Кружковая деятельность по теме: "Математическая Знайка" (игры с блоками Дьенеша)
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Кружковая деятельность
ТЕМА: « Математическая Знайка» (игры с блоками Дьенеша)
Актуальность: в наше время очень актуальна и важна проблема умственного развития. Чрезвычайно важна и актуальна проблема вопроса подготовки ребенка к образовательной деятельности в школе.
Дошкольное образование признали уровнем образования, а значить мы обязаны работать в соответствии с ФГОС. Но требования ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса в дошкольном возрасте это не УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, а ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Для формирования предпосылок учебной деятельности в помощь воспитателям есть много разработок, игр, пособий, но я остановилась на БЛОКАХ ДЬЕНЕША.
Почему?
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.
Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны. Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Дети любят играть с блоками!
Как показывает опыт российских педагогов в работе с 2 – 10 лет, игры с логическими блоками позволяют:
* Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
* Развивать пространственные представления.
* Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
* Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
* Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
* Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
* Развивать речь.
* Успешно овладеть основами математики и информатики.
В коробочке с блоками есть небольшое руководство, которое весьма схематично. Подробно познакомиться с логическими блоками можно с помощью книг: "Давайте поиграем" (под редакцией А.А.Столяра. - М., 1991, 1996), а также "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией З.А.Михайловой - СПб, 1996, 2000).
Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.
Если же передерживать детей на определённой ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Играя с блоками Дьенеша, вы заметите, как малыш становится умнее и сообразительнее. Как станет удивлять Вас быстротой и гибкостью мышления!
Так что же такое блоки Дьенеша?
Дидактическое пособие для освоения математики, разработанный венгерским научным деятелем Золтан Дьенешем. Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Фигуры делятся по таким признакам:
1. Цвет: синие, красные, желтые
2. Размер: маленькие и большие
3. Толщина: толстые и тонкие
4. Форма: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник
Из чего состоит пособие?
1. Логические блоки
Сами фигурки-основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество игр. Главное предназначение-научить понимать свойства предметов.
2. Карточки
Изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры.
-цвет определяется пятном
-размер определяется силуэтом домика, одноэтажный-маленький, многоэтажный-большой
-контуры геометрических фигур соответствуют форме
-толщина- два изображения человечков. Первый-толстый, второй-худой
-в комплекте есть карточки с отрицанием. Перечеркнутый крест накрест знак.
3. альбомы
В альбомах представлены разные игры с фигурками, схемы-рисунки, по которым можно их складывать. Задания можно самостоятельно усложнять, вносить разнообразия.
Исходя из всего этого, я поставила ЦЕЛЬ моей деятельности
ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
-формировать представления о математических понятиях
-углубить представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.
-закрепить навыки и умения в счете, вычислениях, измерениях.
-формировать умения обдумывать, планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий
-формировать мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
Развивающие:
-развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
-обогащать активный словарь
-развивать целенаправленность, самоорганизованность.
-развивать общение и взаимодействие со взрослыми и детьми в ходе игры.
Воспитывающие:
-воспитывать навыки самоконтроля, саморегуляции, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми.
ГИПОТЕЗА: играя с блоками Дьенеша, у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности, что повышает интерес к образовательной деятельности и способствует к успешной адаптации к школе .
Условия реализации:
Реализуем по принципам:
-системность
-наглядность
-интеграция
-креативность
-индивидуальность
Занятия проходят в несколько этапов, которые разработал Дьенеш.
- Свободная игра. Цель-научить малыша решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты
- Плавно переходим на игру с правилами. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией.
- Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Надо подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами
- Знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы
- Последний этап- самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем предлагаются разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам.
Ожидаемые результаты
Образовательные:
-у ребенка сформированы представления о математических понятиях
-углублены представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.
-закреплены навыки и умения в счете, вычислениях, измерениях.
-сформированы умения обдумывать, умеет планировать свои действия, осуществляет решение в соответствии с заданными правилами, проверяет результат своих действий.
