«Царство лекарственных растений»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Чертова Галина Николаевна

Программное содержание:

Закрепить знания детей о названии лекарственных растений Урала; научить узнавать и правильно называть лекарственные растения Урала, расширить знания детей о пользе и применении лекарственных растений для человека, познакомить с новым лекарственным растением - душицей. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её, защищать; закрепить правила поведения в природе. Развивать речь, память, мышление детей, находчивость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17» города Аши  Челябинской области

Конспект НОД

В соответствии с проектом «Родной свой край – люби и знай»

Блог- «Живая и неживая природа»

Тема: «Царство лекарственных растений»

Возрастная группа: подготовительная

Июнь  зан. № 1

Составила:

Воспитатель  Чертова Г.Н.

                                                                         МКДОУ № 17       г. Аши

Педагогический стаж - 29 лет

   Квалификационная категория-  I

2015

Программное содержание:

Закрепить знания детей о названии лекарственных растений Урала; научить узнавать и правильно называть лекарственные растения Урала, расширить знания детей о пользе и применении лекарственных растений для человека, познакомить с новым лекарственным растением - душицей. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её, защищать; закрепить правила поведения в природе. Развивать речь, память, мышление детей, находчивость.

Словарная работа: настои, отвары, лекарственные растения, душица.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, открыток, оформление экологической газеты «Мы юные защитники природы», беседы о родном крае, просмотр видеофильмов, оформление для родителей библиотечки «Лекарственные травы нашего края», родительское собрание - беседа с родителями о пользе витаминных, травяных чаёв.

Дети здороваются с гостями (звучит музыка)

- Мы поздоровались с гостями, пожелали им здоровья, а теперь каждый из вас передаст друг другу частичку своего тепла, скажем, друг другу добрые слова (будь здоров, всего тебе хорошего, я желаю тебе здоровья, я хочу, чтобы ты никогда не болел, счастья, добра и др.)

- Мне кажется, что я слышу шум мотора (входит Д. Айболит)

Д.А. - Куда это я попал? Здесь никто не болен?     (нет)

- Где же моя телеграмма? (читает  «приезжайте, Доктор, в Африку скорей, и спасите, Доктор, наших малышей).

- Мне кажется, что я попал совсем не в Африку и не  смогу вылечить бедных малышей. А ведь они очень, очень больны.

В-ль - Д.А., ты попал в д/с «Теремок»

А где он находится, ребята тебе сейчас расскажут (Челябинская область, г. В-Уфалей, ул. Суворова 1)

Д.А. - А это далеко от Африки?

В-ль - Очень далеко. Мы живем на Урале. Это красивый край со сказочной природой. Но зимы у нас холодные, суровые.

Д.А.  - Суровые, холодные говорите? Тогда вы, наверное, тоже больны? Я сейчас достану таблетки, уколы и полечу вас…

В-ль - «Милый Д.А., нам не нужны таблетки и уколы, мы все абсолютно здоровы. А здоровы мы потому, что круглый год пьем травяной витаминный чай.

Д.А.  - то – то я смотрю, что вы все румяные, да веселые. А что это за чай такой волшебный?

В-ль -  Скоро ты это узнаешь. Мы приглашаем тебя Д.А. в гости к лесной Фее. Она тебе расскажет, чем можно лечиться кроме уколов и таблеток, а мы ей поможем.    (дети идут в зал)

По дороге в зал воспитатель читает стихотворение  Н. Благининой.

Здравствуй,  лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью темной, грозовою.

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои.

Фея: - Здравствуйте, дорогие гости! Я очень рада вас видеть. Что привело вас в мои лесные владения?

В-ль - Добрая Фея, мы очень хотим с Д.А. вылечить зверят. А с твоей помощью  расскажем о лекарственных растениях, которые, растут в твоем лесу (нашего чудесного края Урала)

Фея: - Хорошо, мы вместе с вами, ребята, поможем Д.А., расскажем о лекарственных растениях чудесного края Урала.

А сейчас я, взмахну волшебной палочкой и передо мной появятся, целебные растения.

Много разных растет травок

У тропинок, у канавок  (на детей одевают ободки)

И красивых, и пушистых

Разноцветных и душистых.

- Вот и мои верные друзья, мои помощники.

«Лекарственные травы мы, друзья

И все мы - дружная семья     (дети хором)

Растения! Встанем дружно в ряд!

Здесь каждый встрече с вами рад!

1)   Я - целебная крапива

Красиво выглядит крапива

А поступает некрасиво.

Чем к ней нежнее прикасаются,

Тем, хитрая, больней кусается.

2)   А я - аптечная ромашка

Нарядные платьица,

Желтые брошки

Ни пятнышка нет

На красивой одежке

Если случится тебе простудиться

Привяжется кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

3)    А я - малина 

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи

4)    А Я - шиповник

Я на розу так похож

Разве что не так хорош

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.

