ПРОЕКТ: «Деревянное царство родной Пышмы» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа) на тему
ПатриотизмВ дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к семье, родному посёлку, близким людям, а затем к Родине, преданность ей, ответственность за неё. Поэтому необходимо в этом возрасте ещё и преобщать ей к регион истокам региональной кульуры родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letniy_proekt_2017.docx | 22.27 КБ |
etapy_proekta.docx | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7» 623550 Свердловская область, р.п. Пышма, ул. Комсомольская, д. 21 ПРОЕКТ: «Деревянное царство родной Пышмы» для детей старшего дошкольного возраста 2016 год |
Нет на свете Родины дороже,
Надо всё нам сделать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Актуальность.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к семье, родному поселку, близким людям, а затем к Родине, преданность ей, ответственность за неё. Поэтому необходимо в этом возрасте еще и приобщать детей к истокам региональной культуры родного края.
Предметом познания народной культуры является и архитектура – как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой. Знакомя детей с архитектурой древнего и современного поселка необходимо помочь детям увидеть общее в архитектурных строениях и их различия. С помощью этого дети смогут получить представление о деревенском рубленом доме и его составных частях – сруб, крыша, наличники, ставни; познакомиться с понятиями «изба», «терем расписной»; узнать о деревянной резьбе и её значении.
Дерево – это удивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всём протяжении своей истории. История свидетельствует о том, что люди всегда не только ценили доступность дерева, как материала для изготовления необходимых в быту вещей. Но и научились вырезать из него сложные и выразительные скульптурные формы. Почти каждый из народов, живших на земле, оставил нам неповторимые памятники культуры, созданные из дерева. То, что нам досталось в наследство доказывает, что деревянное зодчество, художественное творчество мастеров резьбы по дереву – это значительный вклад человеческой культуры.
Традиция украшать свои дома резьбой пришла к нам из давних времен. Резьба по дереву своими руками – это наше истинно русское, близкое, родное. Человек всегда стремился сделать свое жилище более нарядным и красивым. Деревянные украшения прекрасно помогали им в этом.
Украшали абсолютно все: ставни окон, орнамент крыши, вырезали различные фигурки на крыши, даже украшали выступающие срубы брёвен различными рисунками. Все это придавало индивидуальный дизайн каждой избе.
Одевая скромный дом в деревянные кружева, хозяева не только украшали его, но и показывали свое мастерство, свой художественный вкус. Резьбой украшали все дома, начиная от домов крестьян и заканчивая величественными храмами и соборами. В каждой местности узоры различались по виду и сложности.
Печальным фактом считается то, что многие деревянные здания не сохранились до нашего времени. Многие были уничтожены после пожаров, многие из-за недобросовестного отношения людей. К счастью, некоторые здания зодчества являются памятниками архитектуры и охраняются государством.
Наша главная задача в настоящее время – это продолжение древних традиций. Народное творчество – это самая истинная ценность. А резьба по дереву – одна из неотъемлемых частей. Нужно помнить традиции наших предков. И как можно больше воплощать их в наше время.
С этой целью был создан проект: «Деревянное царство родной Пышмы».
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Форма организации проекта: индивидуально-групповая.
Срок реализации: 1,5 месяца (с 1 июня по 18 июля 2016 года).
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, социальные партнёры: районная и детская библиотека, краеведческий музей, детская школа искусств.
Руководители проекта: Горкина Светлана Сергеевна, Львова Анастасия Николаевна – воспитатели старшей группы.
Гипотеза проекта: приобщение дошкольника к традиционному художественному ремеслу родного края , способствует эстетическому развитию, а также формирует у него коммуникативную культуру и воспитывает патриотические чувства: внимание и уважение к людям, живущих в родном поселке.
Проектная идея: сформировать у детей представление о произведениях народных художественных промыслов, расположенных на территории поселка, о необходимости бережного и сознательного отношения к ним, путем вовлечения родителей воспитанников в совместную деятельность по разработке альбома «Пышма - глазами детей!», а также по изготовлению предметов из дерева.
Цель: познакомить дошкольников с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу; учить детей создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла.
Задачи проекта:
- создание системы экологических знаний, представлений о народных художественных промыслах, расположенных на территории родного поселка Пышма;
- совершенствование условий для эффективного экологического, художественно-эстетического и патриотического образования дошкольников, способствующих воспитанию экологической культуры, патриотических чувств, формированию художественного вкуса и осознанной любви к малой Родине;
- развитие познавательного интереса ко всему живому, объектам исследования, желания получать новые знания через наблюдение и экспериментирование поисково-познавательной деятельности;
- содействие укреплению и развитию детско-родительских отношений через совместную поисково-познавательную деятельность;
- систематизация знаний родителей по основам экологического, эстетического и патриотического воспитания посредством вовлечения в творческую активность по истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;
- воспитание осознанного чувства гордости за своих земляков, эмоционально-ценностного отношения к родному краю.
