"Мой край - моё богатство"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МОЙ КРАЙ – МОЁ БОГАТСТВО
Кондрашова Ю. Н., Мизилина Н. Д.,
МАДОУ ДС № 73 «Мишутка» Старооскольского городского округа
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Современные исследования показывают, что ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, а следовательно оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека .
Понимание прошлого, гордость своей историей имеют самое действенное воспитательное значение, формирует чувство самобытности, преемственности. «Не будет корней в родной местности - будет много людей, похожих на степное растение перекати - поле»,- так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Россия – великая страна.Для каждого из нас она начинается с родного края - Белгородчины. И чтобы понять и по настоящему полюбить свою малую Родину, нужно её познать. Интерес к краеведению всегда актуален и перспективен. А.Е.Ферсман говорил: «Познавайте свою страну, свой край, свою горушку или речонку! Не бойтесь, что малы они, эти горушки и речки, ведь из малого вырастает большое».
Большое значение имеет, чтобы мы, и следующее поколение, помнили о своих истоках, неразрывной связи времён; чтобы прочтение прошлого облагораживало, при соприкосновении с былым не покидала гордость за свою малую родину. Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные почти за три века, прорастали крепкими и надёжными побегами в душах и характерах современников. (Е.С.Савченко).
Оценив актуальность и важность формирования патриотического воспитания подрастающего поколения средствами краеведения, педагоги стараются строить педагогический процесс с учётом следующих принципов: целенаправленность, системность, последовательность, интеграция, доступность, наглядность, а также выбор оптимальных методов, форм и средств. И ставят главной задачей - развитие у дошкольников представлений о человеке в истории культуры, любви в семье, к родному краю, окружающей природе.
Исходя из этого, мы выбрали несколько направлений работы по приобщению дошкольников к историческому, культурному и национальному наследию Белгородчины: знакомство с достопримечательностями, с культурой и традициями родного края, народным творчеством, окружающей природой. «Красной нитью» через все направления проходит непрерывное взаимодействие с семьёй.
В рамках образовательной деятельности дошкольники знакомятся с историей Белгородчины. Приобщаясь к культуре родного города, его достопримечательностям, его героям, ребенок учится ценить богатства национальной культуры и ощущать себя частью этого наследия.
В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей развивающая среда группы способствует приобщению дошкольников к культурному наследию родного края.
Нами разработаны дидактические игры, конспекты ООД и других мероприятий, сделаны подборки различного краеведческого материала, оформлены альбомы и папки-передвижки по каждому направлению работы, создан нравственно-патриотический уголок. Регулярно проводятся выставки, приуроченные к таким праздникам, как «День города», «День народного единства», День освобождения Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков», «Народные гуляния на масленицу», «Пасхальные радости», «День Победы» и др., подобрана литература по ознакомлению с природой и искусством Белгородчины, а также фото и видео материалы о выдающихся личностях родного края.
В наше непростое время, когда нередки попытки «переписать» недавнюю историю нашей страны и всего мира, трудно переоценить значение патриотического воспитания. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному городу, родной улице начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Список литературы
1. Воспитание детей на традициях русской культуры / Лунина Г. В., - М. , 2005.
2.Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., - М., 1999.
3. Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.
4. Литературная Белгородчина – детям. Учебно-методическое пособие под ред. Л.М.Курганской. Белгородский государственный университет. Региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. - Белгород, 2007.
5.Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. - М., 2008.
6. Родной край / Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. - М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Богатство родного края"
Презентация проекта "Богатство родного края"Материал к занятию: Заготовки для поделки пчелы, гуашь черного цвета, материал для аппликации, диск с записью спокойной музыки, дисковод, куклы би-ба-бо, со...
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе по теме: «Богатство Северного края».
Пояснительная записка.Ø Из своего опыта работы с детьми, родителями, я сделала вывод, что дети недостаточно осведомлены о том, какие животные и растения наполняют природные ресурсы ненецкого края, тун...
Конспект занятия "Природные богатства нашего края"
Тема: Природные богатства нашего края. Предметное содержание.1.Расширять и обогащать знания детей о нашем крае.2.Дать элементарные представления о полезных ископаемых нашего края - нефти и газа.3...
Природные богатства Алтайского края
Конспект непосредственно-образовательной деятельности (старшая группа)...
ВИКТОРИНА «БОГАТСТВО МОЕГО КРАЯ» в старшей группе
Уточнить и расширить знания о Башкортостане, дать детям представление о богатстве родного края. Воспитывать любовь и уважение к Родине, бережное отношение к ее природным богатствам. Учить ориентироват...
Образовательный проект "Ладожское озеро-богатство нашего края"
Цель проекта: сформировать представления о природных особенностях Ладожского озера, его растительном и животном мире, способствующие осознанию экологического и культурно-исторического значения Ладожск...
Проект "Природные богатства Орловского края "
Природные богатства Орловского края....
- Мне нравится (1)