5)    А я - подорожник

Каждый лист мой любит тропки

И обочины дорог,

Я однажды людям добрым

Раны вылечить помог.

Д.А.  - Молодцы! Какой же чудесный ваш край Урал! Сколько целебных растений в ваших лесах. Но мне не понятно, как же ими лечиться, сорвать растение и просто съесть?

В-ль: - Ребята, расскажите нашему гостю об этом.

 - Есть и такие растения, которые сразу можно есть. Что это, ребята? (Ягоды)

 - Какие ягоды вы знаете?

 - А многие растения заготавливают впрок.

 - Ребята, что нужно сделать, чтобы растение сохранилось до весны? (срезать, высушить, сложить в мешочки)

 - Ребята, а как хранят лекарственные растения?   (в брикетах, пакетах, коробочках)

 - Правильно, лекарственные растения сушат, упаковывают в пакеты, коробочки, прессуют в брикеты. Дома их нужно хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей.

Д.А.  А что можно приготовить из сухих растений?  (настои, отвары)

В-ль: - Мы сейчас тебе покажем некоторые растения и расскажем, что они лечат (показ иллюстрации).

1)    Аптечная  ромашка - когда болит горло, полоскать отваром

2)    Подорожник - применяют для остановки кровотечения из ранок и для их заживления.

3)    Календула - для полоскания горла и для заживления ран.

4)    Черника - улучшает зрение, используют ягоды и отвары из листьев.

5)    Шиповник - богат витаминами, особенно полезен весной.

6)    - Какое растение лечит сердце?   (Ландыш)

7)    - Какое растение узнает и слепой?   (Крапива)

8)    - Какие растения лечат простуду?   (мать – и – мачеха, липа, малина)

В-ль: -  Ребята,  а сейчас отгадайте загадку:

«Рос шар бел, дунул ветер, шар улетел!»    (Одуванчик)

Звучит музыка, дети «вживаются» в образ растения одуванчик.

В-ль: - Закройте глаза, представьте полянку, на ней много – много одуванчиков… Подул ветерок, закачались одуванчики и полетели маленькие парашютики в разные стороны.

Принес ветер парашютик одуванчика на полянку, зацепился он за почву, теплое ласковое солнышко его  пригрело, летний дождик полил, и стал одуванчик прорастать. Сначала появился маленький еле заметный росток, стал расточек расти, крепнуть, и вырос одуванчик. Налетел на полянку легкий ветерок, закачался одуванчик. Дунул сильный ветер… И вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики. Разлетелись они в разные стороны. А там, где они приземлились, вырастет много новых одуванчиков.

(звучит музыка)

Фея: - Дорогие гости! У меня для вас есть сюрприз. Сегодня я познакомлю вас с новым лекарственным растением, наз-ся оно душица обыкновенная (показ иллюстрации, дать понюхать)

Давайте повторим все вместе : “душица”

Душица оказывает успокаивающее действие на наш организм, отвар применяют для возбуждения аппетита, лечат кашель.

В-ль: -  Бесценна Уральского леса краса,

Зеленое золото - наши леса.

Чтобы сохранить эту красоту,

Мы соблюдаем правила поведения в лесу:

Дети:

1)    Не рубить живые растения и кустарники;

2)    Не разводить костры под деревьями;

3)    Не оставлять мусор в лесу;

4)    Не разорять гнезда птиц;

5)    Не рвать цветы;

6)    Не брать домой детенышей животных.

- Молодцы, умеете вы себя вести в моем лесном царстве.

А сейчас, ребята, мы научим Д.А. заваривать волшебный, целебный чай.

Состав чая:

- крапива

- шиповник

- черная смородина 3:1:1

(дети кладут сухие растения в термос, Фея заливает кипятком)

В-ль: - Д.А., пока ты летишь к больным малышам, чай настоится, станет вкусным, ароматным, полезным.

Д.А.  - Спасибо, ребята! Спасибо, дорогая Фея!

Вы меня многому научили, теперь я полечу в жаркую Африку спасать больных зверят.    (уходит, прощаясь)

Фея: - Ну а сейчас и я вас угощу волшебным витаминным чаем. Я всегда очень рада гостям.

В-ль:  - И мы очень рады гостям и приглашаем всех отведать нашего целебного чайку.

Кто целебный чай попьет

Тот 100 лет пусть проживет!



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Царство лекарственных растений.

Слайд 2

Цели: Расширить знания детей о лекарственных растения; обобщить знания о значении растений в жизни человека; развивать любознательность, внимание, память; воспитывать любовь к природе, бережно относиться к растениям .

Слайд 3

Лекарственными называются растения, которые применяются для лечения людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарств.

Слайд 4

Цветы собирают, когда растение цветет. Корневища – собирают поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Листья. Лучшее время сбора листьев – начало цветения. Собирают в хорошую, сухую погоду. Сушат под на весом, где имеется хорошая вентиляция и не попадают прямые солнечные лучи. Нельзя собирать в близи дорог. Высушенные растения укладывают в бумажные пакеты или в мешки из ткани. Хранят в сухом, прохладном помещении.

