"Воспитание чувства патриотизма через вовлечение дошкольников в подвижные народные игры" (выступление на научно-практической конференции «Формирование гражданственности и патриотизма через познание многообразия мира»)
методическая разработка по теме
На современном этапе отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, так как за последнее время - время продолжительных кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни, произошел его резкий спад. Ощутив на себе последствия событий данного времени, мы можем говорить о недостаточном нравственно-патриотическом воспитании молодежи. Как много стало конфликтов между людьми и как мало осталось культурных ценностей. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Воспитать человека - это самое нужное и самое трудное для семьи и для страны. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Но ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируются патриотические чувства - чувство привязанности к своей семье, дому, чувство гордости за город, в котором родился и живёшь и, конечно же, за свою страну. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий.
Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Это время благодатной почвы. В этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина - Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома своего города, а в дальнейшем - и на благо всей страны.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В дошкольном возрасте дети получают знания посредством разных игр. А самые любимые игры детей – это подвижные игры. Народные подвижные игры – традиционное средство воспитания. В них ярко отражаются образ жизни людей, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творчество, находчивость, волю и стремление к победе. По классификации игр по С.Л. Новосёловой народные или традиционные игры относятся к третьему классу и делятся на три вида: обрядовые, тренинговые и досуговые. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детскою организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в играх диалоги характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного зад она: движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, любимыми детьми считалками, потешками. Народный фольклор устно передаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.
Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития, но и как средство духовного формирования личности. Народные игры просты и доступны детям – это дает возможность использовать их в различных видах деятельности детей.
Это и утренняя гимнастика, особенно в младшем дошкольном возрасте, в непосредственно образовательной деятельности по физическому воспитанию, как физминутки в любой другой непосредственно образовательной деятельности, между занятиями, как обязательные подвижные игры в первой и второй половине дня. И конечно в самостоятельных играх детей, особенно в старшем дошкольном возрасте.
Вот уже три года наш детский сад разрабатывает и внедряет такую игровую технологию как «Игровая переменка». Суть организации перемены заключается в создании игровой среды, переключении на деятельность творческую динамичную, способную снять физическое и умственное напряжение, повысить эмоциональный тонус. Игротека как одна из форм этой технологии, предполагает занятия с детьми по разучиванию и закреплению народных игр. Проводится раз в неделю. Это групповая форма работы, не менее 10 — 12 человек. Дети знакомятся с разнообразными играми (игры-шутки, игры-состязания, игры-прятки, игры-ловишки, игры с выбором, игры с подражанием и другие). Обязательно дети знакомятся с новой игрой, новой считалкой или каким-либо видом жребия, а также проигрываются уже знакомые, полюбившиеся детям игры.
В рамках данной технологии активно взаимодействуем с родителями, они сами приходят и знакомят детей с игрой, или дети старшего дошкольного возраста узнают все об игре у родителей, а также бабушек и дедушек и сами потом знакомят с ней своих друзей. Используя форму межгруппового взаимодействия, старшие дети объясняют и показывают свои любимые игры младшим. Постепенно дети накапливают игровой опыт - и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими её другому поколению. Ещё одна из форм этой технологии — взаимодействие со школой (со своими выпускниками). В рамках этого взаимодействия проводятся спортивные соревнования.
Для каждого возраста подбираются народные игры, соответствующие этому возрасту. В младшем дошкольном возрасте это простые, интересные, понятные, где все действия сопровождаются словами воспитателя. Это такие игры как «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Заинька походи, серенький походи», «Гуси-гуси га, га, га», «Вышла курочка гулять», «Ходит, ходит мишка, мишка косолапый» и другие. В среднем дошкольном возрасте «Волк и овцы», «Баба-Яга», «Ласточка и пчёлы», «Море волнуется», «Бабушка Маланья», «Мороз» и другие. Здесь уже есть маленькие роли и слова. Для старшего дошкольного возраста: «Шатер» («Тирме» — башкирская игра), «Биляша» (марийская игра), «Заячий прыжок» (якутская игра), «Крута гора» (русская игра). В этих играх присутствуют элементы соревнования.
Устраивая праздники и развлечения для детей, обязательно включаем в них и народные игры. Очень большую помощь оказывают наши родители в изготовлении костюмов к играм. Таким образом, пополняются уголки ряженья групп.
Дети с большим удовольствием играют в народные игры, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Использование народных игр в работе с детьми позволяет донести до детей самобытность народов, их колорит и обычаи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание чувства патриотизма через вовлечение дошкольников в подвижные народные игры | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»
Воспитание чувства патриотизма через вовлечение дошкольников в подвижные народные игры
(КГБПОУ Енисейский педагогический колледж Выступление на научно-практической конференции «Формирование гражданственности и патриотизма через познание многообразия мира»)
Воспитатель:
первой квалификационной категории
Канчёшина Светлана Олеговна
г. Лесосибирск 2017г.
