"Мой город"
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Знай и люби свой город»
Номинация «Моя малая Родина»
Воспитатели МБДОУ № 24
Шевченко Надежда Ивановна
Усть-Лабинск
2016г.
Пояснительная записка
Актуальность:
Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше знаем о себе, о своей родине, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает корней. Поэтому важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее.
Воспитания чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родному краю, родной стране играют огромную роль в становлении личности. Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Это является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по оказанию воспитанию любви к родному краю нужно продумать, о чем рассказать детям, особо выделив характерное только для нашего края, доступно показать связь родного края со всей страной.
Мы живем и работаем в Усть-Лабинске. Он богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И наша задача помочь узнать, чем красив и богат наш город, который носит такое гордое имя – Усть-Лабинск.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, прославившими Усть-Лабинск. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с родным городом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Усть-Лабинска.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою страну, город, край необходимо показать их с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. Дать детям определенные знания о родном городе, Краснодарском крае, его истории, культуре, природе. Вызвать определенные чувства и отношения к своей малой Родине. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
Проблема:
В сентябре в группу пришел новый мальчик Сережа, он с родителями переехал из другого города. Однажды Сережа принес в детский сад фотоальбом с видами своего родного города. Мальчик рассказал много интересного и познавательного про свой город. Детям было очень интересно слушать его рассказы, рассматривать фотографии достопримечательностей. В конце беседы Сережа обратился к ребятам с просьбой: «Пожалуйста, расскажите мне про свой город, что в нем интересного, куда можно пойти в выходной день?». Ребята задумались и стали размышлять о том, что рассказать Сереже о своем родном городе, что в нашем городе есть примечательного и интересного.
Дети рассказали Сереже о том, что город, в котором они живут, называется Усть-Лабинск, в городе есть красивые улицы и дома, есть парк и сквер, стадион. Это почти все, что ребята смогли рассказать Сереже о своем родном городе. И тогда мы предложили ребятам исправить эту ситуацию. Всем детям было предложено совместно с родителями ближе познакомиться с историей своей малой Родины через экскурсии в музей, библиотеку, знакомства с достопримечательностями города, посещение культурных и спортивных мероприятий города Усть-Лабинска.
Дети не задумываются о том, Усть-Лабинск – это их малая родина. Почти ничего не знают об его истории, достопримечательностях, известных умельцах и мастерах, не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Участники: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), родители, педагоги, музыкальный руководитель.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Цель: формировать у детей и родителей устойчивый интерес к культурным ценностям города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям Усть-Лабинска, через обогащение и систематизацию краеведческих знаний и представлений.
Задачи:
- Разработать и реализовать образовательный проект по ознакомлению детей с родным городом.
- Сформировать детскую компетентность по данной проблеме.
- Познакомить детей с историей города и его культурными ценностями.
- Вовлекать в учебно-воспитательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного города.
- Обогащать и систематизировать знания детей об истории города и его культурных ценностях.
- Воспитывать чувство гордости за родной край.
Сроки реализации: сентябрь 2015 год – май 2016 год.
Содержание проекта
I этап – подготовительный:
- Изучение методической и практической литературы.
- Разработка и апробация конспектов и других мероприятий.
- Подбор стихов, рассказов, картин и иллюстраций по теме проекта.
- Составление картотеки дидактических игр.
- Составление картотеки подвижных игр.
- Анкетирование родителей и детей.
II этап - основной:
Образовательные области. Компоненты образовательных областей.
Социально-коммуникативное развитие
Беседы:
- «Мы – усть-лабинцы»
- «Почему назвали улицу так?»;
- «Традиции города»;
- «Какой красивый дом»;
- «Танцевальные коллективы нашего города»;
- «Александровская крепость»;
- «Зеленый наряд Усть-Лабинска».
Сюжетно-ролевые игры:
- «Мой дом»;
- «На улицах города»;
- «Куда я поведу гостей»;
- «Путешествие по реке Кубань»;
- «Мы идем в кино».
