Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "Мы вместе"
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад № 2
ПРОГРАММА
ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
«МЫ ВМЕСТЕ»
(срок реализации – 4 год)
С. Венгерово 2015 г.
Оглавление
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ 3
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы. 8
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 8
1.1.3. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в ДОУ 9
1.2. Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры). 10
1.2.1. Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте. 10
2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка 12
2.1.1. Социально – коммуникативное развитие 12
2.1.2. Познавательное развитие 12
2.1.4.Художественно – эстетическое развитие 12
2.2 Перспективно-тематическое планирование 12
2.4. Организация работы с родителями (законными представителями) воспитанников по проблеме духовно-нравственного воспитания 20
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 21
3. Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей. 21
3.1.Материально-техническое обеспечение 21
3.2.Организация режима пребывания детей ДОУ 23
3.3.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. 24
4. ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 26
4.1.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 26
4.1.2. Способы и направления поддержки детской инициативы. 27
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
ПРОГРАММА
ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «МЫ ВМЕСТЕ»
Наименование Программы | Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Мы Вместе» |
Юридическое наименование Образовательной организации | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад № 2 (МКДОУ Венгеровский детский сад № 2) |
Полный адрес организации: | Субъект РФ Новосибирская область Индекс: 632241 Населённый пункт с. Венгерово, Венгеровского района, Улица Лермонтова, Дом 26 |
Основание для разработки Программы | 1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. 2.Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержден приказом 3.Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155. 4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «15» мая 2013 г. № 26. |
Основные разработчики Программы | Воспитатели: Гавенко Елена Александровна Шерстобитова Татьяна Михайловна |
Основная цель Программы | Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному селу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего села, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. |
Основные задачи | 1.Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувство гордости за свою малую Родину. 2.Расширять представления детей о географическом положении, истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного села. 3.Воспитать уважение к национальной самобытности языка и традиционным ценностям. |
Срок реализации Программы | Программа рассчитана на 4 учебных года. |
Направления работы | - Воспитание нравственно-патриотических чувств к малой родине, родному поселку. - Воспитание толерантного отношения к лицам других национальностей. Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она осуществляется по разделам: I раздел “Семейный очаг и традиции” II раздел «Посёлок, в котором я живу». III раздел “Где мы живем?” IV раздел “Жизнь по законам добра” К каждому разделу составлен перспективный план работы, разработаны совместные мероприятия с детьми и родителями с использованием инновационных форм и методов. |
Участники проекта | Дети младшей, средней, старшей, подготовительной групп, родители воспитанников, воспитатели группы |
Критерии оценивания результатов | -мониторинг образовательного процесса на основе методики Н.П. Капустиной, Т.М. Масловой; -участие в поселковых, муниципальных, окружных конкурсах по патриотическому воспитанию; -анкетирование родителей и педагогов; - педагогическое наблюдение. |
Ожидаемый результат | -наличие у детей знаний об истории возникновения села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; (опрос); -возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма (наблюдение, анализ); -участие детей, родителей в отслеживании результатов проектной деятельности (наблюдение, вовлечение, анализ); -формирование партнерских отношений, проявление навыков гражданского поведения (наблюдение); -реализация новых продуктивных методов обучения и воспитания (накопление и обобщение опыта). |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка.
Актуальность.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Никакие социально-экономические и политические реформы в России не могут быть успешно реализованы без нравственно-патриотических чувств каждой отдельной личности и общества в целом.
Согласно приоритетам Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года, система российского образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- формирование общей культуры и межличностных отношений.
Ведущим принципом государственной образовательной политики выдвигается воспитание духовно-нравственного человека-гражданина, обладающего высокими моральными устоями. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Множество негативных явлений среди молодых родителей, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее), имеют свои истоки в дошкольном детстве. Погруженный в технократию мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность, - способности к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию.
Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в отрыве от отечественной культурной среды, высшие сферы личности ребенка-дошкольника, его мировоззрение заполняются суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями воспитанных в атеизме взрослых и мистикой.
В последующем лишенная традиционных нравственно-патриотических ориентиров и ценностей жизнь ребенка превращается в подчиненное блуждание по различным компьютерным программам, зачастую агрессивным и даже садистским.
Неполноценное, а то и искаженное нравственно-патриотическое воспитание ребенка является причиной деформаций его социального развития. И эта опасность усиливается тяжелейшим нравственным кризисом, который переживает современное российское общество.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего посёлка, края.
Отсюда вытекают следующие проблемы:
-какими должны быть формы и содержание воспитательно-образовательного процесса, чтобы, не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю;
-какие формы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили её наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском возрасте в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребёнка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Проблему патриотического воспитания детей многие дошкольные учреждения пытаются решить с помощью различных программ: созданы комплексные программы, где в той или иной мере отражена обсуждаемая тема: «Истоки», «Детство», но есть среди них и такие, кто действует самостоятельно: «Наследие», «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры», «Открой себя», «Москвичек» и другие.
Анализ литературы и опыта работы детских садов позволяет сделать вывод о разработанности проблем включения основ краеведения в практику дошкольных учреждений. Авторы региональных краеведческих программ Алифанова Г.Т., Бибикова Н.В., Серова З.А. и др. (Санкт – Петербург); Алешина Н.В. и др. (Москва); Никитина С.В., Тимонина О.Ю. и др. (Великий Новгород) едины во мнении, что в патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать необходимость формирования личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
Содержание программы “Детство” под редакцией Бабаевой Т.И., Михайловой З.А., по которой работает наш детский сад, патриотическое воспитание осуществляется через мир социальных отношений, познавательное и эстетическое развитие. В разделе «Дошкольник входит в мир социальных отношений» формируются представления о семье, семейных и родственных отношениях. В разделе «Ребенок открывает мир природы» осуществляется обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой. В разделе «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» даются представления о разнообразии произведений русского народного искусства, осуществляется ознакомление детей с жизнью и произведениями выдающихся русских композиторов. Программа «Детство» предполагает решение такой задачи, как воспитание у детей любви к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе – задачи формирования духовно-нравственных ценностей, но в основном это содержание рассчитано на детей, проживающих в городских условиях, а наш детский сад находится в поселке.
Большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию дошкольников.
Педагоги ищут разные пути и подходы к решению проблем патриотического воспитания, особенно сегодня, когда родители заняты зарабатыванием денег, они фактически самоустранились от процесса воспитания своих любых чад. Дети же чаще общаются не со своими друзьями и родными, а с героями компьютерных игр. И всё-таки необходимо, чтобы наши компьютеризированные дети помнили о своих корнях – своих предках, своих семейных традициях, чтобы не канула в Лету та тонкая ниточка, что связывает прошлое с настоящим, а настоящее с будущим.
Следует учитывать, что родители многих наших воспитанников приехали с разных концов России. Они обладают своей культурой, обычаями и традициями. Село Венгерово не является для них родиной. А их дети, хотя и живут здесь часто с самого рождения, больше знают о родных местах родителей, чем о нашем крае.
Отслеживая показатели демократического климата в ДОУ для детей, педагогов, родителей мы провели опрос по вопросам патриотического воспитания и увидели следующие данные: 89% считают, что сегодня в нашей стране нужно уделять больше внимания патриотическому вниманию дошкольников, 75 % считают, что патриотическое воспитание всегда приносит только пользу, 78% считают, что патриот должен и любить малую родину, и гордиться ею, другие считают, что патриотическое воспитание не возможно без любви к малой родине, а гордиться ею не обязан. Только 40% считают, что обязательно надо быть всегда терпимым к другим, и толерантным.
Данные социального опроса позволили увидеть проблемы со стороны всех участников образовательного процесса. И педагоги, и дети, и родители не достаточно умеют критически мыслить, действовать для изменения социальной действительности; не всегда терпимы к инакомыслию и толерантны; не умеют руководствоваться демократическими ценностями, не имеют навыков достаточных знаний гражданского поведения.
Поэтому и назрела необходимость создания программы по воспитанию нравственно-патриотических чувств к малой родине, родному поселку "Мы Вместе".
В программе "Мы Вместе " нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями села, края, жизнью и бытом людей; важными людьми: первопроходцами, людьми героями труда и ВОВ, культуры и искусства; богатством Сибирской земли и их значением на современном этапе.
Программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, реализующейся в МКДОУ Венгеровский детский сад № 2, в соответствии с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 №1155 г. Москва), (далее ФГОС ДО), основной целью, которой является формирование равных условий, обеспечивающих полноценное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных возможностей.
Основанием для разработки Программы служат:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «15» мая 2013 г. № 26.
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г.
Программа определяет содержание, основные пути развития патриотического воспитания в МКДОУ Венгеровский детский сад № 2 и направлен на воспитание патриотизма и формирование гражданственности через любовь к родному краю и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции и обычаи нашего села и края.
Программа предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.
Программа состоит из 4 разделов:
I раздел “Семейный очаг и традиции”
II раздел «Посёлок, в котором я живу».
III раздел “Где мы живем?”
IV раздел “Жизнь по законам добра”
Данные разделы занятий тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: непосредственно образовательной, самостоятельной деятельности, совместной деятельности со взрослым.
Место реализации программы – детский сад и семья.
Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: игра, беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы.
Основная цель Программы. Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному селу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего села, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Основные задачи
1.Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувство гордости за свою малую Родину.
2.Расширять представления детей о географическом положении, истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного села.
3.Воспитать уважение к национальной самобытности и традиционным ценностям.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
Принцип целенаправленности - воспитание нравственности требует осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом.
Учет индивидуальных и половозрастных особенностей - воспитание любого нравственного качества во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т.д.
Принцип культуросообразности - в процессе воспитания нравственности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Этот принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира.
Принципы связи воспитания морально-этических норм с жизнью - Воспитание нравственности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия в мире.
Принцип уважительного отношения к личности - независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса.
Принцип опоры на положительное в ребенке - Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания нравственности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.
Рабочая программа основана на следующих подходах:
1. Личностно-ориентированные подходы:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
2. Системно-деятельные подходы:
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
- овладение культурой - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
1.1.3. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в ДОУ.
Контингент воспитанников | Характеристики возрастных особенностей развития детей |
Младшая группа 3-4 года | В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. |
Средняя группа 4-5 лет | Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией. |
Старшая группа 5-6 лет | Ведущее значение приобретает развитие познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребёнка. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта и литературы. В оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны. Именно в этот период в ребёнке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребёнка, «Я» - позиция. Уже сейчас |
Подготовительная группа 6-7 лет | В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. |
Социально-психологическая характеристика детей группы: общий социально-психологический климат групп положительный, благоприятный. В конфликтных ситуациях дети применяют стратегию сотрудничества, компромисса. Отвергнутых и изолированных детей в группах нет.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры).
1.2.1. Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Планируемые результаты реализации Программы:
-положительная динамика сформированности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста (отзывчивость, сочувствие, доброжелательность и др.)
-создание у детей целостного и системного представления о социальных нормах и правилах поведения в обществе.
-обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада.
-повышение заинтересованности родителей и воспитателей в решении проблем нравственного воспитания детей.
Результаты освоения Программы определяются в ходе диагностики, являются ориентиром для педагогов и родителей и определяют направленность воспитательной деятельности взрослых. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику развития каждого ребенка, с целью определения дальнейших перспектив его развития.
