Конспект НОД в старшей группе "Достопримечательности родного города" (технология "путешествие по карте)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

НОД с детьми старшей группе в форме путешествия по карте родного города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Достопримечательности родного города

(с использованием технологии Коротковой «Путешествие по карте»).

Старшая группа

Цель: Закрепление знаний детей о родном городе.

Задачи: 

1.         Развивать у детей любознательность,  интерес к родному городу.

  1. Уточнить знания детей о родном городе, его достопримечательностях..
  2. Воспитывать чувство гордости и восхищения родным городом и его историей, соотечественниками.
  3. Воспитание у детей чувства уважения к памяти павших героев;                                      

Действия педагога

Действия детей

Вводная часть. Организационный момент. Мотивация к действию.

Дети рассаживаются на ковре. Рассматривают стенд, оформленный фотографиями достопримечательностей города. Неожиданно раздаётся стук в дверь, в группу входит мужчина, одетый в старинную русскую одежду. Приветствует детей.

  Воспитатель. Здравствуйте. Ребята, вы не знаете, что за гость к нам пришел?

Кажется, я догадалась. Этот человек похож на Перевозчика Павла, по легендам, основателя нашего города.

Павел. Правильно вы догадались. Прибыл я к вам из стародавних времён. Перевозил людей и грузы на своей лодке через реку-Оку для мастеров разных, что жили в небольшой крепости на правом берегу реки. А сейчас вырос на этом месте красивый город, но я о нём ничего не знаю. Не могли бы вы рассказать, что интересного есть в городе?

Воспитатель. Расскажем нашему гостю о достопримечательностях города, его красоте.

Предположение  детей.

Ответы детей.

Ответы детей

Основная часть

Воспитатель.  Чтобы лучше узнать город, предлагаю использовать план- карту города. Посмотрите, каким большим и красивым стал город Павлово сейчас. Как много улиц, домов, есть площади, но не видно расположенных на них памятников.

Как красиво рассказал о нашем городе наш земляк поэт Николай Смагин

«В обрамленье рассвета алого

Отражается небо в реке

Здравствуй, город с названием Павлово,

Город Павлово на Оке.

Я стою на горе на Троицкой,

Там, где счёт начинают века

Где наш город в начале строился,

И дорогой была- река.»

Воспитатель. Об истории нашего города можно узнать в краеведческом музее. Ребята, какие экспонаты мы с вами видели в музее во время экскурсии?

В нашем городе всегда жили настоящие умельцы. Павловские мастера делали и оружие для русской армии, и разнообразные замки от огромных до самых  маленьких, увидеть такие можно только с помощью микроскопа. Изготавливали столовые приборы и диковинные ножи.  ( показ иллюстраций). Расположен музей на набережной в доме купца В,И. Гомулина. (воспитатель помогает детям разместить маленькую картинку здания музея в нужное место на плане- карте города)

Воспитатель. Ребята, кто хочет рассказать о достопримечательностях, которые есть в нашем городе. Что вы о них знаете?

(Воспитатель дополняет ответы детей небольшими  новыми сведениями, которые не сказали дети. Затем маленькое фото размещается на карте-плане.)

В середине занятия проводится динамическая пауза:

Утром рано мы встаём.

Город видим за окном.

Он проснулся, он живёт.

Нас на улицу зовёт.

Мы живём, мы растём в нашем городе родном.

Воспитатель. Совсем недавно, к 450 юбилею города на базарной площади установили памятник основателю города Павлу-Перевозчику. (картинка размещается на карте)

        

(Стихотворение может прочитать заранее подготовленный ребёнок)

Дети рассказывают, что им запомнилось во время экскурсии в музей.

Желающие дети выбирают фотографию и рассказывают, что они знают о том или ином памятнике, почему его поставили в нашем городе( Памятник Павловскому лимону, Гусиным боям, Первому автобусу, Павловскому кузнецу, Обелиск погибшим воинам, защищавшим нашу страну во время Вов, ФОК «Звезда».)

Заключительная часть

Воспитатель. Ребята, а вам нравится наш город? Какие места вы любите больше всего?

 С каждым годом наш город становится красивее, строятся новые современные дома, торговые, спортивные, развлекательные центры, преображаются парки и скверы, но павловчане не забывают и гордятся своей историей. (Воспитатель предлагает детям сфотографироваться вместе с гостем на фоне оформленной карты города и подарить фото Павлу- Перевозчику)

-Дети, рассказывают о местах города, где они любят бывать вместе с родителями.