Познавательное развитие
- рассматривание буклетов, иллюстраций, открыток об Усть-Лабинске;
- рассказ воспитателя - «Как произошли названия улиц», «Символика Усть-Лабинска», «Памятники великой отечественной войны в Усть-Лабинске», «О храме преподобного Сергия Радонежского»;
- знакомство с картой г. Усть-Лабинска;
- просмотр слайд-презентации «Мой Усть-Лабинск»
- образовательная ситуация «Город на Кубани»;
- образовательная ситуация «Кубань - красавица»;
- образовательная ситуация «Как нужно себя вести в общественных местах»;
- образовательная ситуация «Город-труженик»;
- образовательная ситуация «Спасем озеро Копытко от загрязнения» (с использованием метода экспериментирования и моделирования);
- викторина «Знаток родного города».
Дидактические игры:
- «Прогулка по родному городу»;
- «Собери герб Усть-Лабинска»;
- «Узнай место по фотографии»;
- «Подбери пару»;
- сложи картинку «Символика города»;
- игра-пазл «Сложи целое»;
- игра-лото «Растения Усть-Лабинска»;
- просмотр слайд-презентации «Мой Усть-Лабинск»;
- Речевое развитие
- составление рассказа о достопримечательностях города Усть-Лабинска с использованием макетов;
- рассказы из личного опыта«Я и моя улица» с использованием книжек-малышек, «Что мне нравится в нашем городе»;
- чтение художественной литературы, стихов о родном городе;
- выставка книг кубанских авторов;
- литературная гостиная «О творчестве усть-лабинских поэтов»;
- заучивание стихотворений Е. Синчило «Мой город».
Художественно-эстетическое развитие
- знакомство с Петриковской росписью, рассматривание узоров;
-знакомство с творчеством И.Дончакова;
- лепка «Скульптуры Усть-Лабинска»:
- лепка «Животные, которых мы видели на станции юннатов»;
- конструирование «Станция юннатов»;
- рисование «Улица, на которой я живу»;
- рисование «Герб Усть-Лабинска»;
- рисование «Что мы видели в музее?»;
- рисование «Я был на крепости»;
- рисование «9 Мая»;
- аппликация «Улицы города»;
- аппликация «Здания нашего города»;
- аппликация «Мы на станции юннатов»;
- аппликация «Наш парк».
Физическое развитие
-подвижные игры: «У Василки, у казаченьки», «Тополек», «Казак и воробей», «Кауны».
- физминутки: «Мой домик», «В гости», «Часики», «Жаворонки».
- зарядка: «Любимый Усть-Лабинск», «Полюшко», «Прогулка по городу».
- пальчиковая гимнастика: «Помощники», «В сад за сливами», «Моя семья».
Работа с родителями
- конкурс семейных творческих работ ««Мой город Усть-Лабинск»;
- создание и оформление книжки-малышки «Я и моя улица»;
- создание и оформление фотоальбома «Я и мой город»;
- создание и оформление папки-энциклопедии «История нашего города»
- создание и оформление мини-музея «Загадки старины»;
- создание макета одной из достопримечательностей города Усть-Лабинска из бросового материала;
- совместная досуговая деятельность педагогов, родителей и детей.
- ознакомительные экскурсии: центральная улица города, школы, центральная почта, детская поликлиника, районная библиотека, железнодорожная станция, стадион, автовокзал, районный дом культуры «Кубань», городской дом культуры, кинотеатр «Знамя», городской парк, фонтан, станция юннатов, городской музей, подворье И. А. Дончакова, посещение храма Сергия Радонежского;
- экскурсии: по местам боевой славы (к памятникам солдатам, павшим в годы войны, к памятнику Муси Пинкензона, А. Суворову, Усть-Лабинская (Александровская) крепость), в воинскую часть;
- посещение исторических зданий, оригинальных архитектурных сооружений, красивых уголков города (озеро, река, поле, лес в разное время года);
- посещение предприятий города с целью знакомства с профессиями родителей (молзавод, ферма, клуб, почта, ЭМЭКа, Подшипник, библиотеки и т. д.) .