Планируемые результаты освоения Программы являются предпосылкой для формирования у детей целевых ориентиров дошкольного образования, а именно на этапе завершения дошкольного образования:
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
Проявляет ответственность за начатое дело.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонационально, важнейших исторических событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные тендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, ≪что такое хорошо и что такое плохо≫, стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка
2.1.1. Социально – коммуникативное развитие
Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
2.1.2. Познавательное развитие
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
2.1.3.Речевое развитие
Владение речью как средством общения
Обогащение активного словаря
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
2.1.4.Художественно – эстетическое развитие
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
2.1.5.Физическое развитие
Овладение подвижными играми с правилами (народными, хороводными, малоподвижными)
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами
2.2 Перспективно-тематическое планирование
Месяц /кол – во занятий | группа | Цели, задачи | Методы и приемы, сопутствующие формы работы | |||||||||
младшая | средняя | старшая | подготовительная | |||||||||
I раздел “Семейный очаг и традиции” Цель: сформировать у детей целостное представление о семье, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего. Раздел состоит из 4 тематических занятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр. | ||||||||||||
Октябрь /4 | «Мама, папа, я- вместе дружная семья» | «Мы вместе» | «Семь – Я» | «Семейный очаг» | 1.Расширить представление у детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья». 2.Воспитывать чувство семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте). 3.Внушать детям чувство гордости за свою семью, стремление заботиться о пожилых людях. | Занятия, совместные досуги с родителями, игры КВНы, «Что, где, когда?», праздники, выставки, вечера встреч. Беседы, составление рассказов, чтение художественной литературы, проекты. | ||||||
«Труд взрослых» | «Такие разные профессии» | "Все работы хороши» | Семья – главный воспитатель | 1.Прививать уважение к труду родителей. 2.Закреплять знание профессий и понимать значимость их труда. 3. Воспитывать любовь доверие к семье. Формировать навыки безопасного поведения | Экскурсии на предприятия нашего села, встречи, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. Беседы, составление рассказов о профессиях, чтение стихов «А что у вас?» С. Михалкова, рисование. | |||||||
«Моя любимая игрушка» | «Вместе веселее» | Хобби | Уклад и традиции семьи | 1.Продолжать знакомить детей с семейными традициями. 2.Уважать интересы каждой семьи. 3.Развивать навыки различия эмоционального состояния других людей и своих собственных. | Театральная деятельность, игры, концерты, семейный клуб «Расти здоровым, малыш». Беседы «Моя любимая игрушка», «Самая интересная книга». Домашние праздники «Все мы можем сообща». | |||||||
«Бабушки и дедушки» | Те кто меня любят | Моя семья – моя крепость | Родной очаг | 1.Познакомить детей с родословной своей семьи. 2.Прививать любовь к своему родному дому, учить видеть, отображать свои видения в рисунках (герб семьи). 3.Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к людям; чувство почтения и любви к старым и малым. | Взаимопосещения семей сверстников, сюжетно-ролевые игры. Рисование «Герб моей семьи» Беседы «Моя семья», «Мои дедушка и бабушка», рисование древа семьи. | |||||||
II раздел “Поселок, в котором я живу” Цель: воспитать чувство привязанности к своему селу, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свое село Венгерово, интерес к его истории и стремление сделать его богаче и краше. | ||||||||||||
Ноябрь /4 | Вот мой дом родной | Любимое село | «С чего начинается Родина?» | С чего начинается Родина | 1.Сформировать представления детей об исторических корнях села Учить детей умению работать с картой села, находить свой дом, местоположение детского сада. | Занятия, экскурсии по селу, музей, выставки ко Дню села, работа с картой Беседы, рассказы о селе, рассматривание карты, фотоальбомов, презентация «Любимое село». Познакомить детей с традициями нашего села, научить детей их соблюдать. | ||||||
Работы разные нужны, работы разные важны! | Профессии нашего края | Чем мы дорожим | Богатство Сибири | 1.Закрепить представления детей о профессиях края. 2.Воспитывать уважение, гордость за свой село, край, людей, которые живут и работают в Сибири. 3.Расширять знания о полезных ископаемых Новосибирской области. | Беседа: «Богатство Сибири». Занятия, встречи с работниками, экскурсии. Беседы, рисование, рассматривание иллюстраций, макетирование, презентации. | |||||||
Места, которые мы любим. | Герб, флаг. | Символика родного края | Я - патриот | 1.Познакомить детей с символикой родного края, с историей и происхождением герба, флага. | Занятия, посещение библиотеки. Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций, рисование аппликация, дидактические игры. | |||||||
Если добрый ты! | Доброта спасет мир. | Твори добро! | Церковь спаса Нерукотворного Образа. | Приобщать детей к православной традиции русского народа. | Уроки добротолюбия. Экскурсии в Храм. Беседы, встречи, праздники, экскурсии, уроки творчества, игры, слайд-фильмы, чтения. | |||||||
Декабрь/4 | В гостях у книжки. | Встреча с прошлым | Я все могу! | Центры культуры | Развивать творческие способности, формировать культурный уровень детей. (музей, музыкальная школа, СОШ №2, почта, библиотеки, спортивный комплекс «Темп»). | Экскурсии, кружки, участие в поселковых мероприятиях. Беседы, встречи, праздники, экскурсии, уроки творчества, игры. | ||||||
Елочка – зеленая иголочка! | Береза – белая подруга! | Растительный мир | Природолюб! | Знакомить детей с растительным миром села; с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе. Дать понятие об ядовитых растениях; о возможных травмах на природе; научить оказывать первую помощь; учить соблюдать правила поведения на природе. | Занятия, дидактические игры, экологические игры, рассматривание гербария лекарственных растений, труд на природе. Опыты, рассматривание картин, слайдов о природе, рисование, беседы. Занятия «Уроки доктора Айболита», | |||||||
«Трусишка зайка серенький!» | Помоги птицам | Братья наши меньшие | Красная книга нашего района | Знакомить детей с животным миром; исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное, заботливое отношение к животному миру. Дать понятие об опасных животных; о возможных травмах на природе; научить оказывать первую помощь; учить соблюдать правила поведения на природе. | Экологические тропы, организация зимних столовых для птиц, занятия, игры. Занятия «Уроки доктора Айболита», экологические тропы. Наблюдение за животными, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, за кличек, прибауток, рисование. | |||||||
Наша река | Водоемы зимой | Водоемы зимой | По зимней экологической тропе | Дать представление о водоемах села, их растительном и животном мире. Дать понятие об ядовитых растениях и опасных животных; о возможных травмах на природе; научить оказывать первую помощь; учить соблюдать правила поведения на водоемах. | Экологические тропы, прогулки, праздники. Наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы. | |||||||
III раздел “Где мы живем?” Цель: воспитать любовь и уважение к родному краю; развить в детях чувство гордости за свой край; вызвать интерес к истории и традициям Венгеровского района. Раздел состоит из 5 тематических занятий. Практические занятия проводятся в виде заочных путешествий, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических и сюжетно-ролевых игр. | ||||||||||||
Январь /3 | Картинки прошлого | Хочу все знать. | Моя малая Родина. | История Венгеровского района | Сформировать представление об исторических корнях Венгеровского района. Учить детей умению работать с картой района, находить свое село Венгерово. | Занятия, заочные путешествия, выставки, экскурсии в краеведческий музей. Работа с картой Венгеровского района. Беседы, рассказы о Венгерово и других деревнях района, рассматривание карты, фотоальбомов. | ||||||
Я знаю это место! | Удивительное место | Путешествие по району | Достопримечательности Венгеровского района | Познакомить детей с достопримечательностями некоторых мест родного края.
