моделирующий этап: подбор методик, форм работы с детьми, педагогами ДОУ, родителями воспитанников, , создание эффективной предметно-развивающей среды в группах, создание информационного пространства для родителей,.
Основной: осуществление поставленных задач, наработка диагностического, методического, практического материала, определение наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми, родителями, педагогами ДОУ по организации естественнонаучных наблюдений и экспериментов с детьми.
Контрольный: анализ проделанной работы, диагностика уровня развития исследовательских навыков детей, определение уровня компетенции родителей по организации естественнонаучных наблюдений и экспериментов с детьми дома, желание сотрудничать с педагогами ДОУ.
Предполагаемый результат
1. Информация о результатах реализации проекта, размещенная на информационном сайте ДОУ.
2. Представление опыта работы на педагогическом совете ДОУ.
3. Создание коллекций «Спички бывают разные», «Эволюция вещей»
В результате реализации проекта дети будут знать:
• понятие электричество;
• что, электричество вырабатывается электростанцией;
• что, ток идет в каждый дом по проводам;
• где «живет» электричество;
• названия электрических бытовых приборов;
• выключатель регулирует подачу электроэнергии к приборам;
• правила безопасного обращения с электроприборами;
• историю появления электрической лампы, ее устройство;
• что электроэнергию надо беречь, экономить, выключать лишние приборы, соблюдать меры предосторожности;
• причину появления статического электричества;
• простейшие опыты с электричеством.
В результате реализации проекта дети будут уметь:
• выполнять действия по организации опытов с электричеством;
• задавать вопросы, искать ответы;
• видеть проблему по определенной теме;
• формулировать цель, планировать задачи;
• выдвигать гипотезы и проверять их;
• отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
• проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы;
• фиксировать этапы действий и результаты графически;
• осуществлять сбор информации из разных источников: справочники, энциклопедии, интернет, поиск единомышленников;
• применять теоретические знания в практической деятельности при обращении с живыми организмами;
• защищать свои исследования перед сверстниками.
Основные направления в работе:
работа с детьми
работа с родителями
работа по усовершенствованию предметно-развивающей среды
Механизм реализации проекта:
Работа с детьми:
• Специальные занятия по познавательному развитию
• Экспериментальная деятельность
• Интегрированные занятия
• Организация сюжетно-ролевых игр
• Дидактические игры
• Трудовая деятельность
• Художественно-речевая, изобразительная деятельность
• Чтение художественных произведений, беседы.
• Создание центра «Светлоград»
С родителями:
• анкетирование
• организация совместной деятельности по изготовлению атрибутов, игр, домашних заданий
• оформление папок передвижек
• индивидуальные беседы
• выставка иллюстраций, фото
• выставка детских рисунков
Проведение с детьми дошкольного возраста непосредственную образовательную деятельность по образовательной области «Познание» по темам « Где живет электричество?», «Знакомство с профессией электрик»
Познакомились с историей открытия электричества. Для этого мы создали «Светлоград», где собрали иллюстрации, предметы по теме, создали лепбук.
Рассказали детям, как работают электроприборы, о правилах безопасности при их использовании. Для закрепления сделали настольно-печатные игры: «Собери картинку», «Найди пару».
Для проведения экспериментов и опытов дополнили наш экспериментальный уголок новыми приборами, атрибутами для работы по теме. Напечатали цикл опытов по теме «Электричество».