III этап. Заключительный
- Выставка семейных конкурсных работ (подведение итогов).
- Мини-музей «Загадки старины».
- Папка-энциклопедия «История нашего города».
IV этап. Анализ работы
- Подведение итогов проделанной работы.
- Оценка достижения поставленных целей и задач.
Ожидаемые и полученные результаты
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Усть-Лабинска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя усть-лабинцем.
Обновление предметно-развивающей среды группы (картотека настольных игр, игровой материал, макеты, книжки-малышки, мини-музей в групповом блоке).
Повышение уровня знаний детей, исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения.
Активизация творческого потенциала родителей, плодотворная работа по системе ДОУ – Ребёнок - Дом.
Активизация творческих возможностей и исследовательских навыков детей.
Появление интереса и любви к истории семьи, города, края, его традициям и обычаям. Знание истории малой Родины. Привитие любви и бережного отношения к природе, интереса к её изучению.
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы знакомим детей с нашей малой Родиной – городом Усть-Лабинском в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Приложение 1
Праздники, развлечения, досуги
№ п/п | Тема, задачи | Срок |
Музыкально-литературная гостиная «С днем рождения, Усть-Лабинск!» Воспитывать чувство гордости за родной город, уважение к людям, живущим в Усть-Лабинске. Развивать эмоции у детей, поддерживать радостное настроение. | Сентябрь | |
Театрализованное представление «Как Торопыжка спешил в гости» Закреплять знания детей о родном городе и его расположении. Учить пользоваться картой. Упражнять детей в умении определять на карте некоторые условные обозначения. Формировать навык безопасного поведения на улице (ПДД). | Октябрь | |
КВН между детьми старшей и подготовительной групп «Прошлое и настоящее Усть-Лабинска» Систематизировать и обобщить знания детей о родном городе (месторасположение, история возникновения города, некоторые достопримечательности). Развивать память, внимание, мышление, формировать умение делать выводы, обобщения. Продолжать учить детей действовать в команде, договариваться друг с другом. | Ноябрь | |
Литературная гостиная «Кубанские писатели детям» Приобщать родителей воспитанников к совместному с детьми чтению книг. Познакомить с некоторыми произведениями кубанских писателей. Продолжать формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города. | Декабрь | |
Интеллектуальная игра «Самый умный усть-лабинец» (между педагогами ДОУ и детьми подготовительной группы). Обобщать и систематизировать знания детей о городе. Формировать чувство гордости за свой родной город. Продолжать учить детей действовать в команде, договариваться друг с другом. | Январь | |
Праздник «Широкая масленица» Привлекать детей к празднованию масленицы, соблюдать традиции и обряды, учить веселиться. | Февраль | |
Игра-путешествие «Усть-Лабинский зоопарк» Закреплять знания детей о животных Усть-Лабинской станции юннатов, правилах поведения. Воспитывать экологически грамотное отношение к животным. Формировать у детей навык публичного выступления. | Март | |
Устный журнал «Зеленая аптека» Закреплять знания детей о парках и скверах города, лекарственных и ядовитых растениях. Формировать навык публичных выступлений. | Апрель | |
Развлечение «Усть-Лабинские посиделки» Закреплять знания детей о народах населяющих Усть-Лабинск. Воспитывать чувство уважения и толерантности к людям другой национальности. Развивать эмоциональную отзывчивость к народному творчеству. | Май | |
Развлечение «Кубанская горница» Закреплять знания детей о жилище, интерьере горницы, предметах народного быта. Побуждать потребность в поддержании красоты, чистоты в доме. Развивать эмоциональную отзывчивость к народному творчеству. | Июнь |
План экскурсий по разделу
«Знай и люби свой город»
№ п/п | Тема, задачи | Срок |
1. | Экскурсия в городской парк Расширять и уточнять знания детей о достопримечательностях района, местах отдыха. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Воспитывать потребность в поддержании красоты, чистоты в парке. | Сентябрь |
2. | Экскурсия по центральному микрорайону Закреплять знания детей о микрорайоне города и его расположении. Учить пользоваться картой. Упражнять детей в умении определять на карте некоторые условные обозначения. Формировать навык безопасного поведения на улице (ПДД). | Октябрь |
3. | Обзорная экскурсия по городу Усть-Лабинску Систематизировать и обобщить знания детей об Усть-Лабинске (месторасположение, история возникновения города, некоторые достопримечательности). Развивать память, внимание, мышление, формировать умение делать выводы, обобщения. Воспитывать любовь к родному городу, уважение к его жителям. | Ноябрь |
4. | Экскурсия в библиотеку Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, расширять знания детей о библиотеках города; формировать представления детей о библиотеке, как источнике добывания знаний. | Март |
5. | Экскурсия «Усть-Лабинск на страже Родины» Познакомить детей с историческими памятниками победителям в ВОВ. Подвести к осознанию миротворческих функций русской армии. Способствовать воспитанию патриотических чувств и чувства уважения и почитания героев войны. | Май |
Приложение 2
Анкета для родителей.
