Сборник дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с сельскохозяйственным трудом.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Формирование знаний детей о работниках сельского хозяйства; воспитание уважения к труженикам сельского хозяйства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Назови профессию»
Цель: закреплять знания детей о работниках сельского хозяйства; совершенствовать умение внимательно слушать стихи-загадки, воспитывать у детей уважение к труженикам сельского хозяйства.
Материал: круг, карточки с изображениями работников сельскохозяйственного производства, стихи-загадки о профессиях.
Вариант игры 1: Педагог читает стих-загадку. Ребенок называет профессию, показывает карточку с ее изображением.
Вариант игры 2: Педагог вращает круг. Где остановилась стрелка, ребенок должен рассмотреть изображение и назвать профессию. Если он затрудняется, то педагог читает стих-загадку.
Вариант игры 3: Ребенок вращает круг. На какой карточке остановилась стрелка - назвать профессию и составить о ней короткий рассказ.
Стихи к игре «Назови профессию»
Доярка
Очень рано она встает
И с рассветом на ферму идет.
Там ждут ее коровки:
Сметанки, Майки, Ёлки.
Всех их надо накормить,
Теплой водицей вымя помыть,
Аппарат подключить доильный –
Путь молока очень длинный.
Молоко бежит по трубе,
Придет на стол ко мне и к тебе!
Пекарь
Чтоб тесто пышным получилось,
В чан большой положит дрожжи,
Соль добавит и муку,
И зальет водицей чистой.
Тесто быстро он замесит,
А когда оно подойдет,
На весах комочки взвесит,
И по формам разнесет.
Булки хлеба из печи,
Словно солнце, горячи.
Телятница
А на ферме есть ребятки –
Очень маленькие телятки.
Нужно их молочком напоить, Каждому в чашку его напить. Сена мягкого им дать –
В сеннике его надо взять.
Создать им тепло, уют,
Помогут сухие опилки тут.
Кто займется делом этим,
Знают только наши дети!
Шофер
На полях кипит работа.
И у всех одна забота:
Как зерно перевезти,
От потерь его спасти?
Вот спешит наш спаситель -
Всех дорог повелитель.
Мотор гудит в его машине,
Классный мастер сидит в кабине:
Все зерно погрузит в срок
И отвезет его на ток.
Зоотехник
Есть на ферме человек,
Знает он здесь больше всех:
Как правильно коров кормить,
Сколько раз их подоить.
Меню-рацион он грамотно составит,
Подскажет, то иль это
в кормушку добавить,
Узнает, как живут телятки -
Коровки маленькие ребятки.
Как они растут, проверит,
Ведь малышей не любому
можно доверить.
Овощевод
Вот растет на поле грядка,
Она быть должна всегда
в порядке.
Кто спешит на помощь ей,
Ловко машет тяпкою своей?
Им работать не лень
На солнышке целый день.
Их руками собран урожай.
Ты его поскорее встречай.
Витаминами он богат –
Овощам каждый будет рад!
Тракторист
Он и пашет, он и сеет –
В этом навыки имеет.
А когда ростки взойдут, Бороны следы пройдут. Началась когда уборка,
Не сидит он в стороне:
По полю мчится он буксует –
Землю скошенную дискует.
Ветеринар
Животные болеют тоже,
Кто излечит их, кто же?
Кто измерит температуру,
Даст теленочку микстуру? Сделает прививку-укол,
Чтобы был он всегда здоров?
Комбайнер
Для уборки урожая
На поля он выезжает.
Гремит, грохочет молотьба,
Как будто с пушек идет пальба. Бункер он зерном наполняет,
В кузов машины его выгружает. Вот и скошен последний валок -Сколько зерна намолотил ты, дружок?
Скотник
Когда телятки подрастут,
Ко мне на доращивание придут. Душистое сено в кормушку кладу, За чистотой и порядком я слежу. Мои бычки быстро подрастут, Хорошие привесы они дадут. Кормов давать им больше буду я, Кто же я такой, мои друзья?
Агроном
В поле работа кипит,
Где-то там трактор гудит.
А послал его туда,
Тот, кто знает все всегда:
Агротехнику растений,
В этом он, друзья, гений,
Как, и что, и где посеять –
Всходы эти будет он лелеять.
Как ухаживать за пшеницей,
Ведь она уже колосится.
А придет уборки срок –
Все зерно пойдет на ток.
«Колесо истории»
Цель: закрепить знания детей о последовательности выполнения полевых работ по выращиванию хлебных культур и их превращение в хлеб; учить составлять рассказ, опираясь на изображение в круге, как на модельные схемы. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, вырастивших его.