-ребенок анализирует, синтезирует, обобщает, классифицирует, абстрагирует.
Развивающие:
-развивается речь, умеет аргументировать свои высказывания, строит простейшие умозаключения.
-у ребенка обогащен активный словарь
-ребенок целенаправлен, самоорганизован.
-ребенок легко общается и взаимодействует со взрослыми и детьми в ходе игры.
Воспитывающие:
-у ребенка воспитан навыки самоконтроля, саморегуляции, согласовывает свои действия со сверстниками и взрослыми.
перспективный план в средней группе
Месяц | Тема | Задачи |
Октябрь | 1. «Найди осенние листочки» 2. «Помоги мышатам» 3. «Найди на ощупь драгоценный камень» 4. «Дети в городе геометрических фигур»
| Развивать у детей умение выделять в блоках от 1 до 4 различных свойств (цвет, форму, размер, толщину), абстрагировать одни от других, называть их. Развивать умение находить блоки на ощупь. Учить детей называть форму предметов. Познакомить с символами свойств, развивать зрительную память. |
Ноябрь | 1.Игра «Дружат - не дружат» 2. Игра «Домино» 3. Игра «Дорожки
4. Игра «Найди друга» | Развивать умение детей сравнивать предметы по одному свойству, видеть в них общее и различное. Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать блоки по самостоятельно выделенным свойствам. |
Декабрь |
4. Игра «Украсим ёлку бусами» | Развивать умение сравнивать блоки по одному двум свойствам одновременно. Учить понимать слова «разные», «одинаковые». Подвести к пониманию отрицания свойств. Развивать умение анализировать форму предметов. Развивать умение сравнивать по их свойствам. Развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения композиции). Развивать способность к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм «выращивание дерева»), творческого мышления, воображения Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему». Закреплять навыки порядкового счета, знание цифр. Учить детей называть «полное имя» блока, то есть перечислять весь объем его свойств. Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, опираясь на карточку-символ свойства и отсутствие свойства. |
Январь | 1. Игра «Угадай-ка» 2.Игра «У кого в гостях» | Развивать умение называть два свойства (цвет, форма, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.) Развивать способность анализировать, сравнивать, обобщать фигуры в таблице по одному и двум свойствам одновременно. |
Февраль |
| Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у блоков по их знаково-символическим обозначениям. Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства. Развивать умение рассуждать, аргументировать свой выбор. |
Март | 1. Игра «В гостях у умного кролика» 2.Игра «Кулинары» 3. Игра «Цветы для Дюймовочки» | Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». Развивать умение рассуждать, аргументировать свой выбор. Развивать у детей умение выделять в блоках сразу два свойства, называть их, пользоваться знаками-символам Учить следовать правилам при выполнении действий, подвести к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат. |
Апрель |
| Развивать умение сравнивать блоки по правилам взрослого, затем по правилам, предложенным детьми Развивать умение блоки по наличию или отсутствию двух свойств. Развивать умение классифицировать и обобщать предметы по одному, двум свойствам. |
Май | 1. Игра «Найди свою дорожку» 2. Игра «Построй дом» 3. Игра «Засели домики» 4. Игра «Где, чей гараж» | Развивать умение классифицировать блоки. Учить рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий. Развивать умение классифицировать и обобщать предметы по одному, двум свойствам. |
Диагностика в средней группе
- Сгруппировать фигуры по признакам (цвет, размер итд)
- Сортировать блок по двум признакам
- По схеме сложить из блоков ДОМ-СТОЛ-СТУПЕНЬКИ
- Выложить блоки в ряд так, чтобы каждый блок отличался от предыдущей по одному признаку
- Выложить по цвету : красный, желтый, синий. Продолжить ряд чередуя оттенки в заданном порядке
Результат диагностики в средней в начале года