| Занятия, заочные путешествия, КВН, художественное творчество. Презентация «Венгеровский район, навек любимый!», беседы, рассматривание иллюстраций. НОД «Путешествие по району» | |||||||
Встречи с интересными людьми | Встречи с интересными людьми | Встречи с интересными людьми | Знаменитые люди | Вызвать у детей интерес и гордость за знаменитых людей | Занятия, выставки. Встречи с местными художниками, музыкантами, поэтами. Беседы, рассказы воспитателя, рассматривание фотоальбомов, «Встреча с прекрасным» (Чтение стихотворений местных авторов). | |||||||
Февраль /2 | Природа и я! | Край родной навек любимый. | Все что меня окружает | Изучение родной природы | 1.Расширить представления детей о животном и растительном мире родного края, его своеобразии и особенностях. 2.Воспитать в детях интерес к окружающему миру, желание помогать и заботиться о животных и растениях; 3.Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на природе. | Занятия, викторина «Люби и знай свой родной край», экскурсии, целевые прогулки, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе. Рассматривание картин, иллюстраций книг, альбомов с изображениями растительного и животного мира Венгеровского района; разучивание стихов о природе. | ||||||
Широкая Масленица! | Мир природы | «Панорама добрых дел» (умение сочувствовать и сопереживать всему живому) | «Панорама добрых дел» (умение сочувствовать и сопереживать всему живому) | Познакомить детей с традициями и обычаями коренных жителей Венгеровского района; сделать вклад в формирование у них высокого культурного уровня; приобщить детей к традициям коренных жителей; сделать вклад в развитие творческих способностей детей. | Беседы, рассказы воспитателей, встречи, праздники, уроки творчества, игры, чтения, экскурсии НОД «Я – житель Сибири» | |||||||
IV раздел “Жизнь по законам добра” Цель: вооружить дошкольников знаниями о морали и целесообразности соблюдения нравственных норм. Раздел состоит из 10 тематических занятий. Практические занятия проводятся в виде - обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность, где ребёнок учится проявлять сильные стороны добрых качеств, видеть проявления добра в других людях. | ||||||||||||
Март /4 | «Поляна добра» | «Добрым быть – правильно!» | «Если добрый ты» | «Добро побеждает зло» | 1.Закреплять у детей знания о правилах доброй, совестливой жизни с окружающими людьми, со стариками, детьми и больными. 2.Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к людям; чувство почтения и любви к старым и малым; сострадание к людям, нуждающимся в помощи. 3.Содействовать развитию у детей привычки к делам милосердия. | Практический: ресурсный круг «Я дарю слово», упражнения «Комплимент», «Подари слово другу», игры «Волшебный стул», «Поляна добра», работа с куклой. | ||||||
Мое настроение | «Мои поступки» | «Мои поступки» | «Мои поступки, чувства, настроения» | 1.Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека. 2.Воспитательные задачи: воспитывать послушание, осмотрительность, осторожность и благодарность за помощь. 3.Создавать условия для формирования нравственных моделей поведения, таких как дружба, взаимовыручка, послушание. | Литературный ряд для домашнего чтения: Б. Ганаго «Дочь», «Назови отцом», В.Г. Дьяченко «Ведь это моя маленькая сестра», «Чему учат детей пчелы». | |||||||
Друг. | Если рядом ты! | Помоги другу! | «Ты пожалеешь, и тебя пожалеют» | 1.Учить детей дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях. Развивать способность соотнесения восприятия словесного описания героев сказки и музыкальных образов. 2.Воспитывать дружелюбие и взаимопонимание. 3.Учить детей тому, что дружить – это значит понимать и прощать друг друга. | Сказка «Иван Царевич и серый волк». Дидактические игры «4 стихии», «Глухой телефон», «Выполни команду»; решение проблемных ситуаций; игры-этюды. | |||||||
Страна послушания. | Страна послушания. | Послушание и упрямство | Послушание и упрямство | 1.Формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность; тренироваться в умении дарить окружающим доброту слова и дела. 2.Создавать условия для формирования нравственных моделей поведения, таких как дружба, взаимовыручка, послушание. 3.Учить детей тому, что дружить – значит помогать друг другу. 3. Способствовать развитию умений управлять своими желаниями и поведением: помочь детям понять, что непослушание – причина бед. | Практический материал для работы: упражнять в правилах послушания: «делай не то, что хочешь, а делай то, что нужно»; приучать выполнять просьбы, поручения. | |||||||
Апрель /4 | Волшебные слова | Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. | Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. | Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. | 1.Расширять представления детей о взаимоотношениях между людьми; 2.Дать детям представление, почему хвастовство не доводит до добра, почему опасно быть самонадеянным. 3. Формировать нравственные эталоны, необходимые для регуляции поведения ребенка. | Практический материал: «Подари слово любимой игрушке», игры «Волшебный стул», «Поляна добра», обсуждение проблемных ситуаций.
