Проект "Люби и береги природу родного Верхоянья"
проект (старшая группа) на тему
Паспорт проекта
Название: «Люби и береги природу родного Верхоянья»
Авторы проекта: Рожина Агафья Тимофеевна
Вид проекта: долгосрочный
Продолжительность проекта: сентябрь-май
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели и родители.
Актуальность
Каждый человек – часть природы. Природа составляет постоянное окружение человека, естественную среду, в котором он живет и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь.
У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять её. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к родному краю, на мой взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.
Цель проекта: Формирование знаний детей о природе родного Верхоянья, средствами экологического воспитания.
Задачи проекта:
Обучающие:
- Дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества, о разнообразии животных и растений, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
- Учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;
- Организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
- Научить детей простейшим правилам поведения в природе.
Развивающие:
- Развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
- Развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
- Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
Воспитательные:
- Сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений, любовь к природе родного Верхоянья;
- Сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по ее охране и предупреждению насилия над природой;
- Научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразия форм и красок;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 54.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Верхоянский детский сад №1
Верхоянский район Республики Саха (Якутия)
Проект
«Люби и береги природу родного Верхоянья»
Выполнила: Рожина Агафья Тимофеевна
Воспитатель МБДОУ Верхоянский детский сад №1
2017 г.
Паспорт проекта
Название: «Люби и береги природу родного Верхоянья»
Авторы проекта: Рожина Агафья Тимофеевна
Вид проекта: долгосрочный
Продолжительность проекта: сентябрь-май
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели и родители.
Актуальность
Каждый человек – часть природы. Природа составляет постоянное окружение человека, естественную среду, в котором он живет и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь.
У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять её. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к родному краю, на мой взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.
Цель проекта: Формирование знаний детей о природе родного Верхоянья, средствами экологического воспитания.
Задачи проекта:
Обучающие:
- Дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества, о разнообразии животных и растений, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
- Учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;
- Организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
- Научить детей простейшим правилам поведения в природе.
Развивающие:
- Развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
- Развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
- Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
Воспитательные:
- Сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений, любовь к природе родного Верхоянья;
- Сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по ее охране и предупреждению насилия над природой;
- Научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразия форм и красок;
Перечень форм и методов реализации проекта:
- Экологические занятия, беседы, просмотр фильмов, презентаций, поисково-познавательные мероприятия, реализуемые в ходе непосредственно – образовательной деятельности, тематические развлечения.
- Изобразительное деятельность (рисование, лепка, аппликация).
- Оснащение предметно-пространственной среды (оформление библиотеки, создание альбомов и книг о природе, сбор природных материалов и гербария).
- Взаимодействие с родителями.
- Чтение литературы художественного и познавательного характера.
- Конкурсы и викторины.
- Экологические, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.
- Целевые прогулки по экологической тропе.
Этапы работы над проектом.
Реализация проекта идет по трем взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа (растения и животные, характерные для Верхоянского района).
2. Неживая природа (вода, воздух, почва - как факторы, влияющие на функционирование живых организмов).
3. Человек (действия человека направленные на природу – положительные и отрицательные).
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
1. Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап:
1. Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели.
2. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап:
1. Подведение итогов проекта.