На современном этапе отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, так как за последнее время - время продолжительных кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни, произошел его резкий спад. Ощутив на себе последствия событий данного времени, мы можем говорить о недостаточном нравственно-патриотическом воспитании молодежи. Как много стало конфликтов между людьми и как мало осталось культурных ценностей. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Воспитать человека - это самое нужное и самое трудное для семьи и для страны. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Но ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируются патриотические чувства - чувство привязанности к своей семье, дому, чувство гордости за город, в котором родился и живёшь и, конечно же, за свою страну. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий.
Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Это время благодатной почвы. В этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина - Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома своего города, а в дальнейшем - и на благо всей страны.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В дошкольном возрасте дети получают знания посредством разных игр. А самые любимые игры детей – это подвижные игры. Народные подвижные игры – традиционное средство воспитания. В них ярко отражаются образ жизни людей, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творчество, находчивость, волю и стремление к победе. По классификации игр по С.Л. Новосёловой народные или традиционные игры относятся к третьему классу и делятся на три вида: обрядовые, тренинговые и досуговые. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детскою организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в играх диалоги характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного зад она: движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, любимыми детьми считалками, потешками. Народный фольклор устно передаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.
Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития, но и как средство духовного формирования личности. Народные игры просты и доступны детям – это дает возможность использовать их в различных видах деятельности детей.
Это и утренняя гимнастика, особенно в младшем дошкольном возрасте, в непосредственно образовательной деятельности по физическому воспитанию, как физминутки в любой другой непосредственно образовательной деятельности, между занятиями, как обязательные подвижные игры в первой и второй половине дня. И конечно в самостоятельных играх детей, особенно в старшем дошкольном возрасте.
Вот уже три года наш детский сад разрабатывает и внедряет такую игровую технологию как «Игровая переменка». Суть организации перемены заключается в создании игровой среды, переключении на деятельность творческую динамичную, способную снять физическое и умственное напряжение, повысить эмоциональный тонус. Игротека как одна из форм этой технологии, предполагает занятия с детьми по разучиванию и закреплению народных игр. Проводится раз в неделю. Это групповая форма работы, не менее 10 — 12 человек. Дети знакомятся с разнообразными играми (игры-шутки, игры-состязания, игры-прятки, игры-ловишки, игры с выбором, игры с подражанием и другие). Обязательно дети знакомятся с новой игрой, новой считалкой или каким-либо видом жребия, а также проигрываются уже знакомые, полюбившиеся детям игры.
В рамках данной технологии активно взаимодействуем с родителями, они сами приходят и знакомят детей с игрой, или дети старшего дошкольного возраста узнают все об игре у родителей, а также бабушек и дедушек и сами потом знакомят с ней своих друзей. Используя форму межгруппового взаимодействия, старшие дети объясняют и показывают свои любимые игры младшим. Постепенно дети накапливают игровой опыт - и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими её другому поколению. Ещё одна из форм этой технологии — взаимодействие со школой (со своими выпускниками). В рамках этого взаимодействия проводятся спортивные соревнования.
Для каждого возраста подбираются народные игры, соответствующие этому возрасту. В младшем дошкольном возрасте это простые, интересные, понятные, где все действия сопровождаются словами воспитателя. Это такие игры как «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Заинька походи, серенький походи», «Гуси-гуси га, га, га», «Вышла курочка гулять», «Ходит, ходит мишка, мишка косолапый» и другие. В среднем дошкольном возрасте «Волк и овцы», «Баба-Яга», «Ласточка и пчёлы», «Море волнуется», «Бабушка Маланья», «Мороз» и другие. Здесь уже есть маленькие роли и слова. Для старшего дошкольного возраста: «Шатер» («Тирме» — башкирская игра), «Биляша» (марийская игра), «Заячий прыжок» (якутская игра), «Крута гора» (русская игра). В этих играх присутствуют элементы соревнования.
Устраивая праздники и развлечения для детей, обязательно включаем в них и народные игры. Очень большую помощь оказывают наши родители в изготовлении костюмов к играм. Таким образом, пополняются уголки ряженья групп.
Дети с большим удовольствием играют в народные игры, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Использование народных игр в работе с детьми позволяет донести до детей самобытность народов, их колорит и обычаи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Через поэзию к воспитанию любви к родному языку» Выступление на научно – практической конференции по патриотическому воспитанию
«Через поэзию к воспитанию любви к родному языку»Выступление на научно – практической конференции по патриотическому воспитанию Как бы н...
«Патриотическое воспитание детей и молодежи» Выступление на научно-практической конференции место проведения: Общественная палата КБР дата проведения: 29.09.2015г.
«Патриотическое воспитание детей и молодежи» Презентация к выступлению на научно-практической конференции дата проведения: 29.09.2015г. место пров...
выступление на научно-практической конференции "Взрослый в социальном развитии дошкольника" 22 марта 2016г.
тема выступления: "Центр игровой поддержки как форма организации сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в социальном развитии дошкольника"...
Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...
Тезисы к выступлению в научно-практической конференции на тему "Проектирование как метод формирования ценностных ориентаций в поведении и деятельности старших дошкольников."
quot;Проектирование как метод формирования ценностных ориентаций в поведении и деятельности старших дошкольников."...
Презентация "Воспитание гражданственности и чувства патриотизма через знакомство дошкольников с историей и культурой русского народа"
Воспитание патриотизма дошкольника....
Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...
- Мне нравится (1)