Ресурсное обеспечение проекта:
1). Зона экологии и экспериментирования в групповой комнате;
2). Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии бесед и т.д.);
3). Библиотека юного художника и архитектора;
4). Подборка художественной литературы «Познавательное чтение»
5). Подборка опытов и экспериментов «Опыты Экоши»;
6). Строительный ресурс (конструктор, строительный и природный материал).
Ожидаемые результаты для детей:
- сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
- сформированное бережное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы родного края;
- овладение основными знаниями об архитектуре и начальными умениями, необходимыми для народного художественного промысла резьбы по дереву.
Ожидаемые результаты для родителей:
- активные и заинтересованные участники проекта, ориентированные на развитие ребенка, его потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
Ожидаемые результаты для педагогов:
- повышение уровня компетентности в осуществлении инновационной деятельности;
- повышение профессионального уровня в области реализации проектов среди детей дошкольного возраста.
Проблемные вопросы:
1). Могут ли человек и природа обойтись друг без друга?
2). Можно ли сделать дом более привлекательным?
3). Для чего люди украшали свои дома деревянной резьбой?
Методы, используемые в реализации проекта:
Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.
Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты, архитектурные объекты поселка, театральное представление.
Словесные: беседы, чтение литературы, объяснение, словесные инструкции.
Список литературы:
1). «Декоративное искусство – детям» Н.Г. Пантелеев «Просвещение» - 1996г.
2). «Уральская народная роспись крестьянских домов и предметов быта» И.Д. Самойлова - издательство «Уральский рабочий» - 1989г.
Предварительный просмотр:
Этапы осуществления проекта в работе с детьми:
1 этап – подготовительный
Деятельность педагога | Деятельность детей |
| Принимают задачи проекта. Предлагают свои идеи и высказывают предложения. |
2 этап – основной (практический)
Вид деятельности | Мероприятия |
Беседа |
|
Рассматривание | Книг, иллюстраций, альбомов:
Картины художников:
Коллекция картин местных художников: А. Жукова, Сухова Ю.Д. Просмотр фильмов:
|
Чтение |
|
Наблюдение |
|
Экскурсии |
(в краеведческий музей),
|
Творческое рассказывание |
|
Рассказывание из личного опыта |
|
Игра |
(кукольный театр),
|
Экспериментирование |
|
Познавательная деятельность |
|
Продуктивная деятельность | Рисование:
Лепка:
Аппликация:
|
Конструктивно – модельная деятельность |
(из соломы),
|
Трудовая деятельность |
|
Музыкальная деятельность |
|
Этапы осуществления проекта в работе с родителями:
1 этап – подготовительный
Деятельность педагога | Деятельность родителей |
| Принимают задачи проекта. Предлагают свои идеи и высказывают предложения. |
2 этап – основной (практический)
Вид деятельности | Мероприятия |
Консультации |
|
Беседа | «Играя, познаем декоративно – прикладное искусство». |
Рассматривание |
(совместные прогулки детей и родителей по родному посёлку с рассматриванием архитектуры) . |
Экспериментирование | «Во саду, ли в огороде» (уход за растениями в домашних условиях). |
Продуктивная деятельность |
|
Конструктивно – модельная деятельность |
|
Трудовая деятельность |
|
3 этап – заключительный
(в работе с детьми и родителями)
- Создание альбома «Пышма – глазами детей!» (архитектурные постройки и резьба по дереву в посёлке).
- « Диво – дивное» изготовление поделок, предметов, резьбы из природного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие деревянной ложки" развлечение для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями
Музыкальное развлечение совместно с родителями, для детей старшего дошкольного возраста. В гости к ребятам приходит домовенок Кузя,который потерял свою деревянную ложку. У ребят на столах мешочк...
Перспективный план реализации долгосрочного логопедического проекта «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе
Этапы проектаСодержание деятельностиПрактические материалы...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе
АктуальностьПроблемыЦельЗадачиЭтапы реализации проектаРезультат...
Проект "Учимся общаться"Проект "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Этот материал поможет педагогам в развитие у детей коммуникативных навыков через игровую деятельность:ØУметь слушать и вступать в диалог;Ø Участвовать в коллективном обсуждении проблем;Сотруднич...
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....
Проект- Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
Данный проект посвящен исследованию и разработке методик, направленных на формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Ц...
Праздник деревянной ложки развлечение для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных музыкальных инструментах, в частности на ложкахЗадачи:1. Закрепить знания детей об истории русской ложки, её предназначении2. Ра...