Проект "Эрьзя - скульптор мира"
проект (подготовительная группа) на тему
Патриотическое воспитание подрастающего поколения; использование богатейшего культурного наследия музея им. С.Д.Эрьзя в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста для полноценного развития современного человека, становления его личности, приобщения к культуре родного города
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt1.docx | 47.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект « Степан Эрьзя – скульптор мира»
Вид проекта: краткосрочный
по типу: познавательно-развивающий
Объект исследования — жизнь и творчество С. Эрьзи.
Предмет исследования — творчество С. Эрьзи как важнейший аспект культуры мордовского народа
Участники проекта: дети логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Ты - чародей резца
Ты - славный сын земли
Ты - лучший из эрзян
Я признаюсь в любви
Воспел людей Земли.
Воспел ты свой народ.
И в камне - ты резцом
Свой возвеличил род
Мордовию свою
Прославил на весь мир!
На Родину твою
Пришелся славы пир!
/Д. Надькин./
Проблема.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем, его достопримечательностями, улицами, на которых проживают дети, с известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний жизни и творчестве известного скульптора Степана Эрьзи, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, родители и дети не владеют информацией о музее, где собраны его работы. Не имея достаточного количества знаний о достопримечательностях и великих людях, прославивших Мордовию, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, данная проблема является актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Актуальность
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии, с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии.
Искусство является основой художественного развития ребенка, важным средством его эстетического воспитания. Искусство окружает ребенка с момента рождения и вводит в мир через систему художественных образов. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным.
Новизна проекта заключается в том, что ознакомление с творчеством С. Эрьзи будет осуществляться через проектную деятельность. Это позволит дополнить традиционную систему работы с детьми по данному направлению.
Цель проекта: Патриотическое воспитание подрастающего поколения; использование богатейшего культурного наследия музея им. С.Д.Эрьзя в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста для полноценного развития современного человека, становления его личности, приобщения к культуре родного города.
Задачи
- знакомство с жизнью и творчеством мордовского скульптора С.Д.Эрьзи; со средствами выразительности, используемыми в скульптуре.
- создание условий для восприятия сведений об историческом прошлом изучение истории музея С.Эрьзя , культуры родного края.
- приобщение детей к нравственным и духовным ценностям.
обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их в культурную традицию родного края.
- привитие любви к родному краю, народному искусству, труду;
- развитие стремления изучать историю родного края, сохранять бережное и уважительное отношение к памяти своих предков.
- воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ, уважения и восхищения художественным мастерством великого скульптора.
Гипотеза:
Реализация проекта способствует накоплению знаний об историческом и культурном наследии народов Республики Мордовия, проявлению интереса к искусству, к обычаям и традициям своего народа. Дети будут знать имена тех, кто прославил свой город.
Ожидаемый результат.
Знакомство с творчеством всемирно известного скульптора позволит более глубоко познать вид изобразительного искусства скульптуру и развить художественные способности детей, расширение представления об образе человека - великого скульптора Степана Эрьзи , проявляние творческой активности в познании окружающего мира.
Для решения поставленных задач используется комплекс методов исследования, среди которых выделяются следующие:
- определение проблемы, выдвижение гипотезы их решения,
- оформление конечных результатов, анализ полученных данных,
- подведение итогов,
- выводы,
- наблюдение,
- анкетирование,
- социологический опрос, интервьюирование,
- работа со средствами массовой информации, с литературой.
Словесные: беседа, чтение стихов, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.
Наглядные: рассматривание иллюстраций с изображением скульптур С.Эрьзи, демонстрация презентаций.
Практические: Экскурсии, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и викторины.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап – подготовительный, включает в себя:
- Изучение методической литературы.
- Создание развивающей среды.
- Подбор игр и оборудования .
- Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности
- Анкетирование родителей «Представления о жизни и творчестве мордовского скульптора С.Д.Эрьзи».
- Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о жизни и творчестве мордовского скульптора С.Д.Эрьзи.
II этап – основной, включает в себя:
- Тематический план работы по ознакомлению детей логопедической группы с жизнью и творчеством мордовского скульптора С.Д.Эрьзи.
- Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.
- Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
- Совместные мероприятия с детьми разного возраста.
