Конспект занятия: «Жаворонки, прилетите весну — красну на крыльях принесите».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Программные педагогические задачи:
- Познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны.
- Познакомить детей с праздником прилёта птиц- Сороки
- Развивать речь детей, заучивая заклички, поговорки.
- Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
- Научить детей делать из лоскутов ткани - «жаворонков», традиционных для этого праздника.
б. Показать взаимосвязь устного, творческого и музыкального искусства.
Словарная работа: встреча весны, весна-красна, жаворонок, пташки, заклички, поговорки, лоскуток ткани
Материал: иллюстрации о проведении обряда встречи весны, праздника Сороки,
USB с записью звуков пения птиц, «Песня жаворонка» П. П. Чайковского, нотный
материал - хоровод «Веснянка», лоскуты ткани для изготовления «жаворонков», нитки,
комочки шерсти, веточки на каждого ребёнка для крепления «жаворонков».
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций о праздниках на Руси; заучивание закличек о весне, поговорок о весне и труде.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети входят в горницу. Хозяюшка приветливо встречает и приглашает сесть на лавки.
-Здорово дневали казаки и казачки!
-Здравствуйте, гости дорогие
-Проходите в горницу!
-Садитесь удобно на лавочки!
Посидим рядком, да поговорим ладком!
А, поговорим мы сегодня с вами о праздниках и народных традициях.
-А какие праздники знаете вы ребята?
«Новый год,8 марта, день рождения, 9 мая и тд».
В каждом народе есть еще и свои народные праздники.
-Давайте вспомним их?
Рождество, пасха, масленица!
- а скажите мне ребята, как правильно празднуют эти праздники
«на пасху пекут куличи, красят яйца, На крещение купаются в проруби, На масленицу пекут блины»
-А сегодня я хочу вас познакомить еще с одним народным праздником
Сороке или встреча весны.
-Посмотрите ребята за окно
Весна пришла!
Скажите какие признаки весны вы знаете?
(дни становятся длиннее, набухают почки, снег тает, птицы прилетают)
А сейчас мы расскажем стихотворение о весне
Ребенок
Трава опять зазеленела,
И закудрявились леса.
«Весна! Весна!» давай за дело
Звенят уж птичек голоса.
Ребенок
Сухие прутики, соломку
Кусочки мха они несут-
Все пригодится им для дома,
Что б для птенцов создать уют.
Ребенок
И заливаются на ветках,
Синицы, воробьи, скворцы
Ведь скоро в гнездах будут детки-
Их желторотые птенцы.
(показ слайдов ВЕСНЫ)
По народным представлениям весна сама не придет ее нужно пригласить вот и зазывали весну в старину песнями - заклинками
-а давайте ребятушки послушаем как в старину кликали,гукали
(звучит в записи закличка о весне)
Вос: давайте мои хорошие тоже вспомним закличку о весне
Весна, весна красная
Весна, весна ясная,
Приди весна с радостью
Приди весна с милостью.
В старину верили что весну на крыльях приносят сорок первых перелётных птиц, их называли сороки отсюда и названия праздника.
Вос: А каких перелётных птиц знаете вы?
Дети : скворцы, ласточки, жаворонки.
Ребенок:
А у нас в саду жилец,
Бойкий, маленький скворец.
Тихий сад повеселел
Оттого, что он запел.
Показ картинки
Вос: Какого цвета скворец? (черный, тело у него небольшое)
Ребенок
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик над окном
Из травы и глины.
Ребенок
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Показ картинки
Вос: Какого цвета ласточка? (Спина черная, а грудка белая. На горлышке у нее красное пятно)
Ребенок
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Показ картинки
Вос: Какого цвета жаворонок? (Жаворонок серый, не яркий.)
Встретить его можно в лесу, в степи. Послушайте как он звонко поет. (Прослушивание записи пения жаворонка).
Вое: - Чтобы скорее прилетели птицы и принесли весну хозяйки пекли печенье.
Послушайте пожалуйста загадку и угадайте в виде чего они пекли эти булочки.
Ребенок
В синем небе голосок - будто крохотный звонок
Вьется в небе высоко, слышен голос далеко.
Правильно это жаворонок
(булочки были сделаны в виде жаворонка)
Этими булочками хозяйки угощали соседей, а дети развешивали эти булочки на деревьях. Как вы думаете зачем?