Слайд 5

Лечение травами — фитотерапия — мощное средство борьбы за здоровье людей. Этим объясняется сейчас большой спрос на такие растения, как подорожник, ромашка, валерьяна, мята, календула, бессмертник, мать-и-мачеха, одуванчик и многие другие. Народами древнего мира использовалось до 21 тыс. видов растений. Уже на самых ранних стадиях развития человечества растения были не только источником питания людей, они помогали человеку избавиться от болезней.

Слайд 6

Челябинская область В связи с тем, что Челябинская область расположена в трех природных зонах, растительный покров ее отличается большим разнообразием. Не менее богата растительность Челябинской области по видовому составу — от горноарктических и до полупустынных форм. Количество видов определяется почти в 1500, из которых встречаются более часто 210 видов, остальные — изредка.

Слайд 7

Во флоре Челябинской области имеется много видов лекарственных растений. Наиболее важными из них являются: горицвет весенний («стародубка»), зверобой, ромашка, полынь, мать-и-мачеха, подорожник, земляника, малина, шиповник, смородина черная, рябина, валериана лекарственная (« маун »), белена черная и многие из числа названных выше медоносов (черемуха, боярышник, донник и другие).

Слайд 8

Ромашка Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Отвары из ромашки используют при простудных заболеваниях для полоскания горла. Ромашка поможет и больному животику. В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней.

Слайд 9

Подорожник Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. В настоящее время настой и отвар листьев большого подорожника применяется при лечении кашля. Отваром листьев растения промывают глаза при их воспалениях и полощут полость рта при зубной боли и воспалении десен. Сок из свежих листьев растения эффективен при болезни желудка.

Слайд 10

Лекарственное растение одуванчик служит для улучшения аппетита. Наружно настой корней одуванчика советуют при разных кожных болезнях. Свежий сок растения используется как косметическое средство. Одуванчик

Слайд 11

Полезные свойства мяты объясняются в первую очередь высокими содержанием ментола - эфирного масла, придающего ей характерный узнаваемый запах. Полезные свойства мяты позволяют принимать ее как внутренне, так и наружно. Мята обладает противовоспалительными свойствами позволяющими использовать ее при лечении ангины, бронхита и насморка, полезна она и для пищеварительной системы. Также мята эффективна при головной боли, ее свойства благоприятны для успокоения нервной системы. Для лечения этим растением чаще всего используют мятный чай и настой мяты. Мята перечная

Слайд 12

МАЛИНА ОБЫКНОВЕННАЯ В народной медицине используются цветки и листья растения, а в научной, только плоды. Сушёные плоды являются прекрасным потогонным средством при простудных заболеваниях, гриппе, ангине. Кроме того они обладают антисептическим и жаропонижающим свойствами.

Слайд 13

Крапива Рекомендуется пить при разных заболеваниях; Используется для ополаскивания волос, после этого не будет перхоти. улучшится кровообращение .

Слайд 14

Лопух большой Лопух большой – травянистое растение, достаточно крупный многолетник, который может достигать в высоту до 3 метров. Лечебные свойства корня лопуха очень обширны используются при болезнях почек . .

Слайд 15

Зверобой Для лечения используют цветки, листья и стебли. Лекарства из травы обладают противовоспалительным, вяжущим, бактерицидным, ранозаживляющими и желчегонными свойствами. Зверобой издавна применяется в народной медицине, его называют «лекарством от 99 болезней»

Слайд 16

Липа Липовый цвет - один из старейших народных лекарственных препаратов, зарекомендовавший себя как потогонное, жаропонижающее, отхаркивающее, мочегонное, бактерицидное средство . . .

Слайд 17

Как называются эти растения?

Слайд 18

Проверь себя: какие это растения и от какого заболевания? Быстрое заживление ран Расстройство желудка Простуда Липа Черёмуха З веробой

Слайд 19

Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Слайд 20

Для того, чтобы растения не исчезли из нашей жизни, каждому человеку необходимо научиться бережному отношению к миру растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия« Царство лекарственных растений»

Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе....

"Царство лекарственных растений" игровое развлечение

Викторина для детей подготовительной группы....

Детский экологический проект: «В царстве лекарственных растений»

Цель исследования:Формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений.Задачи: 1. Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского...

Эколого – природоведческая игра. «В царстве Лекарственных растений».

ЦЕЛЬ:Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Формировать умение собирать лекарственные растения в определенные сроки и в определенных м...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Царство лекарственных растений" (ОО "Познание")

Данное занятие расширяет знания детей о лекарственных растениях: ромашка, подорожник, крапива, бессмертник, одуванчик. Закрепляются умения отгадывать загадки о растениях, а также практические навыки р...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» на тему: «Царство лекарственных растений» для детей старшей группы.

Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в про...

Царство лекарственных растений

Итоговая беседа по ознакомлению с окружающимв подготовительной группе....