Образовательная деятельность "В гости к саамам" (познавательное развитие)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Формирование у детей общего представления о жизни и культуре народов, живущих на севере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_saamam.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Формирование у детей общего представления о жизни и культуре народов, живущих на севере.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и уточнить знания детей о нашем крае, коренных жителях севера - саамах.
- познакомить детей с жилищем, одеждой и одним из промыслов саамов - оленеводством
Развивающие:
- развивать интерес к обычаям (игра) и традициям (украшение одежды) коренного населения Кольского полуострова
Воспитательные:
-прививать любовь к малой Родине;
- уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа;
Предварительная работа:
Чтение произведений «Сампа – лапарёнок»; «Про оленей»; «Как Алёша жил на севере»; «Непослушный междежонок»; Ю. Рытхэу «Про оленей», народные сказки «Айога», «Кукушка».
Рассматривание иллюстраций
Показ презентации «Край наш севером зовется».
Материал: использование ИКТ (компьютер, проектор, экран); скамейки, коврики; вырезанная из цветной бумаги варежка; образцы орнамента; клей, клеенка, тряпочка.
ХОД:
В-ль(читает стихотворения)
Леса и тундра, льды и горы,
Озёра, реки и моря,
Раскинулась в своих просторах
Родная Кольская земля!
В-ль:
- Ребята, а какой земле говорится в стихотворении?
- А почему автор называет родная Кольская земля?
В-ль: А вы, знаете, что на Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, карелы, армяне, татары и другие. Но издавна здесь проживали саамы. (раньше их называли лопарями).
Земля, где они живут, называется – Лапландия. Это северные территории России.
Хотели бы вы перенестись в Лапландию и встретиться с саамами? Для того, чтобы попасть в Лапландию необходимо обладать знаниями о севере. Вы готовы? Ответьте на мои вопросы. Соблюдаем правило: один отвечает, остальные показывают движениями.
- Какая по продолжительности зима на Севере? Долгая или короткая? (Долгая – руки разводят в стороны).
- А лето какое? (Короткое – руки соединяют вместе).
- Какие снега бывают на Севере? (Глубокие, большие – поднимаются на носочки, руки вверх).
- А какие дуют ветра? (Сильные и слабые – дети дуют сильно и слабо).
-Какие на Севере бывают морозы? (Сильные, крепкие – обхватывают себя руками, «греются»).
- Ну что, не испугаетесь?
На чём вы думаете можно добраться до Лапландии? (ответы детей)
А, я вам хочу предложить отправиться на оленях. Тогда в путь!
(под фонограмму «Мы поедем, мы помчимся…» дети парами «олень – погонщик-каюр» бегут по кругу) (детей встречает саамка)
Саамка
- Здравствуйте ребята! Вот вы и прибыли мою родину в Лапландию. Я - коренная жительница Лапландии – саамка. В старину нас называли лопарями. Мы саамы – прирождённые рыбаки, оленеводы и охотники.
Вы уже обратили внимание, на моё жилище, он называется кувакса. Повторите все вместе, как называется жилище саамов (фото на презентации). Проходите, присаживайтесь (дети садятся).
Кувакса похожа на палатку, её можно быстро собрать и перенести в другое место, зимой куваксу покрывают шкурой оленя, а летом берестой, которая крепится к лёгким шестам. В центре куваксы разжигают костер. Здесь спят, едят, занимаются хозяйственными делами. В таких куваксах живут оленеводы (фото на презентации).
- Как вы думаете, чем занимаются оленеводы? (ответы детей).
Правильно, саамы разводят домашних оленей, пасут их и ухаживают за ними. Всё это называется оленеводство.
- А вы знаете, чем питается олень (ответы детей)
Молодцы. Питаются олени в основном мхом, он называется – ягель, растёт он только на севере (фото на презентации).
Оленеводы пасут оленьи стада в тундре, а когда на одном пастбище заканчивается корм, они перегоняют оленей в другое место, а чтобы перебраться в другое место, нужно перевести куваксу и для этого используют небольшие сани – нарты (фото на презентации). У них широкие полозья, они легко скользят по снегу и не проваливаются. Давайте повторим название саамских саней – нарты.