Предварительный просмотр:

Тема: Наш город в прошлом, настоящем и будущем

(с использованием технологии Коротковой «Путешествие по реке времени»).

Старшая группа

Цель: Закрепление знаний детей о историческом прошлом родного города и жизни современного города.

Задачи: 

      1.  Развивать у детей любознательность,  интерес к родному городу.

2.  Обогащать знания детей о истории города.

  1. Воспитывать чувство гордости и восхищения мастерами, прославившими наш город.

Действия педагога

Действия детей

Вводная часть. Организационный момент. Мотивация к действию.

Дети получают посылку, в которой находят изображение или макет лодки-ладьи.

  Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что это? Где мы с вами видели такую необычную лодку?

Воспитатель. Правильно вы догадались. На ней мы можем отправиться по реке времени в далёкие времена, когда жил Перевозчик Павел и доставлял грузы через реку Оку

Предположение  детей.  (Это ладья, изображение которой есть на гербе нашего города)

 (Дети читают стихотворение и выполняют движения:

Ты два раза повернись

И друг другу улыбнись

В далёком прошлом очутись.)

Основная часть

1. ( На доске черно-белые фото домов, церквей, улиц нашего города начала 20 века)

Воспитатель.  Как вы думаете, где мы оказались?

- Давайте рассмотрим дома, улицы, людей.

-Какими были дома?

        

-Кто в них жил?

-Какие улицы в старинном городе? Правильно. Иногда весной река разливалась так, что многие улицы затапливало водой и передвигаться по ним можно было только на лодке.

-Как одеты люди на фотографиях?

- Чем занимались люди в то время?

-На улицах не видно машин, автобусов, на чём же передвигались люди?

        (На реку времени приклеивается фото старинного города)

2.Поплывём на нашей ладье дальше. Дети читают стихотворение, выполняют движения.

- Мы с вами оказались в городе, когда ваши бабушки были маленькими и ходили в детский сад. ( На доске фотографии 60-70 годов)

-Узнаёте ли вы какие-нибудь здания, улицы (Дворец Культуры, Центральная площадь, спортивный комплекс «Торпедо», школа)

-Из чего строили здания в те времена?

-Какими были дороги?

-Одежда людей немного отличается от современной.

-Чем занимались люди, где работали?

(На реку времени приклеивается фото  города)

3. Давайте путешествовать дальше. Дети читают стихотворение, выполняют движения.

-Посмотрите на фото, в каком времени мы оказались?  (Настоящем)

-Скажите, что интересного есть в нашем городе сегодня.

-На улицах много автомобилей, красивых автобусов. В магазинах можно увидеть павловские изделия необыкновенной красоты (фото). Это и столовые приборы, украшенные гравировкой, золотыми узорами; изделия современных кузнецов (металлические цветы, заборы и тд. Павловские мастера делают мебель, посуду, карзины из лозы.)

(На реку времени приклеивается фото современного города)

4.Обобщение. Работа в группах.(дети по желанию делятся на три группы)

-Я предлагаю вам украсить нашу реку времени. Рассмотрите маленькие картинки, выберите те, которые подходят к данному времени и приклейте их на нашу реку.

- В старинном городе Павлово.

- Одноэтажные, деревянные.

-(Бедные люди ремесленники, кустари жили в маленьких деревянных домах; у богатых купцов дома были побольше, украшенные деревянными узорами, лепниной, карнизами, иногда дома строили из камня).

-Узкие, грязные, нет асфальта.

-(Бедные люди одевались в очень простую одежду, сделанную своими руками из грубой ткани. Носили платки и картузы.

-У богатых купцов одежда красивая, украшенная кружевом, цветами, есть шляпки. Часто носили с собой зонтики и трости).

-(Бедные кустари делали замки, ложки, вилки, оружие. Не было машин, станков, многое делали своими руками. Это была тяжелая работа).

-(На лошадях, повозках, телегах. По реке плавали на лодках)

-Предположения детей.

-Из кирпича, есть дома в пять этажей.

-(Есть асфальт, по улицам едут автобусы, только они не похожи на современные машины.)

-( На автобусном заводе, делали автобусы; строили дома; выпускали столовые приборы - ножи в виде брелков, которые до сих пор хранятся в музее; красивые вилки и ложки).