Но самым интересным для детей оказалось – это знакомство со статическим электричеством.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Работа – она штука долговекая, человек умрёт, а дело его останется.» П.П.Бажов Свою автобиографию писатель разместил на трёх страницах, но о его жизни написаны десятки книг. «…Родился 27 января (15 по старому стилю) 1879 г. в Сысертском заводе бывшего Екатеринбургского уезда, Пермской области. Отец по сословию считался крестьянином, но работал на заводе… мать кроме домашнего хозяйства занималась рукоделием «на заказчика». Дом Бажовых, Сысерть Комната в доме Бажовых, Сысерть
Павел был в семье единственным сыном. Учитель трёхлетней земской школы заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям учить сына дальше. Так он оказался в духовном училище г.Екатеринбурга. Закончив его в 14 лет, поступил в Пермскую духовную семинарию, где обучался ещё 6 лет. После окончания Павел должен был стать священником, но отказался от этого. С 1899 по 1917 года Бажов был учителем русского языка сначала в деревне Шайдуриха около Невьянска, затем в Екатеринбурге и в Камышлове. Много сил Павел Петрович отдавал работе в области народного образования, строительству школ и библиотек, устройству народных домов. Домик П.Бажова, художник А.Рыжков
В 1924-1936 гг. Павел Петрович создал несколько историко-документальных книг, главным образом посвящённых Уралу. Первая книга Бажова – «Уральские были» вышла в Екатеринбурге в 1924 г. Свою главную книгу он написал в 1939 г. в возрасте шестидесяти лет. «Малахитовая шкатулка» – это сборник самобытных уральских сказов, вызывающий интерес у многих поколений читателей разных стран. Эта книга принесла писателю мировую известность. В 1943 г. уральскому сказочнику присвоено звание лауреата Сталинской премии II степени, а в 1944 г. за плодотворную творческую деятельность он награждён орденом Ленина – первым и единственным из числа уральских писателей. «Сказы Бажова. Старик-камень». Художники Патокины
«Сказ» похож на устный монолог - повествование, передачу чужой устной речи, обладающей своеобразной манерой. Сам Бажов отличал сказ от сказки тем, что в сказе есть элемент действительной истории, в его основе лежит истинное происшествие, что и отличает его от сказки. волшебная "Шкатулка сказов" Каждый из нас может открыть для себя «Малахитовую шкатулку», «достать» понравившийся сказ и полюбоваться мастерством уральского сказочника Павла Петровича Бажова.
Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Полозом, Огневушкой-поскакушкой... Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы. « Медной горы Хозяйка», «Огневушка-поскакушка», «Данила-мастер». Авт. В.В.Васильев
"Медной горы Хозяйка" Сказ открывает цикл, в который входят: - «Медной горы Хозяйка»,1936г ; - «Малахитовая шкатулка», 1938г ; - «Каменный цветок», 1938г ; - «Горный мастер», 1939г ; - «Хрупкая веточка», 1940г ; - «Две ящерки», 1939г ; - «Травяная западёнка», 1940г ; - «Таюткино зеркальце», 1941г ; а также два незавершённых сказа - «Тёплая грань» и «Хозяйкино зарукавье». Хозяйка Медной горы – осевой центр цикла. Хозяйка Медной горы (Малахитница, Хозяйка) владеет подземными богатствами, секретом красоты, контакты с ней заканчиваются печально, поэтому люди её боятся. «Медной горы Хозяйка» В. Челак
Динамику сюжета составляет борьба двух сил: социальной несвободы и демонического влияния Хозяйки. Степан , столкнувшись со всемогущей Хозяйкой, ведёт себя достойно. Он не уклоняется от испытаний , которые она устраивает ему, видя в нём возможного супруга. "Медной горы Хозяйка" Первое – он должен был при людях сказать приказчику : Хозяйка «заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался». После этого Степану назначили урок «вовсе несообразно». Второе – испытание богатством. Хозяйка показала своё «приданое» и потребовала:«Прямо говори, берёшь меня замуж, али нет?» - на что Степан ответил: «Не могу, потому другой обещался» Третье испытание – забыть красоту Малахитницы – Степан не выдерживает: он её помнил всегда, поэтому «счастья в жизни не поимел», хотя женился, завёл семью, дом «обустроил», но «невесёлый стал и здоровьем хезнул. Так на глазах и таял.» «Медной горы Хозяйка» К. Кукулиева
