НОД по познавательному развитию в старшей группе "Экскурсия в музей ненецкой игрушки"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Цель образовательной деятельности - формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции. Уточнить и расширить представление детей о ненецкой игрушке, формирование знаний о народном творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_muzey_nenetskoy_igrushki.docx | 45.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию
в старшей группе
Тема: «Экскурсия в музей ненецкой игрушки»
Выполнила: воспитатель Филиппова Ольга Александровна
Цель: Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции. Уточнить и расширить представление детей о ненецкой игрушке, формирование знаний о народном творчестве.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить с ненецкой игрушкой, её историей. Пополнить словарь детей
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать детей на народных традициях, углублять их знания о народном творчестве. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
Материалы для занятия: ненецкие игрушки, изделия декоративного творчества, предметы ненецкой национальной одежды. Презентация «Игрушки коренных народов Севера», ноутбук, проектор.
Предварительная работа: беседы, просмотр документального фильма «Ненцы. Уроки предков», чтение произведений ненецких писателей, сказок, легенд, загадывание загадок, рассматривание русских и ненецких народных игрушек, разучивание подвижных игр.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята совсем недавно мы с вами были на экскурсии в музее. Вам понравилось там? Сегодня утром мне передали конверт, в котором лежали билеты для посещения музея.
-Кто знает, что такое музей?
Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
- Скажите, люди, каких профессий работают в музее? (ответе детей)
- В музее трудится очень много людей. Давайте их перечислим.
Экскурсовод – это тот, кто проводит экскурсии. Научный сотрудник - собирает материал по выставке (в архиве, библиотеке, в интернете, документах
Смотритель – смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.
Реставратор – человек, который ремонтирует изделия старины.
- Мы с вами вспомнили профессии людей, которые работают в музее, а теперь давайте вспомним правила поведения в музее.
Правила: Не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками.
Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо. В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
-Ну, вот правила мы все повторили. Я вам раздаю билеты, и мы отправимся в музей.
Дети заходят в зал и садятся на стульчики. Несколько детей-экскурсоводов начинают вести экскурсию (текст разучивается заранее).
Мудрый ненецкий народ
Свято в сердце бережет
Все традиции былые –
Детям их передает!
(на слайде – карты ЯНАО и Тазовского района)
1-й ребёнок-экскурсовод:
10 декабря мы празднуем день рождения нашего района и всего Ямало-ненецкого автономного округа. В этом году ему исполнилось 80 лет. Это солидный возраст для человека. Но наш округ и наш Тазовский район очень молодые. Они растут, набираясь сил, с каждым годом становясь красивее.
У нас суровый климат. Очень короткое лето, длинная снежная зима. В реках много рыб. На бескрайних просторах тундры пасутся стада оленей. Долгой полярной ночью горит на небе северное сияние.
Здесь живут замечательные люди: добрые, сильные, преданные своему делу, хранящие традиции своего народа. В своей экскурсии мы хотим рассказать о том, что нам ближе и понятнее всего – об игрушках.
(на столе экспозиции ненецких игрушек, одежды, макет чума, пояса из бисера)
2-ой ребенок-экскурсовод:
Долгими зимними вечерами в чуме рукодельница мама делает для своей маленькой дочки игрушку – ненецких кукол – «Нухуко». Они делаются из птичьих клювов, сукна, бисера. Это целая семья, в которой есть мама, папа, братья, сестры. Они соединены между собой леской или бисерной цепочкой. И становится понятно, что вся семья обязательно должна быть вместе. Ничего не пропадает у хорошей мастерицы. У каждой куклы – свой костюм, сшитый из цветных лоскутков сукна, украшенный кусочками тесьмы, бисером. Маленькие девочки наблюдают за умелыми мамиными руками и скоро начинают пробовать сами. Их куклы пока отличаются от маминых, но это первые игрушки, сделанные своими руками.
Женщина в чуме – хозяйка и рукодельница. Своими руками шьет она одежду для всей семьи: суконные малицы, меховые ягушки. Сама выделывает оленьи шкуры и шьет зимнюю обувь и шапки для мужа и детей. Плетет из бисера нарядные пояса и украшения. Стежок за стежком рождаются яркие орнамент: «оленьи рога», «крылья гуся», «хвост лисицы». А девочки постарше тут же рядом, из остатков меха, шьют одежду для своих кукол. Они стараются работать так же ловко, аккуратно и красиво, как мама. у них получаются маленькие шапочки, кисы, ягушки. Сшиты они из меховых лоскутков и украшены точь-в-точь как у взрослых.
3-ий ребенок-экскурсовод:
А куда мы сложим нашу одежду? В меховые и суконные сумочки, в которых можно хранить множество нужных и интересных вещей. Для того, чтобы сшить такую сумочку, надо потрудиться. Некоторые делаются из разноцветных кусочков меха как настоящая мозаика. Чтобы было красиво и нарядно, надо постараться подобрать цвета, придумать интересное украшение. Пусть шить трудно, и пальчики больно колет иголка, зато сумочка будет верной подружкой всех игр.
4-ый ребенок-экскурсовод:
(на столе экспозиции национальных игрушек для мальчиков)
А во что играют мальчики? Ну конечно же не в куклы! У мальчиков свои игрушки. А делать им помогают папы. Папа покажет, как из кусочков дерева смастерить лук, стрелы, ножны для ножа. Они очень похожи на настоящие, только маленькие. Для маленького брата можно вырезать деревянную юлу. А еще вместе с папой сделать настоящие нарты, легкие и быстрые. Для них не нужны гвозди. Только дерево, умелые руки и любовь к труду.
Играя, мальчики учатся. Ведь когда они подрастут, вместе с отцом и старшими братьями будут ходить на охоту, управляться с оленями или плести рыболовные сети и ловить рыбу. Настоящий мужчина в тундре должен уметь делать все.
И девочки, когда вырастут, станут мастерицами-рукодельницами. Они будут хранить традиции своего рода, воспитывать своих детей, а потом – внуков. Передавать им свои умения, свою любовь к родной земле. И учить их делать замечательные игрушки.
- Ребята, понравилась вам экскурсия? Что интересного вы из нее узнали? (ответы детей). Давайте поблагодарим наших юных экскурсоводов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по музею Лесного»
Цель: закрепление у детей представлений о социальных объектах города через систематизацию знаний....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Народная игрушка"
Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Музей боевой славы»
Нод в старшей греппе.Неделя "День Победы"...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Экскурсия в музей - заповедник С.Т.Аксакова»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Экскурсия в музей - заповедник С.Т.Аксакова»...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «История ёлочной игрушки».
Представлен конспект ООД по познавательному развитию на тему "История елочной игрушки", с помощью которого дети знакомятся с историей возникновения елочных игрушек , с традициями праздновани...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Экскурсия «Вдохновение рук ненецких мастериц»
Для того, чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась про...
Краткосрочный проект по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Мои любимые игрушки»
Краткосрочный проект по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Мои любимые игрушки»...