Конспект НОД "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект НОД "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_yarmarka.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» 

Разработала воспитатель  

Иванова Елена Борисовна

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема: “Ярмарка”.

Цель: знакомство с русским народным творчеством.

Задачи:

  • систематизировать знания детей о ярмарке,
  • познакомить с женским народным костюмом,
  • закреплять понятия о видах и жанрах устного народного творчества;
  • развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление, творческое воображение, выразительную речь;
  • воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове.

Предшествующая работа: прослушивание русских народных наигрышей, рассматривание девичьего костюма, игрушек народных умельцев, заучивание народных потешек, пословиц, загадок.

Словарная работа: ярмарка, скоморох, коробейник, балаган, кокошник, косоворотка, кушак, душегрея, кика.

Материал и оборудование: народный костюм для воспитателя, костюмы для детей, кукла би-ба-бо Петрушка, балаганы с народными игрушками, лоток с лентами, пряниками, костюмы скоморохов, народные инструменты, обруч с разноцветными лентами для игры “Карусель”, костюм медведя, воздушные шары.

Музыкальное оформление: народные мелодии.

Ход занятия

Воспитатель в русском народном костюме приглашает детей в группу, где стоят балаганы.

Ребята, посмотрите, в каком необычном наряде сегодня я вас встречаю. Вам нравится мой наряд? Это старинный русский народный женский костюм.

Как вы думаете, как называется такая одежда? (Платок, юбка, рубаха, передник)

А ещё на мне надета душегрея и кика. Хотите рассмотреть? Душегрея – это короткая одежда, которую украшали вышивкой и парчой. Её предназначение – греть, согревать. Кика – кокошник из парчи, такие кики украшали жемчугом и надевали по праздникам.

Кто запомнил, как называется головной убор? А ещё какое новое слово услышали?

Сегодня я приглашаю вас на ярмарку. Знаете, что это такое? Хотите побывать на ярмарке?

Петрушка. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки.

Я весёлая игрушка, как зовут меня?

Дети. Петрушка.

Петрушка.

Почтенные господа,
Пожалуйте сюда.
Открываем балаган,
Предлагаем вам:
Кокошники, кушаки
Сарафаны да портки
Подходите, подходите
Покупайте, что хотите.

Дети выбирают костюмы, наряжаются.

Воспитатель. А вы, детушки, знаете, как называются эти костюмы? Уточнение ответов.

Петрушка.

Подходи, честной народ,
Все от мала до велика
Потеха пришла, смех, веселье принесла
Скоморохи, выходите, да людей повеселите!

Воспитатель. Дети, кто такие скоморохи, знаете? (Это люди, которые смешили народ.) Кто хочет быть скоморохом? Сейчас мы наденем воротнички и колпачки да включим задорную плясовую.

Скоморохи веселят детей.

Петрушка.

Вот игрушки расписные
Ладные, нарядные.
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся.

Воспитатель. Подходите, выбирайте, да правильно называйте.

Дети покупают игрушки народных мастеров: семёновские матрёшки, дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки

Петрушка.

Дрессированный медведь
Может он плясать и петь
Кто нарядиться мишкой,
Получит коврижку.

Воспитатель. Кто хочет нарядиться мишкой? (Выбирает одного ребёнка)

- Ну-ка, мишка, не ленись, добрым людям поклонись.

-А теперь, покажи, как дети пляшут.

- А как зарядку делают? Молодец, мишка, вот тебе коврижка.

Петрушка.

Эй, удалой народ,
Карусель вас ждёт.

Подвижная игра “Карусель”: Дети держаться за ленты на обруче, бегут по кругу, приговаривая:

Еле-еле, еле-еле раскрутили карусели
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.

Петрушка.

А, вот, коробейник, весельчак и затейник
Продаёт игрушки, баранки да ватрушки
Денежку не вынимай,
А пословицу вспоминай.

Воспитатель. Дети, кто хочет быть коробейником? Если желающих несколько, то выбирают считалкой

Считалочка.

Аты-баты, шли солдаты.
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько дали?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты Ты и я!

Воспитатель. Подходите, кто знает пословицы? Дети рассказывают пословицы, получают товар.

Воспитатель.

На Руси была потеха
Пляску русскую плясать.
Становитесь в круг, ребята,
Будем пляску исполнять.

Русская народная пляска

Петрушка.

Просто молодцы, ребятки,
А теперь проверю я
Как отгадывать загадки,
Вы умеете, друзья.

Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает.
Сам дней не знает,

А другим рассказывает.
Кто ходит ночь и ходит день

Не зная, что такое лень?
Птичка-невеличка.
Носик стальной,
А хвостик льняной.

Петрушка. Молодцы, ребятки, знаете загадки.

Воспитатель. Ну вот, детушки, мы обошли с вами всю ярмарку. Что же это такое, ярмарка? Что вам запомнилось? Какие новые слова услышали? Что вам понравилось?

Ярмарка – это народное гулянье, базар, где продают разный товар.

На ярмарке скоморохи веселят народ, показывают кукольные представления, где главный герой Петрушка.

Коробейники продают свой товар с лотков.

На ярмарке водили дрессированного медведя.

Устраивали карусель, разные забавы.

На ярмарку надевали праздничную одежду.

Воспитатель. Кто может сказать, как называется мой костюм?

Молодцы, ребятушки, вы были дружными, внимательными, любознательными, и вот вам подарочки от меня – воздушные шарики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства

 Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки.Приобщая детей к  истокам наро...

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».

Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия  для восприятия целостной картины истории своей...

ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной игрой»

Национальные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.Н...