1.Как вы знакомите своего ребенка с городом Усть-Лабинск?
2. Какие достопримечательности есть в нашем городе?
3.Какими средствами пользуетесь при знакомстве с городом?
4. Знаете ли вы, как называли в прошлом город Усть-Лабинск?
5. Знаете ли вы, кто основатель города Усть-Лабинск?
6. Знаете ли вы главные (центральные) улицы Усть-Лабинска?
7. Знаете ли вы всю геральдику Усть-Лабинска?
8. Как вы думаете, должен ли ваш ребенок знать свой город?
9. Важно ли для ребенка знать свой город? Почему?
10. Какие бы места вы показали бы гостям нашего города?
11.Назовите достопримечательности города ?
12. Как часто вы ходите в культурные места нашего города вместе с детьми?
13. Беседуете ли вы с детьми о нашем городе дома?
14. Какие памятники вы знаете в городе?
15. Знакомите ли вы своего ребенка с достопримечательностями нашего города?
Спасибо.
Опросник для детей.
- Как называется наш город?
- На берегу какой реки стоит наш город?
- Назови основателя города Усть-Лабинска?
- Расскажи о символике Усть-Лабинска (что нарисовано на гербе, флаг Усть-Лабинска).
- Назови центральные улицы Усть-Лабинска.
- Назови достопримечательности Усть-Лабинска (по картинкам).
- Куда ты ходил в городе?
- Какие памятники ты знаешь в городе?
- Любишь ли ты наш город Усть-Лабинск? Почему?
Приложение 3
ИГРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
«Одень казака и казачку»
Материал: бумажные куклы – казак и казачка, комплекты разной одежды для каждого.
Правила игры.
1 вариант. Ведущий показывает части костюмов. Дети должны выбрать одежду в которую одевались казаки и казачки. Правильно назвавший тот или иной предмет женской (мужской) казачьей одежды, забирает его и одевает куклу.
Побеждает тот, кто первым оденет свою куклу.
«Помоги казачке накормить скот»
Материал: макет казачьего скотного двора, кукла Маруся, одетая в казачье платье.
Правила игры.
К детям приходит кукла Маруся и просит их помочь ей управиться по хозяйству (подводит их к макету скотного двора).
Дети рассматривают макет. Затем, по просьбе Марусе, по одному называют животное (из имеющихся на данном казачьем подворье), показывают его всем и рассказывают о нем: чем питается, где живет.
Рассказывая о том, чем питается животное, ребенок отыскивает нужный корм на гумне (помещение, где хранится корм для скота) и ставит коробочку с кормом тому животному, о котором идет рассказ.
В конце игры Маруся благодарит ребят за помощь, приглашает всех вместе с нею сыграть (спеть) казачью песню. Например, «Распрягайтэ, хлопци, конэй…», слова и музыка народные.
«Улица, на которой я живу»
Материал для игры: макет с изображением жилого района.
Правила игры:
Участники игры (от 1 до 4 человек), рассказывают о своей улице, на которой они живут с помощью макета. На котором расположены здания, растения, транспорт, людей и пр.
Игроки называют улицу, на которой они живут и рассказывают, что на ней находится.
