Экскурсия в минимузей детского сада
методическая разработка (старшая группа) на тему
Экскурсия знакомит детей с традиционными народными игрушками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ДС № 2 «Рябинка» г.Радужный ХМАО
Экскурсия в мини музей «Русская изба» для детей подготовительных к школе групп
Воспитатель: Прудникова Оксана Витальевна
Тема: «Русская народная игрушка»
Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю народной игрушки.
Задачи:
- Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки.
- Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
- Воспитывать интерес к народным промыслам; бережное отношение к игрушкам.
Ход экскурсии:
В группу воспитатель вносит игрушку домовёнка Кузи и от его имени приглашает детей к нему в гости в музей «Русская изба». Дети с воспитателем проходят в музей и рассаживаются на лавках.
Воспитатель:
- Вы знаете ребята куда мы пришли?(в музей)
- Кто знает, что такое музей?(помещение, где хранятся старинные предметы, которыми пользовались наши прабабушки, прадедушки или даже прапрабабушки и прапрадедушки)
- А как нужно вести себя в музее? (не шуметь, не трогать предметы-экспонаты)
Воспитатель обращает внимание, что на столе стоит расписной сундучок, приготовленный домовым Кузей и предлагает заглянуть в него. Достает кусок глины, лоскуток, кусок дерева.
- Как вы думаете ребята зачем для нас приготовил Кузя эти материалы?
- Подумайте, что можно сделать из этих материалов.
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
- Домовёнок Кузя пригласил нас не случайно, он хотел показать, во что играли наши прабабушки и прадедушки. Изготавливали игрушки раньше своими руками из глины, дерева, лоскутков ткани, соломы.
- А из чего сделаны ваши игрушки?
- Но раньше не было этих материалов у народных мастеров и они делали игрушки из природного материала.
Игрушки тарарушки
- Ребята, как вы думаете, какая первая игрушка появляется у ребёнка, когда он рождается? (погремушка)
- Первые игрушки-это погремушки, трещётки, колотушки, т.е. игрушки издающие разные звуки. Раньше они назывались потешки. (обращает внимание на музыкальные инструменты)
- Из чего они сделаны?(из дерева) Значит они….(деревянные)(можно предложить детям поиграть на инструментах)
- Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра.
- По мере того как ребёнок рос, менялись и игушки.
Матрёшки
- Воспитатель читает загадку
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может- шесть.
Разрумянилась немножко
Эта русская ….(матрёшка).
Матрешка у нас появилась очень давно, более 100 лет назад. Это красивая, расписная кукла.
- Из чего делается матрёшка?
- Фигурку матрешки вытачивают из деревянного бруска. Она состоит из двух частей. ( Рассказ сопровождается показом)
- А какой секрет таится в матрёшке? (в ней ещё есть матрёшки)
Для изготовления матрешки используют сухую березу или липу. Деревья спиливают весной и очищают от коры. Из высушенных заготовок вытачивают фигурку. Начинают с самой маленькой.
Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Каждая игрушка хороша по- своему: одна веселая, другая – задумчивая, третья - озорная. Все зависит от художника. Самое распрастранённое женское имя на Руси было Матрёна, вот и назвали эту красавицу Матрёшкой.
Она «одета в русский костюм» (дети перечисляют детали костюма: платок, фартук, сарафан.)
Дымковская игрушка
- Позже в Росиии появились игрушки, которыми не играли, а украшали ими дома.(показывает узоры дымковской игрушки)
- Как вы думаете, какие игрушки украшали такими узорами? (Дымковские)
- Такие игрушки продавали на ярмарках(включить песню «Ярмарка»)
Все игрушки – не простые, а волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
- Эти игрушки делают в селе Дымково.
Дым из труб идет столбом, Точно в дымке все кругом.
Голубые дали. И село большое Дымково назвали.
- А игрушки называются - дымковские.
- А из чего сделаны игрушки эти?(из глины)
- Дымковские игрушки лепят из глины, обжигают в печи, отбеливают раствором мела и молока, расписывают яркими красками и добавляют квадратик сусального золота.(показ картинок процесса)(Этот процесс могут рассказать дети по картинкам)
- А какие ещё глиняные игушки вы знаете?(каргопольские, филимоновские) (показать иллюстрации)
Тряпичные куклы
- Позже всех начали мастерить в России тряпичные и соломенные куклы.
На Руси в эти куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до ста. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет. Это цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
(далее педагог показывает кукол)
Пеленашка
Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша и клали потом в колыбельку. Такая кукла оберегала сон малыша.
«Кубышка-травница»
Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял зло и болезни.
«День и ночь» - куклы обереги жилища. Днём поворачивали белую куклу, ночью-тёмную.
«Кукла Колокольчик» - куколка добрых вестей. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.
- Чем эти куклы отличаются от тех, которыми вы играете?(без лица)
- Раньше люди считали, что кукла с лицом привлекает зло, и чтобы кукла не могла навредить ребёнку, её делали безликой.
- Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.
Куклы разные бывают
С ними дети все играют
И из ниток, и из ткани,
А вот эта из чего?Догадайтесь сами (из соломы)
Часто женщинам приходилось выходя в поле на сбор урожая брать с собой маленьких детей . Там они скручивали из соломы детям вот такие игрушки.
«Солнечный конь» приносит счастье и удачу в дом, а «Десятиручка» считалось помогает женщинам во всех делах.
Итог экскурсии
- Понравилась вам выставка игрушек, которую для нас приготовил домовёнок Кузя?
- Какие больше игрушки понравились?
- (воспитатель достаёт из сундука раскраски для детей игрушки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Экскурсия на кухню детского сада"
Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Конспект можно использовать в логопедической группе для ознакомления с лексическими темами "Труд взрослых", "Детский сад", "Посуда"....
ЭКСКУРСИЯ НА КУХНЮ ДЕТСКОГО САДА. БЕСЕДА О СКАЗКАХ
Интегрированное занятие по развитию речив подготовительной к школе группе Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной...
Экскурсия по территории детского сада для детей среднего дошкольного возраста
Экскурсия по территории детского сада...

«Экскурсия на кухню детского сада»
Тема «Экскурсия на кухню детского сада»Цель: Формировать представление детей о назначении кухни в детском саду.Задачи: - продолжать формировать знания и закреп...
Конспект ООД по развитию речи в младшей группе. «Экскурсия на кухню детского сада».
Познакомить детей с профессией повара, расширить и закрепить знания о кухонной посуде. Активизировать в речи детей знакомые слова, обогатить словарь детей за счет новых слов....
Экскурсия на территории детского сада "Деревья нашего детского сада"
Задачи:• Обогащать представления о сезонных изменениях в природе;• Уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев;• Закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единств...