- Экскурсии
III этап. Заключительный :
- Презентация проекта.
- Папка передвижка «Экскурсия по выставке работ – фотографий С.Эрьзи».
- Выставка детских работ и работ родителей.
Перспективный план
Содержание работы | Срок | Участники | Практический выход |
«Это интересно» - Биографические моменты из детства скульптора. Инсценировка | 29 января | Воспитатель, дети | Приложение1 Приложение2 |
Школьные годы Степана | 30 января | Воспитатель, дети | |
Трудовая жизнь скульптора | 1 февраля | Воспитатель, дети | |
Знакомство с основным материалом для его работ - породы дерева – квебрахо, альгарробо. | 2 февраля | Воспитатель, дети | |
Рассматривание скульптур : Женская фигура Изображение «Эрзянки» Портрет«Моисея» Сказочные образы | 6 февраля | Воспитатель, дети | Экскурсия в музей д/сада |
Познакомить со средствами вы- разительности, используемыми в скульптурах « Тоска», «Горе», «Радость», «Мечты», «Спокойствие», «Каприз», «Скорбь»,«Сон», «Ужас». | 8 февраля | Воспитатель, дети | Экскурсия в музей д/сада. Презентация |
Лепка фигур детьми. Работы родителей | 29.01.-09.02. | Воспитатель, дети, родители | |
Чтение и заучивание стихов об Эрьзе и его работах | 29.01.-09.02. | Воспитатель, логопед, родители, дети | Приложение3 |
Папки передвижки «Экскурсия по выставке работ – фотографий С.Эрьзи», «Краткие биографические данные», Рубрика «Это интересно» | 29.01.-09.02. | Воспитатель | Приложение 4 |
Показ открытого занятия для родителей «Путешествие по творчеству С.Эрьзи» | Май | Воспитатель, родители | Конспект занятия с презентацией Приложение5 |
Задание родителям «Отгадай кроссворд», викторину «Здравствуйте, Эрьзя» | 8 февраля | Воспитатель, родители | Кроссворд «Нефедов», викторина «Здравствуйте, Эрьзя» Приложение 6 |
Экскурсия «Где можно увидеть скульптуры С.Д. Эрьзи». | По выбору родителей | Воспитатель, родители, дети | Поездка в Музей изобразитель- ных искусств имени С.Д. Эрьзи. |
Достигнутые результаты
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств с помощью проектной деятельности способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о жизни скульптора. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления у детей.
Дети проявляют желание сделать поделки из пластилина и глины собственными руками, лепка как один из видов изобразительного творчества позволил дошкольникам постигать азы художественного мастерства создавать с помощью пластилина или глины объемные фигурки. Детям доставляет радость узнавания реального в художественном образе.
В результате полной реализации проекта и обработки итогов диагностики получены следующие результаты:
- рост познавательной активности детей повысился на 28 %,
- анализ результатов навыков и умений по лепке показал: среднее развитие у 78% детей, выше среднего у 22% детей,
- повысился уровень художественно– эстетического вкуса детей группы.
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
- получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
- смогли реализовать свои творческие способности.
Необходимо нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.
Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности, поведения и опыта.
Проектная деятельность базируется, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми (участие в инсценировках, беседы по слайдам презентации, быть активными собеседниками на занятиях по изучению жизни и творчества скульптора С.Д. Нефедова, заучивание стихов), а с другой — на постоянно расширяющихся самостоятельных действиях ребенка (собственных пробах, поиске, выборе темы по лепке, желании рассматривать изображения скульптур)
Теоретическая значимость
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания и форм взаимодействия педагогов и воспитанников, которое предусматривает
процесс знакомства детей дошкольного возраста с творчеством выдающегося мордовского скульптора С.Д. Эрьзи. Творчество талантливого скульптора Степана Дмитриевича Нефедова, раскрывая одну из ярчайших страниц искусства, принадлежит к подлинно народным ценностям нашей культуры.
