Паспорт проекта «Я живу в Смоленске»
проект (старшая группа) на тему
формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине - городу Смоленску на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЧДОУ детский сад №57 ОАО «РЖД»
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом
Паспорт проекта «Я живу в Смоленске»
«Только тот, кто любит,
ценит и уважает накопленное
и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Авторы проекта — воспитатели: Гаврючкова И. Н.
Участники проекта — воспитатели,
дети старшей группы, родители.
Тип проекта — информационно-творческий, долгосрочный (1 год)
Возрастная группа — старшая.
Актуальность:
Проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа, прежде всего нравственного воспитания детей дошкольного возраста, воспитание новой личности, ориентированной на нравственные общечеловеческие ценности.
В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.
Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, городу. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.
Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Наблюдая за детьми, мы увидели, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, убедились в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города, но знаний о его возникновении недостаточно. Родители мало рассказывают детям об истории города, о его достопримечательностях, недостаточно обращают внимание на красоту родного города, его непохожесть на другие города. Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод.
Цель работы над проектом: формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине - городу Смоленску на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Задачи:
- Расширить и углубить знания детей о городе Смоленске, его истории, достопримечательностях, о людях-героях родного города;
- Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, стране.
- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
- Развивать бережное отношение к городу (его достопримечательностям, культуре, природе).
- Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Прогнозируемые результаты:
- Повышение нравственного уровня воспитанников;
- Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области;
- Появление у детей чувства гордости за свой город, уважение к его истории, народам, которые здесь живут и работают;
- Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
- Развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности;
- Преобразование предметно-игровой среды группы;
- Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания;
Этапы проекта
- этап — запуск проекта,
- этап — планирование и реализация проекта (Тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем).
- этап — подведение итогов: Презентация книги «Город будущего», итоговое мероприятие « Мой любимый город».
На первом этапе наша цель — выявление уровня знаний детей о родном городе и принятие решения к осуществлению проекта.
Мероприятия:
- Экскурсии по улицам города;
- Выяснили у детей, в каких местах они любят гулять с родителями;
- С целью выявления знаний детей о городе провести дидактическую игру «Знаешь ли ты свой город?»;
- Вместе с детьми приняли решение об осуществлении проекта «Я живу в Смоленске».
- Сбор информации о городе
- Подбор иллюстративного материала;
- Отбор художественной литературы, художественного материала.
На втором этапе работы была создана инициативная группа по реализации проекта, в состав которой вошли родители, дети, воспитатели.
Тематический план работы с детьми в рамках проекта
«Я живу в Смоленске»
Сентябрь-ноябрь «Наш город Смоленск»
Познавательное развитие
- Беседа с детьми « Город и горожане».
- Занятие «Знакомство с историей города и его символикой», с картой Смоленской области;
- Рассматривание буклетов, фотографий о городе, картин смоленских художников, просмотр видеоролика «Экскурсия по Смоленску»;
- Чтение книг о родном городе, стихов смоленских поэтов
- Экскурсия в детскую библиотеку
- Прослушивание музыкальных произведений: гимн Смоленска, музыкальные произведения М. Глинки и на стихи Исаковского.
- Рассказ воспитателя об истории развития города.
- Беседа на тему «Старый и новый город».
- Просмотр слайдов и видеоматериалов.
- Беседа на тему «Гордимся тобой, наш город родной».
- Придумывание рассказов на тему: «Из окна, из окна наша улица видна».
- Экскурсия в культурно-выставочный центр имени Тенишевых.
Детская художественно-продуктивная деятельность:
- Конкурс рисунков «Мой любимый город».
- Занятие по изодеятельности «Течет река Днепр».
- Рисунки к рассказам на тему: «Из окна, из окна наша улица видна».
- Коллективные творческие работы «Улицы города», «Мы — строители», «Мы- пешеходы».
- Конструирование «Смоленская деревня».
- Выставка детских работ «Мой любимый город».
Декабрь-февраль «Жизнь людей в Смоленске»
Познавательное развитие
- Рассматривание альбома «Знаменитые люди Смоленщины».