| ||||||
Мирись, мирись! | Не разлей вода! | «Красивые» дела. | «Доброе братство сильнее богатства» | 1.Расширять представление детей о законах взаимоотношения между близкими людьми. 2.Понимать и различать качества характера: мудрый, умный, дальновидный. 3.Развивать у детей умение уступать, договариваться, ладить с другими детьми и со взрослыми. | Литературный ряд для занятий в детском саду: В.А. Сухомлинской «Петушок-братик, добрый день», «Скажи человеку «здравствуйте», «Красивые слова и красивые дела», «Для чего говорят «спасибо», «Доброго здоровья, дедушка». «Старик и сыновья» | |||||||
Мои друзья | Друг в беде не бросит. | Дружба крепкая. | «Здравствуй мир, здравствуй друг» | 1. Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Закрепление положительных ассоциаций с понятиями "друг", "дружба". 2.Формирование понимания того, что дружеские отношения со сверстниками зависят от поведения каждого ребенка. 3. Учить детей тому, что дружить – значит помогать друг другу. | “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Кто больше скажет?” (волшебных слов), “Поделись улыбкой”, “Меняемся местами” (те, кто любит играть с другом; кто другу помогает и т.д.), | |||||||
Я и мои друзья | Я и мои друзья | Я и мои друзья | Я и мои друзья: «Мы разные» | 1. Помочь понять, что между детьми при их непохожести, очень много общего, воспитывать уважение к индивидуальности каждого. 2. Закладывать основы доверительного отношения друг к другу; расширять представления о сходстве и отличия во внешнем виде, характере и поведении девочек и мальчиков 3.Учить детей выполнять обещания, исправляя ошибки в поведении, преодолевая трудности. | “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Река вежливости” (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару), “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких). | |||||||
Май /2 | «Мой дедушка – герой» | «Героям – слава!» | Мы у вечного огня постоим. | Памятник воинам, погибшим в годы ВОВ | 1.Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них; 2.Познакомить с героями Великой Отечественной войны с. Венгерово; 3.Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. | Экскурсии к памятникам. Выпуск стен газеты «Нам есть, кем гордиться……» Беседы, рассматривание фотоальбомов | ||||||
«Бессмертный полк» | «Я помню – я горжусь» | «Мы помним, мы знаем» | «Никто не забыт, ничто не забыто» | 1. Воспитать интерес к истории своей Родины, к истории военного времени; объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников отечества; -познакомить с памятниками ВОВ. -воспитать чувство уважения к ветеранам ВОВ и других военных конфликтов. | Экскурсии к памятнику, Занятия, выставки. Акция «Кораблик Победы» Рассказы воспитателей о ветеранах войны, встречи с ветеранами ВОВ, праздники, рассматривание иллюстраций макетирование. |
2.3.Содержание программы
I раздел “Семейный очаг и традиции”
Цель: сформировать у детей целостное представление о семье, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего.
Раздел дает представление о семье.
Семья состоит из близких и дальних родственников. Самые близкие родственники: мать и отец, братья и сестры. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. О них все в семье заботятся. Понимание того, как поддерживаются в семье родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляется в семье забота, любовь, уважение друг к другу.
В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке и заботятся друг о друге. Каждый человек в семье имеет право высказать свое мнение, но окончательное решение принимает взрослый.
В каждой семье есть вещи, которые напоминают о важных событиях. Есть праздники, которые называются семейными (дни рождения, свадьбы, юбилеи, встречи), традиции семьи, реликвии, любимые увлечения. Старшее поколение знакомит детей со своим родословным древом. В дошкольном возрасте продолжают уделять внимание тому, что взрослые члены семьи не только выполняют обязанности по дому, но и работают. Поэтому дети должны им помогать. Например: помыть посуду, полить комнатные растения и т.д. Дети должны заботиться о взрослых так же, как взрослые заботятся о них. Особое внимание уделяется заботе о престарелых членах семьи – бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках. Дети начинают подражать взрослым: мальчики – мужчинам, девочки – женщинам. Следует использовать это стремление и показать детям, что мальчики уже могут вести себя как настоящие мужчины: уступить место девочке, помочь расставить физкультурные пособия, защитить маленьких девочек, если их обижают и т.д. А девочки могут вести себя как хозяйки в группе: следить за порядком, помочь мальчикам красиво застелить постели и др. Таким образом, семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества.
В старшей группе необходимо впервые познакомить детей с родословным древом и проводить эту работу совместно с родителями. Большой интерес вызывает у детей рассматривание семейных альбомов, которые они по просьбе воспитателей приносят в группу. Предлагать детям узнать, кто из членов семьи, родственников служил в армии, воевал. Нужно показывать детям, что история их семьи неразрывно связана с историей родного села в котором они живут с историей страны и т.д.
Семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества, его части.
Для сотрудничества с родителями необходимо было сформировать у них следующие убеждения:
-Чтобы учить, необходимо много знать и уметь.
-Тот, кто занят воспитанием ребенка, развитием его духовности, должен верить в самого ребенка.
-Верить в свои возможности, никогда не опускать руки, даже тогда, когда кажется, что ничего не получается. Необходимо верить в силу гуманной педагогики.
На этих трех «китах» держатся главные принципы:
- терпение,
- созидательная любовь,
- сотрудничество.
II раздел. «Село, в котором я живу»
Цель: воспитать чувство привязанности и любви к своему родному селу, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свое село, интерес к его истории и стремление сделать его богаче и краше.
Раздел знакомит детей с родным селом.
У каждого села есть своя история, своя символика. Как и у человека, у села есть свое имя, которое что-то обозначает, есть день рождения (день основания) и есть много других дат, по которым определяют его историю.
Дети учатся видеть красоту и многообразие растительного и животного мира села, и его окрестностей. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе.
В детском саду начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем Основной целью проводимой работы является воспитание в ребёнке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт. На этом этапе собирается, анализируется и доводится до детей вся интересная информацию, где они живут (улица), в том числе:
-исторические факты местного значения;
-окружающая природа с потребительской позиции и с точки зрения признания самоценности природы;
-основная профессия, которая присуща жителям нашего села, обращается внимание детей на самые важные и известные детям профессии.
