Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Секретарева Эльвина Якубовна

Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» 

Цель: Знакомство воспитанников с процессом извержения вулкана, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vulkan.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» 

Цель: Знакомство воспитанников с процессом извержения вулкана, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

 Задачи

Обучающие:

  • Расширить знания детей об окружающем мире.
  • Познакомить с новыми словами «пемза», «лава»,  «жерло», «магма», «кратер».
  • Активизировать речь детей.

Воспитательные:

  • Воспитать усидчивость, упорство доводить начатое дело до конца.
  • Приучить к аккуратности в работе.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру, к опытно – экспериментальной деятельности.

Развивающие:

  • Развивать интерес к процессу и результатам работы. 
  • Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи.
  • Развивать фантазию и воображение.

  Образовательные области:

Художественно – эстетическое развитие, Социально – коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Речевое развитие.

 Предварительная работа: Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах с фактами. Изготовление макета вулкана.

 Материал и инструменты: Посылка. Макет вулкана, сода, уксус, моющее средство, поддон, красная краска, пемза,  камешки, тазик с водой.

Словарная работа:  «лава»,  «жерло», «магма», «кратер».

I.Организационный момент.

Цель: организация внимания детей.

Художественное слово

РР

ФР

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок,
Здравствуй утро, здравствуй день
Заниматься нам не лень.

II.Вводная часть

 Цель: обеспечение мотивации детей на занятие, совместное целеполагание

Проблемная мотивация

Предложения детьми способов решения проблемы

Экспериментальная деятельность( Опыт1 с пемзой)

III. Основная часть.

Знакомство с вулканом

Физминутка

Художественное слово

Экспериментальная деятельность (Опыт 2-вулкан)

Пальчиковая гимнастика

Мотивация на художественное творчество

СКР

РР

ПР

РР

ПР

ПР

ФР

РР

ПР

ПР

РР

ПР

СКР

ФР

ХЭ

Воспитатель: Ребята, когда я пришла в детский сад, мне сторож передал посылку и письмо, давайте посмотрим,что в ней. (воспитатель открывает посылку и достает пемзу) «Помогите мне, ребята, разобраться:

Что за камень я нашел? Откуда он?

Как узнаете - пишите,

Жду от вас я новостей,

Получать люблю я письма

От талантливых детей.

Дедушка Знай».

 

Воспитатель: Кто знает, что это такое? Как называется? Для чего она нужна? Может, у кого-нибудь дома есть такой предмет? (ответы детей)

Воспитатель: Это –пемза. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это и есть пемза.

Чем же пемза отличается от обычного камня?

(ответы детей)

Воспитатель: Какая она на ощупь?
Дети: Она шероховатая.
(Воспитатель раздаёт детям камешки, они сравнивают их с пемзой.)
Воспитатель: Какие на ощупь камни?
Дети: Они гладкие.
Воспитатель: Сравните по весу камешек и пемзу. Что вы можете сказать?
Дети: Камешек тяжёлый, а пемза лёгкая.
Воспитатель: Что можете сказать о внешнем виде? 
Дети: Пемза имеет дырочки, а камни - нет.
Воспитатель: Отпустите пемзу в воду, я отпущу камни, что вы наблюдаете?
Дети: Пемза не тонет, а камни тонут.
Воспитатель: Почему? Как вы думаете?
Дети: Камни тяжёлые, а пемза лёгкая, так как в ней есть дырочки, наполненные воздухом. 
Воспитатель: Правильно, в пемзе есть поры, в которых находится воздух, поэтому пемза лёгкая и не тонет. 
Воспитатель: Видели ли вы, где применяют пемзу?
(Дети делятся своими мыслями.)
Воспитатель: Благодаря её шероховатой поверхности, пемзу применяют в удалении грубой кожи на пятках, в шлифовке деревянных изделий, измельчив, её используют в изготовлении лекарств и моющих средств

Воспитатель:  А что такое вулкан? (ответы – предположения детей)

- А давайте пойдём к нему в гости и точно узнаем (воспитатель подводит детей к демонстрационной доске).

Физкультминутка:
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать. (Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать. (Медленное опускание рук с одновременным приседанием)
Последний раз огнём дыхнул – (Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»)
И на десятки лет уснул. (Складывают руки под щеку «засыпают»)

- Я расскажу вам легенду. Жил на свете бог огня по имени Вулкан (показ иллюстраций). Ему нравилось кузнечное дело. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине с оглушительным рёвом летели камни, огонь и пепел . «Вулкан работает»,- со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Воспитатель показывает иллюстрации вулкана и организует обсуждение

- Какой формы вулкан?

Что вы видите на вершине горы?

Дети: На вершине горы большая яма.

 Воспитатель: Эта огромная чаша с крутыми склонами называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер)

Воспитатель: А эта дыра, уходящая глубоко в землю- жерло вулкана.

(Дети вместе повторяют слово жерло).

А на самой глубине вулкана- расплавленное горячее вещество- магма.

Воспитатель: Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.

- Какой вулкан называется действующим? (ответы детей)

Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя.

- Какой вулкан называют спящим? (Ответы детей)

Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться, проснуться.

- Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей)

Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом. И в краторе таких вулканов образуются озера.

- Извержение вулканов угрожает жизни людей. Они бывают очень мощные и разрушительные, не оставляя ничего живого на своём пути.

Опыт№2

- А сейчас мы с вами попробуем сами разбудить вулкан.

Прежде, чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему. (воспитатель, совместно с детьми обсуждают последовательность проведения опыта и технику безопасности):

1.Насыпаем  2 ст. ложки белого порошка (питьевой соды).

2. Добавляем красной краски.

3 Несколько капель моющей жидкости (пипеткой).

А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому.

(дети наблюдают извержение вулкана).

- Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается.

Ребята, на вопрос Дедушки Зная мы ответили, но как узнает он наш ответ?

Но сначала разомнём свои пальчики. Пальчиковая гимнастика:

Посчитаем мы сейчас,

Где вулканы есть у нас?

Через Запад на Восток

Через Север, через Юг

Возвращайся, сделав круг.

Минералы здесь нашли

Все собрали и пошли.

- Нам предстоит интересная и очень ответственная работа. Прежде чем приступить, давайте вспомним, как можно нарисовать вулкан?

- Какой вулкан у подножия? (широкий)

- Какие цвета больше всего подойдут для бурлящей клокочущей лавы? (яркие, сочные, насыщенные – все оттенки красного)

(Дети схематично рисуют вулкан)

Вы мастерски ответили на вопрос Дедушки Зная, с заданием отлично справились, спасибо за сотрудничество.

IV. Итог занятия. Рефлексия

Цель: сохранение позитивных эмоциональных ощущений.

РР

СКР

6. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, что вы узнали нового? Что вам запомнилось? Что  понравилось?

 7. Рефлексия.

Мы сейчас с вами превратимся в вулкан. Если вам на занятии было интересно, вы узнали много нового вы подходите к картинке  с действующим вулканом; а  если вам было на занятии немного трудно, то к затухшему. – У детей которые выбрали затухший, спросить почему?

(Ответы детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы   Тема: « Свойства воды»   Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» .

Материал способствует развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствованию умений работать с различными материалами, проя...

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»

Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект НОД по познавательно – исследовательскому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Чудо - снег».

Цель: способствовать расширению и углублению представлений о зиме, совершенствование мелкой моторики средствами дидактических игр и упражнений....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы».

материал интересен и познавателен для детей 5-6 лет. путешествие и опыты всегда привлекают детей....