Материал: круг с изображением предметов, имеющих отношение к тем или иным трудовым процессам.
Предварительная работа: беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание фотоальбома «Путь хлеба от зернышка до магазина».
Ход игры
Хлеб на стол к нам долго шел,
Свою историю прошел.
Колесо, ты об этом нам расскажи,
Любую картинку быстрей покажи.
Вариант игры 1: Ребенок крутит колесо. На каком изображении останавливается стрелка, о том трудовом процессе он и должен рассказать.
Вариант игры 2: Воспитатель рассказывает о трудовом процессе, ребенок должен показать его изображение на круге.
Вариант 3: Ребенок, не ошибаясь, должен перечислить последовательность трудовых процессов.
«Хлебное дерево»
Чудо-дерево стоит
Очень странное на вид:
Вот буханки и баранки,
С фруктами внутри торты,
На пышных веточках пониже
Пирожное, вафли, кексы - поближе!
С повидлом пирог, рогалик, печенье –
Какое замечательное угощенье!
Ах, прекрасный чудо-сад,
Любой прохожий тебе рад!
Очень вкусно, наелись мы вволю,
Такого нигде не встретить нам боле.
Изо дня в день расти, продолжай
Множить богатый свой хлебный урожай!
Цель: закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях; закреплять умение составлять небольшие описательные рассказы; учить детей отчетливо и выразительно произносить слова стихотворения, соблюдая умеренный темп речи; воспитывать уважение к труду хлеборобов и пекарей.
Материал: макет дерева, муляжи хлебобулочных изделий.
Правила игры: дети выбирают хлебобулочное изделие, выигрывает тот, кто ни разу не ошибется в названии их и получит больше всех фишек за ответы.
Варианты игры 1: Воспитатель показывает хлебобулочное изделие, ребенок должен назвать его и рассказать о нем.
Вариант 2: Воспитатель описывает хлебобулочное изделие, ребенок должен назвать его и показать.
Вариант 3: Один ребенок описывает хлебобулочное изделие, другой ребенок должен назвать его и описать.
Дидактическая игра «Посылка»
Цель: обобщить знания детей о машинах и приборах, облегчающих труд сельскохозяйственных работников; учить детей внимательно слушать стихотворение-загадку и составлять мысленно схему: профессия - механические помощники; воспитывать уважение к труду сельскохозяйственных работников.
Материал: посылка, в которой находятся иллюстрации машин и приборов, облегчающих труд, стихи-загадки.
Стихотворная заставка:
Ты, посылка, покажи,
Ты, посылка, расскажи:
Какие загадки в тебе лежат,
И труд крестьянам облегчат.
Вариант 1: Воспитатель достает картинку и читает стихотворение-загадку. Дети должны отгадать, о каком предмете идет речь.
Вариант 2: Воспитатель читает загадку. Дети должны определить, работнику какой профессии этот предмет помогает.
Загадки .
Быстро, ловко и проворно
Опускала в землю зерна.
И нисколько не устала,
Хоть трудилась до утра.
Поскорей бы вырастала
Здесь пшеничная страна! (Сеялка)
Богатырь идет железный,
Но работник он полезный.
Тащит плуги за собой,
Разговор ведет с весной.
(Трактор)
За плугом тащится она –
Огромная расческа:
Ведь полю нашему нужна
Весенняя прическа.
(Борона)
Вот и скошена пшеница. Теперь требует землица,
Чтобы ее желтый, колкий «ежик»
Не колол здесь зайцу ножек.
Взялся за дело тракторист –
Прищепил к трактору...
(Диск)
Для уборки урожая
на поля я выезжаю.
На поля я выезжаю
И за несколько машин
Там работаю один.
(Комбайн)
На току лежит зерно
В амбар отвезти нужно его.
Кто поможет в этом, дети,
Ну-ка быстро мне ответьте?
(Грузовик)
Рано утром пекарь придет
Квашню в чане заведет.
Тесто быстро он замесит,
А когда оно подойдет –
На весах комочки взвесит
И по формам разнесет.
Теперь надо хлеб испечь,
А поможет в этом...
(Печь)
Чудо-вилы перед нами,
С загребущими руками.
За одну минуту смело
В телегу грузят они сено.
(Стогомет)
Раньше доярка коров
доила руками.
Как это трудно,
не знаем мы с вами.
Но вот прошло много дней...
Какой аппарат пришел на
помощь ей?
(Доильный аппарат)
«Назови растение, выращенное полеводами»
Цель: закрепить представление детей о полевых культурах; закрепить умение детей различать их по внешнему виду, узнавать на иллюстрациях.
