«Быт донских казаков».
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему
Программное содержание:
1. Знакомить детей с жизнью и бытом Донского казачества.
2. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
3. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и любовь к родному краю- малой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_kazachestvu.docx | 14.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Быт донских казаков».
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста.
Программное содержание:
1. Знакомить детей с жизнью и бытом Донского казачества.
2. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
3. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и любовь к родному краю- малой Родине.
Материалы и оборудование: Аудио запись «Эх донские казаки», костюм донской казачки для воспитателя, дидактическая игра «Казачий курень», дидактическая игра «Одень казака и казачку в национальный костюм», презентация.
Методы: наглядный, практический, словесный.
Приемы: беседа, рассказ, показ.
Ход занятия:
(Воспитатель в костюме входит с детьми в имитируемую казачью комнату)
Воспитатель: Здорово дневали, казачата!
Дети: Слава богу!
(Звучит песня»Эх донские казаки» дети рассаживаются на стульчики)
Воспитатель: Ты- казачий мой край необъятный,
Ты- донская сторонка моя,
И просторы твои не объять мне,
Не объять своим взором поля.
Показ слайдов
А как вы думаете, о чем пойдет речь? (о донском крае) 2 слайд
Ребенок: «Как у нас на Дону зорьки ясные. Как у нас на Дону ветры-ястребы.
Над веселой водой ходит месяц молодой. Да подмигивает, да подпрыгивает.
Ребенок: Как у нас на Дону люди сильные. Прославляют землю изобильную.
Как у нас на Дону, дали синие. А казачки у нас –все красивые»
Воспитатель: И так, мы с вами отправляемся в прошлое и попадаем в хату наших предков. А как называется казачий дом? 3 слайд.
Дети: Курень.
Воспитатель: «Курень» - по монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы было переходить из одной комнаты в другую по кругу.
Воспитатель: Какие дома были у казаков в старину?
Дети: В давние времена казаки строили землянки: рыли яму, сверху накрывали ветками и засыпали землей.
Воспитатель: А потом какие стали строить дома?
Дети: Потом дома начали строить из дерева и камня.
Воспитатель: А какие окна у куреня?
Дети: Они закрывались ставнями, деревянными дверцам.
Дидактическая игра «Построй курень» (пазлы) .
Воспитатель: А вы бы хотели увидеть как жили предки?
Давайте зайдем в курень.
Воспитатель: казаки были очень гостеприимны и набожны, в каждом курене всегда в углу висела икона. Казаки по праздникам и воскресеньям ходили в церковь.(слайд 4) На праздник казачка готовила особое угощение. Вы знаете любимое блюдо казаков. Давайте вспомним.
Дети: Лапша, борщ, уха, студень, узвар - компот из сухофруктов, пекли хлеб, пироги.( слайды 5,6)
Воспитатель: Готовила еду казачка, она же приносила воду из колодца на коромысле. Еда готовилась в чугунках, так как посуда была глиняной, ложки –деревянные. Вся семья ела из одной посудины, по старшинству. Посуду любили расписывать разными цветами. 7 слайд.
Главным украшением считалось оружие: сабли, копья, кинжалы. 8 слайд.
А в куренях – кровати: вязанные покрывала, пуховые одеяла- шила сама казачка. Верх она отделывала из цветных лоскутов (лоскутное одеяло, а на кроватях возвышалась гора подушек под вязанными накидками. 9 слайд.
Воспитатель: А какая была одежда у казаков и казачек?
Самотканая, само сшитая, расшитая разными узорами. 10 слайд.
Одежду хранили в больших сундуках, гладили при помощи валика и рубила.11 слайд
Дидактическая игра «Одень казак и казачку в костюм»
Воспитатель: поскольку казаки были очень хлебосольные, то они любили угощать своих гостей пирогами с чаем из трав. Ну а чаем поили гостей из …
(самовара) 12 слайд.
Воспитатель: Вот и у нас пироги поспели, самовар закипел.
А теперь можно и гостей приглашать к чаю.
Дети: Милости просим гости дорогие.
Воспитатель: Ребята я очень рада, тому, что, сейчас возрождаются станицы, хутора с казачьими традициями, обычаями и бытом. И вижу вы знаете историю своих предков – казаков, чтите их традиции. Так будьте их достойны.
Напутствие.
И хорошо, чтоб в наши дни
Традиции с тобой мы берегли,
В чудном крае, где живем мы у Дон- реки,
Где жили здесь когда- то наши предки казаки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»
Целью занятия является: формирование знаний детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях; развитие интереса у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде. ...
Конспект занятия "Донские казаки"
Формирование представлений детей об истории возникновения донского казачества, знакомство с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом; закрепление знания о других народностях....
конспект по ознакомлению с историей и культурой донских казаков
конспект занятия с использованием ИКТ...
Презентация "Герои произведений М.А. Шолохова - донские казаки"
Часть третья....
План : "По развитию духовно - нравственных качеств личности на основе культурных традиций донских казаков"
Открывать детям путь к нарвственной стороне познания окружающего мира,воспитывать чувство любви к своему городу, своей стране, уважение и бережное отношение к природе...
Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ»("Покров на Дону")
Главное назначение проекта "Покров на Дону" - ознакомление дошкольников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее...
Сценарий драматизации сказки «Поречни и жемчуг» - сказки о донских казаках и о том времени, когда в Дону жили поречни и находили жемчуг.
Цель: создание условий для пробуждения у дошкольников патриотических чувств и интереса к познанию родного края в дошкольном возрасте. Задачи:1. Формирование у ре...