Знакомство с сельскохозяйственным трудом
план-конспект занятия на тему
Мастер-класс по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_selskohozyaystvennym_trudom.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе «А» на тему
«Знакомство с сельскохозяйственным трудом»
воспитатель МДБОУ «Детский сад комбинированного вида № 53»
Волковой Ольги Викторовны
Программное содержание: Расширять представление детей о труде взрослых, познакомить с профессиями: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, комбайнер. Воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд, воспитывать интерес к этим профессиям. Присваивать чувство любви к деревне, ее красоте, простоте, неразделимой связи с природой. Развивать связную речь, формировать грамматический строй речи, закрепит умение образовывать прилагательные от существительных; понимать значение и мудрость народных пословиц.
Словарь: агроном, фермер, ветеринар, комбайнер, тракторист, хлебороб, элеватор, жатва.
Оборудование: макет «Станица», иллюстрации, изображающие труд сельских жителей: животноводов, хлеборобов, шапочка «солнышко», емкость с землей, колоски, сноп, оборудование для исследовательской деятельности: лупа, пророщенные зерна риса, пшеницы, баночки со всходами.
Предварительная работа: беседы о жизни в станице, рассказы детей из личного опыта, рассматривание иллюстраций «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом», чтение произведений из книги «Любить труд на родной земле».
Ход занятия:
Приглашаю пройти к макету, который изготовили вместе с детьми, рассматриваем его, задаю вопросы по ходу рассматривания. Далее предлагаю детям пройти за столы и начинаю разговор.
Давным-давно люди научились не просто охотиться на животных, а специально разводить их. Называется такое занятие сельским хозяйством (предлагаю повторить). Этим занимаются все жители нашей станицы. В ивановской находится самое большое сельскохозяйственное предприятие СХП им.П.П.Лукьяненко. Они занимаются выращиванием риса, пшеницы, рапса, кукурузы, овса, ячменя и другие культуры.На фермах работают доярки. Скотники, ветеринары, зоотехники. Когда появляются маленькие телята на ферме , женщины ухаживают за ними. Они заботливо поят их из бутылочек, кормят их. Как называется эта профессия? (телятница, показ иллюстраций). А когда телята подрастают и становятся взрослыми коровами, то дают что? (молоко). Кто их доит? (доярки). Что они используют для доения большого количества коров? (доильный аппарат). А каких еще домашних животных вы знаете? В хозяйстве очень много земли.
Земля-матушка, земля - кормилица называют ее. Она добрая, щедрая к людям, работающим на ней. И люди знают это. Самый главный секрет хорошего урожая - это уважение к земле. «Землю уважай - будет урожай»- такую поговорку придумали люди. Людей, которые работают на земле, растят хлеб для всех людей, называют хлеборобы (прошу повторить). Забота о будущем урожае начинается еще с осени (показ иллюстраций). Чем пашут землю? Кто работает на тракторе? Для чего ее пашут под зиму? Что будет с землей, когда растает снег? Весной землю рыхлят, вносят удобрения и ждут, когда земля прогреется. Ведь если маленькие зернышки положить в холодную землю, то они погибнут. А за тем, когда можно сеять следит агроном (прошу повторить). И вот мы снова на вспаханном поле. К трактору подцепили сеялку, что она делает? (роет борозды проворно, в них укладывают зерна). На селе говорят «Весенний день год кормит». Предлагаю детям взять лупы и рассмотреть зернышки с ростками, потом баночки со всходами. Идет время, зерна в земле прорастают, появляются первые всходы. Они питаются дождями, яркими лучами солнца, привольным ветром все лето. А что мешает человеку выращивать и собирать хлеб? (ветер, засуха, жара, вредные насекомые, весенние заморозки, град, ливни). И вот уже все поле в золотых колосьях. Они созрели, стали крепкими и тяжелыми. Выставляю картинку «Рожь».
Ребенок читает:
Склонила тяжелую голову рожь,
Спасибо вам, солнце
И ласковый дождь.
Спасибо земле, что была моим домом
И сильным рукам,
Моим старым знакомым.
Загадываю загадку:
«Золотист он и усат
В ста карманах сто ребят» (колос)
Показываю колосок. Дети, из чего он состоит? (стебель, зерна, усики).
Затем показываю сноп, перевязанный ленточкой.
Физкультминутка.
Дети проходят на ковер, превращаются в маленькие зернышки (сжались в комочек на полу, убрали голову и закрыли ее руками). Звучит музыка. Я говорю: Дождик полил маленькие зернышки, а утром проснулось солнышко (появляется солнышко). Оно проснулось, умыло свои щечки, ротик, глазки, расчесало свои золотые волосы - лучики. Лучики распрямились, солнышко расправило свое платьице и вышло на небо. С теплым весенним солнышком зернышки стали прорастать: растет стебелек (дети вытягивают тело), появляются листочки (руки в стороны), а потом из этих росточков появляются крепкие, твердые колоски. С каждым днем они наливаются, хорошеют, любуются собой (осматривают себя), улыбаются колосьям соседям. Кланяются им, слегка дотрагиваются до них своими усиками (кланяются, дотрагиваются). Но вот подул ветер, колосок борется с непогодой (раскачивает головой, руками, всем телом). А вот снова выглянуло солнышко, колоски обрадовались и заулыбались.
