Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы»
Цель: Знакомство воспитанников с процессом извержения вулкана, посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vulkan.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы»
Цель: Знакомство воспитанников с процессом извержения вулкана, посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи
Обучающие:
- Расширить знания детей об окружающем мире.
- Познакомить с новыми словами «пемза», «лава», «жерло», «магма», «кратер».
- Активизировать речь детей.
Воспитательные:
- Воспитать усидчивость, упорство доводить начатое дело до конца.
- Приучить к аккуратности в работе.
- Воспитывать интерес к окружающему миру, к опытно – экспериментальной деятельности.
Развивающие:
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи.
- Развивать фантазию и воображение.
Образовательные области:
Художественно – эстетическое развитие, Социально – коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Речевое развитие.
Предварительная работа: Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах с фактами. Изготовление макета вулкана.
Материал и инструменты: Посылка. Макет вулкана, сода, уксус, моющее средство, поддон, красная краска, пемза, камешки, тазик с водой.
Словарная работа: «лава», «жерло», «магма», «кратер».
I.Организационный момент. Цель: организация внимания детей. Художественное слово | РР ФР | Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх) |
II.Вводная часть Цель: обеспечение мотивации детей на занятие, совместное целеполагание Проблемная мотивация Предложения детьми способов решения проблемы Экспериментальная деятельность( Опыт1 с пемзой) III. Основная часть. Знакомство с вулканом Физминутка Художественное слово Экспериментальная деятельность (Опыт 2-вулкан) Пальчиковая гимнастика Мотивация на художественное творчество | СКР РР ПР РР ПР ПР ФР РР ПР ПР РР ПР СКР ФР ХЭ | Воспитатель: Ребята, когда я пришла в детский сад, мне сторож передал посылку и письмо, давайте посмотрим,что в ней. (воспитатель открывает посылку и достает пемзу) «Помогите мне, ребята, разобраться: Что за камень я нашел? Откуда он? Как узнаете - пишите, Жду от вас я новостей, Получать люблю я письма От талантливых детей. Дедушка Знай».
Воспитатель: Кто знает, что это такое? Как называется? Для чего она нужна? Может, у кого-нибудь дома есть такой предмет? (ответы детей) Воспитатель: Это –пемза. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это и есть пемза. Чем же пемза отличается от обычного камня? (ответы детей) Воспитатель: Какая она на ощупь? Воспитатель: А что такое вулкан? (ответы – предположения детей) - А давайте пойдём к нему в гости и точно узнаем (воспитатель подводит детей к демонстрационной доске). Физкультминутка: - Я расскажу вам легенду. Жил на свете бог огня по имени Вулкан (показ иллюстраций). Ему нравилось кузнечное дело. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине с оглушительным рёвом летели камни, огонь и пепел . «Вулкан работает»,- со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами. Воспитатель показывает иллюстрации вулкана и организует обсуждение - Какой формы вулкан? Что вы видите на вершине горы? Дети: На вершине горы большая яма. Воспитатель: Эта огромная чаша с крутыми склонами называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер) Воспитатель: А эта дыра, уходящая глубоко в землю- жерло вулкана. (Дети вместе повторяют слово жерло). А на самой глубине вулкана- расплавленное горячее вещество- магма. Воспитатель: Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие. - Какой вулкан называется действующим? (ответы детей) Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. - Какой вулкан называют спящим? (Ответы детей) Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться, проснуться. - Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей) Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом. И в краторе таких вулканов образуются озера. - Извержение вулканов угрожает жизни людей. Они бывают очень мощные и разрушительные, не оставляя ничего живого на своём пути. Опыт№2 - А сейчас мы с вами попробуем сами разбудить вулкан. Прежде, чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему. (воспитатель, совместно с детьми обсуждают последовательность проведения опыта и технику безопасности): 1.Насыпаем 2 ст. ложки белого порошка (питьевой соды). 2. Добавляем красной краски. 3 Несколько капель моющей жидкости (пипеткой). А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. (дети наблюдают извержение вулкана). - Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Ребята, на вопрос Дедушки Зная мы ответили, но как узнает он наш ответ? Но сначала разомнём свои пальчики. Пальчиковая гимнастика: Посчитаем мы сейчас, Где вулканы есть у нас? Через Запад на Восток Через Север, через Юг Возвращайся, сделав круг. Минералы здесь нашли Все собрали и пошли. - Нам предстоит интересная и очень ответственная работа. Прежде чем приступить, давайте вспомним, как можно нарисовать вулкан? - Какой вулкан у подножия? (широкий) - Какие цвета больше всего подойдут для бурлящей клокочущей лавы? (яркие, сочные, насыщенные – все оттенки красного) (Дети схематично рисуют вулкан) Вы мастерски ответили на вопрос Дедушки Зная, с заданием отлично справились, спасибо за сотрудничество. |
IV. Итог занятия. Рефлексия Цель: сохранение позитивных эмоциональных ощущений. | РР СКР | 6. Итог занятия. Воспитатель: Ребята, что вы узнали нового? Что вам запомнилось? Что понравилось? 7. Рефлексия. Мы сейчас с вами превратимся в вулкан. Если вам на занятии было интересно, вы узнали много нового вы подходите к картинке с действующим вулканом; а если вам было на занятии немного трудно, то к затухшему. – У детей которые выбрали затухший, спросить почему? (Ответы детей.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы Тема: « Свойства воды» Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» .
Материал способствует развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствованию умений работать с различными материалами, проя...
"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»
Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....
Конспект НОД по познавательно – исследовательскому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Чудо - снег».
Цель: способствовать расширению и углублению представлений о зиме, совершенствование мелкой моторики средствами дидактических игр и упражнений....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы».
материал интересен и познавателен для детей 5-6 лет. путешествие и опыты всегда привлекают детей....