"Русские узоры"
учебно-методическое пособие (старшая группа) по теме

Гутор Анна Сергеевна

Среди множества задач, которые стоят перед современным российским обществом, одной из главных остается сохранение национальной и культурной  идентичности - тех  уникальных особенностей, которыми обогатился характер русского человека  на протяжении   веков.  Трудно представить,  как  будет развиваться крупнейшее в мире государство,  если его жители утратят традиционную ментальность, духовно-нравственные  основы, присущие  образу жизни наших предков. Единственный способ сохранить этнокультурный багаж поколений — приобщать к традициям  наших детей. Ответственность за уровень этнографической  грамотности «подрастающего поколения» сегодня  лежит,  прежде всего,  на педагогах образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_uzory.docx587.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Мценска «Детский сад № 11»

Дидактическая игра

«Русские народные узоры»

Номинация: Разработка авторской игры

подготовила:

воспитатель:

Гутор Анна Сергеевна

Актуальность

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом, 

сохранено, что народ пронес через столетия».

                                                                                                                                                                                                       М.И. Калинин 

   Среди множества задач, которые стоят перед современным российским обществом, одной из главных остается сохранение национальной и культурной  идентичности - тех  уникальных особенностей, которыми обогатился характер русского человека  на протяжении   веков.  Трудно представить,  как  будет развиваться крупнейшее в мире государство,  если его жители утратят традиционную ментальность, духовно-нравственные  основы, присущие  образу жизни наших предков. Единственный способ сохранить этнокультурный багаж поколений — приобщать к традициям  наших детей. Ответственность за уровень этнографической  грамотности «подрастающего поколения» сегодня  лежит,  прежде всего,  на педагогах образовательных учреждений.

Цель:

Формирование основ художественной культуры детей дошкольного возраста через ознакомление с народным декоративно -  прикладным искусством. 

Задачи:

•Учить различать виды народного декоративно – прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерные признаки, традиции.

•Знакомить с предметами разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Жостово, Гжель, Филимоново, Дымково).

•Учить понимать красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, особенностей их изображения в разных видах; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и др.)

•Учить выделять средства выразительности: элементы  узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричных и ассиметричных композиций. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия.

•Развивать умения и навыки  рисования  элементов росписи;

•Развивать художественно - творческие  способности детей, желание вносить элементы прекрасного в окружающую их обстановку;

•Формировать основы эстетического вкуса. 

Дидактическая игра «Русские народные узоры»

Цель игры: закреплять знания детей о разных видах народного декоративно - прикладного искусства, обогащать  зрительные впечатления, учить определять вид росписи, формировать  интерес и эстетический  вкус у дошкольников.

Задачи:
- расширять  представление о многообразии узоров  народных промыслов России;
- совершенствовать представление о характерных элементах узора и цветосочетании  народного декоративно – прикладного искусства: «Городецкая роспись», «Гжель», «Хохлома», «Жостовская роспись», «Филимоновская роспись», «Дымковская роспись»;
- воспитывать чувства привязанности к родным местам, уважительного отношения к своим национальным корням;
- развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.

Правила игры:

Игра проводится с детьми 5 - 6 лет по подгруппам не более 6 человек. Данная игра представлена в виде пазлов, на которых изображены русские промыслы  с  элементами народных  узоров. Детям предстоит правильно определить  и назвать народный промысел, а также собрать пазл из узоров, относящихся к данному промыслу.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ

«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ УЗОРЫ»

Предварительная работа

Сюжетная линия

Задачи

Атрибуты

1. Раскрашивание «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».

2. Дидактические игры:

«Платье для барышни» - элементы дымковской росписи.

3. Настольные игры: «Подбери тень», «Составь букет», «Разрезные картинки», «Хохлома» - лото.

4. НОД. Рисование «Роспись дымковская барышня», «Городецкая роспись».

5. Рассматривание альбомов и наглядно – демонстрационного материала.

6. НОД. Рисование « Гжельская роспись» - украшение посуды.

7. Беседа «Русская народная игрушка» - знакомство с изготовлением игрушек (дымковские, филимоновские игрушки).

8. Беседа «Синь России» - знакомство с гжельской росписью (просмотр слайдов)

9. Беседа «Золотая хохлома» - продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи.

10. Рассматривание тематической папки «Народное искусство».