Например, воспитывая у детей любовь к своему селу, необходимо подвести их к пониманию, что их село — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
-повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных);
-везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
-повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
-люди берегут и охраняют природу;
-есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
III раздел “Где мы живем?”
Цель: воспитать чувство привязанности и любви к своему родному краю, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой край, воспитывать интерес к его истории и стремление сделать свой край богаче и краше.
Раздел знакомит детей с родным краем.
Формирование у детей системы знаний о своей Родине, в данном блоке представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климат, природа), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного края, знания названия областного центра, других городов округа, символики), некоторые исторические сведения (о жизни в разные исторические периоды, о подвигах Венгеровцев в годы Великой Отечественной войны. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.
Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний, предполагает формирование у них определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Задача воспитывать у детей чувство привязанности к родному краю, по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Можно рассказать детям о своих любимых местах, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму села, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатели отбирают сами, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе «За что я люблю свой край» дети вспомнят то, что о нем узнали.
IV раздел “Жизнь по законам добра”
Цель: вооружить дошкольников знаниями о морали и целесообразности соблюдения нравственных норм сформировать представление о силе добра и его нравственном потенциале.
Раздел учит детей осмыслению необходимости понимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему. Формировать потребности и мотивы нравственного поведения у дошкольников; обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность; научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать. Чувствовать эмоциональное удовлетворение от осуществления доброго поступка и психологический дискомфорт при проявлении злости и безнравственности.
Формы реализации: конкурс знатоков; беседа; игра с последующей рефлексией; день добрых сюрпризов; конкурс рисунков.
2.4. Организация работы с родителями (законными представителями) воспитанников по проблеме духовно-нравственного воспитания
Система работы детского сада по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении нравственного развития и воспитания дошкольников основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и ДОУ, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности детского сада по нравственному развитию и воспитанию дошкольников;
-сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
-педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
-содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
-опора на положительный опыт семейного воспитания.
План работы с родителями
Месяц | Тема |
Сентябрь | Природоохранная акция «Собирая - охраняй». Анкета для родителей, определяющая их отношение к нравственно-патриотическому воспитанию детей. |
Октябрь | Написание родителями сочинения «Мой ребенок». Оформление альбома «Любой труд у нас в почете». |
Ноябрь | Оформление фотоальбома «Вот какой я!». Семейный досуг «Наша дружная семья». |
Декабрь | Природоохранная акция «Не рубите елочку зеленую». Конкурс поделок «Новогодний сундучок». |
Январь | Посещение церкви Спаса Нерукотворного Образа. Консультация для родителей “Родословная – старинная русская традиция”. |
Февраль | Оформление газеты «Роль отца в воспитании детей». Спортивное развлечение «Вместе с папой». |
Март | Конкурс «Мисс бабушка». Групповое занятие «Семейные реликвии». |
Апрель | Встреча с родителями «Моя профессия». Акция «Пусть прогулка станет интересней» (благоустройство территории детской площадки). |
Май | Оформление фотоальбома «Один день в моей семье». Встреча с ветеранами ВОВ. Акции посвященные ВОВ: кораблик Победы, свеча памяти, «Никто не забыт, ни что не забыто», Бессмертный полк. |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3. Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей.
Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности 1 раз в неделю с детьми четырех возрастных групп. Программа рассчитана на 4 года. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных занятий с детьми дошкольного возраста:
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
27 занятий (1 раз в неделю) с октября по май; продолжительность занятия 10 – 15 минут | 27 занятий (1 раз в неделю) с октября по май; продолжительность занятия 15 – 20 минут | 27 занятий (1 раз в неделю) с октября по май; продолжительность занятия 20 – 25 минут | 27 занятий (1 раз в неделю) с октября по май; продолжительность занятия 25 – 30 минут |
Ведущей формой организации занятий является подгрупповая. Наряду с подгрупповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Индивидуальная работа даёт возможность ребёнку самоутвердиться, повысить самооценку и уверенность в себе.
В программе используются педагогические технологии среди них – педагогические технологии личностно ориентированного подхода, сотрудничества и сотворчества, игровые технологии, методы развития познавательной активности дошкольников (эвристические, проектные и др.), здоровьезберегающие.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе:
-физкультурно-оздоровительные технологии;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
К ним относятся:
- организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
-обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;
- возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- психогимнастика;
-соблюдение мер по предупреждению травматизма.
С целью усиления развивающего эффекта форм и методов работы с детьми программа предусматривает методы активизации познавательной активности детей:
-проблемные вопросы;
-проблемные ситуации;
- моделирование.