- «Профессия моих родителей», «Как я отдыхаю? »
- Занятие «А. Твардовский». Чтение отрывков стихотворений.
- «Жизнь моей улицы» (почта, парикмахерская, школа, библиотека, поликлиника, супермаркет и т. д.).
- «Правила безопасности в городе».
- «Мы – горожане» (правила этикета).
- Занятие «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). Работа по карте Смоленской области «Где я живу?».
- Рассматривание фотографий «Растительный мир Смоленского края».
- Рассказ воспитателя «Фольклор Смоленского края».
- Беседа «Смоленск в творчестве поэтов и художников».
- Составление творческих рассказов «Как я люблю отдыхать», «Моя улица», «Животные и растения моего края», «Город, в котором я живу».
- Виртуальная экскурсия «Историко-архитектурный комплекс "Теремок".
Детская художественно-продуктивная деятельность:
- Рисование « Кем я хочу быть?»
- Аппликация « Транспорт и светофор»
- Лепка «Спорт»
Март-май « Смоленск героический»
Познавательное развитие
- Беседа «Город-герой Смоленск».
- «Никто не забыт, ничто не забыто» (беседа о героизме людей, встреча с участниками Великой отечественной войны, возложение цветов к памятнику павшим героям).
- «Смоленск— город - щит» (О войне 1812г.) Презентация «Детям о войне 1812г.»
- Тематическое занятие «Ю.Гагарин». Экскурсия к памятнику Ю. А. Гагарина.
- Просмотр видеофильмов «Защитники отечества».
- Экскурсия в музей ВОВ
Детская художественно-продуктивная деятельность:
- Рисование «Наша армия родная», «Лети, ракета, к звёздам»
- Лепка «Пограничник с собакой»
- Поздравительная открытка «День Победы»
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Какой наш город», «Сказки в Смоленске», «Кто что делает», «Прогулка по городу», «Заколдованный город», лото «Знаешь ли ты свой город», «Любимый город», «Выложи герб из фрагментов», «Где находится памятник?», «Подбери словечко», «Ошибки художника» , Д/и «Узнай наш герб, узнай наш флаг».
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Музей», «Мы — строители», «Почта», «Библиотека», «Мы — экскурсоводы», «Наша улица».
Взаимодействие с родителями
Формы работы:
- Игра «Интервью», анкетирование «Знаете ли вы свой город?».
- Издание книги «Город будущего» (совместная деятельность
детей и родителей).
- Проведение цикла бесед с детьми «Я могу рассказать вам…".
- Изготовление совместно с детьми макетов «Мост через Днепр».
- Составление картотеки стихов и песен о Смоленске.
- Изготовление альбомов «Безопасная дорога от дома до детского сада».
- Выпуск газеты «Наш любимый город Смоленск» (периодичность раз в квартал)
1-ый выпуск — «Наш город прежде и сейчас»»;
2-ой выпуск — «Смоленск узорчатый»
3-ий выпуск — «Смоленск героический» - стенд «Мы гордимся! Мы помним!»
Совместная и самостоятельная деятельность
- Рисование «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад».
- Создание уголка «Мой город родной».
- Альбом «Город Смоленск», «Наш любимый детский сад».
- Фотографии «Воскресные зарисовки» (при участии родителей).
- Совместная экскурсия «Памятные места Смоленска».
- Вечер – чаепитие «Встречаем рождество согласно традициям Смоленщины.
Оснащение педагогического процесса:
- Создание в группе мини-центра «Мой город»;
- Выставка книг о городе;
- Создание альбомов о Смоленске;
- Оформление продуктов детского творчества (рисунки, макеты, поделки);
- Оформление фотоальбомов «Времена года в Смоленске», «Где мы были» (по материалам экскурсий);
- Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр,
- Обновление и изготовление дидактических игр по теме.
3 этап. Презентация книги «Город будущего» на совместном итоговом мероприятии детей и родителей «Мой любимый город».
Результат.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Перспективы на будущее:
Ознакомление с родным городом продолжится в повседневной жизни группы, на прогулке, в семье.
