«Методы и приемы по приобщению дошкольников к мордовской национальной культуре»
статья на тему

Макеева Татьяна Ивановна
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родной стране.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВО «МГПИ им. М.Е. Евсевьева»

Межрегиональная научно-практическая конференция

 «Роль семьи и образовательных организаций в сохранении родного языка и культуры мордовского народа»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:

«Методы и приемы по приобщению дошкольников

к мордовской национальной культуре»

Подготовила:

Макеева Т.И.,

воспитатель МДОУ

 «Детский сад №55

комбинированного вида»

САРАНСК    2017

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родной стране.

Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной республике у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Проживание на территории Республики Мордовия дает возможность знакомить  детей с окружающей действительностью, связанной с национальной культурой мордовского  народа, историей, обычаями, традициями, формировать элементарные историко-географические представления о мордовском крае. Приобщение дошкольников  к мордовской национальной культуре нельзя отнести к какому-то одному виду деятельности, сюда входит и игра, и продуктивная деятельность, и ознакомление с окружающим, и художественной литературой.

Используя различные средства и методы ознакомления дошкольников с мордовской национальной культурой, усложняя содержание работы необходимо постоянно возвращаться к пройденному. Что происходит не только на занятиях, но и в свободное от занятий время.

Мордовская национальная игра несет символическую информацию о прошлом, передает традиции свойственные менталитету  народа, соответствует детской природе, развивает воображение и творческие наклонности.

При организации мордовских подвижных игр учим выполнять правила и нормы поведения в игре, справедливо оценивать в игре свои результаты и результаты товарищей. Для старших детей основное место занимают бессюжетные игры «Самии», «Круговой», «В котел». Они содержат интересные для детей игровые задания, ведущие к достижению цели.

В основе мордовских подвижных игр лежим эпизоды из жизни мордовского народа «В базар», «В редьку», «Тканье полотна» и др., подражание повадкам животных и птиц «В волков», «В журавлей».

Мордовские подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение  для всестороннего и гармоничного воспитания по приобщению детей к национальной культуре.

Расширяя кругозор детей при ознакомлении с произведениями мордовского декоративно-прикладного и изобразительного искусства, даются знания об изделиях изготовленных на территории  Мордовии, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества.

Знакомя детей с мордовской игрушкой необходимо показать образцы, которые изображают не только птиц, но и животных, человека, отличая многообразие данного вида прикладного искусства.

Народную игрушку можно использовать не только как экспонат в уголке национальной культуры, но и на занятиях по лепке, где учитывается пластика формы, характерные особенности, способы исполнения. Игрушки рассматриваются и в свободное от занятий время обследуются, сравниваются. При этом отмечается сходство и различия в росписи, украшении.

На занятиях продуктивной деятельности, в частности – аппликация дети овладевают умением вырезать более сложные элементы узора по готовой разметке, которая готовится предварительно на каждого ребенка. Дети отрезают ту часть разметки, которая заштрихована. В основе заготовки лежит геометрическая фигура – квадрат.

Дети создают композиции узоров не только на различных геометрических формах (полосе, квадрате, круге), но и  на бумажных силуэтах предметов быта, по теме: «Мебель» украшают столешницу «Одежда»  - свитер, варежку. Знакомя с частями национальной одежды мордовского народа, учим детей произносить из на мордовском языке. В процессе ознакомления с национальной  одеждой используются репродукции, фотографии, подлинные изделия с мордовской вышивкой.

На занятиях по рисованию продолжают дальнейшее знакомство с мордовской вышивкой и ее характерными особенностями, закрепляя полученные знания и технические умения в рисовании как отдельных элементов мордовского орнамента, так и в построении определенных композиций узора.

При лепке и росписи посуды или игрушек необходимо рассмотреть иллюстрации с ее изображением, выбрать нужный способ лепки. Выполнять работу с объяснением заданий и частичным показом выполнения работы педагогом.

Для росписи готовых игрушек используется гуашь красно-коричневатого, оранжевого цвета. С элементами росписи (волнистые линии, полосы, мазки).

Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополнять тем самым словарный запас ребенка.