-Это угощение для перелётных птиц.
А еще делали жаворонков из лоскутков.
Нужно было выйти на улицу подбрасывать фигурки и громко говорить за кличку.
Вое: давайте вместе с вами громко скажем закличку
Жаворонки ноги тонки!
Жаворонки-ноги тонки!
Прилетите к нам, принесите нам!
Конфетки на ветке!
Весну - красну!
Лето тёплое!
Хозяюшка: Дети выкладывали птичек в кружочек, плясали и пели песни-веснянки, водили хороводы, ведь хоровод символ тёплого солнца Накричавшись и наигравшись с «жаворонками», дети прикрепляли их к веткам деревьев, засовывали под крыши домов, под застрехи в сараях. Оставшееся печенье съедали, а головки птичек приносили домой. Существовала примета -чем больше головка у «жаворонка», тем крупнее, «головастее» будет лён. Или такая, например: чем выше подбросишь «жаворонка», тем выше вырастет лён.
Иногда в тесто при выпечке «жаворонков» клали какие-нибудь предметы -колечко, пуговицу, монетку. А потом по попавшимся предметам гадали о будущем: кольцо обозначало свадьбу, пуговица - счастье, монета - достаток.
А, ещё, мои дорогие, делали «жаворонков» из лоскутков.
(Показ на шесте «жаворонков» из ткани)
Хозяюшка: Давайте, вместе, попробуем,как в давние времена сделать таких птиц-птушек?
Показ и изготовление «жаворонков» из ткани.
А сейчас ребята пройдите на свои места
Перед вами трафарет и ткань, возьмите фломастеры и обведите трафарет, а затем по контору вырежьте его ножницами
Фоном музыка П. И. Чайковского «Жаворонок»
Во время работы, подбадривая детей, повторяем поговорки.
Сделаю раз по сто - будет всё просто.
Дело мастера боится.
Хозяюшка: Вот, какие славные получились «жаворонки - пташки»
Давайте высоко поднимем их на веточке, как раньше в старину
и ещё раз покличем весну, и позовем жаворонков.
Дети:
Жаворонушки, Полетовушки!
Прилетайте к нам,
Весну ясную весну красную
Принесите нам.
Весна, весна красная, весна,
Весна ясная
Приди весна с радостью, приди весна с милостью
Гори солнце ярче,
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Жаворонки прилетайте,
Зиму белу прогоняйте,
Весну красну созывайте.
Жаворонки прилетите,
Весну красную принесите.
На сохе, на бороне,
На овсяном снопе.
Итог: ребята что вам сегодня понравилось на занятие?
Вы хорошо работали, и мне тоже вы сегодня очень все понравились,большое вам спасибо!
Приходите еще в гости!
В конце занятия, Хозяюшка угощает детей булочками, которые называются
«жаворонки» и подводит итог занятию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жаворонки,прилетите,весну красну принесите.
Это занятие подойдёт при праздновании дня птиц....
Конспект открытого занятия"Жаворонки прилетите-весну красну принесите
Открытое занятие с подбором музыкально-фольклорного материала.На занятии дети делают "Жаворонков" из лоскутков ткани, водят хороводы, играют в русскую народную игру "Жаворонок" закличками зазыва...
КОНСПЕКТ «Жаворонки, прилетите, весну-красну принесите» подготовительная группа
Конспект занятия Непосредственно-образовательной деятельности В области «познаний» По разделу «Чтение художественной литературы»Цель: Познакомить детей с народным праздником Сороки, обрядами, пос...
Конспект непосредственной- образовательной деятельности в старшей группе « Жаворонки, прилетите весну - красну на крыльях принесите».
Ознакомление детей с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны. Тестопластика "Жаворонки"....
Открытое занятие в музее для воспитателей Гбоу Школа №1352 "Жаворонки прилетите, весну красну принесите"
Лепка обрядового печенья "Жаворонки прилетите - весну красну принесите!"...
Конспект развлечения по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе "Жаворонки прилетите -весну Красну принесите"
В рамках реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, 22 марта прошло развлечение "Жаворонки", с детьми старшей группы №8. Детям рассказали, что 22 ма...
Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе Тема: «Жаворонки прилетите, весну красную принесите»
Формировать знания о традициях русского народа, познакомить с закличками как одним из жанров устного народного творчества. Учить создавать образ птицы из подручных материалов....