-(Дворец Культуры, ФОК «Звезда», Многоэтажные дома, памятники: Гусиным боям, Павловскому лимону, Павлу-перевозчику, фонтаны, парки и др.)

(Дети выполняют задание, советуются, объясняют свой выбор)

Заключительная часть

Воспитатель. Ребята, а наша ладья поплывёт дальше. Куда? ( в будущее). Когда вы вырастите и станете взрослыми, как вы думаете, каким станет наш город?

- Нарисуйте своё видение будущего. Какими будут автобусы «Пазики», какими будут дома, какими будут люди? (Дети могут выполнить задание в свободное время или дома. Затем приклеить свои рисунки на реку времени.)

-Предположение детей.

( Дети могут рассказать о том, что они нарисовали на следующих занятиях или в свободное время)



Предварительный просмотр:

Тема: «Береги природу родного края»

Старшая группа

Цель: Формировать положительное отношение к природе родного края.

Задачи:

1.Углубить знания детей о растительном , животном мире родного края

2.Расширить знания о природных достопримечательностях  региона;

3.Развивать мышление ,память, умение анализировать, обобщать, делать выводы.                                                                                    

4.Развивать связную речь, расширять словарный запас.                                                                                                                        

 5.Воспитывать бережное , уважительное отношение к природе родного края.

6. Способствовать формированию коммуникативных навыков.                                                                                                                          

7.Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования природой родного края.

Действия педагога

Действия детей

Вводная часть. Организационный момент. Мотивация к действию.

В группе развешаны картинки и фото: на 1 остановке –с изображением леса,

на 2-  реки, на 3-луг 

За рекой, где кустарника кучки,

Широко распластались луга,

И любуюсь я с Троицкой кручи,

Как за горы уходит река.

Там селенья идут вереницей,

Золотится колхозная рожь,

Облетаю всё взглядом, как птица-

Край родной, ты у нас так хорош!

Воспитатель

 – Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и узнаем , чем богат наш край. Для того, чтобы мы смогли отправиться в путь, вы должны отгадать загадку: 

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

- Правильно, мы с вами отправляемся в лес, садимся в автобус и едем!                                                           Едем, едем, долго едем,                                                                     Очень длинен этот путь.

Скоро к лесу мы приедем,

Там мы сможем отдохнуть.

 

-Лес.

(выполняют движения руками, передвигаются по ковру до первой остановки)

Основная часть

  1. Воспитатель- В лесу  очень красиво. Кто знает, какие деревья растут в наших лесах?

(Игра «С какого дерева листочек»)

Посмотрите, как красива природа Нижегородской области.(показывает картинки и фотографии).  А какие животные живут в наших лесах?

Воспитатель- Вот видите, как много разных животных водится в наших лесах. (показ картинок и фото).А как вы думаете, от человека зависит красота природы? Всегда ли человек помогает природе?

Воспитатель- К сожалению в наше время люди не всегда бережно обращаются с природой. Они могут приумножить природные богатства, а могут и  погубить. А вы знаете, как нужно относиться к природе, что можно делать, а чего нельзя?

Воспитатель- Встречается много примеров, когда человек наносил огромный вред растительному и животному миру природы. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ и растений. И вот тогда, люди задумались, как же все это исправить, сохранить исчезающую красоту? И люди стали создавать заповедники и специальные Красные Книги. А кто знает, что такое – Красная книга?

(Рассматривание Красной книги Нижегородской обл.)

  1. Отгадайте следующую загадку

                  Бежит, журчит, волнуется.
                   Все на нее любуются!
                   Никак не остановится,
                  Назад не поворотится.

Воспитатель. Отправляемся на нашем автобусе дальше на берег реки Оки.

Едем, едем, долго едем,                                                                                                          Очень длинен этот путь.

Скоро к речке мы приедем,

Там мы сможем отдохнуть.

— Ребята, давайте, пройдём вдоль берега. Ой, что же я вижу как много здесь рыбы. Даже акула и кит приплыли. Посмотрите внимательно, вся ли эта рыба может жить в нашей реке? А какая же рыба здесь лишняя. Я думаю, что нам с вами нужно непрошенных  гостей отправить в места их обитания. В нашей реке и без них много рыбы.

Игра «Вылови рыбку»

-Ребята, а какая же рыба осталась?

-Давайте отправимся дальше. Как называются птицы, которые плавают в реке? Правильно – это утки. Какие они – дикие или домашние? Как называются детёныши утки? Как называется папа утят?