Малахитовая шкатулка Вначале сказ имел название «Тятино подаренье» Один из самых объёмных и «густонаселённых» сказов – больше десятка основных персонажей и примерно столько же собирательных образов – родня, «девки-бабы», «народ», приказчики, служащие и т.п. Действие происходит примерно в течение 10 лет и в разных местах : в Полевском заводе, Екатеринбурге и в столице. Рассказчик , дед Слышко, и все персонажи не только верят в реальность тайной силы , но и считают вполне естественным включённость в быт чудесных предметов. Н – р, пуговка, в которой появлялась «странница» и что-то показывала и объясняла Татьяне. В сюжетном плане сказ продолжает историю семьи Степана после его гибели. Из предыдущего сказа перешли образы Настасьи и Малахитницы, «знающего» человека и малахитовой шкатулки. «Малахитовая шкатулка» Б. Игнатьев
Каменный цветок Входит в цикл, содержащий историю семьи Данилы – мастера. Включает также сказы: - «Горный мастер», - «Хрупкая веточка». В основе сказа и цикла в целом – различное отношение старых и молодых мастеров к камнерезному искусству. Это различие становится ещё более показательнее, когда ученик начинает отвергать профессиональные критерии своего наставника. « Каменный Цветок » В. Челак
повествуется о мастере Прокопьиче : он крепостной, « в пожилых годах», не имеет ни жены, ни детей и вынужден по барскому приказу обучать подростков камнерезному ремеслу. Прокопьичу «жаль расставаться со своим мастерством», поэтому учит он «худо» – бьёт учеников, « всё у него с рывка да с толчка», и ученики уходят. Не ушёл только Данила : ему некуда уходить, он – бездомный сирота. Данила прошёл все стадии обучения и был признан мастером. Молодой Данила стремится познать свой материал, «полную силу камня самому посмотреть и людям показать». Данила оставляет в неведении любимую девушку и уходит к Хозяйке, чтобы увидеть каменный цветок и приобщиться к высшей тайне камнерезного искусства. Каменный цветок Афиша к фильму «Каменный цветок», исполнители главных ролей Тамара Макарова и Владимир Дружников
Горный мастер Действие происходит через «два либо три года», как исчез Данила. Хозяйка отпустила Данилу , потому что он не мог забыть людей и свободу. Невеста Данилы освободила его из неволи. Хозяйка пожелала ему: чтобы всё, чему научился он в горе, осталось бы у него в памяти, но дорогу к Хозяйке Данила должен забыть. «Горный мастер» В.Волович
Хрупкая веточка Рассказывается о семейной жизни Данилы и Катерины. Они создали крепкую семью, преодолели негативное поселковое мнение, их верность прошла испытание тайной силой. Чётко определены роли отца и матери. У них 8 сыновей и дочка – это, как говорят в народе, «богатая семья». Главный герой сказа – Митя , Митюшка, Митяйко, Митюнька, а когда стал взрослым парнем – Митюха. В семье его любили, «все братья слушались его». «Он в семье – то ровно огонёк в лесу…» Но семейный лад нарушает барин : увидев, что Данила и Катерина живут в достатке. Им удвоили оброк. В семье «всех прижало, а робятам хуже всего: до возрасту за работу сели.» Возникает конфликт семьи Данилы и барина . Конфликт разрешится публичным посрамлением барина : «Митюха схватил баринову палку за тонкий конец да как хряснет набалдашником по лбу, так барин на пол и сел и глаза выкатил». Все остолбенели, а Дмитрий вышел и «куда – то подевался».
Серебряное копытце При первой публикации был назван сказкой , позже П.П.Бажов относил к сказам «детского тона.» Повествование ведётся с выраженной установкой на достоверность : упоминается посёлок Глинка, Полдневая сторона. Сам рассказчик говорит, что всё происходило «в нашем заводе». Кокованя – прозвище , не придумывается, а выбирается из числа бытовавших. В прозвище Кокованя два смысловых мотива – одиночества и весёлости . Имя девочки – Дарья , Дарёнка – осмысляется по принципу народной этимологии – подарёнушка. Кошка Мурёнка – третий персонаж – «…кошка маленькая и до того худая да ободраная, что редко кто такую в избу пустит». Неприятный вид кошки замечают только взрослые, а девочка её любит, кладёт с собой спать, ласкает. «Серебряное копытце» Г. Мосин
