Консультация для воспитателей "Использование ресурсов мини-музея ДОУ по привитию у детей любви к культуре родного края"
консультация на тему

Соколова Елена Николаевна

Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему городу. 

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. В детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами, народными умельцами. Чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. Перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача ориентировать ребенка на эстетическое восприятие целостной картины мира. Поэтому в нашем саду был создан и постоянно пополняется музей «Шатковского быта».   Он относится к фольклорным мини-музеям, однако его можно считать и комплексным мини-музеем, так как с его помощью дети знакомятся не только с бытом русского народа, с его обычаями, традициями, но и с русской литературой, народным искусством, историей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_sokolova_e.n.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ресурсов мини-музея  ДОУ по привитию у детей любви к культуре родного края

(Консультация для воспитателей)

В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, сегодня является одной из наиболее актуальных.

О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования.

Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему городу.

      Музейная педагогика – достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, и его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Мини-музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны, он  отличается от традиционных «больших» музеев, с другой – отражает особенности этих учреждений культуры.

    Слово «музей» происходит от слова «муза». В древнегреческой  мифологии музы – дочери бога Зевса, покровительницы наук и разных видов искусств. Храмы, посвященные музам, назывались музеонами. Соответственно, изначально музей – это храм муз.

      В современном музееведении существует такое понятие, как «детский музей».

Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А.У.Зеленко. Он считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками. Именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию ("знать предмет - значит действовать с ним").

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы,

проведение досугов и праздников. Мини-музей - это особая форма работы с детьми и родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычную предметную среду, это возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, сверстниками и педагогами.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

        В детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами, народными умельцами. Чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. Перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача ориентировать ребенка на эстетическое восприятие целостной картины мира.

         Поэтому в нашем саду был создан и постоянно пополняется музей «Шатковского быта».   Он относится к фольклорным мини-музеям, однако его можно считать и комплексным мини-музеем, так как с его помощью дети знакомятся не только с бытом русского народа, с его обычаями, традициями, но и с русской литературой, народным искусством, историей.

     Если в геологическом мини-музее собраны камни, то в фольклорном музее представлены экспонаты, которые помогают понять фольклор и представить условия, в которых он рождался. То есть, фольклорный мини-музей может рассматриваться как своеобразная иллюстрация к национальному фольклору. Он создает особую среду для знакомства детей с устным народным творчеством. Это крайне важно, так как у современных дошкольников нередко возникают трудности в понимании загадок, поговорок, закличек и других жанров фольклора. Во многих сказках упоминается веретено, прялка и другие предметы крестьянского быта, которые уже давно исчезли из нашей жизни.  

  Фольклорный музей - одно из средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», «настоящее» время, он ощущает себя в потоке времени продолжателем дела предков, приобщается к таланту и мастерству многих поколений и бережно относится ко всему тому, что они создали и оставили. Это способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.

Поэтому, создавая музей «Предметы шатковского быта»» мы преследовали следующие цели:

  • Вызвать у детей познавательный интерес к истории своего народа, желание узнавать новое о его прошлом. Воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу (своим предкам и современникам), развивать патриотические чувства.
  • Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских и мордовских народных традиций.
  • Познакомить детей с бытом людей в старину, а также расширить и закрепить уже имеющиеся у детей знания о быте шатковского и русского  народа, о предметах, которые окружали людей в старину.
  • Приобщать детей к миру искусства через этнокультурную среду музея, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира.
  • Ориентировать семьи воспитанников на духовно-нравственное воспитание детей. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада.
  • Находить и развивать новые формы сотрудничества с родителями, способствовать формированию устойчивых детско-родительских интересов. Развивать интерес к музеям, выставкам, экскурсиям.

    Экспонаты фольклорного мини-музея могут быть использованы на музыкальных, логопедических занятиях, занятиях по экологии, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, изобразительному искусству.

     Музыкальное занятие приобретает для детей особое значение, если они наденут национальные костюмы или послушают народные песни, станцуют народный танец. Колыбельную песню можно исполнить, качая малыша в люльке.

    На занятиях по ознакомлению с природой, экологии дошкольники узнают о том, какие природные материалы наши предки использовали в быту, как они сохранили природу; рассматривают спилы деревьев, бересту и изделия из нее. Слушают песни и загадки  о природе. Педагог может рассказать, из чего сделаны лапти, и даже предложит рассмотреть, примерить их. Уместным окажется и разговор о лекарственных растениях, ведь именно в старину изучали их свойства.

На занятиях по изобразительной деятельности педагог показывает различные картины, на которых  изображены люди в национальных костюмах, предметы быта, одежду, которые  иногда можно надеть и поиграть с ними. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дошкольники знакомятся с историей предметов, которые мы сейчас используем в быту (старинная посуда, мебель, одежда, плетеные изделия), с особенностями жизни людей предыдущих поколений,  с различными ремеслами

     На занятиях по развитию речи дети слушают и сочиняют загадки и сказки о предметах, которые находятся в мини-музее. Знакомятся с предметами, которые упоминаются в сказках, но теперь отсутствуют в нашей жизни. Можно прочитать детям сказку и предложить самостоятельно найти в мини-музее те предметы, которые в ней упоминаются. Педагог может предложить детям угадывать предметы по описанию или самим составлять описания разных предметов.

    Учитывая возрастные особенности детей, в мини-музее проводятся не только полноценные занятия, но и небольшие беседы-пятиминутки. Так как ребенок младшего дошкольного возраста не способен длительное время, сосредоточив внимание, усидеть или устоять на одном месте.

    Вот некоторые темы занятий и экскурсий: «Ознакомление с предметами Шатковского быта», «Родной свой край люби и знай», «В избе комната одна - горницей названа она», «Русский народный костюм», «Жители (НАРОДЫ) поселка», «Русский национальный костюм», «Этих дней не смолкнет слава…», «Таня Савичева и дети войны» и тд.

Резюмируя все вышесказанное, хочется отметить, что перед дошкольной педагогикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, к природе и животным, любви к национальной культуре. Формирование личности ребенка, определенной духовно-нравственной позиции – это сложный педагогический процесс. Огромную помощь в этом процессе могут оказать технологии музейной педагогики, сделав процесс формирования личности ребенка эффективным и результативным для педагога и увлекательным и занимательным для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обрядовая кукла как средство приобщения детей к истокам культуры родного края»

«Обрядовая кукла как средство приобщения детей к истокам культуры родного края»...

Открытое занятие "Формирование нравственных качеств, воспитания у детей любви к природе родного края в ходе ООД по речевому развитию".

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, любить ее. Формировать нравственное поведение в природе; умение замечать в ней неблагополучие и устранять их. Помочь детям запомнить стихотворение А...

Творческий проект на тему: "Мы живём на Урале." (приобщение детей к истокам культуры родного края)

Освоение детьми фольклорного наследия родного края ,  как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности....

Духовно- нравственное воспитание детей посредством ознакомления детей с традициями, культурой родного края.

В наше непростое время особенно важно развивать у детей патриотические чувства, любовь к своей малой родине, своей земле, культуре. В группе « Капельки» целый год велась плодотворная ...

Проект Духовно- нравственное воспитание детей посредством ознакомления детей с традициями, культурой родного края.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.Возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего наро...