          3. Отгадайте следующую загадку

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой

 И желт, и синь, и ал!

Воспитатель. Отправляемся на нашем автобусе дальше на зелёные просторные луга.

Едем, едем, долго едем,                                                                                                          Очень длинен этот путь.

Скоро мы на луг приедем,

Там мы сможем отдохнуть

-Посмотрите ребята как много здесь различных трав, есть среди них и очень полезные для человека –лекарственные травы. Богат наш край Нижегородский лекарственными растениями. Отгадайте мои загадки и найдите эти растения на картинках . Чем они полезны.

Вырос шарик у дорожки.
Ветерок вдруг прошуршал
И развеял этот шар.

-А знаете ли вы ребята, чем он полезен и как его используют? Ну, тогда слушайте внимательно. В одуванчике полезно все: цветы, из них варят первое варенье или «майский мед», из листьев и корня делают салат, в нем много витаминов. Корень одуванчика выкапывают, моют, сушат, перетирают в порошок и используют при многих болезнях. Кто может рассказать стихотворение об одуванчике?

«Тонкий стебелек у дорожки
На конце его сережки
На земле лежат листки
Маленькие лопушки
Нам он, как хороший друг
Лечит ранки ног и рук».

-Расскажите, чем он полезен?

- Следующее  растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название:

«Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся… »

-А может вы знаете, как используют ромашку аптечную?

-Ее употребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине ее настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов. В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней.

Воспитатель. Видите, как много интересного мы с вами сегодня узнали о нашем крае. Чем больше мы будем знать о природных богатствах родного края, чем бережнее будем относиться к ним, тем богаче будет наш край. А если каждый человек будет беречь природу там, где живет, то мы сохраним целую планету под названием Земля.

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею тучи и дым,

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей!

Украсим всю землю цветами, садами

Такая планета нужна нам с вами!

-Ребята, давайте и мы с вами сделаем что-нибудь полезное. Вот у нас с вами накопилось много ненужных пуговиц, я предлагаю их не выбрасывать, а сделать красивые деревья из них.

 (Дети садятся за столы, рисуют ствол с ветками, а вместо листьев приклеивают пуговицы)

- Березы, рябины, дубы, сосны, ели, осины, клены

- Заяц, волк, медведь, лиса, лось, белка, бобры,  барсук, еж.

-Ответы детей

-Нельзя шуметь в лесу, разводить костер, рвать цветы, мусорить, забирать домой животных, ломать кусты и деревья. Нужно собирать за собой мусор, подкармливать зимой птиц и животных, ходить только по тропинкам.

-В неё записывают те растения и животные, которых осталось в природе совсем мало.

- Река

-Речная. (дети называют знакомые виды рыбы: щука, лещ, карась и др.)

-Ответы детей

-Луг

-Одуванчик (Выбирают картинку)

-Подорожник (Выбирают картинку)

(Ответы детей)

- Ромашка (Выбирают картинку)

(Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в старшей группе "Деревья родного края"

Познавательное занятие о деревьях(осина, берёза, ель, сосна)....

Конспект НОД в старшей группе Тема: «Родной поселок»

Конспект занятия по ознакомлению детей с родным поселком...

Конспект НОД в старшей группе «Достопримечательности города Саратова»

Цели: продолжать формировать основы патриотического воспитания детей,Задачи: продолжать учить детей узнавать по иллюстрациям достопримечательности родного города;развивать любознательность, интерес к ...

Конспект НОД в старшей группе «Мой родной город Санкт- Петербург»

В конспекте "Мой родной город Санкт- Петербург" знакомим детей старшей группы с достопримечательностями города СПб, используя ребусы. загадки и стихи.Прививаем любовь к своему городу....

Конспект НОД в старшей группе «Мой родной город».

Конспект предназначен для детей 5 -6 лет. Цель конспекта - уточнить и закрепить знания детей о родном городе Чебоксары, об основных достопримечательностях родного города....

Конспект занятия в старшей группе «Достопримечательности моего родного города Аша»

Закрепить знания детей о символике родного города, достопримечательностях и памятных местах нашего города....

Конспект занятия в старшей группе “Достопримечательности родного города”

Задачи:- Закрепить знания о символах Кемеровской области (гимн, герб, флаг); расширить представление детей о городе;- Закрепить знания о достопримечательностях города Кемерово;- Познакомить детей...