ФИ ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Общий итог |
Топоркова Катя | В | С | Н | н | С | С |
Иванов Алгыстаан | С | Н | С | н | С | С |
Койчуманова Мадина | Н | Н | Н | н | Н | Н |
Федорова Лилиана | С | Н | С | н | С | С |
Давыдов Дима | Н | Н | Н | н | Н | Н |
Кусатов Леня | С | Н | С | н | С | С |
Ботаков Айсан | В | Н | В | н | С | С |
Васева Аня | Н | Н | Н | н | С | Н |
Чемокин Артур | С | Н | С | н | С | С |
Дьяконова Милана | Н | Н | С | н | Н | Н |
Высокий-0%
Средний- 60%
Низкий-40%
Результат диагностики в конце года
ФИ ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Общий итог |
Топоркова Катя | в | В | В | в | В | В |
Иванов Алгыстаан | в | С | В | с | В | В |
Койчуманова Мадина | в | С | В | с | С | С |
Федорова Лилиана | в | С | В | с | В | В |
Давыдов Дима | в | С | В | с | С | С |
Кусатов Леня | в | С | В | с | В | В |
Ботаков Айсан | в | В | В | в | В | В |
Васева Аня | в | С | С | с | В | С |
Чемокин Артур | в | С | В | с | В | В |
Дьяконова Милана | в | С | В | с | С | С |
Высокий-60%
Средний-40%
Низкий-0%
Перспективный план в старшей группе
Сентябрь
-Знакомство с блоками Дьенеша. Повторение
-Игры и занятия
Октябрь
Сказочная математика.
Дидактические задачи: развитие логического мышления, умение классифицировать предметы по цвету, форме, размеру. Формировать умение решать логические задачи на поиск лишней фигуры.
Логические блоки; карточки с изображением звезд.
"Найди клад"
Дидактические задачи:Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.
8 квадратных логических блоков, круги из бумаги ("клады"), карточки со знаками цвета, формы, размера, толщины (для 2 и 3 вариантов).
«Поиграем с Буратино»
Дидактические задачи: развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, нетреугольный и т.д.).
Логические блоки, игрушка Буратино, карточки-свойства (для II и III вариантов).
Ноябрь
«Помоги муравьишкам»
Дидактические задачи: развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.
Набор логических блоков, непрозрачные открывающиеся коробочки с прорезью вверху (домики) по числу детей
"Автотрасса (построй дорожку )"
Дидактические задачи: развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).
Таблицы с правилами построения дорог (табл. 1 – 3), логические блоки.
"Необычные фигуры "Дидактические задачи: развитие способности к анализу, абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм - "выращивание дерева"); творческого мышления, воображения.
Наборы логических фигур по количеству детей, таблицы с правилами построения фигур (табл. 4 – 6).
Декабрь
"Где чей гараж? (построй дом)"'
Дидактические задачи: развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию.
Логические блоки, карточки-домики (табл. 7 – 9), прямоугольники по размеру клеток на карточке (40 шт.).
«Дорожки»
Дидактические задачи: развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.
Логические блоки, три домика (макеты или изображения домиков или их условные обозначения).
"ДОМИНО"
Дидактические задачи: развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.
Логические фигуры или блоки.
Январь
"Найди пару"
Дидактические задачи: развитие восприятия, внимания, умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
Логические фигуры или блоки.
"Две дорожки"
Дидактические задачи: Развитие умений выделять и абстрагировать свойства; сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
Логические фигуры.
Февраль
"Поймай тройку"
Дидактические задачи: развитие умения сравнивать.
Логические фигуры или блоки.
"Где чей гараж"
Дидактические задачи: развитие умений классифицировать.
Логические фигуры (блоки1), таблицы с изображением дорожек и гаражей (табл. 10, а).
"Засели домики"
Дидактические задачи: развитие классификационных умений.
Логические блоки или фигуры, карточки с изображением домиков (табл. 14).
Март
"У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок ?"
Дидактические задачи: развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать.
Карточки с логическими таблицами (табл. 15-17), логические фигуры.