Материал: демонстрационный материал, карточки-иллюстрации полевых культур, мешочки с зерном зерновых культур.
Вариант игры 1: Воспитатель показывает карточку с изображением полевых растений, дети называют растение, говорят, какую пользу оно приносит.
Вариант игры 2: Воспитатель называет растение. Ребенок должен найти карточку с его изображением и рассказать, какую пользу оно приносит.
Вариант игры 3: Воспитатель рассказывает о растении, дети должны его назвать.
Вариант игры 4: Воспитатель показывает мешочек с зерном. Ребенок, рассмотрев его, должен назвать зерновую культуру.
«Яка же польза от цей худобины?»
Цель: расширить представление детей о домашних животных, о том, как заботиться о них и чем кормить, о том, какую пользу они приносят людям; прививать любовь к домашним животным и желание о них заботиться.
Материал: два круга: на одном изображены домашние животные, на втором - продукция их производства.
Вариант игры 1:
Ты, колечко, покружи, Яка же польза
Ты нам правду расскажи: От цей худобины?
Ребенок крутит круг с изображением домашних животных. Когда стрелка останавливается на одном из них, ребенок должен рассказать об этом животном, как о нем заботиться, чем кормить, а на втором круге должен показать, какую же пользу он приносит людям.
Вариант игры 2:
Ты, колечко, покружи, Кто же людям здесь помог,
Ты нам правду расскажи: Дал продукцию им в срок?
Ребенок крутит круг с изображением продукции животноводства. Когда стрелка останавливается на одном из них, ребенок должен рассказать, какому животному она принадлежит и как за ним ухаживать.
Дидактическая игра «Бабулина кашка»
Цель: закрепить представление детей о том, что из злаковых культур люди не только пекут хлеб или хлебобулочные изделия, но и готовят множество вкусных и полезных блюд; закреплять знания детей о том, из какой крупы, какую кашу можно сварить; учить составлять рассказ, опираясь на модельные схемы, изображенные на тарелочках; воспитывать уважение к труду хлеборобов.
Материал: разовые тарелочки с рисунками, изображающими крупы.
Вариант игры 1: Воспитатель показывает тарелочку с изображением одной из круп и спрашивает о том, какую кашку бабуля сварила, какую крупу она взяла, чтобы ее сварить.
Вариант игры 2: Все тарелочки разложены на столе, воспитатель называет кашу, сваренную бабушкой, а ребенок должен найти ее изображение на тарелочке.
Вариант игры 3: Воспитатель читает стихи-загадки, а дети должны найти ответы на тарелочках.
Белую кашу с молоком На коровьем молоке
Не назвать вам нипочем, Сварим кашу мы в горшочке.
Не видно здесь крупы ... Она сытная, густая,
Какая каша, знаешь ты? А по цвету - золотая.
(Манная) (Пшенная)
Вырастает силачом,
Тот, кто эту кашу ест,
Все болезни нипочем,
Если любишь...
(Геркулес)
Если с этого зерна «шубу» снять
И хорошенько отшлифовать,
Можно кашу нам сварить
И по тарелкам разложить.
Машем ложкой часто и ловко –
Ведь это любимая каша...
(Перловка)
Сварить такую кашу,
Самую любимую нашу,
Поможет золотистое зерно,
Называется оно...
(Пшено)
Длинные зерна у этой каши.
Очень полезна для каждого она.
Сварим ее мы полную чашу
Каша эта из зерен ...
(Овса)
Можно с мясом проварить его
И на гарнир пойдет оно.
Потушим на огне - и готов
Очень сытный вкусный плов.
А теперь подумайте, дети,
Какое ж зерно пойдет
в блюда эти?
(Рис)
В каше зерно какое –
Оно кор коричневое такое?
(Греч
(Гречка)
Как интересно вот это зерно,
Такое белое на вид оно.
В молоко положим
с сахаром и солью
Наедимся каши вволю.(Рисовая)
Кушайте, добрые люди!
Гарнир к этому блюду
Крупа у нас качественная,
А каша называется ...
(Ячневая)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с организмом человека»
В статье представлены дидактические игры по ознакомлению детей с организмом человека...
НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДОВ.
ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДА....
Сборник дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с книжной графикой и художниками - иллюстраторами
В данном сборнике представлены материалы по ознакомлению детей с книжной графикой, творчеством художников – иллюстраторов Ю. Васнецове, И. Билибине, Е. Рачеве, Е. Чарушине, В. Сутееве, В. Назару...
Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешател...
Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...