Занятие по познавательному развитию "Вулканы - скульпторы Земли?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Осипова Екатерина Юрьевна

Может быть полезно для педагогов старших и подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл вулканы30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по разделу познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе «Вулканы-скульпторы Земли?»

Подготовила: Осипова Екатерина Юрьевна, воспитатель подготовительной к школе группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, высшая квалификационная категория

Цель: сформировать у детей представления о строении земного шара, о таком природном явлении, как вулканы.

Задачи:

  • Познакомить детей с моделью земного шара в разрезе,
  • Расширить, сформировать у детей представления о строении земного шара и таких природных явлениях, как вулканы ,гейзеры и землетрясения;
  • Учить детей выполнять работу по алгоритму;
  • Развивать логическое мышление , внимание, координацию ,мелкую моторику;
  • Развивать любознательность, пространственное воображение, способность представлять события по описанию;
  • Воспитывать интерес к неживой природе;
  • Формировать эмоционально-положительное отношение  к окружающему миру , умение видеть его красоту и опасность.

Материалы и оборудование:  макет вулкана, сода, жидкое мыло, краситель, 9% раствор уксусной кислоты, схема строения земного шара, схема строения вулкана, оборудование для детского эксперимента.

Словарная работа:  вулкан,  гейзер, землетрясение,  земная кора, магма, ядро, кратер, жерло, лава.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости и ребята! Сегодня я  хочу пригласить вас на заседание клуба «Почемучки». Заседание наше будет посвящено одной из планет Солнечной системы. А какой, вы должны догадаться сами. Воспитатель демонстрирует глобус и спрашивает детей, что это такое?

Дети отвечают: Глобус, Земля и т.д.

Воспитатель спрашивает детей, почему модель Земли окрашена в разные цвета.

Дети отвечают: зеленый- равнина, синий-вода, коричневый-горы.

Воспитатель: Правильно. Теперь мы поговорим о строении нашей планеты. Демонстрация схемы строения земного шара, повторение названий. Как называется центр Земли? (ядро),

Как называется поверхность Земли? ( земная кора)

Что находится между корой и ядром? (мантия)

Если дети затрудняются отвечать на вопросы, воспитатель помогает им.

Воспитатель: Как вы думаете, наша планета Земля  менялась за миллионы лет существования? А сейчас она меняется?

Дети: да! ( или другие вар. ответов)

Воспитатель: Вы правы, наша планета меняется и сейчас, ведь почти каждую минуту на ней происходят разные природные явления…земле

трясения, извержения вулканов, гейзеров.

Воспитатель: послушайте загадку и отгадайте, о чем пойдет сегодня речь:

Где с горы летит огонь,
И дымит со всех сторон,
Там опасный хулиган,
Вновь проснувшийся … (вулкан
)

 

Я черный страшный великан

Что делать мне - решаю сам:

Могу я спать, могу рычать,

Огонь и пепел извергать!

А ну, попробуй угадать,

Как же меня звать? (вулкан)

Воспитатель: Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос « Правда ли, что вулканы  меняют поверхность нашей Земли?» Для этого я приготовила вам сюрприз - модель действующего вулкана.                 (демонстрация опыта). Далее воспитатель демонстрирует схему вулкана в  разрезе и предлагает заучить новые названия: Жерло, кратер, магма, лава. При этом объясняет детям, что вулкан - это разрыв поверхности Земли или земной коры, который помогает лаве. пеплу и газу выходить на поверхность.

Ну, а теперь все члены клуба «Почемучек» сами проведут опыт, но прежде нужно повторить правила проведения эксперимента. (правила)

Воспитатель предлагает детям схемы-карты с алгоритмом опыта.

Работа детей по алгоритму.

Воспитатель: И так ,  ребята, теперь мы можем ответить на вопросы

  • Что такое вулкан?
  • Какие виды вулканов вы знаете?
  • Опасны ли вулканы для человека?
  • Являются ли вулканы скульпторами Земли?
  • Какие ещё природные явления меняют поверхность Земли?

Вы, ребята , молодцы! Вы - настоящие экспериментаторы! Вы были внимательными, аккуратными и любознательными! На этом заседание клуба «Почемучек» объявляю закрытым, до следующих встреч!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.  Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) ТЕМА: «Фиксик Нолик ищет воздух»

Актуальность темы непосредственно образовательной деятельности.Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усв...

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию  «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...