11. НОД. Лепка «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка».

12. НОД. Аппликация «Жестовский поднос».

1. Дидактическая игра «Назови правильно»

Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.

Материалы и оборудование:  изображения народных промыслов России.

Игровые правила. Дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен.

2. Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

Дидактические задачи: закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять названия элементов росписи: «осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль». Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.

Материалы и оборудование: трафареты посуды хохломских изделий из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.

Игровые правила. Детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете посуды методом аппликации.

3. Дидактическая игра «Угадай, какая роспись»

Дидактические задачи: закрепить умения детей узнавать и называть ту или иную роспись, уметь обосновывать свой выбор, называть элемент росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край — край умельцев и мастеров.

Материалы и оборудование: карточки с изображениями различных узоров росписей.

Игровые правила. Дети поочередно друг другу задают задание, показывая на карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке.

1. Познакомить детей с видами народного декоративно – прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, филимоновской, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, жестовских подносов.

2. Формировать у детей патриотические чувства6 чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.

3. Развивать художественно – творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.

4. Приобщать к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.

5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.

6. Приобщать к многообразию и особенностям декоративно – прикладного искусства.

Дымковская, городецкая и филимоновская игрушки, сундучок,  предметы-заместители, атрибуты по ИЗО деятельности, лепке, аппликации.

Ожидаемые результаты:

1. Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края;

2. Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах России;

3. Развитие творческого воображения, творческого мышления

4. Формирование у детей устойчивых знаний и интереса к истории возникновения и развития художественных промыслов.

5. Привлечение членов семьи воспитанников к изготовлению настоль-

но печатных и дидактических игр по данной теме.

Список используемой литературы:

1. Грибовская А. А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации»;

2. Косарева В. Н. «Народная культура и традиции»;

3. Яхнин Л. Л. «Веселое слово хохлома»;

4. Куликовская Т. А. Наглядно-дидактический материал с конспектами занятий «Народные промыслы».

H:\фото\DSCN5693.JPG

H:\фото\DSCN5694.JPG

H:\фото\DSCN5696.JPG    H:\фото\DSCN5697.JPG

 H:\фото\DSCN5635.JPG

H:\фото\DSCN5629.JPG

H:\фото\DSCN5654.JPGH:\фото\DSCN5724.JPG

              «Городецкая роспись»                      Лепка дымковской игрушки

H:\фото\DSCN5657.JPGH:\фото\DSCN5664.JPG

«Городецкая роспись»

H:\фото\DSCN5690.JPG      H:\фото\DSCN5624.JPG

       «Филимоновская игрушка»                      «Дымковская игрушка»

H:\фото\DSCN5619.JPG H:\фото\DSCN5621.JPG

H:\фото\DSCN5668.JPG H:\фото\DSCN5671.JPG

H:\фото\DSCN5688.JPGH:\фото\DSCN5687.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД: "Русские узоры"

Цель:1. Использование русского фольклора на музыкальных занятиях. Приобщение к русской народной культуре.           2. Развивать у детей умение слушат...

Русские узоры.

Детям о художественных промыслах России...

Интегрированное занятие «Русские узоры» (подготовительная группа)

Задачи:Расширять знания детей об особенностях шалей г. Павловский Посад, интерес к искусству оформления Павлопосадских шалей.Учить детей составлять узоры для оформления шали ,использовать в росп...

Интегрированное занятие «Русские узоры» (подготовительная группа)

Задачи:Расширять знания детей об особенностях шалей г. Павловский Посад, интерес к искусству оформления Павлопосадских шалей.Учить детей составлять узоры для оформления шали ,использовать в росп...

Интегрированное занятие «Русские узоры» (подготовительная группа)

Задачи:Расширять знания детей об особенностях шалей г. Павловский Посад, интерес к искусству оформления Павлопосадских шалей.Учить детей составлять узоры для оформления шали ,использовать в росп...

Интегрированное занятие «Русские узоры» (подготовительная группа)

Задачи:Расширять знания детей об особенностях шалей г. Павловский Посад, интерес к искусству оформления Павлопосадских шалей.Учить детей составлять узоры для оформления шали ,использовать в росп...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Русские узоры»

Обобщение знаний детей о декоративно - прикладном искусстве. Развивитие у детей познавательного интереса к русскому народному творчеству....