"Помоги фигурам выбраться из леса "
Дидактические задачи: развитие логического мышления, умения рассуждать. Материал.
Логические фигуры, или блоки, таблицы.
"Загадки без слов"
Дидактические задачи: развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.
Логические блоки, карточки с обозначением свойств.
Апрель
"Где спрятался Джерри?"
Дидактические задачи: развитие логического мышления, умения кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать ее.
Логические блоки, карточки с обозначением свойств, мышонок Джерри (маленькая плоская фигурка).
"Угадай фигуру"
Дидактические задачи: развитие логического мышления, умений кодировать и декодировать информацию о свойствах.
Логические фигуры и два набора карточек-свойств с перечеркнутыми знаками на каждую пару детей.
"Сократи слово "
Дидактические задачи: развитие логического мышления, умения строго выполнять правила при выполнении действий, внимания.
Логические блоки (фигуры), таблица 22.
Май
"Построй дом"
Дидактические задачи: развитие логического мышления, внимания.
Набор логических фигур в мешочке, 4 карточки-домика (см. табл. 23, а), прямоугольники по размеру клеток на карточке (40 штук).
«Раздели блоки-1 "
Дидактические задачи: развитие умений разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию "не".
Логические блоки, две игрушки (Буратино, Незнайка).
Диагностика в старшей группе
- Предложить ребенку фигуру, из общей массы блоков достать все те, которые совпадают с выбранной фигурой по одному свойству
- Выложить три фигуры. Одна из них не должна иметь ни одного общего свойства с остальными
- Выбрать из предложенных блоков один лишний и объяснит, почему, как он пришел к такому выводу
- Предложить несколько фигур в ряд. Предложить подобрать каждой парную по определенному свойству
- На заготовке изображены фигуры. Обвести по контуру тонкие фигуры, толстые закрасить полностью
Результат диагностики в начале года
ФИ ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Общий итог |
Топоркова Катя | с | С | с | с | В | С |
Иванов Алгыстаан | с | Н | н | с | С | С |
Койчуманова Мадина | с | С | н | н | С | С |
Федорова Лилиана | с | С | н | с | В | С |
Давыдов Дима | с | Н | н | с | Н | Н |
Кусатов Леня | с | Н | н | с | С | С |
Ботаков Айсан | с | С | с | с | В | С |
Васева Аня | с | С | н | н | Н | Н |
Чемокин Артур | с | Н | н | с | С | С |
Дьяконова Милана | н | Н | н | н | С | Н |
Высокий-0%
Средний-70%
Низкий-30%
Вывод : с игрой испытуемые дети познакомились в средней группе. Дети одного возраста, но после первой диагностики мы заметили, что у детей различный психологический возраст. Кто то легко справляется с заданием, кому то требуется немного времени для прохождения задания, а кому то не удается выполнить задания. Но после занятий и игр с блоками на протяжении определенного времени, мы смело можем утверждать, что уровень развития детей повысился. Это видно по результатам диагностики в средней группе.
В старшей группе задания усложнились, и опять же мы видим, что некоторым удается выполнить задание, кому то нет. В данное время мы также занимаемся в кружке, и надеюсь, что к концу окончания старшей группы результат исследования будет высокий.
заключение
Современные родители большое внимание уделяют умственному развитию своих детей, готовы отдать ребенка на всевозможные кружки и организации. Но вместе с этим забывают о простейших играх, которые можно приобрести за небольшие средства.
Особенность блоков Дьенеша в том, что их еще можно изготовить самому взрослому, а также вместе с ребенком. Что обязательно сделает игры еще более интересными и насыщенными.
Задачами педагогов является не только обучить и научить детей, но и заинтересовать ими родителей и научить их играть с ребенком в домашних условиях, используя блоки Дьенеша. Ведь только совместная работа СЕМЬЯ-САД, совместные усилия ПЕДАГОГА-РОДИТЕЛЯ могут повысить интерес к образовательной деятельности в целом.