Мордовские сказки, рассказы, стихотворения открывают ребенку мир человеческих отношений, дают прекрасные образцы литературного языка: сказки раскрывают образность и выразительность зыка, юмор и животность родной речи.

В сказках детей знакомят с мифологическими персонажами, где героями являются Вирява, Ведява, Варма. В мордовских сказках встречаются много незнакомых слов, значение которых необходимо пояснить. Каждый раз перед чтением сказки сообщается название и уточняется какие еще мордовские сказки дети уже знают.

И беседа по прочитанной сказке идет в такой последовательности:

 - Что вы прослушали?

 - Как вы догадались что это сказка?

 - О чем рассказывается в сказке?

 - Как сказка начинается?

 - Как заканчивается?

 - Что вам больше всего понравилось в сказке? Почему?

 - Словесные зарисовки. Детям предлагается вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать какие картинки они нарисовали бы к сказке.

 - Чтение отрывков из текста по заявкам детей.

Можно рассмотреть иллюстрации, провести параллель между мордовскими и русскими сказками. Чем сказки похожи? Чем они различаются?

 В рассказах дети познают лаконичность и точность слова мордовского народа, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи.

Очень важно готовить детей к восприятию фольклорного произведения. Для этого им можно показать различные национальные изделия, иллюстрации мордовской избы, национальных костюмов.

Рассказывать  о различных мордовских праздниках, национальных  традициях и обрядах.

Важным аспектом воспитания ребенка-дошкольника является развитие тех качеств личности, которые определяют его отношение к родному краю, обществу. Эта задача решается во многих видах деятельности детей  дошкольного возраста, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром.

Необходимо дать  элементарные историко-георафические представления о Мордовском крае. Сообщить сведения об особенностях климата лесостепной зоны: достаточно теплое лето, холодная зима. Отметить, то по территории республики протекает множество рек (крупнейшие – Мокша, Сура), имеются большие и малые озера

Черноземные поля чередуются с широкими лугами, березовые рощи соседствуют с сосновыми борами и смешанными лесами. Необходимо рассказать о разнообразии животного мира Мордовского края.

Дать представления о многофункциональной республики – русские, морда, татары. Опираясь на фольклорные исторические материалы, рассказать историю города, познакомит с символикой республики.  Воспитывая чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ познакомить детей с именами знаменитых земляков, уроженцев родного края, которые внесли определенный вклад в развитие мордовской  культуры, образования, искусства.

Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе национальной культуры, на собрании национальных достижений.

Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что – то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная мордовская культура.

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

- приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям;

 - приобщение детей дошкольного возраста к духовным ценностям русского народа, воспитание национального достоинства детей.

Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей  жизни человека – в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего  эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знаем наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п. очень поверхностно.

 Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями мордовской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание  фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребенка.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитывать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями мордовского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Мордовский фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Мордовский народный фольклор – это живой родник чистой и светлой воды. Он помогает заглянуть в себя, понять – кто мы есть и откуда. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как средство приобщения дошкольников к Мордовской национальной культуре

Презентация на тему "Информационно-коммуникационные технологии как средство приобщения дошкольников к Мордовской национальной культуре"...

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К МОРДОВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ

     Приобщая детей к культуре и традициям окружающей среды жизнедеятельности, мы тем самым воспитываем в них чувство уважения, любви к своим родителям, родственникам, своему нар...

"Приобщение старших дошкольников к мордовской национальной культуре в различных видах деятельности"

Мордовия- это российская земля, где издревле в мире и согласии существовали славянские, тюркские и финно-угорские народы православного и мусульманского вероисповеданий. Испокон веков на мордовской зем...

Методы и приемы по приобщению детей к народной культуре и традициям Родного края

Методы и приемыпо приобщению детейк народной культуреи традициямРодного края...

Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Приобщение детей к мордовской национальной культуре» «Мордовский фольклор»

Знакомство детей с мордовскими пословицами и поговорками. Заучивание заклички "Солнышко выйди - выйди". Отгадывание загадок об овощах. Проведение мордовской народной игры "Раю-Раю"...