Серебряное копытце Адресуя сказ детям, писатель сознательно идеализирует жизнь героев : у каждого своё дело, добра у них немного, зато согласие, радость общения. «Кокованя…на работу ходил, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка…мышей ловила.» Народная этическая традиция требует благополучного завершения рассказа о гонимых сиротах, старых бобылях, и П.П.Бажов её не нарушает. Сказ завершается сказочно – неопределённо: получив от Серебряного копытца полшапки камней, герои стали жить – поживать. «Серебряное копытце» М. Успенская
Огневушка - поскакушка «Огневушка – поскакушка» относится к сказам «детского тона». В этом сказе, говорил П.П.Бажов «изображается открытие золота, которое… «сидит редькой», т.е. сверху более или менее широкие гнёзда, а потом суживаются, сходят на нет. Сюжетно – композиционная основа 3 встречи Поскакушки с людьми. Создавая сказочный сюжет о помощи волшебной силы обездоленному ребёнку, писатель тщательно проработал мотив сиротства. Герой сказа – 8-летний мальчик Федюнька. У него есть отец, но мальчик находится на положении сироты: мать умерла, отец снова женился, и, как положено в сказке, «мачеха попалась, прямо сказать, медведица». Федюнька живёт с чужим дедом на прииске. Дед передаёт ребёнку свои знания, опыт, и это является основной моральной ценностью. «Огневушка-поскакушка» В. Челак
Помощь Огневушки частично восполняет ему нехватку материнского тепла и отцовской заботы. Изображая контакт мальчика с Огневушкой, писатель вводит в сюжет волшебные предметы : снежный клубочек, чудесную лопатку. Вводится сказочный закон повествования «подумано – сделано» Поскольку герой сказа – ребёнок, писатель превращает фольклорную «девку» Поскакушку в «махонькую девчоночку , рыженькую, в голубом сарафанчике и с голубым платочком», которая постоянно находится в движении, в пляске, причём её танец наглядно представляет подземную золотую редьку. Огневушка - поскакушка «Огневушка-поскакушка» Г. Кетов
Образы сказочных героев Бажова нашли большой отклик во многих видах искусства: театр и кино, станковое и монументальное искусство, скульптура и мелкая пластика, декоративно-прикладное творчество. Герои уральских сказов представлены в камне, чугуне и фарфоре, в мозаичных панно и чеканке по металлу, декоративной росписи и ювелирных изделиях. Сказы Павла Петровича Бажова так умны и так красивы, что композиторы сочиняют к ним музыку, художники рисуют иллюстрации. Пасхальное яйцо «Хозяйка Медной горы», дерево. В.А. Панин. Палех, 2003. Хозяйка Медной горы, бронза. А.Н. Четвериков Спектакль Омского кукольного театра «Серебряное копытце»
Список литературы Бажовская энциклопедия. Под редакцией Блажес В.В. – Екатеринбург: Сократ, 2007. – 639 с. Мастер, мудрец, сказочник: Воспоминания о П. Бажове. – М.: Сов. писатель, 1978. – 590 с. Татьяничева Л. Слово о мастере несравненном. – Собр. соч. В 3т. / – М.: Худож. лит., 1986. – Т. 3. – С. 354-365. "Уральский волшебник П.П. Бажов. Удивительная жизнь сказов“ // "Образование Урала" http://www.uraledu.ru/node/21175 http://virlib.eunnet.net/Bazhov/index.html – Бажовских сказов дивные места. http://magazines.russ.ru/ural/2004/1 – Журнал «Урал». О Бажове. http://lib.ru/tales/bazhov – П.П. Бажов. Собрание сочинений в трёх томах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по сказам П.П. Бажова
Знакомство детей с великим сказочником Урала П.П. Бажова, раскрытие творчества П.П. Бажова, передача духовного опыта предков, который учит добру, щедрости, трудолюбию, вызвать ин...
В гостях у Хозяйки медной горы /по мотивам сказов П.П.Бажова/
Новый год в ДОУ. Подготовительная группа.Цель: Формирование нравственных качеств личности ребёнка - дошкольника старшего возраста, посредством знакомства с творчеством уральского писателя - земляка П....
Занятие по познавательному развитию «Путешествие по сказам П.П. Бажова»
Цель: Приобщать детей к истокам культуры родного края через творчество П.П. Бажова...
Викторина по сказам П. П. Бажова
Викторина по сказам П. П. Бажова...
Презентация "Сказы П.П. Бажова"
Слайды по разным сказам Бажова....
методическое пособие "Путешествие в сказы П.П.Бажова"
игры. словарь устаревших слов и выражений, придумай другой конец сказа на новый лад т.д....
Волшебный мир сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» в книге и мультипликационном фильме
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11925129","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"269","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11925131","...