3.1.Материально-техническое обеспечение
Разделы | Обеспечение |
Технические средства обучения | компьютер, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, мультимедийная система, интернетресурсы |
Наглядные средства обучения и материалы | Аудиотека: гимн страны, сказки, стихи классиков, русские народные песни, песни времён ВОВ, классическая музыка, современные песни для слушания и проведения досугов и праздников. Видеотека : презентации праздников, досугов, проектная деятельность, видеосъемка занятий, досугов и др. видов детской деятельности Коллекции изделия народного промысла, русские народные игрушки: деревянная игрушки, глиняная игрушка, куклы в народных костюмах игрушки нашего народа (неваляшки, чебурашки,…). Выставки выставки детского творчества (меняющаяся экспозиция), фотоальбомы по разным тематикам, выставки семейного творчества по разной тематике. Экспозиции: атрибуты старинных предметов быта, военные атрибуты: медали, письма с фронта, предметы одежды и быта современных солдат; глобус Земли; мини-музей «Наш район» постоянно действующая выставка-галерея «Символика нашей страны, округа, района» подборка фотографий и иллюстраций «Растения нашего края», «Растения, занесенные в Красную книгу» |
Методический кабинет: | Подбор - методической, детской , специальной литературы для изучения педагогами и использования в работе с детьми: устное народное творчество, произведения художественной литературы (не только программные), описание народных праздников, - иллюстрации «Народные костюмы», «Народные промыслы», Иллюстрированный материал, отображающий жизнь района (фотографии района, памятные места, социальные объекты, вырезки из газет…) символика страны, округа, района, материалы о ВОВ, |
Группы | Оформление уголков по патриотическому воспитанию: 1.Моя семья: -семейные фотоальбомы, -самодельные книги на тему «Герб моей семьи», 2.Родной посёлок: -иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «Знаменитые земляки», «Страна в годы ВОВ», «Достопримечательности», 3.Мой район: -Символика района, карта района, материал, знакомящий детей со славными делами и достижениями района. 4.Родная страна: -карта России; -символика (герб, флаг, гимн, портрет президента). 5.Защитники Отечества: -иллюстрации, тематические папки на темы: «Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия», -художественная литература и дидактические игры по теме, 6.Приобщение к истокам русской народной культуры: -иллюстрации и тематические папки по темам: «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гуляния», «Народный календарь»; -предметы старины, русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, нитки, кожа и т.д.), -предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву и пр.), -куклы в национальных костюмах, 7.Наша планета Земля: глобус, детская карта мира, художественная литература, иллюстрации, Тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны. |
3.2.Организация режима пребывания детей ДОУ
Режимные моменты | Время | |||||
Прием детей | 8.15 – 8.45 | |||||
Утренняя гимнастика | 8.45 – 8.55 | |||||
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.55 – 9.20 | |||||
ООД | 9.00-9.25 Двигательная | 9.00-9.20 Коммуникативная | 9.00-9.25 Познавательно -исследовательская | 9.00-9.25 Художественная деятельность | 9.00-9.25 ЧХЛ/ Природный мир | |
Динамическая пауза | 9.25 -9.35 | 9.20 – 9.30 | 9.25-9.35 | 9.25 – 10.00 Игровая деятельность | ||
ООД | 9.35-9.55 Игровая | 9.30 – 9.50 Художественная деятельность | 9.35 –9.45 Игровая д-ть | 9.35-9.55 Коммуникативная | ||
Второй завтрак | 9.50 – 10.00 | |||||
Подготовка к прогулке | 10.00 – 10.10 | |||||
Прогулка | 10.10 - 12.30 | 10.10 – 12.30 | ||||
11.30-11.55 Двигательная (улица) | ||||||
Возвращение с прогулки Подготовка к обеду, обед | 12.30–12.50 | |||||
Подготовка ко сну | 12.50 – 12.55 | |||||
Сон | 12.55 – 15.00 | |||||
Подъем, гимнастика | 15.00 – 15.20 | |||||
Полдник | 15.20 – 15.30 | |||||
Самостоятельная деятельность | 15.30 – 16.25 | 15.30 – 15.50 | 15.30 - 16.25 | |||
ООД | 16.25-16.50 Мир искусства | 16.25-16.50 Мир музыки | 16.25-16.50 Двигательная | 15.50-16.15 Мир музыки | Дополнит. услуги 16.25 -16.45 | |
Подготовка к прогулке | 16.50 – 17.00 | 16.50 – 17.00 | 16.50 – 17.00 | 16.45 – 16.50 | ||
Прогулка | 17.00 –17.40 | 16.25 – 17.40 | 16.35 – 17.40 | |||
Кружковая работа | 17.40-18.05 | |||||
Самостоятельная деятельность | 18.05 – 18.35 | |||||
Подготовка к ужину, ужин | 18.35-18.45 | |||||
Уход домой | 18.45– 19.00 |
3.3.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Помимо организованной образовательной деятельности мы включаем в широкий спектр жизненных событий детского сада: при организации театрализованной деятельности, праздники и развлечения, оформлении групп к праздникам, что является мощным источником формирования у детей нравственного воспитания. Опираясь на основные принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также учет этнокультурной ситуации развития детей в детском саду важное место отводится совместному проживанию русских традиционных праздников, а также национальных праздников, памятных для нашей Родины дней. В ДОУ постепенно складываются свои традиции, которые поддерживает сообщество педагогов, детей и родителей и, благодаря которым, формируется неповторимый уклад жизни детского сада.
Кроме задач и методов нового подхода, необходима постоянная работа с семьей, позволяющая соблюдать принцип непрерывности и преемственности нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом необходима такая организация работы, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга.
Занятия с детьми в детском саду предполагают использование в работе традиционных форм и методов семейного воспитания в условиях образовательного учреждения. Традиции семейного воспитания осваиваются детьми дошкольного возраста в процессе воссоздания годового уклада детской жизни в семье, определяющего содержание и виды деятельности детей на занятиях и в свободное время. Дети готовятся к совместным праздникам, совместно готовят поздравления и подарки, совместно трудятся и веселятся.
В детском саду организуются семейные театрализованные постановки, проводятся семейные вечера досуга, благотворительные акции (сбор игрушек, книг для детей детского дома и дома ребенка, сбор корма в приют для животных).
В течение года часть занятий, а также праздники (Новый год, Рождество Христово, Масленица, Светлое Христово Воскресение, дни рождения детей) проводятся совместно: с участием детей и родителей. Тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое просвещение родителей осуществляются на занятиях родительской школы или в семейной гостиной по вопросам традиционного воспитания как способа передачи ценностно-значимого содержания отечественной культуры, жизни семьи и общества.
Для того чтобы заслужить доверие родителей педагогу необходимо организовать свое взаимодействие следующим образом:
-Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегой по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.
-Передача родителям положительного образа ребенка. Педагог никогда не должен жаловаться на ребенка. Беседа с родителями проходит под девизом: Ваш ребенок лучше всех!
- Передача родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье. Воспитатель сообщает об успехах и особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности.
-Совместное исследование и формирование личности ребенка. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
Тематика праздников ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия:
- явлениям нравственной жизни ребенка (неделя толерантности, дни доброты, друзей и др.);
-окружающей природе (акции);
-миру искусства и литературы (неделя театра, детской книги, и др.);
-традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Рождество Христово, Масленица, Светлое Христово Воскресение, День Победы, День матери и др.);
-событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.).