Таким образом моя ГИПОТЕЗА подтвердилась. Достижения детей играя с блоками Дьенеша у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности и у него повышается интерес к образовательной деятельности.
Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша
1. «Что изменилось». Перед ребенком выкладывается несколько фигур,
которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую,
или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
2. «Волшебный мешочек». Все фигурки складываются в
мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки
(все большие или все толстые). Все фигурки опять же
складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и
характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо
называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
3. «4-й лишний» Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из
них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
4. «Найди не такие» Положите перед ребенком любую фигуру и попросите
его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
Сообщение на МО_Е.А. Бурянина
5. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие
же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по
цвету.
6. «Продолжи ряд» или «Цепочка». а) Выложите
перед ребенком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный,
желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и
толщине). Предложите ему продолжить ряд.
б) Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы
каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом,
формой, размером, толщиной.
в) Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур
одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и
цвету и т.д..).
г) Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но
разные по форме и т.д.
д) Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и
размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
7. «Найди пару». Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру:
большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
8. «Клад». а) Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и
пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную
картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете
отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» -
«Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше
про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает
наводящие вопросы. б) По аналогии можно спрятать в коробочку одну из фигур, а
ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в
коробочке.
9. В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в
другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их
уравнять.
10. «Второй ряд». Выкладываем в ряд 5-6 любых
фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под
каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой
формы (цвета, размера).
11. «Чего не хватает». Предлагаем таблицу из девяти
клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно
подобрать недостающие блоки.
12. Игра с одним обручем. На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке
один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего.
Например, внутри обруча - все красные блоки,а вне обруча - все остальные. Детям
задают вопросы:
- Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные).
- Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные).
Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все
красные блоки, и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется
через свойство тех, которые лежат внутри.
Сообщение на МО_Е.А. Бурянина
13. Игра с двумя обручами. На полу два разноцветных обруча (синий и
красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает
кому-нибудь встать:
-внутри синего обруча,
-внутри красного обруча,
-внутри обоих обручей,
-вне красного обруча,
- внутри синего, но вне красного,
- внутри красного, но вне синего,
-вне синего и красного обручей.
Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все
круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает
затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей
части двух обручей.
После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают
на четыре вопроса:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
- Внутри синего, но вне красного обруча?
- Внутри красного, но вне синего?
- Вне обоих обручей?
Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств -
формы и цвета.
14. В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый
игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается.
Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному:
фигурами другого цвета (формы, размера).
15. Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме-
картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький
треугольник и т.д.
16. «Художник» Из логических блоков Дьенеша можно составлять
плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня. Ребенку надо
подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены их свойства.
17. «Заселим в домики». Необходимо распределить блоки по
соответствующим нарисованным домикам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша) в подготовительной к школе группе.
В конспекте занятия показано использование блоков Дьенеша....
Конспект интерактивной познавательно-развивающей игры воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста по развитию сенсорных математических представлений с использованием блоков Дьенеша "Домик для зверят".
При проведении данной игры мы ставили задачу закрепления знаний детей по выбору объекта по четырём признакам (цвет, форма, величина, толщина); закрепление умения ориентироваться на плоскости по вертик...
Конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша.
Занятие 1.Программное содержание.- Формирование умения различать предметы по форме и называть их: круг, квадрат, кирпичик.- Совершенствование предметных действий.Дидактический наглядный материал.Чудес...
« Математическая Знайка» (игры с блоками Дьенеша)
кружковая деятельность...
Программа кружковой работы по познавательному развитию «Юные гении» (блоки Дьенеша) в подготовительной группе
Пояснительная запискаВ Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направле...
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша) в подготовительной к школе группе. «Проделки Бабы-Яги»
Цель - формировать умение решать логические задачи на развитие по свойствам...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша) во 2 младшей группе "Путешествие в зимний лес"
Цель - расширить и обогатить элементарные математические знания путем поисков исследовательской деятельности...