НОД "Путешествие в прошлое"
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад общеразвивающего вида №147 «Рябинушка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе № 15
«Путешествие в прошлое»
воспитатель: Шарыповой Т.В.
Архангельск
2014 года
Образовательные области: Художественное творчество, Познание, Художественная литература, Социализация.
Тема занятия: «Путешествие в прошлое»
Цель: Расширять представления детей об образе березы в поэзии, искусстве, детском изобразительном творчестве.
Задачи:
Образовательные: Учить детей узнавать березу по ее характерным особенностям: ветки, ствол, кора, листья, плод. Воспитывать интерес к разным видам художественной деятельности. Закрепить навык прямого плетения из полос бумаги.
Развивающие: Развивать художественное восприятие пейзажных картин через содержание и средства выразительности живописи, цветосочетание зимней природы, вызывающие соответствующие им настроения, композиционные построения картин. Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки средствами разного вида искусства.
Воспитательные: Продолжать воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать любовь к Родине через художественно - эстетическое восприятие, углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы.
Оборудование:
1. Репродукции картин художников в разное время года.
2. Изделия из бересты и дерева, берёзовая кора, лучина.
3 Макет русской избы.
4. Иллюстрации.
5. Корзина из картона, полоски для плетения.
Проведённая работа:
1. Наблюдение за березой во время прогулок.
2. Чтение стихотворений. И Токмаковой «Если б дали березке расческу…».
3. Рассматривание репродукций картин художника И. Левитана «Березовая роща», И. Остроухова «Березы».
4. Загадывание загадок о березе.
Этапы работы | Содержание этапа | ||
деятельность педагога | деятельность воспитанников | ||
1. | Организационная часть | Где мы живём? Какие деревья растут на севере? Я хочу вам прочитать стихотворение, о дереве которое почитали на Руси. А вы догадайтесь, о каком дереве идет речь в стихотворении? Всем она нравится, ведь она красавица. Белый ствол, густая крона, рассыпает всем поклоны. Листья тихо шелестят, меж собою говорят. Какими словами автор говорит о березе? | На Севере. Осина, дуб, клён и другие. Берёзка. |
2. | Основная часть Физминутка | Ею можно восхищаться в любое время года. Разные художники написали много картин, где изображали берёзу. Полюбуйтесь ими. *Какое время года изображено на картине? *Как передал художник красоту берёзы? *Какие краски использованы в картине? *Что вам нравиться в картине? Береза одно из красивейших деревьев нашего края, в любое время года, и в любом наряде она прекрасна. Игра «Угадай время года» Отгадайте, про какое время года я вам расскажу, и найдите нужную картинку. *в пышном парчовом уборе зимы, она сверкает в ажурном инее. * на веточках деревьев набухают почки, появляются нежные зеленые листочки. *встретить можно её в лёгком, зелёном ситцевом платье, длиннокосая, кудрявая. *****в цветном, разноцветном сарафане можно встретить. Где можно встретить, увидеть березу? Как называется лес, где растут одни березы? А еще выходили в березовую рощу парни и девушки, плели венки из цветов, водили хороводы вокруг березки, пели песни, посвященные ей. Представьте, что и мы оказались с вами в березовой роще и тоже сводим хоровод. А дети любили играть около берёзок, вот и мы с вами поиграем. Игра «Кто быстрее» В народе говорят: «Где берёза вырастает, там русский человек приживается». Давайте посмотрим русскую избу. Что главное в избе? Зачем она нужна? Берёзовые дрова горят долго, дают много тепла, света и выделяют приятный аромат. А чем освещалась изба? Деревенская изба освещалась березовой лучиной. Лучиной, которая крепилась на железные пальцы, а внизу насыпали песок или наливали воду. При ее свете люди в долгие зимние вечера коротали время. Мебель делали из дерева: скамейки, стол, полки, сундук для одежды, люльку. Сравнение посуды из дерева и бересты, показ игрушек. Берестой, которой оплетали глиняную посуду, чтобы не разбилась, туесочки для ягод и грибов делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, плели лапти, корзины, делали шкатулки и кукол. А еще это чудесное дерево является лечебным. Весной береза дарит нам целебный сок, когда деревья просыпаются, начинается сокодвижение, у берёзы выделяется вкусный сок. Светлую густоватую влагу собирали в кадушки, и она, засахариваясь, до будущей весны давала бодрость и силу, сок пьют для укрепления здоровья. Люди делают в стволе отверстие, сок стекает в емкость, и потом с удовольствием пьют, а чтобы береза не погибла, отверстие замазывают глиной или землей. Почки и листья березы заваривают и пьют как чай. Березовый веник используют в банях: им хлещут себя, чтобы из тела все хвори вышли. Распаренный берёзовый веник в бане угоняет болезни, даёт бодрость и силу. Чем берёза отличается от других деревьев? Почему березу называют белоствольной? Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева, она защищает от воды, вредных воздействий человека. Но в белой коре есть черные черточки – отдушины. Они называются чечевички, через них береза дышит. Кору снимали только с упавших спиленных берез, так как нельзя ранить живое дерево. | Ответы детей по всем временам года. Подбирают нужную картинку и объясняют свой выбор. В парке, лесу, поляне, около дома. Березовая роща. Хоровод «Берёзка» Выбор предметов по заданной теме. Рассматривание макета. Печь Пищу готовить, тепло в избе. Показ лучины. Рассматривание посуды и игрушек. Рассматривание иллюстраций. Ствол у дерева белого цвета. |
3. 4. | Практическая часть Заключительная часть. | А сейчас мы с вами превратимся в мастеров и сплетём корзиночки. - Посмотрите, ребятки, какие у вас красивые, яркие получились корзинки! Педагог даёт положительную оценку работам в целом и отмечает детей, которые проявили творчество. Понравилось вам путешествие. А что вы узнали нового? | Дети рассматривают работы и высказывают своё мнение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"
Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим Тема: «Путешествие в прошлое куклы» (подготовительная группа).
Открытое занятие на аттестацию...
Сюжетно-ролевая игра в старшей группе - Путешествие в прошлое
Творческое использование полученных знаний о настоящем и прошлом в сюжетно-ролевой игре....
Интегрированное занятие «Путешествие в прошлое пылесоса» Цель вызвать у детей интерес к прошлому предмета; подвести к пониманию того, то человек придумывает разные приспособления для облегчения труда.
интегрированное занятие с использованием отрывков из произведений К.Чуковского...
Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"
Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....
«Прошла война, прошли года, а горечь в сердце остается…» Экскурсия в "Школьный музей боевой и трудовой славы" при школе №25 Занятие нравственно-патриотической направленности для детей подготовительной группы. Разработчики: Малю
16 января 1943 года наш город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. В этом году исполняется 75 лет со дня этого события. Это занятие и предшествующая работа приурочен к данном...
Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»
Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...