2. Оценка достигнутых результатов
Реализация проекта
Подготовительный этап
Содержание деятельности | Участники | Сроки реализации |
Анализ имеющейся программы и методических разработок по данной теме | Воспитатель | Август |
Подбор материала для проекта | Воспитатель | Август |
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей | Воспитатель | Август |
Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта | Воспитатель | Август |
Обеспечение дидактического пособия для реализации проекта | Воспитатель | В течение года |
Оформление родительского стенда: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме. | Воспитатель | III неделя августа |
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для ОД и развивающей среды в группе (дидактические игры, книги о природе, серии фотографий, наборы игрушек животных, птиц, насекомых). | Воспитатель, старший воспитатель, родители | В течение года |
Основной этап проекта
Перспективный план старшей группы для реализации проекта
Содержание деятельности | Участники | Сроки реализации |
Тема месяца: «Человек – часть природы» | Сентябрь | |
Беседа «Я – дитя природы» Цель:
Дидактическая игра «Природа и человек» | Дети, воспитатель | I неделя сентября |
Целевая прогулка «Наблюдение за сезонными изменениями в природе» Цель:
Экологическая игра «Угадай растение по описанию». | Дети, воспитатель | II неделя сентября |
Консультация для родителей «Учите детей любить природу» Цель:
| Воспитатель, родители | Сентябрь |
НОД на тему: «Как вести себя на природе» Цель:
Викторина «Правила поведения на природе» | Дети, воспитатель | III неделя сентября |
Тема месяца: «Мое любимое Верхоянье» | Октябрь | |
Экскурсия по городу Верхоянск Цель:
| Дети, воспитатель | I неделя октября |
Беседа на тему: «Природа Верхоянья». Экскурсия в краеведческий музей «Полюс Холода». Цель:
| Дети, воспитатель | II неделя октября |
НОД Тема: «Что нам осень принесла?» Цель
Игровое упражнение «Собери урожай» | Дети, воспитатель | III неделя октября |
Выставка поделок из природного материала «Осенний пейзаж» | Дети, родители | IV неделя октября |
Тема месяца: «Неживая природа» | Ноябрь | |
Беседа на тему: «Река Яна» Цель:
Чтение «Как люди реку обидели» Загадки о состоянии воды. | Дети, воспитатель | I неделя ноября |
НОД Тема: «Озера города Верхоянска» Цель:
| Дети, воспитатель | II неделя ноября |
Беседа на тему: «Явления неживой природы: солнце, небо, вода и осадки» Цель:
Художественное творчество – аппликация на тему «Мое Солнышко» | Дети, воспитатель | III неделя ноября |
Физкультурно-экологическое занятие «Путешествие на горе Аппыт» Цель:
| Дети, воспитатель | IV неделя ноября |
Тема месяца: «Животный мир родного Верхоянья» | Декабрь | |
Беседа на тему: «Кто живет в нашем лесу?» Цель:
Подвижная игра «Белки и орешки» | Дети, воспитатель | I неделя декабря |
НОД с использованием презентации Тема: «Американский длиннохвостый суслик» Цель:
| Дети, воспитатель | II неделя декабря |
НОД Тема: «Как готовятся звери к зиме?» Цель:
| Дети, воспитатель | III неделя декабря |
Беседа на тему: «Домашние животные и их детеныши» Цель:
| Дети, воспитатель | IV неделя декабря |
Тема месяца: «Птицы родного Верхоянья» | Январь | |
Беседа на тему: «Птицы Верхоянья» Цель:
Якутская подвижная игра «Ястреб и утки» | Дети, воспитатель | II неделя января |
Беседа о зимующих и перелетных птицах Цель:
Чтение стихотворений о птицах. | Дети, воспитатель | III неделя января |
НОД Тема: «Красивая птица Стерх» Цель:
Художественное творчество – аппликация панно «Кыталык». | Дети, воспитатель | IV неделя января |
Тема месяца: «Обитатели озер и реки Яны» | Февраль | |
Беседа на тему: «В гости подледное царство» Цель:
Подвижная игра «Рыбак и рыбки» | Дети, воспитатель | I неделя февраля |
Рассказ легенды Слепцовой М.С. «Озеро Сордонноох» Художественное творчество – рисование «Наши рыбки» | Дети, воспитатель | II неделя февраля |
НОД Тема: «Наш любимый карась» Цель:
Дидактическая игра «Рыбная ловля» | Дети, воспитатель | III неделя февраля |
Тема месяца: «Растительный мир родного Верхоянья» | Дети, воспитатель | Март |
Беседа на тему: «Лопчатка Толля – растение занесенная в Красную книгу» Цель:
Экологическая игра «Цветы» | Дети, воспитатель | I неделя марта |
НОД Тема: «Кедровый стланик» Цель:
Игра «Станем мы деревьями». | Дети, воспитатель | II неделя марта |
Художественное творчество: «Цветы из нашей полянки» - рисование Цель:
Экологическая игра «Цветы из моей полянки» | Дети, воспитатель | III неделя марта |
Беседа на тему: «Лекарственные растения Верхоянья» Цель:
Дидактическая игра «Волшебный мешочек» | Дети, воспитатель | IV неделя марта |
Тема месяца: «Сохрани природу» | Апрель | |
Беседа на тему: «Как помочь природе» Цель:
| Дети, воспитатель | I неделя апреля |
Художественное творчество – рисование на тему: «Берегите природу» Цели:
Выставка рисунков детей на тему «Береги природу» | Дети, воспитатель | II неделя апреля |
Экологическая инсценировка «Зеленый патруль Цель:
| Дети, воспитатель, старший воспитатель, родители | III – IV неделя апреля |
Тема месяца: «Земля – наш общий дом» | Май | |
Беседа на тему: «Земля – наш общий дом» - заключительный Цель:
| Дети, воспитатель | I неделя мая |
НОД Тема: «Жалобная книга природы» Цель:
Разгадывание кроссворда на тему охраны природы. | Дети, воспитатель | II неделя мая |
Экологическая тропа (весна). Цель:
| Дети, воспитатель | III неделя мая |
Заключительный этап
Подведение итогов проекта
Проведенная с детьми старшей группы в течение года работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта, и совместная деятельность позволила, в свою очередь:
- педагогу повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;
- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного Верхоянья.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
В течение года родители принимали активное участие в обогащение предметно – развивающей среды в группе. Так же родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в акции «Мы за зеленый город», изготовили кормушки и скворечники для птиц, в создании фотовыставки «Мы - дети природы», детских авторских книжек, в облагораживании и озеленении территории детского сада.