- Ребята, посмотрите на мою одежду? (фото на презентации).
Такая рубаха называется – юпа. Это традиционная верхняя одежда у саамов, живущих на Кольском полуостове. Она шьётся из тёплого шерстяного материала (повторяем)
Обувь саамов - это высокие сапоги - яры, сшиты они из оленьего меха (повторяем)
Кысста – так называется варежка, она тоже шьется из оленьего меха или вяжется из шерстяной пряжи (повторяем)
- А чтобы одежда была красивой, её украшают узорами из кусочков цветной ткани, кожи и бисера. Ткань, на которой вышивается рисунок, берётся обычно красного цвета. А сам рисунок или узор состоит из трёх основных цветов: белого, голубого, жёлтого, а иногда зелёного и синего.
Кыссты – варежки тоже украшают разным узором (на доске варианты). Каждый узор имеет свой смысл. Например: солнце- круг, восход солнца – полукруг, олень- треугольник, волнистая линия- вода, синие треугольники - северное сеяния, зелёные треугольники – горы, жёлтый треугольное - кувакса.
Хотели бы вы, чтобы у вас были такие же красивые саамские варежки? Работа это трудная, кропотливая и для начала нам необходимо потренировать глаза и руки - снимите очки и положите на поднос.
Ходит солнышко по кругу, | (вращение глазами) |
Дремлет Оленица. | (глаза закрыты) |
Мы идём с тобой по тундре | (открыть глаза) |
Тихо, тихо, тихо. | (ходьба на носках, на месте) |
Мы походим здесь немножко |
|
И найдём тропинку, | (наклон вниз) |
Вот сорока на верхушке |
|
Клювом чистит спинку, | (посмотреть вверх, повороты головы) |
Весь засыпан снегом лес, | (повороты в стороны, с отводом руки в сторону) |
Здесь по снегу скачет зайка, | (прыжки на месте) |
Там куропаток села стайка, | (махать руками, как крыльями) |
Здесь лисичка за кустом, | (присесть) |
Там в дупле бельчонка дом. | (встать, руки вверх). |
Саамка: Приглашаю за столы (заготовки варежек, краски, звучание саамских наигрышей). А теперь, приступаем к работе будьте аккуратны, не спешите – украшайте свои варежки.
Саамка: Молодцы! У вас получились очень красивые варежки - кыссты. Они останутся на память о путешествии в Лапландию к саамам.
Напоследок, вам предлагаю поиграть со мной в саамскую игру «Стой, Олень».
Вам пора возвращаться в детский сад, запрягайте оленей и вперёд (игра «Оленьи упряжки» под фонограмму «Мы поедем, мы помчимся…»)
Итог занятия:
В-ль:
- Как называется коренной народ Кольского полуострова?
- Как называется место, где издавна живут саамы?
- Как называет жилище (сани, шуба, варежки, обувь)?
- Ребята, что вам больше всего сегодня понравилось и запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная математика. Развитие сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста средствами аппликации.» для детей 2-3 лет по образовательной области «Познавательное развитие"
Образовательная (общеразвивающая) программа «Занимательная математика. Развитие сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста средствами аппликации.»на 2016-2017 учебный годдля детей 2...
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Ветка рябины» Образовательная область: художественно-эстети; познавательное развитие; ; физическое развитие;
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 73 «Искорка» г. Минеральные Воды Минераловодского городского округаСтавропольского края...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «познавательное, социально-коммуникативное развитие, безопасность» Раздел «познавательное развитие» Тема: «Пришла весна» Возрастная группа: средняя группа.
Расширять представления об изменениях в природе (деревьях)весной на экологической тропе....
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми второй младшей группы Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» «Танечка и Ванечка учатся играть»
Цель: развитие гендерных представлений у детей, закрепление знаний детей о своей принадлежности к полу....
Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе " Елочка"
непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...
Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Снеговик"
непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе...
Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Разноцветные бусы"
непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...
- Мне нравится (2)