Список литературы
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
- Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.
- Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
- Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
- Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.
Гаврючкова Ирина Николаевна, воспитатель ЧДОУ №57 ОАО «РЖД» город Смоленск
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зажжён в 1968 году, в 25-ю годовщину освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Огонь, зажжённый от Вечного огня у могилы Неизвестного солдата в Москве, был доставлен на бронетранспортёре. Право зажечь смоленский Вечный огонь было предоставлено М.А. Егорову, водрузившему знамя победы над Рейхстагом. Вечный огонь
Михаил Алексеевич Егоров (5 мая 1923 – 20 июня 1975) – Герой Советского Союза, сержант Красной Армии, вместе с младшим сержантом М. В. Кантария под руководством младшего лейтенанта А. П. Береста водрузивший Знамя Победы на крыше немецкого Рейхстага рано утром 1 мая 1945 года .
В сквере центра города неизменное внимание привлекает памятник юному герою-партизану В.Т. Куриленко (скульптор К.Б. Пастернак, архитектор С.В. Шестопал ), установленный в 1966 г. На высоком гранитном постаменте запечатлена фигура юноши в плащ-палатке и с гранатой в руке .
Памятник детям, погибшим в фашистских концлагерях, установлен около Маховой башни. Памятник в форме пушистого одуванчика, составленного из фигур детей, а на листьях цветка написаны названия концлагерей: Освенцим, Дахау, Бухенвальд
Надписи на гранитных плитах Слева : "1941 Вечная память павшим за Родину" Справа : "Железнодорожникам погибшим в годы Великой Отечественной войны 1945" Памятник железнодорожникам, погибшим в Великой Отечественной войне
Памятник поэту Александру Твардовскому и его литературному герою Василию Теркину установлен в 1995 году в центре города Смоленска на площади Победы
Курган Бессмертия был воздвигнут жителями Смоленска в память о тех, кто не выжил во время немецкой оккупации города в 1941-1943 годах. Около Кургана Бессмертия в парке Реадовка 25 сентября 1970 года был установлен мемориал «Скорбящая мать», рядом с которым похоронено более трех тысяч погибших. Рядом с мемориалом горит Вечный огонь. Курган Бессмертия
На въезде в Смоленск стоит памятник-танк Т-34.Танк установлен на высокой обочине и, словно, стоит на страже города. Дуло его пушки направлено на запад – откуда когда-то пришел на Смоленскую землю враг. Монумент установлен в 1967 году и посвящён защитникам и освободителям Смоленска в Великой Отечественной войне.
В честь освобождения смоленской земли, в 1974 г, в центре города-героя Смоленска (башня Громовая), был установлен Мемориальный знак из красного гранита. На нем изображен меняющий огневую позицию артиллерийский расчет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт проекта "Живые краски"
Паспорт экологического информационного педагогического проекта "Живые краски"....
Паспорт познавательно - творческого проекта: "Я живу на Петроградке"
Данный проект предназначен для патриотического воспитания детей в детском саду, используя одну из его форм - краеведение. Краеведение включает в себя несколько форм изучения : географическое, историче...
Паспорт "Где я живу"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14847074","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"252","width":"260"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14847078","...
Проект ко дню города Смоленска
Проект разработан для работы с детьми дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми. Проект был приурочен ко дню г. Смоленска, в 2018 г. город...
Паспорт проекта по ранней профориентации дошкольников 3-7 лет (включительно) «Атлас профессий» на 2020-2021 учебный год МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска
Паспорт проекта по ранней профориентации дошкольников 3-7 лет (включительно) «Атлас профессий» на 2020-2021 учебный год МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленс...
Паспорт проекта по формированию толерантности" Дети разных народов - мы мечтою о мире живем"
Паспорт проекта по формированию толерантности" Дети разных народов - мы мечтою о мире живем"...
Паспорт проекта «Я живу возле Байкала»
Проект разработан для детей среднего и старшего дошкольного возраста, и их родителей.Работая над проектом, дети получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Б...