Для наглядности результаты за 2016 - 2017 учебный год представлены в диаграмме.
Рисунок 1. Результаты диагностирования уровня
экологической воспитанности детей ( в %)
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что уровень экологической воспитанности детей старшей группы изменился. Количество детей с высоким уровнем развития самостоятельности повысился. Эти дети ответили практически на все виды вопросов, ребята выполняли задания с большой радостью, вносили в них элементы творчества. Отвечая на вопросы, они проявляли свои эмоции. У детей с высоким уровнем развития в ответах наблюдалось отсутствие трафаретности в высказываниях, т.е. они выражались не общепринятыми фразами, а выражали свои мысли.
Количество детей со средним уровнем развития экологической воспитанности изменился за счет того, что часть детей повысила свой уровень знаний.
Детей с низким уровнем развития экологической воспитанности на конец года не осталось. При участии в диагностике в мае дети вели себя более уверено в ответах и выполнении заданий воспитателя.
Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности детей способствовала разработка и реализация системы мероприятий по организации экологизации предметно – развивающей среды в группе, пополненной разнообразными пособиями. Это дало возможность ребенку реализовать потребность в общении с природным окружением.
Таким образом, при системном, комплексном проведении работы можно достичь намеченных целей:
- Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.
2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.
3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.
4. Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.
Использованная литература
- Деревья и кустарники Якутии, Тимофеев П.А., изд.: Бичик, 2003.
- Знаете ли вы млекопитающих Якутии, Сидоров Б.И., изд.: Бичик, 2002.
- От рождения до школы. Главная общеобразовательная программа дошкольного образования, Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др., изд.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Ознакомление с природой в детском саду, Соломенникова О.А., изд.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Экологическое воспитание в детском саду, Соломенникова О.А., изд.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Добро пожаловать в экологию, Воронкевич О.А., изд.: Детство-пресс, 2003.
- Занятия по экологии в детском саду, Коломина Н.В., изд.: Творческий Центр, 2008.
- Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями, Дрязгунова В.А., изд: Москва просвещение, 1981.
- Конспекты интегрированных занятий, изд.: ТЦ Учитель, 2009.
- Экологические занятия с детьми 5-6 лет, Бондаренко Т.М., ТЦ Учитель, 2009
- Программа экологического образования детей, Кондратьева Н.Н. и др., 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе. «Береги природу родного края»
Конспект НОД в старшей группе.«Береги природу родного края»...
Сценарий спортивного развлечения для детей подготовительной группы.Тема: «Береги природу родного села»
Тема: «Береги природу родного села»....
Проект "Берегите природу родного края"
Краткосрочный проект по нравственному и экологическому воспитанию старших дошкольников....
Познавательно – творческий проект экологической направленности «Береги природу родного края»
laquo;Береги природу родного края»Цель проекта: Формирование бережного отношения к природе и всему живому через экологическое воспитание.Задачи проекта:Образовательная: Формировать у детей элем...
Презентация проекта "Берегите природу родного края"
Презентация проекта "Берегите природу родного края"...
Познавательная деят - ть "Берегите природу родного края"
Познавательная деят - ть "Берегите природу родного края"...
Экологический проект "Берегите природу родного края!"
Мой проект направлен на формирование эмоциональной эмпатии, отзывчивости по отношению к объектам природного окружения и практических навыков безопасного поведения в природной среде. Проект поможет эфф...