«Сложи целое»
Материал для игры: разрезные картинки, изображающие объекты архитектуры города.
Правила игры. Играет один или группа детей (семья). По образцу необходимо собрать целую картину здания (изображение памятника архитектуры).
«Путешествие по городу»
Материал для игры: игровое поле с изображенными на нем достопримечательностями города, кубик с количеством точек от 1 до 6, фишки – 4 шт., жетоны.
Правила игры.
Играет 1-4 человека. По договоренности игроки определяют очередность, бросают кубик, делают ход. «Останавливаясь» на остановке с изображением достопримечательности города ребенок рассказывает об объекте. Тот, кто затрудняется назвать и рассказать об объекте, возвращается назад. Ответивший правильно, получает жетон.
Побеждает тот, кто первым прошел дорожку от старта до финиша и набрал большее количество жетонов.
«Путешествие в прошлое»
Материал: предметы быта казаков, карточки с изображением предметов (прялка, лавка, образа, шаль с бахромой, жакет, гребень, восковые свечи, рукоделие, спицы, пряжа, кошелка, полати, ухват, чугунок, печная заслонка, поддувало, керосиновая лампа и пр.), цветные иллюстрации, изображающие интерьер казачьей кухни и горницы.
Правила игры.
1 вариант. Воспитатель показывает предмет казачьего обихода (или карточку с изображением предмета). Дети называют его, рассказывают о назначении этого предмета.
2 вариант. На одной из иллюстраций изображен интерьер горницы, на второй — интерьер кухни. Карточки с изображением предметов казачьего обихода находятся в «чудесном мешочке».
Игроки делятся на 2 группы. Игрок каждый группы (поочередно) достает карточку, показывает соперникам. Те называют предмет, рассказывают о его назначении и называют, куда этот предмет необходимо поместить: в горницу или на кухню. Затем выкладывают карточки возле первой или второй иллюстрации. За правильный ответ игроки получают очко.
Та группа, которая наберет большее количество очков, выигрывает.
«Выставка казачьих вещей»
Материал: старинные казачьи и современные предметы быта.
Правила. Перед детьми в беспорядке разложены старинные казачьи и современные предметы быта (деревянные миски, горшки, самовары, махотки, рогачи, таганок, утюг, электрочайник, игрушки).
Дети должны в течение определенного времени отобрать старинные казачьи вещи и «оформить выставку».
«Знаток родного города» (викторина)
Материал для игры: фотографии родного города, вопросы к игре, жетоны.
Правила игры.
Игрокам задаются вопросы
- Назови улицы родного города.
- Как называется река, в устье которой расположен наш город.
- Назови реку, которая протекает через наш город.
- Какое озеро расположено в нашем городе.
- Назови предприятия нашего города, какую продукцию они производят?
- Какие люди прославили наш город?
За каждый правильный ответ игрок получает жетон. Выигрывает тот, кто получает больше жетонов.
«Подумай и назови»
Материал для игры: фотографии старинных вещей.
Правила игры.
Перед ребенком раскладываются фотографии, педагог описывает одну из изображенных на фотографии вещей, ребенок называет описанный объект.
Второй вариант. Ребенок описывает – взрослый отгадывает.
«Помоги художнику исправить ошибку»
Материал для игры: картинка с изображением казачьей горницы.
Правила игры.
Ребенку демонстрируется картинка с изображением кубанской горницы. Предлагается найти ошибки, которые допустил художник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Город мой, город таежный"
Данная презентация была выполнена для детей старшего дошкольного возраста при проведении тематической недели"Россия, родина моя"...
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.
Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и по...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего».
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего»....
Конспект НОД по рисованию «Город древний, город настоящий и город будущий» (на примере города Искитима)
Занятие " Город древний, город настоящий, город будующий" было проведено в рамках открытого городского педагогического марафона, на котором была предложена программа меропр...
Презентация "Город-герой Ленинград, города воинской славы, города воинской доблести Ленинградской области.
Презентация о городах Ленинградской области, отличившихся в Великой Отечественной войне....
Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...