Конспект НОД "Коренные жители ХМАО"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Знакомство с культурой народов Севера - ханты и манси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коренные жители ХМАО | 65.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе
«Коренные жители ХМАО»
Цель: Продолжать знакомить детей с образом жизни народов Севера (ханты и манси), их трудом, жизнью в суровых условиях, приобщать к истокам народной культуры.
Задачи:
- Формировать представления дошкольников о малой Родине, чувство любви и привязанности к природе и культурным ценностям;
- Обогащать и развивать речь детей терминами хантыйского словаря, правильно объясняя их значение (чум, нарты, сах, кисы, малица)
- Продолжать знакомить детей с образом жизни народов Севера (ханты и манси).
- Расширять представления о разнообразии хантыйских узоров, украшаемых одежду народов ханты.
- Развивать творчество, самостоятельность, инициативу двигательных действий;
- Воспитывать любовь к родному краю, уважение к коренным жителям ханты и манси, быту, культуре, обычаям, искусству коренных народов родного края;
- Продолжать воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку играть сообща;
- Закрепить правила безопасности при пользовании ножницами;
Методы и приёмы: словесный, практический, рассматривание, игровой, беседа.
Словарная работа: чум, сах, малица, кисы, унты, нарты, ханты, манси.
Материал: карта Тюменской области, иллюстрации, изделия из бисера, дидактическая игра «Собери целое из части», кассета с хантыйской музыкой, кукла Акань, ножницы на каждого ребенка, салфетки, клей-карандаш, клеенка, шаблоны чума.
Предварительная работа: чтение сказок, беседа с рассматриванием иллюстраций предметов быта, слушание национальной музыки, знакомство с национальными праздниками.
Содержание образовательной деятельности
- Ребята, кто из вас знает, как называется наш округ? Кто может показать на карте, где находится наш округ? (показывают на карте округ)
Почему наш округ называется Ханты-Мансийским?
-Кто такие ханты и манси?
Почему их называют коренными жителями?
- Сегодня к нам в гости пришла кукла Акань. Она принесла много интересного для вас и хочет от вас услышать то, о чем вы уже знаете о нашем округе и его коренных жителях. Это национальная кукла народов севера. Куклу шили, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку.
- Кукла Акань принесла с собой игру « Собери целое из частей» (национальные узоры). Для игры предлагаю разделиться на команду девочек и мальчиков. У вас получились элементы орнамента. Эти орнаменты можно встретить на одежде, обуви, украшениях и предметах быта ханты и манси. В орнаменте отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представление об окружающей действительности. Это звери: “заячьи ушки”, “беличий след”; птицы: “крылья чайки”, “хвост тетерева”; растения: “березовая ветка”. Предлагаю посмотреть на презентации, как используется орнамент на женской одежде.
1 слайд. Праздничная одежда отличается от повседневной не покроем, а лишь внешним оформлением: яркой расцветкой ткани или белым цветом оленьих шкур.
2 слайд. У женщин — шуба сах и делается с разрезом спереди , в отличии от мужской малицы – с глухим покроем.
3 слайд Мозаичный орнамент можно увидеть и на рукавицах.
«Хантыйские узоры красивы и просты.
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб».
4-5 слайды. Традиционная обувь северного народа – кисы. В настоящее время принято такую обувь называть унты.
Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя.
- Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.
Физкультминутка «Прыжки на нартах».
- Народы ханты и манси любили не только в куклы играть, но и в подвижные игры. Кукла Акань предлагает поиграть в любимую игру «Прыжки через нарты». Нарты похожи на санки, но на санках катаются только зимой, а на нартах и летом. Нарты легче санок.
Мы немного поиграли, Акань предлагает вспомнить как называется жилище кочующих оленеводов (чум). Чум бывает разных размеров, в зависимости от количества членов семьи. Разделялся чум на 2 половины: левая – женская, правая – мужская. В мужскую половину женщинам не разрешалось ходить, а мужчины могли ходить в левую половину. Летом чум покрывали берестой (демонстрация поделки из бересты), а зимой оленьей шкурой (демонстрация поделки чума из шкуры).
- Пальчиковая игра «Веселые пальчики» (разминка перед продуктивной деятельностью)
Вышли ханты погулять,
Вокруг чума поплясать,
Грибы, ягоды, орехи –
Все в корзинку собирать.
- Продуктивная деятельность «Чум из бумаги» (включить тихую музыку)
-Предлагаю вырезать шаблон чума, получить форму конуса и заклеить по контуру (вспомнить правила безопасного пользования ножницами).
- Вот и получились бумажные чумы для игр в макете.
- Мы сегодня не просто играли, гуляли,
А в гостях у нас кукла Акань побывала.
Много интересного нам рассказала.
-Ребята, а что интересного, нового вы узнали о жизни народов ханты и манси?
- Как прекрасен этот край, посмотри…
Изучай его, гордись им и люби!
- Рефлексия. Какие новые слова вы услышали впервые и что они обозначают?
- Ребята, я предлагаю вам и нашим гостям посетить наш мини музей «Украшения из бисера».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Житель севера - снегирь".
Познавательное занятие для детей о жизни снегирей зимой....
Конспект НОД Жители цветочного города
для детей старшего дошкольного возраста...
Технологическая карта конспекта "Поможем жителям цветочного города"
Задачи: Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Закреплять умение составлять алгоритм по обозначенной цели, определяя оборудование и действия с ним. Учить прогнозирова...
Конспект НОД " Жители нашего леса"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы тема : « Жители нашего леса »Цель: активизировать знания детей жителях нашего леса....
Конспект Лесные жители зимой
Цель: Формировать представление детей о диких животных (зайце, белке, медведе), их внешнем виде, особенностях образа жизни....
Проект по взаимодействию педагога с родителями. По теме «Коренные жители ХМАО - Югры».
Создание единого социокультурного образовательного пространства для развития дошкольников в детском саду и в семье на основе краеведческого материала....