Это колосок пшеницы. Какой колосок - пшеничный.
Ты – колосок ржи – ржаной.
Ты – овса – овсяный.
Ты – гречихи – гречишный.
Ты – ячменя – ячменный.
Ты – проса – просяной.
Ты – риса – рисовый.
Предлагаю детям вернуться за столы.
Но вот пришла пора уборки урожая, наступила жатва. Жатва – от слова жать, резать, косить. Загадка: «Он идет, волну сечет. Из трубы зерно течет». Что это? (комбайн). Кто работает на комбайне? (комбайнер). С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время – осыплется зерно и пропадет урожай. А от комбайнеров длинной вереницей тянутся грузовики. Кто ими управляет? (шофер). Куда они везут зерно? (на элеватор). Что такое элеватор? (здание, в котором хранится зерно).
«Хоть и собрано зерно,
Но еще не хлеб оно».
С элеватора зерно везут на мельницу. Там из него получается что? (мука), а потом уже муку везут на хлебозавод, где из нее уже выпекают хлеб, булки, бублики.
Видите, как много людей трудятся. Чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день, сколько рук к нему прикоснулось, прежде чем он стал хлебом. Чьи это руки? (тракториста, комбайнера, шофера, мельника, агронома, грузчика, пекаря).
Игра «Что сначала, что потом».
Читаю или ребенок читает:
«Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют.
Сил для хлеба не жалеют».
Вот поэтому народ всегда относился с уважением к хлебу. Хлеб всегда первым на стол ставят, хлебом – солью достойных людей встречают. О хлебе люди сложили много пословиц и поговорок. Вот, например: «Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит» (кто не дорожит трудом других людей, тот сам трудиться не умеет).
Дети говорят:
Хлеб – всему голова.
Слава рукам, что пахнут хлебом.
Хлеб бросать – силу терять.
Нет хлеба, так нет и обеда.
Хорошо трудиться - хлеб уродится.
Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
И обед – не обед, коли хлеба нет.
Легкого хлеба не бывает.
Хлеб батюшка - вода матушка.
Вот так, дети, и живут люди в деревне: кто-то ухаживает за животными. Кто-то работает на земле. Потом нужно убирать урожай и те продукты, которые получают от животных: мясо, яйца, молоко. Отвезти на молочные, консервные заводы, в город, чтобы мы с вами могли эти продукты купить в магазине. Работают в деревне люди, которые труда не боятся. А после трудового дня собираются вместе. Даже поговорку придумали: «Сделал дело – гуляй смело». Вот они вместе и отдыхают: поют песни, частушки, пьют чай из самовара с румяным, душистым караваем. А мы с вами тоже натрудились, и я хочу вас угостить чаем с караваем.
Вношу каравай, ребенок читает:
Вот он, хлебушко душистый,
Вот он теплый. Золотистый.
В нем здоровье наше, сила
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
При подготовке материала были использованы стихи авторов:
Я.Аким, С. Погореловский; «Дидактические игры в детском саду» автор А.И.Сорокина; 4 времени года, составитель С.Е.Шамаева; «Родной край» авторы Р.И.Жуковская, Н.Ф. Виноградова, а также русские – народные пословицы и поговорки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по ознакомлению детей 6-7 лет с сельскохозяйственным трудом. Экологическая группа «Урожайные грядки».
В реалии современного мира таковы, что порою, ребёнок не знает, откуда берётся хлеб, как на стол попадает молоко. Что можно приготовить из картофеля? Всё большее количество людей отказываются от веден...
Буклет к программе "Сельскохозяйственный труд "
В рамках реализации программы «Сельскохозяйственный труд» вовремя выполнения работы у воспитанников развиваются творческие задатки, мелкая моторика рук, проявляется индивидуальность и со...
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей в подготовительной группе . Теме: «Сельскохозяйственный труд людей осенью»
Программное содержание:1.Активизировать словарь по теме "Труд людей осенью", «Овощи», «Фрукты». Формировать представления детей о том, что труд существовал всегда, что его средства и...
Сборник дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с сельскохозяйственным трудом.
Формирование знаний детей о работниках сельского хозяйства; воспитание уважения к труженикам сельского хозяйства....
Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с сельскохозяйственным трудом.
Закреплять представление детей о профессиях. Учить проводить ассоциации между профессиональным действием и профессией людей. Закреплять знания детей о сельскохозяйственных машинах, об этапах в работе ...
Ознакомление дошкольников с сельскохозяйственным трудом. Занятие на тему "Знакомство с трудом животновода" старший возраст.
Занятие на тему: «Знакомство с трудом животновода»Цель: систематизировать знания детей о труде животноводов,о трудовых процессах на ферме. Воспитывать у них уважение к людям труда.Активиза...
Перспективный план по старшей группе "Знакомство с сельскохозяйственным трудом"
Перспективный план по старшей группе "Знакомство с сельскохозяйственным трудом"...