Таким образом, при организации работы с семьями в рамках взаимодействия необходимо соблюдение принципов:
-открытость детского сада и семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
-сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребенка;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
-диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
План мероприятий
Сроки проведения | Название мероприятия |
Октябрь | Акция «Подарок пожилому человеку» . |
Ноябрь | Неделя толерантности. Фотовыставка «Я, ты, он, она- вместе дружная семья» |
Декабрь | Конкурс декоративно – прикладного и художественного творчества «Свет Рождественской Звезды» совместно с Воскресной школой при храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла п. Салым |
Январь | Акция «Сохраним лес живым». |
Февраль | Участие в выставке «Это сделали мы» |
Март | Акция «Весенняя неделя добра» |
Апрель | Декоративно-прикладное творчество «Пасхальная радость» совместно с Воскресной школой при храме Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла п. Салым. Выпуск стен газеты « Нам есть, кем гордиться……» |
3.4.Учебный план
Продолжительность образовательной услуги, количество часов в неделю, месяц, год.
№ | Группа | Продолжительность образовательной услуги | Количество занятий неделя/месяц | Общее кол-во часов в год | |
1. | Старшая | 25 мин. | 1 | 4 | 27 |
4. ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
4.1.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Особенностью организации образовательной деятельности является ситуационный подход.
Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.
Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.
Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Наглядно-действенный метод используется вовремя:
- показа сказок (педагогами, детьми);
-рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
-проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдений;
-воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
-чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- чтение сказок и христианских притч;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
-ответов на вопросы педагога, детей;
-проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания и отгадывания загадок;
-рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей о своих впечатлениях;
- разбора житейских ситуаций;
Практический метод используется, когда необходимо:
-организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия, развлечения), ручной труд
- проведение игр: со строительным материалом,
-дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.
4.1.2. Способы и направления поддержки детской инициативы.
В образовательном процессе ребёнок и взрослые выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.
Формы работы с детьми
- Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных праздников.
- Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).
- Детская благотворительность.
- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
- Творческие вечера.
- Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Педагогические условия
Доступность Постепенное усложнение (выполнение простейших действий плавно приводит к освоению более сложных специфических приемов).
Системность (занятия опираются на усвоенный материал, знакомые приемы постепенно закрепляются в новых темах).
Интеграция с другими методиками дошкольного образования.
Согласование тематического плана с календарными праздниками.
Учет индивидуальных особенностей и особенностей коллектива в целом.
Информационное сопровождение (нельзя ограничиваться только процессом познания, он должен сопровождаться сообщением определенных сведений).
Достаточный уровень мастерства педагога (знание истории и традиций русской национальной культуры, знание базовых форм)
Наличие предварительного и подготовительного этапов.
Совместная деятельность воспитателя и детей
Совместная деятельность воспитателя и детей – процесс взаимовоспитания, взаимооткрытия новых творческих возможностей.
- заучивание стихов и загадок о природе, явлениях природы;
- посещение цирковых представлений и т.д.;
- работа со схемами;
- создание поделок и рисунков;
- рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
- создание книг – самоделок;
- подвижные и хороводные игры;
- разучивание диалогов по рекомендации педагога и разыгрывание их;
Совместная деятельность детей и родителей
Совместная деятельность детей и родителей - процесс взаимообучения, взаимопомощи, уважения.
- Просмотр передач о культуре русского быта
- Беседы о горнице, костюмах, быте и занятиях крестьян
- Придумывание характерного образа, костюма.
- Нахождение дополнительной информации о культуре русского быта
- Создание альбома о культуре русского быта.
- Отгадывание загадок
Работая год по данной теме, мы получили на сегодняшний день такие результаты:
У детей:
- прослеживается положительная динамика сформированности нравственных качеств
- создалось целостное представление о нормах и правилах поведения в обществе
- обогатилась предметно развивающая среда в группе
-повысилась заинтересованность родителей в решении проблем нравственного воспитания детей.
Результаты работы по программе:
Результаты диагностики детей (способы поведения и личностные качества)
Высокий уровень — 26%
Средний уровень — 72%
Низкий уровень — 2%
Результаты анкетирования родителей
28% — уделяют внимание формированию у детей нравственных качеств
58% — частично уделяют внимание
14% — не имеют представления, как и какие нравственные качества необходимо развивать у ребёнка.
Перспектива дальнейшей работы по формированию нравственных качеств личности дошкольников.
Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети старших групп переходят в подготовительные группы, а потом поступают в школы, а к нам приходят новые малыши.
Именно поэтому я продолжу работу с детьми подготовительной группы по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей и ознакомлению дошкольников с историей, культурой и традициями родного края, привлекая к этой проблеме родителей детей, попытаюсь сделать так, чтобы родители наших воспитанников стали для нас первыми союзниками и помощниками.
Список литературы
1. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
2. Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников./Н.Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11
3. Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г.
4. И.А. Каирова, О.С. Богданова «Азбука нравственного воспитания»: Пособие для учителя./ М.: Просвещение, 1997;
5. Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
6. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004;
7. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;
8. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5-7 лет "Край родной, навек любимый"
Пояснительная записка. « Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К. Паустовский....
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Смоленский край, навек любимый!»
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, на...
Комплексно целевая программа по нравственно-патриотическому воспитанию
Цели и задачи программы:Воспитывать патриотические чувства на конкретных примерах, исторических событиях, на народных традициях.Сформировать представления о географическом ра...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «МЫ ВМЕСТЕ»
Данная программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста. Цель: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному посёлку, к природе, культуре на ...
ПРОГРАММА по нравственно-патриотическому воспитанию Программа «Растим патриотов России» разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Чем младше ребенок, тем непосредственнее должно бытьего нравственное воспитание, тем больше должно его неучить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям иманерам, основывая все преимущественн...
Дополнительная общеобразовательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей "Мы вместе"
Программа-через мир социальных отношений,позновательного и эстетического развития. 4 раздела:1.-"Семейный очаг"2.-"Город в котором я живу"3.-"Где мы живём"4.-"Ж...