В своем творчестве Эрьзя опирался на лучшие образцы русского и мирового искусства, оставаясь при этом сыном своего народа, неуловимыми нитями связанным с родной землей, ее природой, с ее вековыми традициями в области народного творчества. В данном проекте представлен анализ выразительных средств одного из видов изобразительного искусства скульптуры, приводятся факты биографии мордовского скульптора. Вопросы изучения истории родного края, в том числе людей, внесших вклад в развитие родного края, являлись предметом изучения многих известных ученых историков. Теме феномена Эрьзи в мировой культуре посвящено множество научных работ и монографий известных ученых, таких как Кончин Е., Баранова М. Н., Дорфман Н. А., Блинов В. А., Воронина Н., Клюева И. и др.
Практическая значимость
Основным показателем эффективности данного проекта является формирование познавательного интереса детей к искусству, творческой активности, бережного отношения к памятникам культуры, понимания роли искусства в жизни общества, т. е. духовное развитие воспитанников. Главное - воспитать с детства вкус, понимание и жажду общения с подлинным искусством, высокую эстетическую взыскательность и самостоятельность суждений. Практическая деятельность ребенка направлена отражением, доступным для его возраста художественными средствами, своего видения окружающего мира.
Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит Интерес родителей к искусству, к труду художников, стремление к поиску все новых и новых проявлений искусства в жизни.
А дети в свою очередь, узнают биографию Степана Эрьзи, художника большого таланта и поразительного трудолюбия, познакомятся со скульптурными произведениями признанного мастера. Проведенная работа поможет детям и родителям увидеть необычную выставку работ знаменитого скульптора. Экскурсии в музеи, посещение выставок, просмотр экспозиций Совместная работа с музеями оказывает неоспоримую помощь в приобщении детей и взрослых к истории и культуре родного города, края.
Познавательная значимость
Содержание проекта, ее познавательный характер, определяет тесную связь восприятия произведений искусства, окружающей действительности, детских работ и практической художественной действительности.
Познавательное значение проекта проявляется в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни конкретных людей и дает обширные знания об их творчестве. Дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.
Приобщая ребенка к искусству, рассматривая скульптурные образы С.Эрьзи формируются представления о многообразии народов, можно подвести дошкольников к пониманию того, что наряду с многообразием представлений народов о красоте, определенной разными условиями жизни, существуют и общечеловеческие ценности.
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о жизни и творчестве мордовского скульптора С.Д.Эрьзи интересны детям и взрослым. Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.
Список использованных материалов :
- Баранова М. Эрьзя. Альбом (второе издание). Саранск, 1989
- Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. Саранск, 1995
- Осянина Н. « Десять путешествий скульптора Эрьзи».Саранск,2008
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 06/2011
Интернет-ресурсы:
- http://www.argentina,mid.ru/RUS/SobreArgentina/4.html
- http://www.erzya.info/
- http://www.erzia-muzeum.ru
- http://www.megabook.ru/
- http://www.piplz.ru/page-id-105
- http://referat-lib.ru/view/referat-art/105/104711.htm
Приложения
- Рубрика «Это интересно»
- Текст инсценировки
- Стихи
- Папка передвижка «Биографические данные»
- Конспект занятия с презентацией
- Кроссворд и викторина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план кружка "Юный скульптор"
Цель кружка: Учить детей пользоваться стекой, доской, соленым тестом, формочкой. Учить детей нетрадиционным методам в своих работах. Учить делить большой кусок на несколько маленьких кусочков. Развива...
Совместный экологический проект с родителями на тему: « ПРИРОДА - СКУЛЬПТОР?»
Совместный экологический проект с родителями на тему:« ПРИРОДА - СКУЛЬПТОР?» Информационно – практико – ориентированный, творческий проект.Возраст участников проекта – старшая группа.Продолжительность...
Юный скульптор
Образовательная программа по лепке для детей 6-7 лет рассчитанная на один учебный год...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по рассматриванию памятника Петру I работы скульптора Фальконе.
Конспект познавательного занятия по развитию речи, направленного на воспитание интереса к памятникам города и развитию любознательности у старших дошкольников....
Знакомство с трудом скульптора и лепка Куклы
НОД по изодеятельности по лепке, знакомство с профессией скульптора...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Юный скульптор»
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит непростая задача – построить свою работу так,...
Занятие по познавательному развитию "Вулканы - скульпторы Земли?"
Может быть полезно для педагогов старших и подготовительных групп....